Половое воспитание детей дошкольного возраста
Лекция по
курсу дошкольной педагогики
Тема:
Половое воспитание детей дошкольного возраста
Определение
понятий и значение полового воспитания
Для усвоения
знаний по изучаемой теме необходимо осмыслить несколько наиболее важных
понятий.
Пол -
комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков,
определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е.
Каган).
Половое
воспитание - комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка,
направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и
взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни (см.: Российская
педагогическая энциклопедия. Т. 2. М., 1999. С. 166).
Родители и
педагоги стремятся развить у детей прежде всего положительное эмоциональное
отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему,
соответствующие полу предпочтения и интересы; начальные качества мужественности
и женственности и, конечно же, добрые взаимоотношения между мальчиками и
девочками. Для достижения такого результата важно формировать как нравственные
чувства и представления, нравственные мотивы поведения, так навыки и умения,
необходимые для реализации полученных представлений, усвоенных знаний (Т.А.
Репина, Н.К. Ледовских).
Отношение
исследователей, впрочем как и практиков, к половому воспитанию детей
дошкольного возраста, к используемой при этом терминологии, неоднозначно.
(Заметим, что в данной теме вообще очень много спорных вопросов.) Одни из них,
в частности В.Е. Каган, О.К. Лосева и др., высказываются за половое воспитание,
признавая важным сообщение ребенку соответствующей информации в разумных
пределах, хотя и она шокирует отдельных педагогов и родителей. Другие, прежде
всего Т.А. Репина и представители ее научной школы, считают целесообразным
обсуждать вопросы полоролевого воспитания, исключая сексуальное просвещение -
сведения о сексуальных отношениях полов и о репродуктивных функциях человека.
Свою позицию они объясняют тем, что данные представления пробуждают у детей
нездоровый интерес к теме, тогда как сам по себе дошкольный возраст - наиболее
«спокойный» период в сексуальном развитии.
До сих пор
ученые полемизируют: какое понятие шире - полоролевое или половое воспитание.
Одни считают полоролевое воспитание составной частью полового, другие убеждены
в том, что оно (полоролевое) - более широкая область воспитания по сравнению с
сексуальным. Но те и другие едины во мнении: психосексуальное развитие ребенка
начинается с первых месяцев его жизни (а то уже и в утробе матери), данная
область воспитания - важная, неотъемлемая часть нравственного воспитания (В.Д.
Колесов, И.С. Кон, В.А. Сухомлинский и др.), хотя сводить ее только к
нравственному было бы неверным (В.Е. Каган), и заниматься ею надо с раннего
возраста. Ведущая роль в половом воспитании детей принадлежит семье, которая
опирается на значительную помощь дошкольного образовательного учреждения.
Значение
полового воспитания в жизни человека очень велико. Не случайно, по утверждению
исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о
важности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни. Дело в том, что
половое воспитание освобождает от ложного чувства стыда, мешающего любить
другого человека, от неверного отношения к одной из важнейших сторон жизни -
взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, помогает осознать и освоить
некоторые обязанности, чрезвычайно важные для предстоящей семейной жизни. Тогда
как распространенное сейчас «бесполое» воспитание («девочковое» поведение
поощряется, а «мальчиковое» - порицается) приводит к формированию «усредненного
существа»: фемининного (женственного) мальчика, а потом и мужчины, и
мускулинной (мужественной) девочки, а потом и женщины, что служит одной из
серьезных причин многочисленных разводов, поскольку представители
противоположного пола оказываются неспособными выполнять надлежащие им
социальные роли.
Причины
отсутствия дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек
Современная
педагогическая наука и практика зачастую относятся к полу как к несущественной
характеристике ребенка, хотя, по мысли И.С. Кона, почти все онтогенетические
характеристики личности являются не просто возрастными, а половозрастными. К
тому же самая первая категория, в которой дети осознают себя, - половая
принадлежность.
Тем более
удивительно, что недооценка, игнорирование пола происходит в условиях, когда
доказано наличие целого ряда психических и психофизиологических половых
особенностей, проявляющихся в дошкольные годы. Так, первые
анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками замечены уже в
эмбриональный период их развития. Под воздействием половых гормонов, считают физиологи,
формируются различия не только в анатомических особенностях пола, но и в
некоторых особенностях развития мозга. У новорожденных девочек по сравнению с
мальчиками почти всегда меньше масса тела, сердца и легких, удельный вес
мускулатуры. Но уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в
общем развитии, а в дальнейшем - раньше ходить и говорить. Их организм
отличается большей сопротивляемостью к заболеваниям. У них лучше развита
тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. Можно привести и
некоторые другие примеры. Мальчики лучше обучаются с помощью зрения, девочки -
с помощью слуха.
