Цели и стратегии Европейского Союза
Содержание
Введение
1. Интеграция европейских стран в
послевоенный период
2. Основные направления деятельности ЕС
2.1 Цели и структура Европейского Союза
2.2 Компетенция Европейского Союза
3. Европейский Союз и Россия
Заключение
Введение
Идея создания единой Европы имеет
многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные
последствия создали реальную основу для европейской интеграции.
Уроки войны привели к возрождению идей пацифизма и пониманию
необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире. Другой
реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало
стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны
экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне (прежде всего
Германии, разделенной на несколько оккупационных зон), насущной потребностью
являлось восстановление собственных политических позиций и международного
авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг
в сдерживании советского влияния в Западной Европе.
К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных
подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники
первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или
Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса общественной
жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал
ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия,
с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода
процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при
сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход
европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций
и в настоящее время ЕС содержит в себе как элементы федералистского
(таможенный, экономический и валютный союз), так и конфедералистского (зона
свободной торговли, единый внутренний рынок) подходов, которые усиливаются или
ослабляются в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.
Европейская интеграция стала образцом для подражания для государств
многих регионов, хотя вопрос о том, на сколько универсален её опыт, носит
спорный характер.
1. Интеграция европейских стран в
послевоенный период
Западноевропейская интеграция прошла в несколько этапов.
В 1947г. между 23 странами развитой зоны мира было заключено Генеральное
соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Его участники обязались содействовать
развитию внешней торговли за счет взаимного снижения налогов на импортную
продукцию, исключению таможенных войн. В последствии рамки ГАТТ расширились, в
неё вошли многие страны Азии, Африки и Латинской Америки, она была
преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО).
В 1948г. была создана Организация европейского экономического
сотрудничества (ОЕЭС). Первоначально её функции состояли в распределении
помощи, предоставленной Европе США по «плану Маршалла» для послевоенного
восстановления экономики. Затем она стала форумом для многосторонних
экономических консультаций, обмена экономической информацией. В 1960г. ОЕЭС
была переименована в Организацию экономического сотрудничества и развития, к её
деятельности подключилась Япония.
Первой, собственно западноевропейской структурой, призванной
содействовать согласованию политики в экономической, социальной, культурной,
научной, правовой и административной сферах, был Совет Европы. Он был создан в
1949г., его учредителями были Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия,
Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания.
С созданием ФРГ в 1949г. в качестве альтернативы возрождению
франко-германского соперничества министр иностранных дел Франции Р.Шуман
выдвинул идею объединения экономических потенциалов Германии и Франции. В
развитие этого плана в 1951г. ФРГ, Францией , Италией, Бельгией, Голландией и
Люксембургом было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Оно
предусматривало создание общего рынка угольной и металлургической промышленности,
отмену взаимных таможенных пошлин, проведение единой таможенной политики в
отношении продукции стран, не входящих в ЕОУС. Главный администратор ЕОУС
получал право принимать решения, относящиеся к выполнению соглашения, имеющие
силу закона на территории стран-участниц.
В 1957г. участниками ЕОУС были подписаны два документа, имевшие огромное
значение для развития европейского единства: Римский договор о создании
Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по
атомной энергии (ЕВРАТОМ). Создавался общий рынок всех видов продукции,
принимался принцип свободного перемещения товаров, капиталов, услуг и рабочей
силы. Реализация этого принципа была бы невозможна без принятия единых
стандартов налоговой, социальной политики, унификации законодательной базы, что
было определено в качестве задачи интеграции. В 1967г. было провозглашено
Европейское сообщество не только как экономическое объединение, но и как
организация политического сотрудничества. Впервые были сформированы наднациональные
органы: Европейский совет как законодательный орган, Комиссия европейских
сообществ как исполнительный орган, Особый суд. При решении вопросов,
относящихся к интеграции, они имели право принимать решения прямого действия,
вступающие в силу без утверждения национальными правительствами и парламентами.
Реализация положений Римского договора позволила уменьшить конкуренцию
между товаропроизводителями стран-участниц интеграции, обратив её на внешние
рынки. Производители однотипной продукции имели возможность либо объединить
свои капиталы, либо согласиться с установлением квот на объемы производства.
