План воспитательной работы классного руководителя с учащимися 1 класса, в котором обучаются дети, которые до школы не были знакомы
Содержание
Введение
1.
Общие требования
к составлению плана воспитательной работы классного руководителя
2.
План
воспитательной работы классного руководителя с учащимися 1 класса, которые до
школы не были знакомы
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Трудно
представить жизнедеятельность образовательного учреждения без его
перспективного и календарного плана, без плана подготовки и проведения
школьного мероприятия, без рабочего плана руководителя учреждения и его заместителей,
без плана работы с родителями и ученическим самоуправлением, без плана
воспитательной работы в классе и т.п. Такое планирование позволяет не только
значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации,
но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также
упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.
План
воспитательной работы классного руководителя – это документ классного руководителя, в котором прописан
перечень мероприятий с целым классом или отдельными учащимися, а также с
учителями класса, родителями учащихся, внешкольными организациями и
организациями на определенный период времени.
План
работы классного руководителя — конкретное отображение предстоящего хода
воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших
деталях. Отсюда целесообразность органичного сочетания перспективного плана
воспитательной работы и планов конкретных воспитательных мероприятий.
Опыт
показывает, что лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план
работы на весь учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные
планы на учебную четверть. Однако это определяется опытностью педагога, а также
сложившимися традициями школы и возможными указаниями со стороны органов
управления образованием. [1]
Задачи
контрольной работы:
1) описать виды и структуру плана воспитательной
работы классного руководителя, формы планирования;
2) описать этапы планирования внеурочной
воспитательной работы на учебный год в классном коллективе;
3) изучить требования к плану внеурочной
воспитательной работы классного руководителя;
4) разработать план внеурочной
воспитательной работы классного руководителя с учениками.
1. Общие
требования к составлению плана воспитательной работы классного руководителя
В целях
обеспечения гармоничного развития личности каждого школьника, отбирая содержание,
классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный
педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую,
физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную и другие виды
деятельности. При этом важно, чтобы и внутри названных видов деятельности
достигалось достаточное разнообразие их конкретных видов. [2]
Приступая к
составлению плана, необходимо учитывать следующие источники планирования:
–
документы нормативно-правового характера федерального и муниципального уровней,
–
план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения,
–
рекомендации учителей класса и пожелания учащихся и их родителей.
Классный
руководитель должен начинать работу над планом в конце предыдущего учебного
года, когда становится известным распределение учебной нагрузки и классного
руководства на новый учебный год. Если классный руководитель принимает новый
класс, ему необходимо познакомиться с личными делами воспитанников, их семьями,
изучить сложившуюся систему воспитательной работы в классе, традиции,
официальную и неофициальную структуру коллектива. Все это поможет осуществлению
преемственности в воспитательной работе. В конце учебного года рекомендуется
провести с помощью школьного психолога диагностические ;срезы; в классе с целью
выявления психологической атмосферы, сплоченности и других параметров
коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие отношения
воспитанников между собой, а также к учебе, труду, природе, искусству и другим
явлениям и процессам окружающей действительности. Таким образом, подготовка к
составлению плана воспитательной работы классного руководителя сводится к сбору
информации о классном коллективе и отдельных воспитанниках. В ходе ее
определяются доминирующие воспитательные задачи. [4]
План
воспитательной работы должен отвечать требованиям:
o
целеустремленность
и конкретность образовательных задач;
o
краткость плана,
его компактность;
o
разнообразие
содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации
деятельности детей;
o
преемственность,
систематичность и последовательность;
o
сочетание
перспективности и актуальности намеченных видов работы;
o
единство
педагогического руководства и активности воспитанников;
o
реальность, учет
возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и
условий жизни;
o
связь
внутриклассной работы с работой вне школы;
o
согласованность
плана с деятельностью школы и детских общественных организаций;
o
гибкость и
вариативность планирования. [1]
План
воспитательной работы имеет следующие разделы:
1.
Анализ работы за прошедший учебный год, выделение проблем.
2.
Общая и психолого-педагогическая характеристика класса.
3.
Цели воспитательной работы в классе.
4.
Задачи воспитательной работы в классе.
5. Коллективные
творческие дела класса и образовательного учреждения.
6.
Занятость учащихся во внеурочное время.
7. Собственно
план по направлениям:
7.1
Работа с коллективом учащихся, с активом класса.
7.2
Работа с родителями.
7.3
Индивидуальная работа с учащимися.
7.4
Работа с учителями-предметниками, координация воспитательных взаимодействий со
службами образовательного учреждения.
Если
план воспитательной работы составляется для 1 класса, то, следовательно, первые
два пункта опускаются.
