Ценностно-смысловое совершенствование студентов
Введение
Современное
российское общество уже на протяжении нескольких лет переживает период
изменения ценностных основ всех сфер жизни человека, в том числе и его
профессиональной деятельности. На сегодняшний день прежние
ценностно-нравственные и профессиональные ориентации личности во многом не
соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформированы.
Эта
общественная проблема особенно актуальна для каждого человека, который
находится на одном из этапов профессионального становления, а именно – этапе
выбора профессии. Под профессиональным самоопределением мы понимаем
самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических
возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а
также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной
социально-экономической ситуации.
Методологический подход к
проблеме ценностно-смыслового развития студентов
Обзор и анализ
исследований ценностно-смысловой сферы личности позволяет сделать следующее
заключение: в исследованиях ценностно-смысловой сферы личности конца ХХ –
начала ХХI вв. делается упор на методологические аспекты данной реальности и ее
развития, что касается как трактовок базовых понятий в данной сфере, так и
понимания их характеристик, особенностей развития и формирования (Д.А.
Леонтьев, Ф.Е.Василюк, М.Р.Гинзбург и др.).
Вместе с тем современная
психолого-педагогическая практика продолжает базироваться на позициях
онтологического подхода к ценностно-смысловому развитию, ориентированного на
очевидную, прямую ориентацию личности на те или иные ценности, соответствующие
личной онтологии, взглядам формирующего. В условиях современной России средства
онтологического подхода не решают в полной мере остро стоящую проблему
трансляции ценностно-смысловых оснований и развития студентов в данной области.
Данная
проблема снимается, на наш взгляд, через обращение к методологическому подходу,
требования которого состоят в следующем:
·
ясность
личностных, ценностно-смысловых оснований формирующего. При чем в ходе
психолого-педагогической деятельности, направленной на формирование
ценностно-смысловых установок студентов происходит дальнейшее уточнение
оснований педагога, его ценностно-смысловое развитие, что связано с
диалогичностью педагогического процесса в рамках методологического подхода;
·
сопряжение
онтологического и организационно-деятельностного аспектов личностного бытия.
Данное требование реализуется нами через обращение к смысловой (онтологической)
схеме стратегирования Н.Г. Алексеева. На основании данной схемы мы выделяем
следующую схему сопряжения онтологического и организационно-деятельностного
аспектов личностного бытия в рамках методологического подхода.
Методологический подход
работает с ценностно-смысловым видением респондента и ориентирован на
построение его личной жизненной перспективы, в ходе чего происходит уяснение
самим респондентом собственных жизненных установок, прояснение им
перспективности такой жизненной позиции и принятие решения о последующем
движении по данной жизненной траектории или о необходимости ее изменения.
Методологический подход к исследованию и формированию ценностно-смысловых
установок студентов предполагает сопряжение проблемы их ценностно-смыслового
развития с проблематикой организации субъектом собственного жизненного пути, с
проблемой жизненной стратегии личности. По сути, речь идет о постановке и
исследовании вопроса о сущности и динамике развития ценностно-смысловых
установок в рамках проектирования субъектом индивидуального жизненного пути, поскольку реальная
проработка личностных ценностей и смыслов, реальное ценностно-смысловое
движение возможно только тогда, когда человек находится в ситуации
самоопределения, проектирования собственного жизненного пути.
Исходя
из позиций методологического подхода, мы считаем, что ценностно-смысловое
развитие студентов может происходить при конструировании в образовательном
процессе следующих условий, базовое из которых - включение студентов в
деятельность, направленную на самодиагностику, самоисследование и
самопроектирование собственной жизненной позиции, своего жизненного пути – в
ходе этой деятельности, направленной на саморазвитие студентов в
ценностно-смысловом и организационно-деятельностном плане, необходимо
конструировать психологические условия следующего уровня:
•
Развитие рефлексивности как субъективной способности к исследованию собственной
жизни и деятельности, ее процессов.
•
Расширение личностного коммуникативного пространства субъекта как способа само-
и взаимоэкспертизы его участников.