При этом особые усилия были направлены на преодоление конкуренции между
фермерами и виноделами Франции, Италии и Германии. Наряду с квотами,
ограничивающими производство, за счет общего бюджета ЕЭС были установлены
высокие закупочные цены на аграрную продукцию.
Альтернативную модель интеграции пытались создать страны Северной Европы,
в 1960г. учредившие Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Её членами
стали Великобритания, Австрия, Дания, Ирландия, Норвегия, Швеция, Швейцария и
Португалия. Целью ЕАСТ было постепенное снижение таможенных пошлин только на
промышленную продукцию, создания наднациональных органов, сближение
законодательств не предполагалось. Эта модель, обеспечивающая более низкий
уровень интеграции, чем ЕЭС, оказалась менее жизнеспособной. В 1973г. Великобритания,
Ирландия и Дания вступили в ЕЭС.
В 1979 г. прошли первые выборы в Европейский парламент. Тогда же началась
подготовка к созданию европейской валютной системы с целью координации
денежно-кредитной и курсовой политики, формирования Европейского валютного
союза. Для расчетов между странами Сообществ была введена новая международная
валютная единица - экю.
В 1982г. в Сообщество вступила Греция. В 1986г. присоединились Испания и
Португалия. Тогда же был подписан Единый европейский акт о постепенной
ликвидации всех пограничных барьеров для движения рабочей силы, товаров и
капитала. Развитие единого рынка получило мощный стимул. Были уничтожены
паспортный контроль и проверки на границах стран - членов ЕС.
В 1990г. состоялась Римская межправительственная конференция, посвященная
созданию Экономического, валютного и политического союза.
В 1992г был подписан Маастрихтский договор, официально трансформировавший
Европейское сообщество в Европейский союз. Теперь речь шла не только об
экономическом (в том числе валютном), но и о политическом объединении
европейских стран. С подписанием этого договора европейская интеграция открыла
новый этап, в котором надгосударственное регулирование приобретает особое
значение. Были созданы соответствующие институты для такого регулирования -
Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Европейская система центральных банков
(ЕСЦБ). Решения Европейского центрального банка стали обязательными для
центральных банков стран-участниц.
В 1995г. к ЕС присоединились Австрия, Финляндия и Швеция.
В 1999г. был образован Европейский валютный союз с единой (вначале только
расчетной) валютной единицей - евро. Возникла "Еврозона" (или
"Евроленд"), включавшая первоначально 11 стран. В 2002г. евро стал
реальной и единственной валютой для 12 стран Европы - Австрии, Бельгии,
Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов,
Португалии, Финляндии и Франции.
В 2004г. к ЕС присоединились Венгрия, Кипр, Латвия Литва, Мальта, Польша,
Словакия, Словения, Чехия, Эстония; в 2007г – Болгария и Румыния.
К этому времени ЕС превратился в крупнейший экономический и политический
центр, по многим параметрам вплотную приблизившийся к США. В отдельных областях
новейших технологий Европа все более уверенно завоевывает доминирующие позиции.
Правда, присоединение к ЕС стран Центральной и Юго-Восточной Европы
принесло с собой новые проблемы в связи с более низким уровнем их экономического
развития. По этому в перспективе - усиление центрального ядра ЕС, укрепление
его властных полномочий.
2. Основные направления деятельности
ЕС
2.1 Цели и структура Европейского Союза
Основные провозглашенные цели Союза:
– введение европейского гражданства;
– обеспечение свободы, безопасности и законности;
– содействие экономическому и социальному прогрессу;
– укрепление роли Европы в мире.
Основу ЕС составляют Европейские сообщества - основанное Парижским
соглашением 1951 года Европейское объединение угля и стали и основанные Римским
соглашением 1957 года Европейское (экономическое) сообщество и Европейское
сообщество по атомной энергий. С Союзным договором сотрудничество
государств-членов распространилось на совместную внешнюю политику и политику
безопасности, а также на сотрудничество в области права и внутренних вопросов.
Структуру Союза принято называть «системой трех колонн».
Первая колонна (т.н. колонна Сообщества) охватывает:
внутренний рынок, в т.ч. условия труда и безопасность товаров
–
конкурентную
политику
–
экономическую и
монетарную политику
–
торговую политику
–
сельское
хозяйство
–
рыболовство
Во вторую колонну входит сотрудничество между государствами-членами в
области внешней политики и политики безопасности. Целью являются общие позиции
(совместные декларации и рекомендации) и общие действия (совместные меры
государств-членов) на международном уровне. Ведется дискуссия и об организации
совместной обороны.
