История психологии. Античная философия
Введение
Поскольку психология как наука не является
дисциплиной с единой теоретической платформой, как это имеет место в
естественных науках - физике, химии, ученые-психологи вынуждены постоянно
обращаться к историческому обоснованию ее идей. В этом заключается одна из
причин неустанного интереса психологов к истории своей науки. Как
самостоятельное научное направление психология существует всего 125 лет, со
времен основания в 1879 году Вильгельмом Вундтом Лаборатории экспериментальной
психологии в г. Лейпциге. Можно смело утверждать, что психология - одна из
наиболее молодых дисциплин в современной науке, поэтому
"допарадигмальный" статус, в котором она находится, - закономерное
явление.
1. Предмет истории психологии
Предмет история психологии - это изучение изменений
в представлениях ученых о психологических феноменах, предмете психологии,
методах, о структуре самой науки.
Психология как наука начинается с понятия
"душа", но, несмотря на то что человечество задается вопросом о том,
что такое душа, с доисторических времен, оно так и не получило ответа.
Трудности в изучении феномена души (или психики) заключается, во-первых, в том,
что он не имеет непосредственного материального воплощения (психика - это
идеальная субстанция), а во-вторых, в том, что он не объективирован для
человека, а слит с ним воедино, так что познающий субъект и познаваемый феномен
нерасторжимы, или то, "чем познается", и то, "что познается",
- едины.
Психология имеет дело с "опредмечиванными"
воплощениями психической активности, выраженными соматически (вегетативные
проявления при переживании эмоций), вербально ( в письмах и устной речи) и в
продуктах человеческой деятельности. Тот факт, что сам феномен не замечен, а
значит, и не наблюдаем, порождает множество концепций, версий того, что такое
душа или психика. Так, ранние, доантичные, античные и более поздние (вплоть до
середины 19 века) концепций психики были результатом объективных раздумий
философов о душе. Естественно, что эти концепции являются непроверяемыми или
неверифицируемыми, а согласие или несогласие с ним - это результат доверия им.
Лишь началом пользования эксперимента в психологии (1879 г.) возникла
возможность формулирования и проверки гипотез, и психология начала свой путь к
статусу так называемой нормальной науки. Теперь нам становится ясно, почему
психология имеет "столь долгую предысторию и столь короткую историю",
почему человечество так далеко продвинулось в познании обьективированного мира
внешней реальности и так мало - в познании субъективного мира внутренней
реальности. В попытках исследовать историю развития психологической науки
наиболее типичны два подхода к выделению периодов развития. Первый подход
основан на критерии научного статуса. В нем выделяются два периода -
философский период развития психологии (начинается от античности и длится до
70-х годов 19 века) и период развития психологии как самостоятельной науки (от
70-х годов 19 века до настоящего времени). Рубежом между периодами является
1879 г. - год основания немецким физиологом и психологом Вильгельмом Вундтом в
Лейпциге Лаборатории экспериментальной психологии. Это события стало ключевым,
так как с этого момента в психологии начали использовать новый метод проверки
научных гипотез - эксперимент. Психология вышла из "лона" философии и
начала развиваться самостоятельно. Философия, конечно, продолжала влиять на
психологию, как и на другие науки, но влияние становилось внешним, дискуссии по
наиболее острым вопросам переместились в узкопрофессиональное пространство.
Второй подход, предложенный А. Н. Ждан (1997), более
сдержанный, так как в основу деления на периоды была заложена идея изменения
предмета психологии. В этом подходе выделялись три периода.
Первый период - психология как наука о душе, он
продолжался от античности и до начала Нового времени (17 век). Под душой
понималась материальная, идеальная, а затем и божественная субстанция,
благодаря которой человек считался активно действующим существом,
воспринимающим и познающим мир объективной реальности, а позднее и мир
божественный. Приоритетными свойствами души стали познавательные возможности и
нравственные основания. Понятийный аппарат включал в себя такие термины, как
разум, рассудок, мнение, чувства (ощущения и восприятия), память,
представления, воображение, аффект, воля, характер.
Второй период - психология как наука о сознании; он
связан с именем Рене Декарта (начало нового времени - 17 век) и продолжалась до
начала 20 века. Под сознанием понимался мир внутренней реальности, открытый
человеку в самонаблюдении (интроспекции). Понятийный аппарат включал в себя
наряду с существующими такие термины, как интуиция, рефлекс, биологические и
духовные потребности, бессознательное, психическое развитие, перцепция
апперцепция, законы ассоциации, время реакции, пороги ощущений, психология,
психофизика, психофизиология, одаренность и ее наследование, кривая забывания.
