Константин Петрович Зеленецкий (1812—1857)
Константин Петрович Зеленецкий (1812—1857)
Аннушкин В. И.
Константин
Петрович Зеленецкий – профессор Ришельевского лицея в Одессе, автор книг по
риторике, теории словесности, общей филологии.
Выпускник
Ришельевского лицея, Зеленецкий в 1833 г. был отправлен за счет лицея в
Московский университет, где через год выдержал экзамен на кандидата словесных
наук, а спустя два года получил степень магистра. Вернувшись в Одессу,
Зеленецкий писал своему наставнику, историку М.П. Погодину о своем “сильнейшем
желании” “когда-либо поселиться жить в виду Кремлевских башен” («Риторика». —
1996, № 3). В Москве же были опубликованы первые ученые труды Зеленецкого “Опыт
исследования некоторых теоретических вопросов” (4 кн. — М., 1835—36),
“Исследование значения, построения и развития слова человеческого” (М., 1837).
Став
профессором Одесского Ришельевского лицея, Зеленецкий сформировался в
своеобразного, самостоятельно мыслящего ученого, что, как кажется, не вполне
было оценено его современниками. Ко второй половине 40-х годов XIX в. относятся
фундаментальные работы Зеленецкого, ставшие одновременно серьезными учебными
руководствами для гимназий и университетов: “Исследование о реторике...”
(1846), «I, Общая риторика», “II. Частная реторика”, “III. Пиитика” и “История
русской литературы для учащихся” (все опубликованы в 1849 г.). Кроме
фундаментального разбора истории риторики Зеленецкий представил новую
классификацию филологических дисциплин; именно риторическое исследование давало
систематику всех наук в целом, формировавшую будущую классификацию
академической науки в России. В начале 50-х годов по заказу Министерства
народного просвещения председательствующий Отделения языка и словесности
Императорской Академии наук И.И. Давыдов отредактировал четыре курса
словесности К.П. Зеленецкого и они в анонимном издании “Теории словесности”
(1851—60) стали основным “курсом гимназическим” для учебных заведений России.
В
1853 г. в Одессе было издано “Введение в общую филологию” К.П. Зеленецкого.
Неоднократными были выступления Зеленецкого с речами на торжественных актах
Ришельевского лицея, статьи по вопросам церковно-славянского языка, русского и
“его отношении к языкам западно-европейским”, собственные литературные опыты и
теоретические статьи о литературе в столичных и одесских журналах.
К.П.Зеленецкий
стал ученым, поставившим под сомнение ценность прежних “словесных наук” и
декларировавшим в России рождение нового понимания предмета - теперь уже под
названием “науки о Слове”. Начав свое основное теоретическое сочинение с
похвалы теоретикам риторики древности и критики ее достижений со стороны
нынешних “самостоятельных обрабатывателей”, К.П.Зеленецкий совершенно
определенно заявил о начале нового века в науке: “Только в последнее время,
когда здание словесных наук распадается само собой, когда его заменяет наука о
слове, знамя которой, на развалинах теории словесности первый у нас водрузил
профессор Давыдов, когда труды свои посвящают этому предмету мужи, каковы В.
Гумбольдт и Бопп, реторика как часть науки о слове может надеяться получить
полное право гражданства в сфере наук точных, положительных; может сбросить
свою схоластическую одежду и принять вид более естественный, более согласный с
духом и с направлением нашего времени” [Зеленецкий 1846: 9]. Рассуждения о
“точности и положительности” нового понимания науки слишком напоминают
декларированные и не всегда оправдавшие себя заявления позднейших
“самостоятельных обрабатывателей” науки.
Новации
К.П. Зеленецкого при очевидной классической базе его образованности (он окончил
магистратуру в Московском университете в 1837 году и с тех пор безвыездно жил в
Одессе) способствовали коренному изменению взглядов на предмет филологии.
Речевой процесс объясняется К.П.Зеленецким как логическое действие мышления и
собственно речь. Объясняя “природу и жизнь человека, мышление и слово сего
последнего”, К.П.Зеленецкий вычленяет две “особые науки”, говоря о них
следующее: “Логика принимает на себя всю систему мышления, понимания,
рассуждения и умствования во всех его изгибах и утонченностях; ее цель - в
возможно очевидном и полном разложении процесса мысли; сила убеждения будет
практическим следствием этих занятий в теории, а не предметом и целию науки.
