исследования: аналитические, наблюдения и определения.
Работа базировалась на трудах: Т.Н. Дороновой, Н.А. Коротковой, О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой и др.
коррекция аддиция поведение ребенок
1. Понятие об аддиции у детей
Ребенок, входя в мир, испытывает большие психологические нагрузки, связанные с его адаптацией к внешнему окружению. Он часто испытывает стрессы, избежать которые не всегда удается даже в благополучных семьях, а если семья не отличается гармонией и благожелательностью, то стрессовая ситуация сопровождает ребенка всю его жизнь. Но в стрессах маленького человека виновата не только семья, но и дальнее окружение: улица, сверстники, значимые или малозначимые взрослые, а порой и детские учреждения.
Стремление к психологическому и физическому комфорту не всегда возможно реализовать не только ребенку, но и взрослому человеку. Для нашего времени характерно и то, что происходит очень стремительное нарастание изменений во всех сферах общественной жизни. Современному человеку приходится принимать все возрастающее количество решений в единицу времени. Нагрузка на системы адаптации очень велика. Основоположник теории стресса Г. Селье, говоря об адаптации, пишет: «Большая способность к приспособлению, или адаптации, - вот что делает возможным жизнь на всех уровнях сложности. Это основа поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессу».
Внутренний мир ребенка также может быть предрасположен к стрессу. Низкая приспособляемость к внешней среде заставляет ребенка искать спасения в занятиях, которые уводят его от проблем, доставляют приятные ощущения и чувство успокоения. Недаром малыш часто сосет палец, прячется в укромный уголок, откуда наблюдает за взрослыми, при виде чужих - прячется за близких людей. Это еще не болезнь, но уже предрасположенность к ней, если взрослые не научат ребенка правильно реагировать на опасность. Из ребенка при определенных условиях может развиться аддитивная личность.
Аддитивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания - уход от проблем. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта.
Таким образом, у них создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ «борьбы» с реальностью закрепляется в поведении ребенка и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддитивной реализации.
Ребенок растет, а аддиция видоизменяется с его возрастом. Желание изменить настроение по аддитивному механизму достигается с помощью различных аддитивных агентов. У взрослых к таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки.
Разрушительный характер аддиции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, «но в случае аддитивного поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности».
Формы аддиции могут сменять одна другую, что делает иллюзию решения проблем еще устойчивее и сильнее. Это опасно не только для самого аддикта, но и для тех, кто его окружает. Аддитивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что аддикт «оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, релаксироваться, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, сочувствие, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям».
Межличностные отношения слишком непредсказуемы для аддикта, они требуют больших усилий, немалых эмоциональных затрат, напряжения мыслительной деятельности и отдачи. Взаимодействие же с неодушевленными веществами, предметами и видами деятельности всегда предсказуемо, эффект достижения комфорта почти всегда гарантирован. Неодушевленными предметами легко манипулировать, поэтому растет уверенность в способности контролировать ситуацию. Страшно то, что манипулятивный стиль переносится в сферу межличностных контактов. Таким образом, во взаимодействии аддиктивной личности с миром происходит специфическая переориентация: «одушевляются» предметные отношения с аддитивными агентами и «опредмечиваются» межличностные отношения.
Общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности усваиваются, и личность формируется в общении с другими людьми. Аддикт отгораживает себя от этих процессов, перестает обогащать свой жизненный опыт, нарушая тем самым важнейшие функции общения. Возникают взаимные трудности в процессе совместной деятельности аддикта с другими людьми. Потребность в самопознании, самоутверждении и подтверждении лица с аддитивными особенностями реализуют, прежде всего, в своем контакте с аддитивными агентами, но не в общении. Наряду с дисфункциональными процессами в общении, нарушаются, искажаются и теряют ценность такие значимые механизмы межличностной перцепции как идентификация, эмпатия, рефлексия. Следовательно, утрачивается способность ставить себя на место партнера, сопереживать, представлять, каким воспринимают тебя окружающие.
