Пути обновления системы повышения квалификации педагогических работников в РК
Пути обновления
системы повышения квалификации педагогических работников в РК
Кудайбердиев Темирхан Кожабаевич
проректор Карагандинского института
повышения квалификации и переподготовки
государственных служащих
и работников образования
Успешная реализация государственной программы развития
образования РК на 2011-2020 годы всецело зависит от готовности к изменениям
управленческих и педагогических кадров.
Отсюда особую актуальность приобретает задача
совершенствования кадрового потенциала работников образования.
Система переподготовки и повышения квалификации педагогических
кадров является главным источником получения педагогами и управленцами новой
информации, нового знания и новых навыков.
Именно поэтому данная система, в известной мере, несёт
ответственность за подготовленность работников образования к модернизационным
процессам. Но существующая модель ПК данную стратегическую задачу решить не
может. Поэтому её необходимо обновить.
Предложения по обновлению системы повышения квалификации
педагогических работников в РК должны вытекать из проблем системы и направлены
на их разрешение.
Логика обновления СПК педагогических работников в РК
|
Проблемы СПК
|
Причины проблем
|
Принципы модернизации
|
Направления модернизации СПК
|
1. Скорость изменений, происходивших в региональных ИПК
существенно ниже темпов реформирования образования.
2. Отсутствие простых и быстродействующих механизмов обнаружения
и распространения через систему ПК инновационных практик, возникающих в
«точках роста».
2. Система ПК слабо ориентирована на изменение уровня
квалификации.
|
1.Монополизм ИПК.
2. Недостаточная заинтересован-ность ИПК в совершенство-вании
своей деятельности, что тормозит развитие региональной системы образования.
3. Постепенное нарастание конкурентной борьбы среди
образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного и высшего
профессионального образования.
|
1. Организация ПК в режиме персонификации
государственных обязательств.
2. Формирование содержания образования индивидуально
для каждого слушателя, путем выбора модулей.
3. Программы повышения квалификации должны гибко изменяться
в зависимости от интересов педагогов, а значит от образовательных
потребностей детей.
4. Средства на ПК должны предоставляться коллективам
школ на принципах подушевого финансирования, чтобы педагоги могли выбирать и
программы и организации ПК.
3. Самостоятельное определение сроков и форм повышения
квалификации педагогами.
4. Внешняя экспертиза и конкурсный отбор модулей для
обучения
|
1.Отказ от монополии ИПК.
2. Превращение ИПК в методические и ресурсные центры
развития образования, в которых отработаны и тиражируются
механизмы сопровождения развития работников
образования, организаций образования и систем образования.
3. Создание ваучерной системы финансирования ПК.
4. Преобразование методических служб отделов образования
районов и городов в ресурсные центры дополнительного профессионального
образования и развития регионального образования.
|
Задачи обновления системы ПК педагогических работников в
РК:
Разработка «Положения об индивидуальной программе
профессионального роста педагогического работника».
Индивидуальная программа профессионального роста
педагогического работника – это документ, определяющий индивидуальную
траекторию профессионального развития каждого педагогического работника.
Индивидуальная программа разрабатывается педагогом на
основе индивидуальной карты достижений и недостатков в профессиональной
деятельности в контексте требований типовых квалификационных характеристик
должностей педагогических работников, требований современной казахстанской
модели образования и представляет собой индивидуальный маршрут преодоления
недостатков и повышения квалификации (профессиональной компетентности).
Индивидуальная программа профессионального роста
педагогического работника – это один из механизмов реализации идей
накопительной системы повышения квалификации. Другой механизм реализации данной
системы – портфолио педагогического работника, содержание которого подтверждает
реализацию индивидуальной программы профессионального роста.
Возможная структура индивидуальной программы
профессионального роста педагогического работника – инвариантный блок,
связанный с подготовкой к аттестации и готовностью к реализации стратегический
направлений развития образования РК и региона; вариативный блок, связан с
удовлетворением индивидуальных профессиональных потребностей и интересов
педагога.
Финансирование реализации индивидуальной программы
профессионального роста педагогического работника может осуществляться за счёт
средств ваучера (именного образовательного чека на повышение квалификации
работника образования), средств организации образования, спонсорских средств и
собственных средств педагога.
Формами реализации индивидуальной программы
профессионального роста педагогического работника могут быть – курсовая
подготовка в организациях образования, имеющих лицензию на право осуществления
переподготовки и повышения квалификации; межкурсовая работа, под руководством
научного руководителя/тьютора данных организаций образования и сопровождаемая
тьютором методического кабинета районного/городского отдела образования, научно-методическая
работа в рамках после дипломного образования, самообразование, дистанционное
образование и другие.
Программа может разрабатываться на 1 год и более.
Разработка «Положения об Именном образовательном чеке на
повышение квалификации работника образования».
Ваучер (чек) - документ, подтверждающий право его
обладателя на гарантированное финансирование повышения квалификации.