Реторика обратится к миру слова, изберет предметом своим речь как полнейшую
форму слова и по близкому родству сего последнего с мышлением покажет, как
мысль во всей полноте своего развития, выражается в речи...”. Вот окончательное
решение К.П.Зеленецким коренного вопроса русской риторики: связана ли эта наука
с изобретением мысли? Если риторика есть лишь учение о речи, а речь -
“словесное выражение нашей мысли”, то необходимо свести речь к
“слововыражению”, то есть ограничить предмет риторики стилистикой. В 50-е годы
XIX века этот взгляд на риторику, предмет которой необходимо “свести к
стилистике” (см. у К.К. Фойгта: “общая риторика или стилистика”), возобладает
окончательно.
По
мысли К.П. Зеленецкого, риторическое учение составляют следующие науки и их
разделы:
1.
Общая риторика:
а)
логическая основа речи (внутренняя сторона), законы мышления;
б)
собственно риторическая сторона (внешняя сторона речи);
в)
лингвистические условия речи в приложении к русскому языку (словарь языка и дух
его грамматики).
2.
Частная риторика:
а)
систематика (для описаний, повествований, догматики);
б)
теория поэзии (для изящной прозы);
в)
этика, наука о благом (для ораторского красноречия).
3.
Пиитика (эстетическая теория поэзии).
Недостатки
существующей теории словесности и риторики, по мысли Зеленецкого, состояли в следующем:
1.Риторика
не должна быть наукой об “одном красноречии”, она должна включить изучение
“общих условий всякой речи вообще”. Зеленецкий замечает основной недостаток
существующей риторики: ее учение о “красноречии” касается только “изящной (как
бы красной, прекрасной) речи” и никак не касается “речи простой,
некрасноречивой”, которая лежит в основании первой - “подобно тому, как в
основании высших действий ума, воли и фантазии лежит простой разум”. Это важное
наблюдение относится к смене стиля в самую середину XIX века, когда тенденция к
демократическому «опрощению» (в некотором смысле сопровождающая всякое
революционное движение) отмечается прежде всего в изящной словесности - поэтике
натуральной школы, где как раз показывается эта “натуральная”, “простая речь”.
Риторика
как наука об одном красноречии - лишь часть словесности. Красноречие - с одной
стороны, “способность говорить убедительно и изящно”, с другой стороны -
“совокупность произведений” изящной или ораторской прозы. Зеленецкий
настаивает, чтобы под словом р е ч ь понималась не только речь ораторская, но
“речь всякого рода”, в которой “вполне выражается развитая мысль”). В то же
время Зеленецкий указывает, что “такой особенной науки до сих пор нет”.
Расширяя предмет риторики до особенностей “всякой речи вообще”, он пытается
формировать новый состав наук с их новым содержанием.
2.
Теории изобретения и расположения в их прежнем виде отрицаются Зеленецким.
“Изобретаем ли мы наши мысли?... очевидно, нет... мысли родятся сами собою...
Можно сказать: изобресть стекло, компас, порох, но нельзя сказать: изобресть
мысль, потому что каждая мысль наша есть самостоятельное, живое действие самого
духа нашего”. Тезис самопроизвольности рождения мысли будет отрицать
возможность и необходимость управления процессом научения мыслить, ибо мысль и
речь в риторическом действии неразделимы. Отрицая схоластические способы
рождения мысли через систему общих мест (“общие места бесполезны, даже
вредны...”), Зеленецкий расчленял единый и органичный предмет риторики на логику
(теории изобретения и расположения “должны слиться в одну, в теорию логического
развития основной мысли в сочинении”) и стилистику (именно так еще Аристотелем
называлась “третья часть реторики, теории слововыражения, которая по праву
занимает место в реторических курсах”).
3.
Спор Зеленецкого с главным теоретическим предшественником - Н.Ф. Кошанским -
касается способов педагогического приложения теории общих мест. Зеленецкий не
отрицает “главы об изобретении мыслей и рассуждений о страстях, нравах, возрастах
слушателей”, которые “так к стати (писалось раздельно - А.В.), по такой
необходимости вошли в реторические учения древности”, он отрицает “новейших
учителей красноречия”, которые “не проникли основательно в дух и содержание
топических учений древности”, придав им “схоластический дух”.