Хотя случаи
задержки умственного развития (а также гемофилии, заикания, неврозов) чаще
встречаются у мальчиков, их мозг, по данным исследований Т.П. Хризман, по
сравнению с девочками, - «более прогрессивная, более дифференцированная, более
избирательная функциональная система, работающая экономней и целенаправленней».
У мальчиков шести-семи лет уровень вербального мышления значительно выше, чем у
девочек. Однако в плане социальных контактов последние более «продуктивны и
активны». Дети разного пола по-разному воспринимают и обрабатывают позитивную
информацию, включая разные корковые системы. А это определяет разное
эмоциональное отношение к воспринимаемому миру, его осмыслению. Эмоциональной
сфере девочек свойственны более яркие и частые проявления сочувствия
окружающим. У них выше сопротивляемость стрессовым ситуациям, они успешней
адаптируются к новым условиям. Мальчики и девочки отличаются также интересами и
предпочтениями, что наиболее ярко проявляется в содержании, характере их игр и
рисунков.
Половое
развитие - результат не столько биологических особенностей пола, хотя нельзя
принижать роль физиологии и генетики, сколько социальных требований к мальчикам
и девочкам со стороны самых близких людей - членов семьи, а также воспитателей
дошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себя
идентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего
осознания ими своей половой роли.
Развитие
полоролевого самосознания
Уже в
шесть-семь месяцев ребенок отличает мужчин от женщин, то есть пол людей, по
внешнему виду, фиксируя их различия в том числе и по половому признаку. На
втором году жизни, еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя «Я»,
знает, кто он: мальчик или девочка. Но в этом возрасте, а зачастую и в более
старшем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчиков
и девочек. Чаще всего он апеллирует к их одежде, лицу, голосу и длине волос.
Старшие дошкольники ищут объяснение в наличии силы, характере игр.
Полоролевая
социализация в дошкольном возрасте
Половое
воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего
пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной
половой роли, в образе матери - прообраз своей будущей избранницы. Отношения
родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно
сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего
избранника - отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития
ребенка - наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, живущая по
законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные
идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли
противоположного пола. При отсутствии одного из родителей, например отца,
важно, чтобы в той или иной мере его замещал другой взрослый - родственник,
друг, воспитатель. В связи со сказанным понятно стремление общественности
многих стран, например США, Венгрии, иметь в детском саду мужчин в качестве
воспитателей своих детей.
Эмансипация
женщин, борьба за равноправие полов, активное участие женщин в трудовой,
общественной и политической деятельности наложили отпечаток на социальные роли
представителей обоего пола. Произошло их смещение. Изменился традиционный
стандарт мужественности (мужчине предписывались активность, сила, уверенность,
властность, сдержанность, предприимчивость) и женственности (от женщины ожидали
мягкости, слабости, покладистости, зависимости, пассивности, эмоциональности).
Если раньше распределение ролей и набор «мужских» и «женских» качеств были
полярными (властность - подчинение), то сейчас все большую роль играют
взаимопонимание, взаимозависимость и взаимопомощь. Поэтому родителям и
педагогам, осуществляя половое воспитание, необходимо иметь в виду следующее.
Для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями,
у тех и других надо формировать множество «общих», т.е. свойственных обоим
полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость,
решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны
быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность,
удельный вес проявления определенного «набора» нравственных качеств у мальчиков
и девочек должны быть разными (Т.А. Репина).
Для развития
у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них
эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности,
великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в
первую очередь желание и способность защищать. Если мы хотим, чтобы девочки
росли женственными, то особое внимание уделим воспитанию нежности, заботливости,
скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению
конфликтов.
Но все наши
педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей не
будут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Так, вряд ли у
мальчиков в семье, где мама - лидер, обладает властным характером, а папа
пассивен, не способен взять на себя трудности, решить семейные проблемы, будут
формироваться мужские черты характера.
Формирование
начал мужественности и женственности
Половое воспитание
детей, как уже отмечалось, направлено на формирование у представителей
противоположного пола начал мужественности и женственности. Разработка
соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой
(полоролевое воспитание мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (полоролевое воспитание
девочек), Л.А. Арутюновой, Н.К. Ледовских, выполненных под научным руководством
Т.А. Репиной, других ученых, а также практическими работниками. Для
формирования представлений о мужественности и женственности широко используются
устное народное творчество и художественная литература. Так, из сказок,
произведений на основе былин, к примеру «Богатырская застава» (текст В.И.
Калиты), рассказов о защитниках Отечества, в частности о А.В. Суворове из
замечательной книги А.О. Ишимовой «История России для детей», дети узнают о
таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность,
готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и
мальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы и
стихи С.Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» и другие.
С помощью
сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии,
терпимости к недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, будто такие
волшебные сказки, как «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Снежная
королева», воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь
своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая из
названных сказок - воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви
(см.: Комарова Е. Лягушка-царевна // Учительская газета. 1990. № 43. С. 31).