В этой системе финансирования ПК педагог может проходить
обучение как в одном, так и в нескольких организациях высшего и дополнительного
профессионального образования, имеющих лицензию на право ведения данной
образовательной деятельности и предоставляющих эти услуги на договорной основе
с управлением образования области.
Возможные риски введения ваучерной системы финансирования
системы ПК ПР:
разрушение системы повышения квалификации;
невозможность спланировать бюджет учреждения, что
приведет к финансовым проблемам;
и, как следствие, отток высококвалифицированных
профессорско-преподавательских кадров из системы повышения квалификации.
Однако международный опыт реализации системы подушевого
финансирования системы ПК ПР показал обратное:
количество организаций высшего и дополнительного
профессионального образования, имеющих лицензию на право ведения данной
образовательной деятельности растет;
увеличение количества организаций не только предоставило
педагогам свободу выбора, но и стимулировало сами организации высшего и
дополнительного профессионального образования, имеющих лицензию на право
ведения данной образовательной деятельности на более качественную работу;
организации, имеющие лицензию на право повышения
квалификации, не испытывают нужды в обучающихся;
количество заявок со стороны региональных управлений
образования всегда выше предусмотренного количества чеков;
региональные институты повышения квалификации уверенно
занимают своё место на этом рынке, оставаясь востребованными для практически
двух третей педагогов своих регионов;
Анализ потребности в повышении квалификации при переходе
с повышения квалификации 1 раз в 5 лет на 1 раз в 3 года.
Изменение периодичности повышения квалификации увеличит
потребность в повышении квалификации почти в 2 раза.
Определение требований к образовательным услугам
повышения квалификации:
образовательные услуги, включая формы и сроки обучения, должны
определяться на каждый календарный год;
полный курс повышения квалификации работников образования
должен быть не менее 144 часов и предусматривать инвариантную и вариативную
части, состоящие из двух блоков каждая (объем часов каждого блока – 36 часов);
гарантированное управлением образования области повышение
квалификации работников образования на основе Чека (в объёме 15-20 тысяч тенге
на каждый именной образовательный чек) должно осуществляться ежегодно из
расчета 20-ти процентов от общей численности работников образования (при
повышении квалификации 1 раз в 5 лет) и 33,3% - при повышении квалификации 1
раз в 3 года.
Регулирование рынка образовательных услуг системы
повышения квалификации:
управления образования областей и районные/городские
отделы образования должны взять на себя функцию экспертной оценки спроса
педагогов и предложений организаций повышения квалификации (вузов, центров
развития образования, центров профессионального обучения, институтов повышения
квалификации и других), и утверждения их программ ПК, а так же оценки уровня
удовлетворённости потребностей потребителей.
Определение требований к чекам:
чеки с регистрационными номерами на каждом листе
управления образования областей должны выдавать на основании заявок районных и
городских отделов образования и руководителей областных организаций
образования;
структура именного образовательного чека может состоять,
например, из шести листов, два из которых помимо памятки о его использовании могут
содержать информацию о владельце, дате выдачи, общем объеме часов, подлежащих
гарантированной оплате. Остальные четыре листа представляют собой отрывные
талоны, благодаря которым и происходит фиксация факта прохождения педагогом
курсов повышения квалификации (два листа на два блока инвариантной части и два
– на два блока вариативной части);
сроки представления отрывных талонов и оплаты выполненных
работ могут определяться договором между организациями высшего и
дополнительного профессионального образования и управлениями образования области;
выполнение условий Договора может оформляться актом сдачи-приемки
выполненных работ;
стоимость отрывного талона образовательного чека и общая
стоимость именного образовательного чека должна рассчитываться ежегодно по
специальной методике.
Определение базовых требований к учебной программе
инвариантной части именного образовательного чека:
построение содержания повышения квалификации с
ориентацией на компетентностно-ориентированный подход;
использование информационно-коммуникационных технологий в
процессе организации повышения квалификации;
соотношение государственных и личностных интересов в
процессе совершенствования профессиональной компетентности слушателей;
включение субъектов повышения квалификации в систему
отношений на основе принципа «Деньги в обмен на обязательства»;
управления образования областей формирует ежегодный заказ
на инвариантную часть ПК в соответствии с приоритетными направлениями развития
системы образования и до 1 мая текущего года доводит его до сведения
организаций, имеющих лицензию на ПК;
организации ПК разрабатывают учебные планы и программы
двух инвариантных блоков в соответствии с заказом управления и представляют их
на заключение областного экспертного (научно-методического) совета;
в инвариантном блоке № 1 должны рассматриваться общие
вопросы модернизации казахстанского образования. Особое внимание должно
уделяется приоритетным направлениям государственной программы развития
образования в РК и направлениям развития региональной образовательной системы;
в инвариантном блоке № 2 должны рассматриваться вопросы
реализации республиканских и региональных инновационных образовательных
проектов, имеющих целью повышение качества образования в контексте апробации
основных учебно-методических и организационных принципов модернизации
образования с учетом требований компетентностно-ориентированного подхода,
обеспечения принципа мобильности учебного процесса;
итогом реализации программ инвариантной части Чека
является выполнение слушателем учебного задания в форме
практико-ориентированного проекта, продукт которого должен быть пригоден к
использованию в профессиональной деятельности;
результатом освоения программы повышения квалификации в
полном объеме становится аттестационная работа, отражающая профессиональную
готовность педагогических и руководящих кадров к реализации современной модели казахстанского
образования;
работникам образования, успешно завершившим курс обучения
и получившим в ходе итоговой аттестации высокую оценку уровня их
профессиональной компетентности по профилю деятельности, комиссия может выдать
положительные рекомендации на первую или высшую квалификационные категории;
учебные программы двух вариативных блоков учреждения
высшего и дополнительного профессионального образования разрабатывают
самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных
профессиональных образовательных программ;
организации могут предоставлять образовательные услуги по
повышению квалификации работникам образования, как по всем, так и по отдельным
учебным блокам.