Третий период - психология как наука о поведении; он
связан с развитием бихевиоризма и с изменением Джона Уотсона (начало - конец 20
века). Психология стремилась к сходству с естественными науками, широко
применялись эксперимент и математический аппарат для обработки результатов
экспериментов. Снова к уже существующим терминам добавлялись такие, как
условный и безусловный рефлексы, подкрепление, респондентное и оперантное
научение, экспериментальный анализ поведения, модификация поведения. Таким
образом, современная психология продолжает оставаться дисциплиной, в которой
используется весь терминологический аппарат, формировавшийся с времен
античности, и в определенных ее направлениях предметом по-прежнему могут быть и
душа, и сознание, и поведение.
1.1 Идеалистические и гуманистические
философские концепции Сократа, Платона, Аристотеля
Философское представление Сократа. Сократ (470-399
года но н. э.) - сын каменщика - был мастером устой традиции. Наиболее полное
представление о его идеях мы получаем из "диалогов" его ближайшего
ученика Платона. Достоверно известно, что в 399 году до н. э., когда Сократу
было около 70 лет, его осудили и приговорили к смерти, обвинив в "нечестии
и развращении умов".
С именем Сократ связано изменение проблематики
философских учений античности. Он осуществил переход от анализа сущности
природы и мировоздания к рассмотрению вопроса о том, что такое человек, в чем
его сущность.
Определяя природу человека, Сократ установил
приоритет познавательных способностей человека и нравственного начала в
человеке: "человек - это его душа, то есть разум и нравственное
поведение". Таким образом, возникли две наивысшие ценности, которые до сих
пор составляли основание образа идеального человека в европейской культуре.
Согласно Сократу над человеком есть субстанция -
"Божественный разум, который является началом и единственной причиной всех
вещей". В каждом человеке, "в тайниках его души", хранится
знание, которое можно актуализировать и освободить от ложных мнений с помощью
специального искусства, майевтики (дословно - родовспоминание; надо отметить,
что мать Сократа была повитухой).
Сократ придерживался мнения, что душа и тело
разделены: душа - это разум, она бессмертна и божественна, тело - только
инструмент на службе у души.
Учение Платона (427-347 года до н.
э.).Идеалистическое понимание души достигло наивысшего развития в философии
Платона - ближайшего ученика Сократа. Творческое наследие Платона (36 работ,
написанных в форме диалогов) сохранились почти полностью, поэтому историки
имеют достаточно целостное представление о философии этого ученого.
Центральным понятием концепции Платона является
понятие "мира идей", идеального, вечного, истинного бытия, которое
стоит над материальным миром, миром чувственных вещей или миром небытия.
Материальный мир переходящ, тленен и в истинном смысле слова не существует.
Платон прибег к следующему доказательству существования мира идей: человеческий
разум имеет образы вещей, у которых есть источники в виде реальных предметов
внешнего мира, но разум соержит также понятия, которые не имеют опоры,
источников в мире внешней реальности.
Душа - это сущность, которая посредничает между
миром идей и миром чувственных воспринимаемых) вещей. В своем истинном
состоянии она является частью мирового духа и пребывает в царстве вечных идей.
Души ниспадают на землю и восходят от земли на небо; таким образом жизнь души
циклична и бесконечна. Душа сохраняет опыт телесных воплощений и может
страдать, покинув тело, что заставляет человека остерегаться безнравственных
поступков. И все же в зависимости от того, насколько нравственно прожита жизнь,
последующего телесного воплощение души может быть различным ("тот, кто
предавался распутству и пьянству..., перейдут, вероятно, в породу волков или
других хищников...").
Философское учение Аристотеля. Аристотеля (384-322
года до н. э.) считают учеником Платона, однако он не являлся приверженцем
философии своего учителя в той мере, в какой сам Платон принимал философию
Сократа. Аристотель был сыном придворного врача и получил сначала медицинское,
а затем философское образование. Таким образом, мировоззрение сформировалось до
встречи с Платоном. Аристотель заложил основы современно-научного понимания
мира.
Душа - это форма, или организующее, управляющее
начало живой материи; кроме того, душа - это функция живого тела, или то, для
чего оно предназначено, его причина и цель (например, зрение - это функция
глаза и одновременно его душа). Четыре понятия - материя, форма, причина и цель
- обьеденены в философии Аристотеля в одно - энтелехия. Душа и тело существуют
слитно, так как душа является сущностью тела. Субстанция души неоднородна,
часть души связана с телом, и она смертна, другая часть имеет божественную
сущность, и жизнь ее циклична (как и в философском учении Платона).