Третья колонна охватывает сотрудничество между государствами-членами в
правовых и внутренних вопросах, т.е., внутреннюю безопасность Союза. В нее
входят положения о совместной политике по вопросам въезда в страну, переселения
людей и предоставления убежища, о таможенных делах, борьбе с наркотиками и
международной преступностью, а также о полицейских делах. Опираясь на правовое
сотрудничество, Союз стремится к сближению законодательств государств-членов и
к признанию приговоров действенными на территории всего Союза. Важной сферой
правового сотрудничества является защита экономических интересов Сообщества от
попыток получать дотации на ложных основаниях.
Наднациональные черты налицо лишь в первой колонне. ЕС не имеет статуса
юридического лица. Зато такой статус имеется у всех трех сообществ, вошедших в
состав Союза. Союзные сообщества являются независимыми субъектами права с
самостоятельной компетенцией, независимой от государств-членов.
Вопросы охраны труда относятся к первой колонне (внутренний рынок) и
входят, таким образом, в рамки наднационального законодательства.
Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000 распространяется
на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная,
миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная,
таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области
занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты
прав потребителей, развития трансевропейских транспортных и энергетических
сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды,
сотрудничество в целях содействия развитию, экономического, финансового и
технического содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику
и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия.
При анализе политики Европейского Союза можно выделить три
основополагающих направления («три опоры»):
– «первая опора» – Экономический и валютный союз (ЭВС);
– «вторая опора» – Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС
(ОВПБ), в которой все больший вес получает военная составляющая – Европейская
политика безопасности и обороны (ЕПБО);
– «третья опора» – сотрудничество государств-членов в области внутренних
дел и правосудия.
Экономический и валютный союз. До создания Экономического и
валютного союза (ЭВС) взаимовлияние на экономическую политику стран-членов
осуществлялось в основном с помощью инструментов торговой и структурной
политики (общеевропейские транспортные проекты, экология, содействие науке и исследованиям
и т.д.) или микроэкономического регулирования (регулирование отдельных аспектов
деятельности предприятий, например – в области охраны труда). В 1990-х по
решению Маастрихтского договора впервые был задействован весь комплекс средств,
включая инструментарий макроэкономического регулирования.
Маастрихтским договором 1992 были установлены жесткие критерии
конвергенции, необходимые для введения единой валюты – евро, регулирующие
предельные уровни:
– инфляции, темпы которой не должны превышать более чем на 1,5% средний
показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;
– процентных ставок по долгосрочным кредитам, величины которых не должны
превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель
для трех стран с наименьшим ростом цен;
– дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;
– государственный долг не должен быть более 60% ВВП;
– в течение двух лет валюта не должна девальвироваться и ее обменный курс
не должен выходить за пределы колебаний, установленные Европейской валютной
системой.
Пакт стабильности и роста 1997, заключенный по настоянию правительства
ФРГ, обеспечил гарантии исполнения маастрихтских критериев, введя обязательство
для стран-членов в случае превышения государственного дефицита предельных 3%
исправлять положение в течение года или предусматривал финансовые наказания в
виде штрафа до 0,5% ВВП.
Формирование ЭВС происходило в три этапа и завершилось введением единой
европейской валюты, которая постепенно заменила национальные денежные знаки.
Внутри ЭВС экономический и валютный элементы интеграции органически
связаны и не могут существовать отдельно. Так, общая экономическая политика
нужна, чтобы сформировать на территории всех стран-членов единое экономическое
пространство, а валютный союз, обслуживая это пространство, не может
функционировать при существенно различающихся национальных темпах инфляции,
процентных ставках, уровнях государственной задолженности и т.п.
Общая внешняя политика и политика
безопасности. Относится
к сфере межгосударственного сотрудничества и не регулируется системой права
Сообщества, хотя формально в Маастрихстком договоре и записано, что «Союз
определяет и осуществляет общую внешнюю политику и политику безопасности,
которая охватывает все области внешней политики и политики безопасности...».
Первые внешнеполитические цели Сообщества были закреплены Римским
договором 1957. Они носили декларативный характер и сводились к двум
положениям: заявлению о солидарности с бывшими колониальными странами и желание
обеспечения их процветания в соответствии с принципами Устава ООН; призыву к
другим европейским народам к участию в европейской интеграции.
