Три небесных архара: наскальные рисунки
ТРИ НЕБЕСНЫХ АРХАРА
В
период с 21 по 23 августа т.г. автором этой статьи в целях поиска и
фотофиксации наскальных рисунков вновь был осмотрен небольшой горный массив
Кызыл-Кара, расположенный в Жарминском районе в 15 километрах на запад от села
Уш-Биик. Ввиду малодоступности для местного населения обнаруженные здесь петроглифы,
к счастью, не подвергались порче со стороны вандалов, которые иногда бескорыстно
и безнаказанно уничтожают ценные памятники нашей истории и культуры. Однако наскальные
рисунки испытывают разрушительное воздействие природных факторов: от сезонных
перепадов температуры и осадков в виде дождей и тающего снега поверхность камней
нередко разрушается, отслаивается, в результате чего многие петроглифы исчезли
или постепенно исчезают либо покрываются разноцветным лишайником.
Среди нанесенных на
камни рисунков животных, людей и иных изображений находятся фигуры трех
архаров, стоящих в ряд (рис. 1). Между первым и вторым животным, на уровне их
ног имеется круглое пятно, вероятно, обозначающее ружейную пулю, угодившую в
дичь. Летом прошлого года я срисовал увиденное в полевую тетрадь, где делал
памятные записи о результатах археологической разведки здешних мест. Во второй
приезд прихватил с собой цифровую видеокамеру, чтобы сфотографировать многочисленные
петроглифы. Несколько раз выходил в горы в безуспешных поисках именно этой композиции,
так как увидел в ней отражение образов древнего мифологического сюжета. В
нынешнем году лишь со второй попытки, благодаря ориентировочным записям в своей
старой тетради, наконец-то мне удалось найти на склоне невысокого холма у
западного края массива ранее виденное изображение горных баранов.
Рисунок 1 – Наскальный рисунок, обнаруженный
среди петроглифов горного массива Кызыл-Кара, расположенного близ села Уш-Биик в
Жарминском районе ВКО. Фото Х.Ш. Илиуфа – 2009 г.
Осенью, когда
начинается сезон охоты, можно наблюдать, как над восточной стороной горизонта
восходят три яркие звезды, выстроившиеся на одной воображаемой линии с равными
интервалами между ними. В казахской народной астрономии это красивое созвездие
(астеризм) – Пояс Ориона называется “Три архара”. Поразительно, но в фольклоре
казахов и алтайцев сохранился древний космогонический миф, истоки которого
относятся, вероятно, к III тысячелетию до нашей эры. Легендарный лучник
Когалдай-мерген (Кудай-берген), преследуя трех архаров, взошел вслед за ними на
небеса и одним выстрелом поразил убегающих зверей (рис. 2). Образы этого весьма
архаичного сказания оказались связанными с некоторыми заметными звездами неба
Северного полушария земли.
Рисунок 2 – Пиктографическая композиция из
четырех мизансцен (эпоха неолита - III тыс. до н.э.). Петроглифы выбиты на
валунах близ родника Буырлы-булак в Шубартауском районе Восточно-Казахстанской
области
Словно окрашенная в
кровь архаров красная звезда Бетельгейзе, находящаяся рядом с Поясом Ориона,
называется казахами Oq, букв. ‘стрела’. Другая яркая звезда – Ригель,
расположенная ниже Перевясла, именуется “Серым кремнем Когалдая” (рис. 3). Вероятно,
альфа созвездия Большого Пса – Сириус представляет собой воплощение образов мифического
охотника-богатыря, поразившего одной стрелой трех диких животных, и его лошади.
Следует отметить, что этот замечательный персонаж встречается в фольклоре ряда
этносов Северной Евразии. Поднявшись от горных вершин в звездное небо, пораженные
стрелой (пулей) рогатые звери продолжают свой неутомимый бег. Их вечно
преследует Небесный всадник со своими собаками, которые превратились в созвездия
Большого и Малого Псов. У древних греков этот стрелок-великан получил имя по
названию сочетания звезд – Орион, в армянской мифологии он известен как охотник
и первопредок Хайк. Осетины почитали в сонме других божеств могучего небесного
всадника Уастырджи (Уац Герги, букв. ‘Святой Георгий’).