•
Сопряжение ценностного и деятельностного плана жизни через целеполагание,
планирование и проектирование способа реализации ценностей.
•
Развитие способности к прогнозированию – предвидению результатов и последствий
собственной деятельности и возможности их соотнесения с личностными ценностями.
На
основании описанных условий нами было сконструирована методика проектирования
жизненного пути как одно из средств работы с ценностно-смысловой сферой
студентов в рамках методологического подхода. Как показывают наблюдения за
процессом деятельности студентов по выполнению методики и анализ полученных ими
продуктов и самоотчетов, реализация выделенных нами условий
ценностно-смыслового развития студентов в рамках особым образом организованной
деятельности, направленной на проектирование студентами собственного жизненного
пути, действительно ведет к их ценностно-смысловому развитию:
•
повышению степени осмысленности, осознанности ценностно-смысловых установок,
переведению ценностных ориентаций в собственные ценностно-смысловые установки;
•
осознанию качества собственных ценностно-смысловых установок, расширению личной
временной перспективы студентов, что способствует их движению в направлении
духовности, в духовно-нравственном направлении как пространстве предельного и
искреннего добра, поскольку способность видеть то, что попадает в это
пространство или противоречит ему, зависит от дальности и перспективности взора
на жизнь;
•
повышению субъектной наполненности ценностно-смысловых установок, их
деятельностной состоятельности, способности субъекта к воплощению собственного
ценностного понимания бытия в реальную жизнь.
Смысложизненные
ориентации студентов-психологов с разным уровнем профессионального
самоопределения
В ходе
анализа психологической литературы нами было установлено, что для наиболее
эффективного осуществления человеком своей профессиональной деятельности ему
необходимо личностное развитие, т.е. в основе профессионального самоопределения
лежит личностное самоопределение, придающее жизни смысл. Таким образом,
осознание человеком своего предназначения в жизни и использование его в ходе
планирования своего процесса жизнедеятельности позволяет ему достигать бóльших
успехов, в том числе и в профессиональной деятельности. Одной из профессий, в
которой наиболее подчеркивается важность развития собственной личности,
является профессия психолога.
В рамках
нашего исследования были изучены особенности смысложизненных ориентаций
студентов-психологов Воронежского государственного университета, обладающих
разным уровнем профессионального самоопределения. Смысложизненные ориентации
человека – цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией
– являются составляющими смысла жизни личности, изучение которых позволяет
сделать выводы о временной локализации ведущих смысловых ориентиров и об уровне
осмысленности жизни личности. В целом, на основе изучения смысложизненных
ориентаций можно оценить способность личности к структурированию своих
отношений с миром и подчинению своей жизнедеятельности устойчивой структуре
этих отношений в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам. При этом
согласно мнению В.Э. Чудновского, смысложизненные ориентации должны быть "продуктивными",
т.е. адекватными и способствовать позитивному развитию личности.
В
качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии различий между
смысложизненными ориентациями студентов-психологов с разным уровнем
профессионального самоопределения в неосознаваемом компоненте и об их
отсутствии в осознаваемом компоненте смысложизненных ориентаций.
Исследованием
было охвачено 83 человека в возрасте от 17 до 22 лет, выборку составили
студенты различной степени профессиональной подготовленности и включенности в
учебно-профессиональную деятельность, из которых 47 студентов обучались на
первом курсе, а 36 – на четвертом.
Для
изучения осознаваемого компонента смысложизненных ориентаций
студентов-психологов нами был использован тест смысложизненных ориентаций Д.А.
Леонтьева, а для изучения неосознаваемого компонента – методика определения
временнóй перспективы Ж. Нюттена. Основными показателями для сравнения выступали
следующие шкалы: "цели в жизни", "процесс жизни или интерес и
эмоциональная насыщенность жизни", "результативность жизни или
удовлетворенность самореализацией" и категории, выделенные нами в ходе
анализа результатов: "настоящее" (ближайшая временнáя
перспектива), "ориентация на будущее", "саморазвитие", "дело"
(учеба, профессия), "социальные ценности" (религия, познание, наука),
"материальные ценности", "создание собственной семьи", "забота
об окружающих", "развлечения и отдых", "забота о себе"
(для себя).