Аддикт ограничивает в себе основные потенциалы, характеризующие личность: коммуникативный, познавательный, морально-нравственный, творческий и эстетический. Таким образом, стремление уйти от проблем и иллюзия комфорта обрекают аддикта на личностный застой, несостоятельность или полный крах. Окружающие его люди начинают испытывать все возрастающее недовольство по поводу такого поведения, учащаются и усиливаются конфликты. Пытаясь избежать затруднительных конфликтных ситуаций, аддикт напротив все больше расширяет зону конфликта и увеличивает долю нерешенных проблем, в значительной мере осложняя жизнь себе и близким.
Начало формирования аддитивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне. Следующий этап аддитивного поведения «характеризуется формированием определенной последовательности прибегания к средствам аддиции. Прослеживается корреляция ритма аддиции с жизненными затруднениями, и чем ниже порог переносимости фрустраций, тем быстрее ритм. На третьем этапе аддитивный ритм становится «стереотипным, привычным типом реагирования, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни», «интегральной частью личности». Это делает аддиктов «невосприимчивыми к попыткам их критики, разубеждению на уровне здравого смысла. Четвертый этап - полная доминация аддитивного поведения. Происходит полное погружение в аддитивный процесс, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Пятый этап носит уже характер катастрофы. Аддитивное поведение разрушает и психику, и биологические процессы.
Таким образом, поскольку аддитивная реализация уже не приносит прежнего удовлетворения и не происходит желаемого изменения настроения, состояние аддикта в целом отличается апатией и подавленностью. Прежнее доаддиктивное «Я» разрушено, возврат к нему невозможен, с такими людьми почти не удается наладить эмоциональный контакт. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения, что в значительной мере может осложнить коррекцию или сделать ее полностью бессильной.
2. Формы и методы коррекции аддитивного поведения у детей
Еще до поступления в школу более чем у большинства детей уже сформированы поведенческие привычки, связанные с высоким риском развития болезней, зависимого поведения. Главная роль здесь принадлежит семье. Правильные знания, которые ребенок получает в системе общественного воспитания, могут противоречить практике жизни семьи, ведущей неправильный, нездоровый образ жизни. В результате знания становятся для ребенка абстрактными, оторванными от реальной жизни. Он оказывается перед трудным выбором своей собственной позиции, поведения, действий.
Таким образом, идея построения модели коррекционной работы в ДОУ состоит в том, что коррекция аддитивного поведения в детском саду наряду с развитием личности ребенка должна быть ориентирована на устранение социально-педагогических факторов, способствующих возникновению и развитию аддитивного поведения. Устранение таких факторов представляется возможным в силу того, что у дошкольного учреждения имеется ряд преимуществ в организации взаимодействия с семьей.
В детском саду обязательно проводится диагностика социально-личностного развития ребенка и диагностика семейного воспитания, которая выявляет отклонения в личностном развитии ребенка и причины их возникновения на ранней стадии.
Педагоги встречаются с членами семьи ежедневно, что позволяет увеличить количество коррекционных воздействий. Регулярность встреч обеспечивает и своевременность решения возникающих проблем. Родители, доверяя педагогам ДОУ самое ценное, что есть у них в жизни - свое дитя, более открыты для взаимодействия и восприимчивы к советам и рекомендациям специалистов дошкольного учреждения.
Ребенок дошкольного возраста психологически и физически более привязан к близким ему взрослым, нуждается в заботе и поддержке. Родители, ощущая это, готовы к участию в жизни ребенка в детском саду (совместных занятиях, режимных моментах и проч.), а, следовательно, и к пониманию потребностей малыша, удовлетворение которых влияет на его личностное развитие. В работе дошкольных учреждений существует практика организации детских праздников и развлечений - мероприятий для родителей, которые они посещают с радостью и безотказно, что позволяет использовать потенциал таких мероприятий в профилактических целях.
Организационная структура модели определяется следующими принципами коррекционной работы детского сада: единство психического и физического здоровья ребенка; взаимосвязь и взаимозависимость развития ребенка в семье и детском саду; единство и взаимосвязь антенатального и постнатального развития ребенка; личностно-ориентированный подход в работе с семьей и ребенком; открытость системы профилактической работы; сотрудничество субъектов профилактики. Организационная структура представляет собой поэтапное взаимодействие с семьями воспитанников детского сада.
