Адаптационные тренинги для учащихся 1-го класса
Адаптационные тренинги. Программа для учащихся 1-го класса
Здоровье
– важнейший фактор работоспособности и развития детского организма. Если
ребёнок физически здоров, то он справляется со всеми обязанностями без лишней
усталости. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как
отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и
состояние полного физического, душевного, психического и социального
благополучия.
Поступление
в школу – очень значимый момент в жизни каждого ребёнка. Учителя и родители
должны сделать так, чтобы школа стала для детей другом, помощником в развитии
личности, а не вынужденной обузой. Необходимо так организовать
воспитательно-образовательный процесс, чтобы он способствовал благоприятному
росту, развитию ученика, укреплению его здоровья (физического и
психологического). Современная медицина утверждает, что 30-40% хронических
заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому особо актуальным является вопрос
о том, что позволяет ученику в современных условиях сохранить здоровье и
душевный комфорт.
Социальная
адаптация, как процесс активного приспособления первоклассника к школьной
жизни, значима и необходима именно в первые дни пребывания в образовательном
учреждении. Эффективным средством для воспитания психологической культуры
учеников, создания благоприятных условий формирования успешности каждого
ребёнка и коллектива в целом являются адаптационные тренинги.
В
социологическом словаре термин “тренинг” определён как обучение, тренировка, а
также совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия в целях
развития личности и совершенствования групповых отношений.
В
ходе проведения тренингов педагог формирует конструктивные взаимоотношения
между учителем и ребёнком, между ребёнком и ребёнком, между ребёнком и группой
детей. Умелое использование эффективных взаимоотношений, исключающих стрессогенные
факторы, провоцирующие нервозность, тревожность и другие негативные проявления,
позволяет создать комфортную среду общения между первоклассниками. Очень важно
наладить коммуникативные контакты при освоении коллективных форм взаимодействия
в период адаптации.
Адаптационные
тренинги способствуют развитию толерантности, пониманию личностных особенностей
других, умению принимать тех, кто находится рядом.
Цель
данной программы состоит в создании условий для адаптации первоклассников к
школьной жизни.
Для
достижения данной цели решаются следующие задачи:
·
обеспечить психологический комфорт для первоклассников;
·
сохранить душевное и эмоциональное благополучие ребёнка;
·
способствовать взаимопониманию между детьми, сплочению классного
коллектива.
При
использовании адаптационных тренингов у учащихся формируются чувства и эмоции,
совместно переживаемые детьми, которые способствуют их сближению и объединению.
Открываясь навстречу другим, дети начинают лучше понимать самих себя, при этом
каждый участник тренинга может проявить свои личностные качества в активной
форме. Всё это способствует формированию благоприятной психологической
атмосферы в классном коллективе, повышению эффективности
воспитательно-образовательной деятельности.
Программа
включает следующие основные темы: “Здравствуйте, это Я!”, “Улыбнись!”, “Наше
настроение”, “Мы – дружные ребята”, “Мы волшебники”, “Любимые сказки”, “Дарим
добро”, “Путешествие”, “Мы в лесу”, “Приятные воспоминания”.
Программа
состоит из десяти тренингов, которые проводятся в первые школьные дни.
Занятия
осуществляются по следующей структуре:
1.
Вводная часть (приветствие, 3 мин).
2.
Основная часть (упражнения адаптационного периода, 15 мин).
3.
Заключительная часть (ритуал прощания, 2 мин).
Большинство
занятий проводятся в кругу, так как круг – это, прежде всего, возможность
открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт
гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.
Учебно-тематический
план
№ п/п
|
Темы занятий
|
Время (минуты)
|
1 день
|
Здравствуйте, это Я!
|
20
|
2 день
|
Улыбнись!
|
20
|
3 день
|
Наше настроение
|
20
|
4 день
|
Мы – дружные ребята
|
20
|
5 день
|
Мы волшебники
|
20
|
6 день
|
20
|
7 день
|
Дарим добро
|
20
|
8 день
|
Путешествие
|
20
|
9 день
|
Мы в лесу
|
20
|
10 день
|
Приятные воспоминания
|
20
|
Содержание программы
Темы занятий
|
Упражнения
|
Здравствуйте, это Я!
|
“Что я люблю?”,
“Росточек под солнцем”, “Солнечный зайчик”, “Благодарю тебя”
|
Улыбнись!
|
“Возьми и передай”,
“Улыбка”, “Ручеёк радости”, “Ладошки”
|
“Встаньте те, кого
зовут…”, “Превращения”, “Рисуем настроение”, “Спаси птенца”, “Мы – единое
целое”
|
Мы – дружные ребята
|
“Поезд”, “Ласка”,
“Дерево”, “Благодарю тебя”
|
Мы волшебники
|
“Волшебники”,
“Комплименты”, “Улыбка”
|
Любимые сказки
|
“Встаньте те, у кого…”,
“Сказочная шкатулка”, “Принц и принцесса”, “Солнечный зайчик”
|
Дарим добро
|
“Ласковый мелок”,
“Солнце в ладошке”, “Спаси птенца”, “Благодарю тебя”
|
Путешествие
|
“Волшебное колечко”,
“Белое облако”
|
Мы в лесу
|
“Встаньте те, кто…”,
“Отгадай, чей голосок”, “Злые и добрые кошки”, “Ручеёк радости”
|
Приятные воспоминания
|
“Неоконченные
предложения”, “Цветы”, “Дерево”
|
В
качестве примера привожу второй день занятий.
2-й день
“Улыбнись!”
Задачи: создать комфортные
условия для работы ребят; снять эмоциональное напряжение; развивать
наблюдательность, взаимопонимание.
1.
Вводная часть
Дети
стоят в кругу, им предлагается поприветствовать друг друга, пропевая слова.
Учитель начинает: “Доброе утро, Аня!” (При этом нужно улыбнуться и кивнуть
головой). Ребята приветствуют, таким образом, друг друга по кругу.
2.
Основная часть
Упражнение
“Возьми и передай”.
Мимика
– движение мышц лица.
Упражнение
“Улыбка”.
Ребята
сидят, закрыв глаза. При этом на лице обязательно должна быть улыбка. “Держать”
улыбку 7-10 минут, и дети почувствуют, как улучшилось настроение, даже если
улыбка была вымученной. (Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц своего лица, а
это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляет их в нужное русло).
Релаксационное
упражнение “Ручеёк радости”.
-
Мысленно представьте себе, что внутри у каждого поселился добрый, весёлый
ручеёк. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, тёплая. Ручеёк совсем маленький и
очень озорной. (Озорной – шаловливый, балованный). Он не может долго усидеть на
одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая,
прозрачная, тёплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.
(Дети, взявшись за руки, совершают волнообразные движения руками).
3.
Заключительная часть
Упражнение
“Ладошки”.
-
Наше занятие мы закончим необычным рукопожатием.
Дети
стоят в кругу, и каждый прикасается ладошкой к соседу слева и справа. После
того, как все ученики соединятся ладошками, ребята поднимают руки вверх и
опускают их.
Использованная
литература
1.
Гвишиани, Д.М. Краткий словарь по социологии / Д. М.Гвишиани, Н.И.
Лапина. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – 479 с.
2.
Петровский, В.А. Учимся общаться с ребёнком [Текст] : руководство
для воспитателя детского сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М.
Кларина, Л.П. Стрелкова, К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман. – М.: Просвещение,
1993. – 191 с.
3.
Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность
[Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В.
Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.