В 1970-х тема развития сотрудничества в военно-политической области вновь
приобрела актуальность. На Люксембургской сессии министров иностранных дел
государств-членов (27 октября 1970) была учреждена система Европейского
политического сотрудничества (ЕПС). Она представляла собой межгосударственный
механизм взаимного обмена информацией и политических консультаций на уровне министров
иностранных дел. Но длительное время эта система существовала неформально, не
будучи включенной в договорное право Сообщества из-за разногласий в вопросе о
разграничении полномочий между национальными правительствами и руководящими
органами Сообщества.
Компромиссное решение было найдено лишь в конце 1980-х. Принятый в 1987
Единый европейский акт включил раздел Положения о европейском сотрудничестве в
области внешней политики, означавшим включение внешнеполитической сферы в
договорное право Сообщества. ЕЕА обязал председательствующее в Совете ЕС
государство и Комиссию учитывать при выработке внешней политики Европейских
Сообществ решения, выработанные в рамках ЕПС. Механизм ЕПС на этом этапе был
усилен. Его полноправным участником стала Комиссия ЕС, а количество ежегодных
встреч министров иностранных дел было увеличено с двух до четырех.
Тема военно-политического сотрудничества получила продолжение в форме
Общей внешней политики и общей политики безопасности (ОВПБ) ЕС, закрепленной в
Маастрихтском договоре 1992. Она включала в себя «возможное оформление в
дальнейшем общей оборонительной политики, которая могла бы привести со временем
к созданию общих сил обороны» (ст. В.).
Среди основных целей ОВПБ были названы:
– защита общих ценностей, основных интересов, независимости и целостности
Союза в соответствии с принципами Устава ООН;
– всемерное укрепление безопасности Союза;
– развитие международного сотрудничества;
– развитие демократии и законности, уважение прав человека и основных
свобод.
В отличие от ЕПС, ОВПБ предложила не только обмен информацией и взаимные
консультации, но и выработку на межправительственной основе общей позиции ЕС по
важнейшим вопросам и осуществление совместных действий, обязательных для
государств-членов.
Амстердамский договор 1997 расширил и конкретизировал механизмы
осуществления ОВПБ, согласно которому она охватывает все области внешней
политики и политики безопасности путем:
– определения принципов и основных ориентиров ОВПБ;
– принятия решений по общей стратегии;
– усиления систематического сотрудничества между государствами-членами в
проведении их политики.
Общая оборонная политика предусматривала постепенное включение в рамки
Европейского Союза оперативных структур Западноевропейского союза (ЗЕС).
Механизм системы ОВПБ был существенно усилен. ЕС приступил к выработке
«общих стратегий», принимаемых Европейским советом, в числе которых были
приняты общие стратегии ЕС в отношении России (1999), Украины (1999), стран
Средиземноморья (2000).
Для принятия решений о совместных действиях и общих позициях ЕС, а также
других решений, основанных на общей стратегии, был введен принцип
квалифицированного большинства, а не единогласия. Это повысило действенность
данного органа, в первую очередь за счет придания ему способности преодолевать
вето отдельных недовольных участников, тормозивших принятие решений.
Для обеспечения успешного функционирования и координации системы ОВПБ
введен пост Генерального секретаря Европейского совета – Высокого представителя
по ОВПБ. В его функции входит ведение переговоров с третьими сторонами от имени
Европейского совета. Европейский совет наделяется правом заключать
международные договоры в рамках компетенции ОВПБ на основе единогласия
государств-членов. При этом он руководствуется рекомендациями
председательствующего государства. Для повышения эффективности ОВПБ
предусмотрено учреждение в ее рамках специального Органа раннего оповещения и
политического планирования (ОРОПП) под руководством Высокого представителя по
ОВПБ.
Отказ Великобритании осенью 1998 от своего оппозиционного курса в
отношении европейского военно-политического сотрудничества открыл путь для
интеграции ЗЕС в ЕС и развития Европейской политики безопасности и обороны
(ЕПБО).
В рамках ЕПБО началась реализация франко-британского плана по созданию
Европейских сил быстрого реагирования (ЕСБР) и датско-нидерландской программы
формирования Европейского полицейского корпуса. Согласно первому плану,
предусматривается создание Европейских сил быстрого реагирования (ЕСБР), способных
разворачивать в двухмесячный срок воинский контингент численностью 50–60 тыс.