Работа,
проводимая в детском саду, поддерживается и продолжается родителями. Очень
важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, были
к ней по-особому внимательны: букет маме в день 8 марта и маленький букетик
дочурке, сестренке. Если сын одевается самостоятельно, то дочери в его
присутствии можно подать пальто или предложить самому это сделать, поухаживать
за сестренкой: «Смотри, сын, какая красивая девушка растет в нашей семье».
Мужчина
Олегу
Вчера сказал
мне папа,
Что я уже
мужчина.
Мужчины не
боятся
Без мамы
оставаться,
Мужчины
закаляются
И сами
одеваются.
Мужчина -
очень гордый –
Он не грубит
соседу,
Он две
тарелки каши
Съедает за
обедом,
Он не боится
буки,
Что может
вдруг прийти.
Мужчина знает
буквы
И счет до
десяти.
Но если
очень-очень
По маме я
тоскую,
Мне папа
разрешает
Пролить слезу
мужскую.
А то еще
польются,
И, чтоб никто
не видел,
Сейчас же
отвернуться.
А так нельзя
мне плакать,
Есть важная
причина –
Вчера сказал
мне папа,
Что он и я -
мужчины.
Целесообразно
проведение бесед как с мальчиками и девочками отдельно в форме «секретных
совещаний», «разговора по душам», так и со всеми детьми вместе, например о
ласковых и сильных руках, о красоте и пользе труда народных мастеров и
мастериц, подчеркивая необходимость определенных мужских и женских качеств для
того или иного ремесла. Литературная викторина «Добры молодцы и красны девицы»
помогает обобщить полученные детьми представления.
Те же
средства и методы, сопровождающиеся рассматриванием иллюстраций и репродукций
картин художников, используются позже для развития у детей представлений о
счастливых семьях, о добрых взаимоотношениях между родителями, сестрами и
братьями, их взаимной помощи.
Сформировать
представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но
ограничиться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать их. Для этого прежде
всего используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие
жизненному опыту детей. Воспитатель рассказывает о том, что однажды произошло в
соседнем детском саду или там, где он работал раньше, и спрашивает, как в том
или ином случае поступили бы мальчики и девочки их группы. Создаются также
театрализованные проблемные ситуации, когда сказочные персонажи - феи, рыцари -
демонстрируют несколько моделей поведения, а дети выбирают из них самую
правильную, то есть социально одобряемую (Н.К. Ледовских).
Для
реализации представлений о полоролевом поведении необходимо также
организовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей
определенные трудовые навыки и умения. При участии и под контролем взрослого
мальчиков можно научить: разрезать плотный картон; пользоваться лобзиком при
работе с фанерой; использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады;
скреплять детали кукольной мебели с помощью специального клея или шурупов;
чинить игрушки; выполнять посильную им физическую работу, например при
необходимости перенести столы и стульчики из одной комнаты в другую или вынести
их на веранду. Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать
привычным уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами.
И пусть это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствовать
нагрузку. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А слова
матери: «Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина!» - воспримутся сыном
как настоящая награда.
Девочек
следует обучать шитью, вязанию (потом они с удовольствием будут играть в
ателье), сервировать стол, привлекать к оформлению интерьера, формировать
умение ухаживать за малышами. В семье они учатся домашнему труду: пылесосить,
мыть посуду, печь пироги.
Одно и то же
трудовое задание, к примеру привести участок детского сада в порядок,
желательно дифференцировать для мальчиков и девочек, чтобы оно стало
привлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладывают
их на тачку, а мальчики отвозят ее в установленное место, разгружают.
Приобщаясь к народным ремеслам, девочки учатся прясть, а мальчики - выпиливать
резные наличники для окон. Программу детских праздников (дома и в дошкольном
учреждении), вечеров досуга оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку,
на умелого помощника.
Но кроме
полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей должна быть
сформирована необходимая мотивация, когда присвоенные эталоны мужского и
женского поведения становятся внутренними регуляторами. Поэтому так важны
воздействия взрослого на эмоциональную сферу ребенка, одобрение и положительная
оценка его социально ценного полоролевого поведения. Ребенок испытает большую
радость, чувство удовлетворения, если его наградят самодельным значком или
орденом «За доброту и богатырскую силу», «За помощь прекрасному полу» или «За
благородный поступок».
Значительное
место в половом воспитании принадлежит различным видам игр, среди них
игры-драматизации, строительно-конструктивные. По инициативе детей и с помощью
педагога развертываются сюжетно-ролевые игры героической тематики (Л.В.