Первый этап - получение первичной информации о системе работы ДОУ. Взаимодействие детского сада с семьей начинается с набора детей в группы. Специалисты детского сада налаживают контакт со структурами города - районными поликлиниками, отделами образования, выявляют детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, и приглашают их в детский сад на день открытых дверей. Очень эффективными оказываются собеседования с родителями в местах прогулок с детьми. Проведение этой работы необходимо для максимального охвата семей, воспитывающих детей дошкольного возраста.
На дне открытых дверей родители знакомятся с группами, получают рекламные буклеты с информацией о работе детского сада в целом и проведении профилактической работы в частности. Буклеты являются частью комплекса мероприятий по мотивации родителей на участие в программе коррекции аддитивного поведения. В результате, та часть семей, дети которых впоследствии придут в группы, уже имеет представление об особенностях работы, определенных требованиях и выбирает детский сад осознанно.
После того как родители принимают решение о поступлении ребенка в детский сад, они записываются на собеседование к социальному педагогу. На собеседовании до родителей доводится более подробная информация о системе коррекции, основных принципах и направлениях работы. Родителей знакомят с основными нормативными документами: программой коррекции, положением о группе, уставом детского сада, разъясняют их права и обязанности, а так же права и обязанности ДОУ.
Очень важно в ходе беседы донести до родителей несколько ключевых моментов: согласно международному и российскому законодательству родители несут ответственность за развитие ребенка и являются основными воспитателями. В этой связи, поступая детский сад, родители должны быть готовы стать активными участниками коррекционной работы в детском саду и продолжать ее в домашних условиях, придерживаясь рекомендаций педагогов. Это же дает им право вносить предложения по организации работы. Самым действенным средством коррекционной работы является позитивный пример членов семьи ребенка. Родители должны быть готовы к тому, что возможно придется критически осмыслить привычный образ жизни и внести определенные изменения.
Участие родителей в коррекционной работе не является вмешательством в частную жизнь семьи. Все совместные мероприятия и даваемые педагогами рекомендации планируются исключительно в целях достижения наибольшего коррекционного эффекта, который в дальнейшем поможет ребенку найти правильное решение в кризисной ситуации.
Собеседование проводится в максимально деликатной форме и доверительной обстановке. Самое главное - это принятие родителями необходимости участия в коррекционной работе. Таким образом, осуществляется еще один шаг в мотивации родителей.
Второй этап - диагностика. На этом этапе проводятся следующие мероприятия: первичный прием ребенка с родителями, проведение диагностики семейных взаимоотношений, проведение диагностики развития ребенка и совместный с родителями мини-педсовет.
Участники первичного приема: социальный педагог, врач-педиатр, педагог-психолог, родители, ребенок, поступающий в ДОУ. Врач проводит собеседование с родителями, где обращается внимание на подробный акушерско-гинекологический анамнез, анализируется психофизическое состояние мамы во время беременности и родов и весь период развития ребенка до поступления в дошкольное учреждение.
Ребенок осматривается, определяется физическое и нервно-психическое развитие. Социальным педагогом осуществляется сбор и обработка информации о семье и ребенке. Педагогом-психологом проводится входная диагностика развития ребенка. При отягощенном анамнезе (медицинском и социальном) и (или) явных признаках аддиктивного поведения сразу же определяются и обсуждаются с родителями основные направления коррекции, даются рекомендации воспитателям по сопровождению периода адаптации ребенка к детскому саду. Это позволяет воспитателям подготовиться к тому, чтобы адаптация ребенка к новым условиям прошла мягко и безболезненно.
Родителям или лицам их заменяющим разрешается находиться с ребенком весь период адаптации, принести в группу любимые вещи ребенка, посещать вместе с ним занятия, гулять, укладывать спать. Ежедневные наблюдения за ребенком и его родителями фиксируются в карте адаптации, даются рекомендации родителям, при необходимости организуются тренинги и консультации специалистов детского сада.