Когда
план в целом сформирован, наступает период его доводки. Классный руководитель
обсуждает его отдельные разделы с коллегами, учителями, работающими с классом,
родителями и учащимися, а также осуществляет корректировку с планами работ
класса, детских общественных организаций. План классного руководителя богаче
плана жизнедеятельности коллектива, поскольку содержит воспитательные
мероприятия, касающиеся как коллектива в целом, так и отдельных воспитанников,
их изучения, направления работы с родителями. Он, образно выражаясь, составляет
своеобразный фон, на который налагается план работы класса, его актива, органов
ученического самоуправления и отдельных учащихся. В своей совокупности,
дополняя друг друга, эти планы предусматривают необходимое содержание тех
учебных и общественно полезных дел, организация и выполнение которых направлены
на формирование ценных деловых и нравственных качеств у школьников. [2]
2. План воспитательной
работы
В школе создана
воспитательная система, которая охватывает весь педагогический процесс, включая
учебные знания и внеурочную деятельность.
Цель воспитательной
системы
Поэтапное создание в
школе условий для развития личности ребёнка, для решения каждой личностью
четырёх задач на каждом возрастном этапе.
I этап – самопознание;
II этап – самоопределение;
III этап – самореализация;
IV этап – саморегуляция.
Цели и задачи
воспитательного процесса
Цели: воспитание и развитие свободной,
талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями,
готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Задачи:
- на основе изучения личности учащихся
создать максимальные условия для физического, интеллектуального и нравственного
развития детей;
- развивать индивидуальность каждого,
подготовить детей к взрослой жизни;
- воспитание гражданской позиции,
правовой культуры и ответственности за свои поступки;
- воспитание у детей ценностного
отношения к своему здоровью и укрепление здоровья учащихся;
- укрепление связей с семьёй,
распознавание психолого – педагогических знаний среди родителей.
Предполагается поэтапное
развитие личности ребёнка и работы с детьми по «ступеням взросления».
«Лестница – чудесница».
Задачи:
- оказание помощи ребёнку в преодолении
трудностей, в различных видах деятельности, формирование самостоятельности;
- развитие интеллекта посредством внеклассной
деятельности;
- формирование потребности в творческой
деятельности;
- воспитание общительности, общности с
коллективом, желание оказать помощь друг другу;
- способствовать созданию ярких,
эмоциональных представлений о нашей Родине, окружающем мире, приобщение к
народным традициям;
- формирование трудовых навыков и
нравственных представлений: стремление говорить правду, быть смелым,
организованным, исполнительным, нетерпимым ко лжи, зазнайству;
- воспитание любви к чтению, к природе,
воспитание любознательности, стремлению к здоровому образу жизни.
Задачи на учебный год
1. Формирование классного коллектива,
воспитание уважительного отношения к каждому члену коллектива.
2. Учить быть здоровым душой и телом,
стремиться творить своё здоровье.
3. Воспитывать патриотические чувства к
своей Родине, её истории, традициям.
4. Прививать любовь к природе.
5. Прививать любовь к чтению, бережному
отношению к школьному имуществу.
Работа с учащимися
Сентябрь
|
Работа с коллективом
учащихся
|
Индивидуальная работа с
детьми
|
|
Сентябрь
|
|
Общение
|
«Праздник первый
звонок», экскурсия по школе, знакомство с учителем, школой, и друг с другом
|
|
Учение
|
«Введение в школьную
жизнь»
|
|
Досуг
|
«Внимание дети!» - игра
|
|
|
Октябрь
|
|
Учение
|
Классный час «Чудо, имя
которому - книга»
|
Сообщение на тему: «Моя
любимая книга»
|
Здоровье
|
День здоровья
|
|
Общение
|
Классный час «Правила
пожарной безопасности»
|
|
Досуг
|
|
Конкурс рисунков «Моя
школа» ко дню рождения школы
|
|
Ноябрь
|
|
Здоровье
|
Классный час «Мой режим
дня»
|
|
Общение
|
Проведение праздника
«День матери»
|
|
Учение
|
День рождения С.Я
Маршака
|
Выразительное чтение
стихов
|
Досуг
|
Праздник осенних
именинников
|
|
|
Декабрь
|
|
Учение
|
|
Классный час «Подводим
итоги полугодия»
|
Общение
|
Классный час «Что такое
Конституция?»
|
|
Здоровье
|
Классный час «Если
хочешь быть здоров!»
|
|
Досуг
|
Участие в празднике
«Новый Год у ворот»
|
|
|
Январь
|
|
Досуг
|
«Рождественские
посиделки»
|
Конкурс рисунков
«Улыбка снеговика»
|
Учение
|
Классный час «Снятие
блокады Ленинграда»
|
|
Общение
|
Классный час «ПДД»
|
|
Здоровье
|
«Мама, папа, я –
спортивная семья!»
|
|
|
Февраль
|
|
Учение
|
Международный день
родного языка
|
Сообщение на тему «Моя
родословная»
|
Досуг
|
Смотр художественной
самодеятельности (Военная тематика), Праздник зимних именинников
|
|
Общение
|
Классный час «День
защитника Отечества»
|
Конкурсы «А, ну-ка,
мальчики!»
|
Здоровье
|
|
|
Март
|
|
Учение
|
Всемирный день поэзии
|
Конкурс чтецов «Доброта
– что красно солнышко»
|
Общение
|
Классный час «Что я
сделал своими руками?» - Беседа о помощи дома, у бабушки, в классе
|
|
Досуг
|
Праздник 8 марта
|
Конкурс «А, ну-ка,
девочки!»