4.
Теория украшения мыслей через тропы и фигуры фактически также была отвергнута
К.П. Зеленецким как не согласная с “природой”. Идея “естественности”,
спонтанности (как стали писать в XX веке) вновь проявилась в критике искусственности
прежних или существующих построений. Эта идея якобы “естественности” всегда
сопровождает критику существующих риторико-поэтических вкусов: Аввакум призывал
“в простоте Богу угождати” и не заботиться о “красноречии” (при этом известно
его сугубое витийство); М.В. Ломоносов призывал учить “простым” языком и не
заботиться об излишнем “распространении слов”; критика риторики в середине XIX
века В.Г. Белинским (см. анализ в конце исследования) велась также с позиций
естественности, простоты выражения мысли новыми литераторами в противовес
искусственности построений прежних литературных теорий.
К.П.
Зеленецкий пишет: “Разве не достаточно изобразить предмет или явление в том
самом виде, в каком они существуют в действительности и надобно еще разукрашать
их? верное, живое их изображение удовлетворительно во всяком случае. Старинная
школа всего менее заботилась о естественности, согласии с природой”.
Риторическое “разукрашение мыслей” проявляется более всего в тропах и фигурах -
их формально-теоретическое применение и стало, по мнению К.П. Зеленецкого,
причиной той “напыщенности”, которой отмечены похвальные оды М.В. Ломоносова.
Поэтому тропы и фигуры лишь тогда “имеют значение и силу, когда мысль писателя,
согласно со своим предметом, сама собою, по своей природе ложится в них”.
Зеленецкий не считается с тем, что всякая литературная (риторическая и
поэтическая) эпоха рождает свои представления о соответствии мысли писателя
своему предмету, которое фиксируется в правилах риторической или поэтической
школы. Причем, каждая школа настаивает в соответствии со стилем времени, что
именно она впервые и наиболее естественным образом выразила сущность предмета в
соответствии с его природой.
Последнее
общее замечание сделано К.П. Зеленецким относительно “условности и
относительности правил и положений, преподаваемых новейшими реториками” (будто
правила позднейших теорий не будут столь же условными и относительными!). Опору
своей концепции К.П. Зеленецкий пытался найти в общих логических построениях.
“Начала ума и слова”, по его мнению, “общи и очевидны”; “мы рассуждаем, сводим
данные и умозаключения по непреложным законам ума”. “Откуда же, - неоднократно
критикует конкретные законы, правила и категории риторики К.П. Зеленецкий, -
взялась эта хрия ... откуда взяты и к чему ведут эти известные семь
вопросов?... из чего выведены эти двадцать четыре источника изобретения и каким
образом распространять посредством их тему?”
Вся
критика К.П. Зеленецкого направлена против Н.Ф. Кошанского, наиболее
влиятельного автора из прежних теорий. В 1849 г. выходят последним 10-м
изданием “реторики” Н.Ф. Кошанского, а в Одессе - четыре (!) тома курсов
словесности для учащихся К.П. Зеленецкого: “Общая риторика”, “Частная
риторика”, “Пиитика” и “История русской литературы”. Однако при всей критике
прежних теорий К.П. Зеленецкий продолжает в прикладных частях своих учебников
следовать и развиваться в русле концепций словесности Н.Ф. Кошанского, И.И.
Давыдова, В.В. Плаксина и др.... Его “Частная риторика” даст наиболее развитый
для всей истории русской теории словесности состав родов и видов словесности.
Именно К.П. Зеленецкий разработает факультетскую классификацию наук, которая
станет основой для концепции образования в последующие десятилетия.
Основные
публикации:
Исследование
о реторике в ее наукообразном содержании и в отношениях, какие имеет она к
общей теории слова и к логике. - Одесса, 1846.
Курс
русской словесности для учащихся. I. Общая риторика. Одесса, 1849.
Курс
русской словесности для учащихся. II. Частная риторика. Одесса, 1849.
Курс
русской словесности для учащихся: III. Пиитика. Одесса, 1849.
История
русской литературы для учащихся. Одесса, 1849.
Введение
в общую филологию. Одесса. 1853.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/