Грамотно организованная работа с ребенком и его родителями в адаптационный период является залогом формирования доверительных отношений между специалистами ДОУ и семьей и, что наиболее важно, - закладывает основы психического и эмоционального благополучия ребенка в детском саду. В этот же период проводится педагогическая диагностика семьи с применением следующих методов:
МетодРезультатАнкетированиецеленаправленное получение информацииПатронажинформация об условиях проживания ребенка, о взаимоотношениях в семье, о семейных традицияхНаблюдениеинформация о взаимоотношениях в семье, о взаимодействии членов семьи с ребенком, между собой, с педагогами, о роли членов семьи в воспитании ребенкаСбор информации по документамполучение информации об анамнезе, медицинских показаниях, генеалогических характеристиках семьиПроективный рисунок семьивыявление скрытых проблем семейного воспитанияСочинение «Мой ребенок»информация об отношении родителей к ребенкуПедагогическая диагностика развития ребенкаинформация о приоритетных направлениях семейного воспитанияБеседаконкретизация информации, полученной из разных источников; формирование отношения к детскому саду
Вся информация о семье собирается социальным педагогом детского сада, анализируется и заносится в социальный паспорт семьи<file:///D:\моя%20работа\приложение%20№3а.doc> Социальный педагог несет ответственность за сохранение конфиденциальности сведений.
Результаты полученных данных анализируются по двум направлениям: социальный статус семьи и особенности семейного воспитания. Первое направление включает: особенности семьи (полная, неполная); количество детей в семье; образовательный уровень семьи; категория работы членов семьи; уровень доходов семьи (обеспеченная, средне обеспеченная, малообеспеченная);
Диагностика семейного воспитания анализируется по следующим параметрам: стиль семейного воспитания (авторитарный, неустойчивый, демократичный); микроклимат семьи (эмоциональный комфорт, тревожность, дискомфорт); приоритеты семейного воспитания (создание условий для всестороннего развития ребенка, подготовка ребенка к школе, ребенок предоставлен сам себе); кто в семье больше занимается воспитанием (мать, отец, бабушка, дедушка, гувернер); отношение к детскому саду (постоянный контакт с педагогами по вопросам развития ребенка, контакт эпизодический, нет контакта с педагогом, не прислушиваются к рекомендациям).
После окончания периода адаптации проводится педагогическая диагностика развития ребенка. По ее итогам и результатам исследования семьи проходят собеседования специалистов и воспитателей ДОУ, анализируются полученные данные и составляется индивидуальный план профилактической работы с ребенком и его семьей.
Родители приглашаются на мини-педсовет и знакомятся с данными наблюдений и планом профилактических мероприятий. Выслушиваются и обсуждаются все пожелания и замечания родителей, педагоги обосновывают свое мнение. Самое главное - провести эту работу конструктивно и постараться достигнуть полного взаимопонимания, т. к. над реализацией профилактической программы придется трудиться всем вместе и педагогическому коллективу, и семье.
Третий этап - реализация программы коррекции. Формы работы педагога с родительской аудиторией по реализации программы коррекционных мероприятий разнообразны.
Степень участия семьи в педагогическом процессе в детском саду зависит от особенностей детей группы, которую посещает ребенок. Общей особенностью является предоставление родителям возможности участвовать в занятиях, развлечениях, совместных играх с ребенком под руководством педагога. Это помогает родителям глубже осознать потребности ребенка, повышает доверие родителей к детскому саду: наблюдая за работой педагогов, родители обучаются определенным приемам взаимодействия с ребенком и готовы продолжать занятия со своим ребенком в домашних условиях.
Приоритетными формами взаимодействия с семьей на данном этапе профилактики являются совместные досуговые мероприятия, совместные с детьми обучающие занятия по программе профилактики, индивидуальные консультации, самодиагностика и дистанционное консультирование.
В зависимости от условий учреждения профилактическая работа с родителями может проводиться как на каждом этапе, «пронизывая» все аспекты взаимоотношений «ДОУ - семья», так и иметь характер отдельных консультаций, досуговых мероприятий, социальных проектов.
Однако независимо от составляющих организационной структуры необходимо управление процессом организации коррекционной работы, основными задачами которого являются обеспечение эффективного внутреннего и внешнего взаимодействия специалистов и оказание помощи педагогам в реализации данного направления деятельности учреждения.
Аналогично организуется и работа с детьми: коррекция аддикций может осуществляться в рамках реализации общей коррекционной программы, либо как раздел основной образовательной программы учреждения, либо как компонент развивающего занятия по определенному разделу образовательной программы, либо как одно из направлений свободной детской деятельности. В любом случае должен решаться ряд задач: своевременное выявление детей, имеющих проблемы физического, психического, личностного развития, их медико-социально-психологическая поддержка; социально-эмоциональное развитие детей и коррекция отклоняющегося поведения; развитие коммуникативных навыков, формирование умения отстаивать свою точку зрения, выслушивать и критически воспринимать чужую; формирование привычки к здоровому образу жизни.