Рисунок 3 – Расположение Пояса Ориона и
самой яркой звезды неба Северного полушария Сириуса, которые связаны единым
мифом о небесной охоте
Сюжет преследования
дичи стал известен многим народам Евразии в разных вариантах Дикой охоты. У
монголов Пояс Ориона имеет название, которое переводится на русский язык как
“Четыре маралухи”, что свидетельствует о включении в группу из трех ярких звезд
небольшой звезды, расположенной рядом с ними (рис. 4). С течением времени мифологические
представления о Небесном стрелке в культуре разных народов изменялись,
варьировали, став основой образа бога-громовержца, мечущего стрелы-молнии.
Рисунок 4 – Сцена охоты на диких животных.
Настенная фреска в одном из мавзолеев, Джамбульская область. Середина XIX века.
Фото А.И. Тереножкина - 1936 г.
Его стали воспринимать
как покровителя воинов, охранителя стад животных, подателя небесной влаги,
обеспечивающей плодородие и т.д. Среди разных народов небесное божество было
известно под именами Зевс, Тин, Юпитер, Перун, Тор, Укко и т.д. На Ближнем
Востоке у древних евреев этот бог под племенным именем YaHWeH “Иегова ~ Яхве” (записывалось
в виде тетраграмматона YHWH) стал единым, боги других народов считались
враждебными демонами. Так возникла идея единобожия – монотеизм, характерная для
авраамического цикла религий: иудаизма, христианства и ислама.
Следует сказать, что
навстречу образу Небесного стрелка-охотника, который был усвоен народами
евразийского севера и со временем проник в культуру Ближнего Востока и Европы
как антропоморфный Бог грозы, с юга шли представления о звероподобном
божестве-повелителе влаги, восходящие к реальному виду животного, обитавшему в
тропическом и субтропическом поясах – крокодилу, хозяину рек теплых стран. Известно,
что это крупное водное пресмыкающееся выступало тотемом у многих народностей,
проживающих близко к экватору. Крокодилам приносили в жертву девушек, считая,
что териоморфный предок в образе речного хищника берет красну девицу в супруги.
С берегов далекой африканской реки Нил на север, в Сибирь попал мифологический
сюжет о поглощении крокодилом Солнца (рис. 5). В Древней Индии был известен
вариант этого сказания, в котором четвероногий дракон Раху нападает на Солнце.
Представления о причинах затмения дневного и ночного светил в виде мифа о
нападении на Солнце и Луну громадного хищного существа (крокодила, дракона,
чудовищной рыбы или огромного волка) со временем распространились на огромной
территории Евразии и Северной Африки.
Рисунок 5 – Изображение дракона (огромного
крокодила), пытающегося проглотить небесное светило. Нанесено красной краской
на Шишкинские скалы. Верхняя Лена (Восточная Сибирь)
Могучий дракон, владыка
морей, озер и рек, приносящий проливной дождь, полыхавший огнями-молниями, как
повелитель благодатной небесной влаги обрел крылья, чтобы летать среди грозовых
туч. Изображение дракона было символом императора Китая. Но в культуре северных
народов крылатый змей чаще всего представал враждебным существом, залегающим
реки, требующим дани в виде людей и скота. С опасным чудовищем в виде гигантского
крокодила или крылатого огнедышащего змея сражаются и побеждают его не только
сказочные богатыри, своим подвигом освобождающие водные потоки для страдающих
от жажды жителей городов и селений, но и боги (рис. 6).
Рисунок 6 – Изображение хищного животного
на одном из камней Писаной скалы, расположенной на правом берегу реки Томь в
районе деревни Писаная (Западная Сибирь). Над его пастью круглое пятно –
небесное светило. Перед гигантским крокодилом находится богатырь с вознесенным
мечом
Рисунок 7 – Святой Георгий поражает копьем
змея. Барельеф из собора в Киеве. XI в.
Сопоставление
наскальных изображений с мифическими сюжетами и образами позволяет нам
приблизиться к истокам древних мифологических представлений, проследить генезис
некоторых религиозных образов и фольклорных персонажей, так как сказки зачастую
представляют собой осколки древних мифологических сказаний.
Хаджи-Мурат ИЛИУФ,
кандидат филологических наук, полковник полиции в отставке, член краеведческого
общества “Прииртышье”