А одежда, умение подать себя, умение общаться с читателями говорят не только о том, насколько сотрудники библиотеки ценят себя и уважают посетителей библиотеки, о чувстве собственного достоинства и профессионализме, но и о том, насколько сама библиотека, как организация, заботится о своем статусе, о своих работниках.
В современном обществе служебная этика диктует определенные требования к деловому костюму. В данном реферате составитель попытается рассмотреть основные нюансы, касающиеся этих требований.
Если рассматривать понятие «фирменная одежда» в широком смысле, то можно сделать вывод, что это рабочая (производственная) одежда сотрудников какой-либо организации (фирмы, корпорации), являющаяся элементом установленного внешнего вида (например, форма персонала в гостиницах или ресторанах).
Согласно «Терминологическому словарю одежды», «производственная одежда - это одежда, предназначенная для ношения в производственных условиях различных отраслей народного хозяйства. Ее разновидностями являются специальная, санитарная и ведомственная одежда» .
Давайте рассмотрим эти понятия поближе.
Специальная одежда - это разновидность одежды для защиты работающих от воздействий тех или иных опасных и вредных факторов, которые могут возникнуть в процессе работы.
Санитарная одежда предназначена для гигиенической защиты предметов труда от работающего и наоборот - самого работающего от общих производственных загрязнений. Чаще всего такая одежда используется в пищевой промышленности, системе общественного питания, сфере медицинского обслуживания и т.п.
Ведомственная (или же форменная) одежда отличается тем, что она выполняется по единому образцу, имеющему единый материал, покрой, цвет и т.д., подразделяется на военную, спортивную, школьную и т.д.
Если проанализировать все вышеперечисленные понятия, то можно понять, что в библиотечном деле ни специальная, ни санитарная, ни ведомственная одежда не используются. Правда, можно вспомнить синие и черные халаты, довольно долго представлявшие образ советского библиотекаря, но даже их можно отнести к санитарной одежде с очень большой натяжкой - несмотря на то, что они были предназначены для защиты от пыли и другой грязи при обеспыливании или передвижке фондов, проведении санитарных дней и т.д.
Проблематика введения фирменной одежды для библиотекарей на практике
Внешний вид сотрудников может иметь различную степень нормативности и официальности - от униформы и спецодежды, до самых мелких деталей одежды, например, галстук, или специальных значков - бэйджиков - ламинированных нагрудных карточек, прикрепляющихся на грудь при помощи специальной "кусачки", с указанием имени, фамилии и должности сотрудника, а также названия библиотеки.
Специальная форма, одинаковая для всех сотрудников - это объект творческой деятельности дизайнеров одежды, и, к сожалению, дизайн одежды для библиотекарей не входит в сферы их интересов. Это можно объяснить и недостатком денежных средств, так как бюджетное финансирование библиотек крайне невелико (недавно в Российской Национальной библиотеке в одном из помещений туалета я увидела на стене просьбу администрации библиотеки об "экономном расходовании туалетной бумаги из-за ограниченного бюджета" - что уж тут говорить о трате денег на фирменную одежду! А ведь Российская Национальная библиотека - одна из самых крупнейших не то, что в Санкт-Петербурге, а во всей России), и невниманием руководителей к этой проблеме, и отрицательным отношением к данному вопросу персоналом библиотеки, так как большинство сотрудников - это женщины, для которых одним из способов самовыражения является разнообразие в одежде и нежелание быть как все. В библиотековедческих журналах вопрос внешнего вида библиотекарей не рассматривается, лишь изредка можно найти отдельные упоминания об этой проблеме, что говорит об отсутствии должного внимания к этому вопросу и, как следствие - о недостатке опыта по разработке и внедрению фирменной одежды с ее последующим использованием в библиотеках.
фирменный одежда библиотекарь санитарный
Какой должна быть фирменная одежда для библиотекарей
Какие же должны быть требования к деловому костюму и что должно его отличать?
.Единство стиля
.Разумная минимизация цветовой гаммы (желательно, чтобы в одежде присутствовало не более двух-трех цветов)
.Сопоставимость цветов
.Сопоставимость рисунка используемых тканей (предпочтительнее всего однотонная ткань либо без рисунка, либо с различными вариациями полосок и клеток, при этом не рекомендуется использовать набивные ткани со всевозможными изображениями каких-либо предметов, людей, абстрактных рисунков и т.д.)
Говоря о деловом костюме, о фирменной одежде, следует учитывать, что большинство сотрудников библиотеки - это женщины, которым претит обезличенность в любом ее виде. А, следовательно, фирменная одежда должна отражать не только стиль библиотеки в целом, но и индивидуальность каждого ее сотрудника во избежание психологического дискомфорта.
Мнения
В процессе написания данного реферата мне стало интересно, что же думают сами библиотекари по поводу фирменной одежды и того, нужна ли она вообще. Для того, чтобы узнать это, я пошла в Российскую Национальную библиотеку, где мною был проведен анонимный опрос среди библиотекарей . И вот какие я услышала ответы:
.«На мой взгляд, необходимости в фирменной одежде нет. Сразу появляется какой-то штамп, возникает сложность самовыражения, которое просто необходимо при такой скромной и незаметной профессии».
.«Никогда не задумывалась над этим вопросом. Наверное, фирменная одежда нужна, хотя бы потому, что мы работаем в официальном учреждении, где есть свои правила, и почему бы не быть правилу, предписывающему ту или иную одежду? Тем более, во многих фирмах сейчас действует определенный «дресс-код», согласно которому сотрудники должны ходить на работу не как Бог на душу положит, а в соответствии с занимаемой должностью, с требованиями и пожеланиями руководства, с учетом того, работают ли они с клиентами или нет».
.«Мне кажется, что каждый сотрудник вправе сам решать, в каком ему виде ходить на работу. Конечно же, существуют какие-то негласные правила, которых все придерживаются. Думаю, что никому не придет в голову придти на работу в пляжном костюме. Тем более, библиотечная атмосфера сама по себе располагает к некоторой строгости при выборе одежды».
Прочитав выше написанные ответы, можно увидеть, что мнения библиотекарей разнятся - кто-то считает, что фирменная одежда нужна, кто-то считает, что нет. Такие разногласия можно объяснить и человеческим фактором - как говорится «сколько людей, столько и мнений», и тем, что в библиотечных кругах практически не затрагивается этот вопрос ни в теории, ни на практике, и при отсутствии какого-либо опыта библиотекари не видят всей выгоды наличия фирменной одежды.
А выгода, на мой взгляд, безусловно, есть.
Заключение
В настоящее время многими библиотеками предпринимаются попытки сформировать свой собственный стиль одежды для своих сотрудников. Но отсутствие опыта и денежных средств не позволяет проводить полноценную работу в этом направлении. И в результате, приходится ограничиваться минимумом доступных средств - как правило, все ограничивается бэйджиком с указанием названия библиотеки и данных сотрудника. Создание фирменной одежды, возможно, дело будущего.
Список использованной литературы
1.Балашова Е.В., Тищенко М.Н., Ванеев А.Н. Библиотечный дизайн: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 288с.
.Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды. - М., 1996. -358с.
.Суслова И.М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности: Учебное пособие. - 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Изд-во МГУКИ, 2000. - 144с.