Аристотель выделяет так называемые способности (или
свойства) души, которые отличаются у представителей живой природы, стоящих на
разных ступенях жизни.
Растительная душа обладает свойством уподобления,
извлекая из окружающей природы питательные вещества, которые сначала инородны
по отношению к ней.
Животная душа обладает свойством воспринимать образы
вещей (сенсорные свойства), переживать аффекты и стремления. Эта способность
души свойственна животным и человеку.
Душа человека обладает способностью мыслить и
формировать понятия. Этой способностью обладает только человек.
1.2 Психологическая мысль в странах
Древнего Востока
За несколько тысячелетий до нашей эры на Востоке
складываются великие цивилизации: египетская, индийская, китайская и другие, в
недрах которых зародились идеи, пришедшие к современному научному знанию.
Во всех странах Востока ( а затем и в Древней
Греции) решающее значение отводилось кровообращению, а основой жизненности
считались два начала: жидкость крови и ее воздух.
В китайских медицинских источниках, главным органом
"князем тела" также считается сердце, а за основу жизненных
отправлений принимается воздухообразное начало - ци.
по мнению медиков Древней Индии, главный орган
психической деятельности также помещался в сердце.
От медиков идет и учение о темпераментах. Оно
выражало стихийно-материалистическое понимание причин индивидуальных различий
между людьми. Обоснование этих различий гуморальными особенностями вытекало из
учения об элементах тела. За основу темперамента индийские и китайские врачи
принимали три элемента: воздухообразное начало (у китайцев ци), желчь (иногда
кровь) и слизь.
Новые социальные запросы обусловили появление
философских школ, хотя и тесно связанных с религией, но вместе с тем пришедших
к рациональному, логическому обсуждению коренных вопросов человеческого
существования и его отношение к миру в целом.
В основе ряда индийских теорий умственной деятельности
лежит идея неразрывной связи органа познания с объектом познания. Эти теории
рассматривали несколько форм связи ощущающего органа с объектом.
в индийской литературе издавна различались две формы
восприятия: неопределенное (нирвикалпа) и определенное (савикалпа). Первое -
чисто сенсорное, дающее непосредственное впечатление о предмете при его
контакте с органом, второе - расчлененное, воплощенное в речевоых структурах.
В античной психологии, как мы дальше увидим, также
шел поиск переходных моментов от ощущения к мышлению. Но здесь центром анализа
стали представления, то есть образы, сохраняющие после воздействия предмета на
органы чувств.
Большое место в психологических учениях индусов
занимал вопрос об иллюзиях восприятия, галлюцинациях, сновидениях, а также
возможностях особого, сверхчувствительного восприятия, изучаемого Йогой.
2. Генезис и характерные черты античной
философии
Греция оказалась тем географическим центром, где
возникла новая форма духовной жизни человечества - философия как попытка
осмысления мира и человека в нем. Эта форма духовной жизни стала выше
непосредственного насущного бытия человека с его биологическими потребностями -
установилась окончательная, непреодолимая граница между животным миром и
человеком.
Из философских размышлений, сформировалась традиция
рационального мышления, мышления в ключе причинно-следственных отношений.
Рациональный, хотя и упрощенный, подход к пониманию мира и человека, убеждение,
что естественные явления имеют естественные (а не сверхъестественные)
объяснения, открыли желанную возможность контролировать мир, а в конечном счете
– господствовать над природой.
Эпоха античности продолжалась с 6 века до н. э. до
2-3 века н. э., то есть примерно 8 веков. Внутри нее выделяют три периода с
характерными признаками каждого из них.
·огромный
интерес к космосу и создание первых космологических теорий;
·поиск
первоосновы мира в виде знаменитых первоэлементов и споры о приоритетности того
или другого из них;
·одушевление
мира и приписывание ему свойств разумности и справедливости.
Второй период получил название гуманистической
идеалистической античности, и для него характерны:
·интерес
к человеку, его взаимоотношения с миром;
·создание
концепции высшего мира с его идеальными свойствами;
·признание
разума как высшей человеческой ценности.
Третий период называется периодом поздней
античности, и для него характерны:
·создание
и переработка религиозной концепции человека;
·существенные
изменения в представлениях о человеке;
·формирование
ценностей страдания, эмоциональных и волевых свойств, которые стали
приоритетами над интеллектуальными.