Основываясь
на полученных результатах, мы делаем вывод о том, что в осознаваемом компоненте
смысложизненных ориентаций студентов-психологов с разным уровнем
профессионального самоопределения различия обнаружены не были. Степень
осмысленности жизни студентов выделенных групп существенно не отличается. Их
жизнь делают более осмысленной восприятие самого процесса жизни как
интересного, наполненного смыслом и наличие целей в будущем. Различия были
выявлены при сравнении неосознаваемых компонентов смысложизненных ориентаций.
Для студентов-психологов с высоким уровнем профессионального самоопределения
характерна тенденция к обладанию высокими показателями смысложизненных
ориентаций на настоящее, на создание собственной семьи, заботу об окружающих и
заботу о себе. У студентов с низким уровнем профессионального самоопределения в
содержании смысложизненных ориентаций была обнаружена тенденция к обладанию
материальными благами, отдыхом и развлечениям.
Таким
образом, смысложизненные ориентации студентов-психологов на достижение
материальных благ, развлечения и отдых могут затруднять их профессиональное
самоопределение, а значит и возможность самореализоваться и достичь успехов в
профессиональной деятельности.
Карьерные
ориентации студентов – психологов
В современных
социально – экономических условиях особую актуальность приобретают
психологические исследования карьерных ориентаций. В литературе представлены
исследования, посвященные различным аспектам изучения этого феномена:
формирование карьерной ориентации студентов техникума (О.Л. Поминова, 2001);
связь креативности и карьерных ориентаций менеджеров (Е.А. Кочанова, 2003);
особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского
обучения (О.П. Терновская, 2006); динамика карьерных ориентаций личности
руководителя (Т.Г. Гнедина, 2006); особенности влияния карьерных ориентаций
женщин на воспитание детей (Е.В. Киселева, 2006); карьерные ориентации
специалистов в рекламном деле (Ю.А. Бурмакова, 2007); развитие карьерных
ориентаций молодых преподавателей медицинского вуза как инновационная
педагогическая деятельность (А.С. Соколова, 2007).
Одним из
важных периодов развития карьерных ориентаций является период обучения в вузе,
когда происходит активный процесс постановки карьерных целей и разработки
планов, определяющих успешность карьерно - профессионального развития в целом.
Именно для этапа поздней юности характерно приобретение конкретных
представлений, связанных с профессиональным и личностным будущим, с
требованиями, предъявляемыми конкретной профессией. Цель данного исследования –
изучение карьерных ориентаций студентов – психологов.
Мы
рассматриваем карьерные ориентации с позиции аксиологического подхода как
ценностные ориентации в карьере, которыми субъект руководствуется, определяя и
планируя свой профессиональный путь. Функция карьерных ориентаций заключается в
том, что они выступают в качестве внутреннего источника карьерных целей
человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и
обладает личностным смыслом в профессиональной деятельности (В.А.Чикер, Л.Г.
Почебут, 2002).
В
эмпирическом исследовании мы ставили перед собой задачу исследования
особенностей карьерных ориентаций студентов-психологов. В исследовании
принимали участие студенты 1, 3, 5 курсов факультета психологии Уральского
государственного педагогического университета, всего 112 человек.
В
эмпирическом исследовании был использован следующий диагностический
инструментарий: опросник "Якоря карьеры" Э. Шейна (адаптация В.Э
Винокуровой, В.А. Чикер), методика изучения ценностей личности (Ш.Шварц),
методика "Шкала контроля за действием" (Ю.Куль). Для
математико-статистической обработки данных использовалась программа SPSS.
Анализируя
выборы карьерных ориентаций можно сделать вывод о том, что наиболее выбираемым
карьерным якорем на всех курсах является преобладание якоря "стабильность".