Решение задач коррекции определяет следующее содержание работы: диагностика развития ребенка и составление индивидуальной программы развития; проведение мероприятий, обеспечивающих легкую адаптацию ребенка к ДОУ; реализация программ социально-личностного развития детей, обеспечивающих формирование эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков и валеологических программ; методическое обеспечение занятий состоит из двух блоков - социально-эмоционального развития и формирования валеологических знаний. Занятия проводятся педагогом-психологом и врачом-валеологом два раза в неделю (по одному занятию из каждого блока). Занятия проводятся с детьми, начиная с трехлетнего возраста.
Кроме специально организованных занятий по программе профилактики, планирование занятий по основным разделам базисной программы ДОУ обязательно включает: задачи по освоению детьми определенных коммуникативных навыков: профилактическая работа должна быть направлена не только на «детсадовских» детей, но и на детей, находящихся на домашнем обучении и посещающих группы в режиме кратковременного пребывания. Поскольку такие дети, как правило, не имеют достаточного опыта общения со сверстниками, использование коммуникативных игр является необходимым приемом для формирования личностной сферы дошкольника не только в нерегламентированных видах деятельности, но и на занятиях; рекомендации, предлагаемые родителям для игр и занятий с ребенком дома, на прогулке и т.д.: решение задач профилактической работы невозможно без взаимодополнения педагогической практики детского сада и семьи.
Общие подходы к организации воспитательно-образовательного процесса заключаются в следующем: образовательный процесс строится на основе баланса самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми; Привлечение детей к занятиям производится без психологического принуждения и опирается на дополнительную мотивацию детей партнерским участием взрослого; Дифференцированный подход реализуется по нескольким направлениям (многоуровневая функциональная среда, гибкий охват детей соответственно их интересам и возможностям, дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности).
Таким образом, система мер по коррекции аддитивного поведения ребенка в детском саду поможет если не избавить ребенка от аддитивной зависимости на ранней стадии её развития, то смягчить его состояние и научить правильно вести себя в состоянии стресса.
Заключение
Аддитивное поведение детей - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении ребенка к уходу от реальности путем изменения своего психического состоянии. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта.
Ребенок растет, а аддиция видоизменяется с его возрастом. Желание изменить настроение по аддитивному механизму достигается с помощью различных аддитивных агентов. Способ аддитивной реализации из средства постепенно превращаются в цель. Формы аддиции могут сменять одна другую, что делает иллюзию решения проблем еще устойчивее и сильнее. Аддикт ограничивает в себе основные потенциалы, характеризующие личность: коммуникативный, познавательный, морально-нравственный, творческий и эстетический.
В детском саду обязательно проводится диагностика социально-личностного развития ребенка и диагностика семейного воспитания, которая выявляет отклонения в личностном развитии ребенка и причины их возникновения на ранней стадии.
Проведение причинно-ориентированной коррекции, направлено не на последствия употребления средств зависимости, а на причины развития аддитивного поведения, которые могут быть заложены в личности ребенка дошкольного возраста. Поэтому вся коррекционная работа будет строиться только на основе данных диагностики.
Таким образом, аддитивное поведение ребенка проявляется на ранних этапах его развития и при выявлении подлежит коррекции при помощи создания более комфортной среды, положительных эмоций, обучения общению с окружающими, создания доверительной обстановки.
Литература
1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Т.Н. Доронова. - М.: Педагогика, 2002. - 120 с.
. Дошкольная группа. Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст [Текст] / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. - М.: Вече, 2002. - 60 с.
. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников [Текст] / О.Л. Князева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 168 с.
. Маханева М.Д. Перспективная модель организации деятельности ДОУ [Текст] / М.Д. Маханева, О.Л. Князева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
. Ресурсы здоровья. Профилактика рискованных видов поведения у детей дошкольного возраста. Методическое пособие [Текст]. - М.: Холис, 2005. - 231 с.