2.1 Психологические идеи поздней
античности
Во 2 веке до н. э. после распада Греции политическим
и экономическим центром стал Рим, однако культуры завоеванных стран, и особенно
Греции, продолжали сильно влиять на Римскую империю. В 1 веке н. э.
христианство признается государственной религией Римской империи, а в 4 веке
выходит за пределы Рима. Психологические идеи этого периода сильно окрашены
религиозным, духовным содержанием.
Неоплатонизм Плотина (205-270 гг.) и концепция
эманации души. Плотин - один из крупнейших философов раннего христианства.
Религиозные ценности отрешенности, смирения, уединения и погруженности в себя
получили теологическое обоснование в философии Плотина. Концепция мироздания и
человека в нем, называется эманацией души.
Христианская философия Августина Блаженного (354-430
гг). Августин Блаженный - сложная, противоречивая фигура рубежа поздней
античности и раннего средневековья. Значение его как ученого определяется тем,
что он открыл новую форму философских размышлений - философствование в вере,
полагая, что вера и разум взаимно дополняют друг друга, а понимание - это
вознаграждение веры. Августин признавал ложным античный путь познания через
свободный индивидуальный поиск, основанный на рациональном, утверждая, что
только христианский путь, основанный преимущественно на вере, ведет к истине. С
философии Августина начинают перелом и разделение теологической и философской
традиций.
Душа - самобытная субстанция - не содержит в себе
ничего материального, созданная богом и бессмертна. Она имеет функции мышления,
памяти и воли, отличается от тела совершенством. Душа познает бога, а тело
препятствует этому познанию, поэтому, подавляя чувственные наслаждения, человек
помогает душе совершенствовать свой путь познания. Основу духовной жизни
составляет воля, из чего следует, что человеческую сущность определяет не
разум, а его деятельное начало - активная воля.
3. Философия Нового времени:
рационалистический и эмпирический пути познания мира
В 17 веке начали интенсивно развиваться науки.
Иоганн Кеплер (1571-1630) дает математическое обоснование открытий Н. Коперника
и завершает революционный переход от теорий кругового движения планет
(аристотелевско-птолемеевской) к теории эллиптического движения. Г. Галилей
обосновывает ошибочность разделения физики земной и небесной. Англичанин Исаак
Ньютон (1642-1727) сводит в единые законы гравитации силы, управляющие
орбитальным движением планет и движением предметов на поверхности Земли. Уильям
Гарвей (1578-1657) доказывает, что кровь в теле человека циркулирует, описывает
большой и малый круги кровообращения через механические понятия. Роберт Бойль
(1627-1695) становится основоположником научной химии. Христиан Гюйгенс
(1629-1691) вносит значительный вклад в различные области науки, включая
создание волновой теории света.
Два направления различаются в подходах к решению
основных проблем познания:
а) Проблема источников и происхождения знаний.
Рационалисты считали, что знание является врожденным, а всеобщие понятия имеют
априорное происхождение - это результат опыта, приобретенного прижизненно.
в) Проблема отношения познавательных процессов к
физическому миру и познаваемости мира. Некоторые представители рационализма
стояли на позициях непознаваемости, а эмпирики - преимущественно на позициях
познаваемости мира.
г) Проблема взаимоотношения психических и телесных
процессов. Для рационалистов телесное психическое - это отдельные, несводимые
друг к другу субстанции; эмпирики стояли на позициях дуализма души и тела, или
на позициях психофизиологического параллелизма.
Вывод:
Между различными культурами издавна происходил обмен
материальными и духовными ценностями, но в настоящее время в отношении многих
идей утрачена возможность выяснить, возникли ли они на почве данной культуры
или оплодотворили ее, будучи усвоены от других. Так, например, представление о
кровообращении как главном факторе телесной и психической жизни разрабатывалось
в Вавилоне, Египте, Китае, Индии, Греции. Но кому принадлежит приоритет и
каковы были пути передачи этого учения (в том случае, если оно не возникло у
одного народа независимо от другого), остается невыясненным.
То же можно сказать и про учение об основных
элементах мира, определяющих материальный состав организма и характер его
функций.
Общие закономерности развития психологических идей
на Востоке и на Западе одни и те же. Повсюду зарождение и эволюция научных
представлений находились в зависимости от опытного изучения организма как части
природы. Повсюду эти представления пробивались сквозь мистико-религиозную
догматику, подавляющую свободное исследование.