|
Здоровье
|
Экскурсия «Прогулка по
весеннему лесу»
|
|
|
Апрель
|
|
Здоровье
|
«7 апреля – всемирный
день здоровья»
|
|
Учение
|
Флора земли
Викторина «Знаете ли вы
цветы?»
|
|
Досуг
|
Помоги природе «День
птиц»
|
|
Общение
|
Классный час «День
космонавтики»
|
Выставка рисунков,
посвященных дню космонавтики
|
|
Май
|
|
Учение
|
День детской книги,
Выставка в классе «Моя любимая книга»
|
Сообщение о любимом
авторе
|
Здоровье
|
Весенний праздник
скакалки и мяча
|
|
Досуг
|
Праздник весенних и
летних именинников
|
|
Общение
|
Классный час «День
победы, наши земляки-герои», Классный час «С какими итогами заканчиваю
1класс», «Последний звонок» - проводим выпускников!
|
Конкурс стихов о войне
|
Работа с родителями
Направления работы
классного руководителя с родителями
|
Родительский комитет
|
Родительские собрания
|
Индивидуальная работа с
родителями
|
Работа родителей с
классом
|
|
|
Сентябрь
|
|
|
Знакомство
|
Выбор родительского
комитета, составление плана работы
|
Мастерская общения
«Давайте познакомимся»
|
Анкетирование
|
|
|
|
октябрь
|
|
|
Посещение семей
|
Организация детского
питания, создание денежного фонда
|
|
Беседы с родителями из
неблагополучных семей
|
Изготовление наглядных
пособий
|
|
|
Ноябрь
|
|
|
Направление на воспитание
|
Подготовка к Празднику
осеннего именинника
|
«Как помочь
первокласснику учиться»
|
Беседы с родителями
малоуспевающих детей
|
Акция «Книжная
больница» помощь библиотеке в ремонте старых книг
|
|
|
Декабрь
|
|
|
Подведение итогов за
полугодие
|
Подготовка к «Новому году»
|
Подводим итоги за
полугодие
|
Беседы психолога с
родителями трудных детей
|
Посещение новогоднего
праздника
|
|
|
Январь
|
|
|
Направление на
успеваемость детей
|
|
|
Консультации по
повышению успеваемости детей
|
Участие в мероприятии
«Мама, папа, я – спортиная семья»
|
|
|
Февраль
|
|
|
Направление на развитие
детей
|
Подготовка к празднику
зимних именинников и 23 февраля
|
«Поощрение и наказание»
|
Демонстрация письменных
работ родителям малоуспевающих детей
|
|
|
Март
|
|
|
|
Подготовка к празднику
8 марта
|
«Трудовое воспитание
младших школьников»
|
Беседы психолога с
родителями трудных детей
|
Экскурсия по весеннему
лесу, репетиция праздника 8 марта
|
|
|
Апрель
|
|
|
|
Приведение в порядок
классного кабинета
|
|
Беседы с родителями,
дети которых плохо себя ведут, рекомендации родителям гиперактивных детей
|
|
|
|
Май
|
|
|
Подведение итогов
учебного года
|
Подготовка к празднику
весенних и летних имениннков,
|
Подведение итогов за
учебный год
|
Рекомендации на лето по
закреплению пройденного материала (с каждым из родителей)
|
Подготовка к
«Последнему звонку», Выезд на природу
|
Изучение
состояния и эффективности воспитательного процесса в классе
Предмет изучения
|
Методы и приемы изучения
|
Сроки изучения
|
Кто изучает
|
Состояние
|
Анкетирование, беседы,
опрос, составление краткой характеристики класса
|
Сентябрь, январь, май.
|
Классный руководитель
|
Эффективность
|
Беседы, открытые уроки,
участие класса в общественных делах
|
Ноябрь, февраль, апрель
|
Классный руководитель
|
Заключение
На
основе проделанной работы можно сделать вывод, что педагогическому планированию
присущи следующие функции:
ü направляющая, связанная с
определением в процессе планирования сферы,
ü цели и содержания педагогической
деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;
ü прогнозирующая, заключающаяся в том,
что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется
будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее функционирования
и развития;
ü координирующая (организаторская),
позволяющая педагогам с помощью обоснованных и рациональных действий при
планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и где должен делать;
контрольная, предоставляющая педагогическому коллективу или отдельному педагогу
возможность с помощью составленного плана контролировать и корректировать
траекторию своего пути к достижению намеченной цели;
ü репродуктивная (воспроизводящая),
предполагающая то, что через промежуток времени по плану можно восстановить
содержание и объем выполненной работы.
Список
используемой литературы
1. Гордин Л.Ю. Организация классного
коллектива. — М., 1984. — С. 77.
2. Болдырев Н.И. Методика работы
классного руководителя: Учебное пособие. - М., 1984. - С. 29.
3. «Планирование воспитательной
работы классного руководителя» по Е.Н. Степанову. Сайт «Начальная школа плюс до
и после».
4. Щуркова Н.Е. Вы стали классным
руководителем. — М., 1986.
5. Урбанская О.Н. Работа с родителями
младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
план внеурочный воспитательный
источник