Определение базовых требований к реализации программы повышения
квалификации:
технология повышения квалификации должна сочетать
образовательную, научно-исследовательскую и учебно-методическую составляющие;
технология повышения квалификации должна быть направлена
на овладение способами проведения занятий с использованием интерактивных
методик обучения и воспитания, применения информационно-коммуникационных и
мультимедийных технологий;
технология повышения квалификации должна быть направлена
на освоение инновационных методик проведения занятий; освоение принципов
разработки тестовых и контрольно-измерительных материалов для оценки качества
образования.
повышение качества предоставляемых образовательных услуг
и способов информирования клиентов, играет первоочередную роль в деятельности
организаций повышения квалификации, так как владелец Чека самостоятелен в
выборе организации ПК, программ, форм, сроков повышения квалификации, а также
очередности прохождения учебных блоков.
Преобразование методических служб отделов образования
районов и городов в ресурсные центры дополнительного профессионального
образования и развития регионального образования и определение их задач:
Ими могут стать:
• информационно-аналитическое обслуживание
районных/городских отделов образования;
• повышение качества образования посредством приближения
повышения квалификации к работникам образования, проживающим в малых городах и
сельской местности;
• согласование потребностей работников образования и
институтов повышения квалификации, а также создание реальной ресурсопроводящей
сети;
• повышение доступности курсов повышения квалификации, через
обеспечение адекватности содержания и форм повышения квалификации и
переподготовки потребностям работников и региональной политике;
• развитие организаций, предоставляющих услуги по
повышению квалификации через активный маркетинг данных услуг;
• развитие сервисной поддержки кадров системы образования
через создание условий для формирования качественного заказа на услуги
повышения квалификации (независимая экспертиза, консалтинг, стажировки, дистант
и т.п.);
• удовлетворение потребностей сельских образовательных
систем в различных ресурсах и т.д.
Важной функцией, которую реализует ресурсный центр и не
реализовали существовавшие ранее структуры (методические кабинеты), является
функция организатора повышения квалификации и переподготовки работников
образования района/города, в рамках которой он выступает посредником между организациями
образования, с одной стороны, и институтами повышения квалификации, с другой.
Ресурсный центр совместно с организациями образования изучает
спрос, то есть потребности работников образования и организаций образования в
повышении квалификации (параллельно формируя их, исходя из государственной
политики, транслируемой управлением города/района), и доводит эту информацию до
институтов повышения квалификации; изучает предложения об услугах институтов
повышения квалификации; согласует спрос и предложение, организуя реализацию
различных программ повышения квалификации преимущественно на своей базе.
Ресурсный центр реализует также функции методического,
информационного и консультационного центра для работников образования (они
могут стать филиалами институтов повышения квалификации).
Первоочередные задачи по обновлению системы повышения
квалификации педагогических работников:
Акиматам областей – просчитать финансовые расходы при
переходе на подушевое финансирование повышения квалификации педагогических и управленческих
кадров.
РИПК СО - разработать концепцию и модель накопительной
системы повышения квалификации, «Положение об индивидуальной программе
профессионального роста педагогического работника», «Положение об Именном
образовательном чеке на повышение квалификации работника образования».
МОН РК совместно с областными ИПК – провести анализ
потребности в повышении квалификации при переходе с повышения квалификации 1
раз в 5 лет на 1 раз в 3 года.
Управлениям образования областей - определить требования
к образовательным услугам повышения квалификации.
МОН РК и МФ РК - определить требования к чекам на
повышение квалификации работника образования.
РИПК СО и областные ИПК - определить базовые требования к
учебной программе инвариантной части именного образовательного чек.
РИПК СО и областные ИПК - определить базовые требования к
реализации программы повышения квалификации.
Акиматам областей совместно с областными ИПК –
разработать программу преобразования методических служб отделов образования
районов и городов в ресурсные центры дополнительного профессионального
образования и развития регионального образования.
Акиматам областей обеспечить комплекс мер по укреплению материально-технической
базы системы повышения квалификации и реализации курсовой подготовки в связи с
введением дистанционных форм обучения, системы электронного обучения
«e-learning».