Градусова). Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную,
насыщенную жизнь семьи: «Семья в турпоходе», «Ждем гостей», «Идем в гости»
(Н.К. Ледовских), «Родился малыш». Их вовлекают в знакомые нам с детства
русские народные игры «Верба-вербочка», «Прялица», «Яша», где мальчики выбирают
себе «невесту» из играющих девочек, иногда целуют ее. В русской народной
культуре всегда предусматривалось воспитывать у девочек и мальчиков добрые,
нежные чувства друг к другу. С удовольствием дети играют в аналогичные игры,
распространенные в культурах других народов.
Половое
воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми,
смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий
реализации столь далекой цели - преодоление разобщенности мальчиков и девочек в
дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения,
уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола
совместная деятельность (игровая, трудовая, художественная), используются ранее
названные средства и методы.
В
повседневной жизни мальчиков и девочек приучают оказывать знаки взаимного
внимания, в частности дарить «сувениры» в Международный женский день или День
защитника Отечества, обмениваться комплиментами. Представителей сильного пола
приучают замечать «проблемы» девочек, предлагать им свою помощь, уступать
дорогу, открывать перед ними дверь; девочек - воспринимать внимание с
благодарностью; заметив неполадки в костюме своего товарища, пришить
недостающую пуговицу, - тогда у «молодых людей» не пропадет желание заботиться
о «слабом поле». На музыкальных занятиях в детском саду мальчики и девочки
обучаются танцевальному этикету.
Ответы на
острые вопросы. На протяжении многих веков люди рассматривали все, что связано
с полом, как постыдное, не подлежащее обсуждению. И по сей день, по данным
научных исследований, дети получают интересующие их сведения преимущественно
вне дома, в большинстве случаев от старших «хорошо информированных» ребят во
дворе. А ведь приобретенная таким образом информация может отрицательно
сказаться на отношении ребенка к полу, вызвать негативную реакцию, породить
неверное представление о взаимоотношениях полов как о чем-то грязном.
Следовательно, всю информацию по вопросам пола родители и педагоги должны
давать детям своевременно. Детей может интересовать очень многое: примерно с
трех лет они задают вопросы об анатомических различиях полов, выясняют, откуда
берутся дети, примерно с четырех - как они попали в мамин животик и как им
удалось выбраться из него. Может появиться интерес к участию отца в
деторождении. Обычно первые вопросы ребенка еще просты и забавны, вызваны не
сексуальными мотивами, а характерной для него любознательностью. Эту их
особенность подметил К.И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти»:
Мама, кто
раньше родился: ты или я?
Папа, а когда
ты был маленький, ты был мальчик или девочка?
Когда я
родился, откуда ты узнала, что я Юрочка?
Мама, кто
меня родил? Ты? Я так и знала. Если бы папа, то я была бы с усами.
А петух может
совсем-совсем забыть, что он петух, и снести яичко?
Отвечать на
детские вопросы, даже если они оказались для родителей неожиданными или
показались «возмутительными», надо в спокойной обстановке, не повышая голоса и
не прибегая к наказаниям за любопытство, а возможно, и неприличные выражения,
используемые ребенком. Рекомендуется говорить не все, что знают сами взрослые.
Объяснения должны быть простыми, ясными, доступными пониманию ребенка и не
искажать истину. На вопрос «Откуда берутся дети?» первоначально можно ответить
так: «Детей рожают мамы. Я родила тебя и твоего братика. Анютку, твою подружку,
родила ее мама». В дальнейшем, когда ребенок подрастет, ответ на подобный
вопрос, возможно, более сложный, должен быть и более обстоятельным,
развернутым.
Исследователи
обсуждаемой проблемы, педагоги-практики высказывают полярные мнения на
технологию ответа: по мнению одних, объяснять следует без иносказаний и подмены
примерами из жизни животных и растений (В.Е. Каган, О.К. Лосева); по мнению
других, аналогии с жизнью животных и растений вполне уместны (Т.А. Куликова и
др.). Педагоги и родители вправе выбрать, по-видимому, тот вариант объяснения,
который они считают для себя более приемлемым. Главное, чтобы он не содержал
«голой физиологии», натурализма, позволил бы детям составить представление о
добрых взаимоотношениях родителей, их любви, уважении друг к другу и взаимной
ответственности, о том, что рождение ребенка - большая радость и к этому
событию вся семья готовится заранее. Дайте ребенку почувствовать свою
собственную ценность, радость и благодарность оттого, что он родился и любим.
Отвечая на «острые»
вопросы детей, надо говорить правду, и только правду, на доступном их пониманию
уровне. Недопустимы ответы типа: тебя в капусте нашли, купили в магазине, аист
принес. Это важно для сохранения доверия ребенка ко взрослым, создания
иммунитета против искаженных и опошленных «уличных» сведений, выработки
здорового и естественного отношения к полу. Содержание ответа должно быть
интересным ребенку, побуждающим его и в следующий раз обратиться с вопросом к
близким ему людям. Желательно, чтобы до поступления в школу ребенок уже
располагал информацией о различиях полов и продолжении рода, полученной от
родителей или воспитателей.