Данная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности, для
человека важно, чтобы события были предсказуемы. По данным исследователей
данный якорь является наиболее значимым в обществе, которое на протяжении
длительного времени находилось в ситуации кризиса. Возможно, именно данная
потребность обусловила выбор государственного, а не коммерческого вуза для
получения высшего образования. Также часто выбираемым на 5 курсе является якорь
"интеграция стилей жизни". Студенты старших курсов стремятся к
интеграции разных сторон своей жизни (семья, карьера, друзья и др.). Возможно,
так как, одной из опасностей в работе психолога является синдром эмоционального
выгорания, именно баланс разных сторон жизни является моментом профилактики
данного явления.
Сопоставляя
выборы карьерных ориентаций студентов, можно сделать вывод о том, что студенты
1 курса чаще, чем студенты 3 и 5 курсов выбирают карьерную ориентацию "вызов".
Основная ценность данного типа – конкуренция, победа над другими, социальная
ситуация рассматривается с позиции "выигрыш - проигрыш". Человек
ориентирован на то, чтобы бросать вызов. Вероятно, будучи абитуриентами,
нынешние первокурсники переживали ситуацию конкуренции (на факультете
психологии стабильно высокий конкурс при поступлении), радость победы в
ситуации конкуренции, поэтому данный якорь представлен в их выборах. В процессе
обучения на факультете психологии студенты узнают о том, что одним из наиболее значимых
моментов в работе психолога является не конкуренция, а сотрудничество с
коллегами (например, супервизия, ко-терапия, прохождение личной терапии и др.),
моменты конкуренции в работе психолога представлены минимально. По другим
карьерным ориентациям различий не обнаружено.
Следующий
этап исследования направлен на выявление связи ценностей личности (по Ш.
Шварцу) с ценностями карьеры (рассматривали только средние и высокие значения
коэффициента корреляции Пирсона, значение не ниже 0,5). Ш. Шварц сгруппировал
разные ценности в соответствии с общностью их целей и выделил ценностные типы,
в основе различий лежит общая мотивационная цель. Выявлены следующие корреляции
мотивационных типов и якорей карьеры: тип конформность – якорь служение, тип
доброта – якорь служение, тип самостоятельность – якорь автономия, тип
стимуляция – якорь предпринимательство, тип гедонизм – якорь автономия и якорь
менеджмент, тип достижение – якорь менеджмент, тип власть - якорь менеджмент и
якорь предпринимательство. Таким образом, некоторые ценности личности находят
отражение в карьерных ценностях. Например, тип самостоятельность – якорь
автономия. Главной целью типа самостоятельность является самостоятельность
мышления, выбора способов действия, что находит отражение в карьерной ценности
автономия, когда в работе важно самому принимать решения, быть свободным от
организационных предписаний и ограничений.
Заключение
По
результатам методики "Шкала контроля за действием" испытуемых
разделили на две группы в зависимости от способа саморегуляции – ОС ("Ориентация
на состояние") и ОД ("Ориентация на действие"). Выявлены
статистически значимые различия в данных группах по следующим ценностям:
конформность, традиции, доброта. Для ОС-испытуемых характерны такие ценности
как сдерживание действий, которые могут навредить другим, принятие и сохранение
традиций, которые присутствуют в культуре, сохранение благополучия близких
людей. Отметим, что различия в этих ценностях обозначены на уровне убеждений,
нормативных идеалов, в ценностях на уровне поведения различия не обнаружены. В
якорях карьеры различия также не выявлены.
Дальнейшее
исследование карьерных ориентаций студентов – психологов может быть основой для
разработки психологических технологий, направленных на поддержку студентов в
моделировании и построении их карьерных планов.
Список
литературы
2.
Леонтьев
Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика / Д.А. Леонтьев. – М.,
2009.
3.
Маркова
А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М., 2009.
4.
Пряжников
Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю.
Пряжникова. – М., 2009.
5.
Фонарев
А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала / А.Р.
Фонарев. – М., 2007.
6.
Чудновский
В.Э. Смысл жизни и судьба / В.Э. Чудновский. – М., 2008.