человек для проведения гуманитарных и миротворческих акций. Данный проект был
поддержан Вашингтонским саммитом НАТО в апреле 1999. Датско-нидерландская
инициатива предполагает формирование к 2003 Европейского полицейского корпуса
(ЕПК) для выполнения несвойственных вооруженным силам функций по защите
гражданского порядка и права в зонах кризисов, в размере до 5 тыс. человек. ЕПК
должен быть способен развернуть до 1000 полицейских в 30-дневный период. Именно
на эти силы возложено выполнение решения Совета ЕС о посылке в 2003 в Боснию и
Герцеговину полицейской миссии, которая заменит размещенный там миротворческий
контингент ООН.
Возможность предоставления сил и средств НАТО для проведения европейских
операций ЕС обсуждалась в ходе непростых переговоров между двумя организациями,
которые завершились 16 декабря 2002 подписанием совместной Декларации НАТО и ЕС
по Европейской политике безопасности и обороны (ЕПБО). Признавая за НАТО ведущую
роль в поддержании безопасности в Европе, ЕС получило в рамках ЕПБО признание и
право доступа к средствам планирования НАТО, включая доступ к штабу
Главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе в г.Монсе (Бельгия). Что
касается доступа ЕС к военным ресурсам НАТО, то здесь проблема еще очень далека
от своего разрешения.
Сотрудничество в области внутренних
дел и правосудия. Начало
сотрудничеству в области внутренних дел и правосудия было положено в 1975
созданием межправительственной группы ТРЕВИ («международный терроризм,
радикализм, экстремизм, насилие» – TREVI group) в составе министров внутренних
дел государств-членов ЕЭС. Функции этой организации включали в себя борьбу с
терроризмом, пограничный контроль, регулирование иммиграционных потоков,
пресечение нелегальной транспортировки и торговли наркотиками.
С середины 1980-х государства-члены ЕС взяли курс на постоянную
координацию политики в области внутренних дел. В 1985 было подписано Шенгенское соглашение между Францией, Германией, Бельгией,
Люксембургом и Нидерландами о постепенной отмене контроля на внутренних
границах ЕС, а в 1986 – организована Специальная рабочая группа по иммиграции
(Ad Hoc Immigration Group) для изучения дел и координации действий по
предоставлению политического убежища.
Решения по вопросам правосудия и внутренних дел принимаются на основе
межправительственного сотрудничества стран Союза по следующим направлениям:
– политика предоставления политического убежища;
– контроль над внешними границами Союза;
– иммиграционная политика;
– таможенное сотрудничество;
– сотрудничество в области гражданского и уголовного права;
– сотрудничество национальных полицейских служб, создание Европейского полицейского ведомства.
Участие наднациональных институтов ЕС в решениях по этим вопросам сведено
к минимуму. Для проведения скоординированной политики в этих областях был
создан Совет министров внутренних дел и юстиции стран ЕС, под эгидой которого
были начаты совместные полицейские акции, в частности направленные на борьбу с
распространением наркотиков.
Стратегия реализации сотрудничества в области внутренних дел и правосудия
была закреплена Амстердамским договором и конкретизирована решениями Венского
(1998), Тамперского (1999) и Брюссельского (2001) саммитов ЕС, взявшими
обязательства по борьбе с наиболее опасными преступлениями – организованной
преступностью, торговлей людьми и преступлениями против детей, незаконной
торговли оружием и наркотиками, коррупцией и мошенничеством, а также
международным терроризмом.
Для реализации заявленных целей планируется к 2004 наделить правом выдачи
европейского ордера на арест специально созданное ведомство Евроюст в составе прокуроров национальных государств,
судей высокого ранга и офицеров полиции, являющегося своего рода прообразом
Европейской генеральной прокуратуры.
В Европейский Союз входят 15 государств-членов с общей численностью
населения 370 миллионов человек (включая 17 миллионов населения бывшей
Восточной Германии). Это самый крупный в мире торговый блок.
1 января 1993 г. официально начал функционировать Единый европейский
рынок, ликвидировавший практически все барьеры для свободного движения в рамках
Сообщества людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в силу 1 ноября 1993
г. Маастрихстского договора о Европейском Союзе Сообщество сделало необратимый
шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению
единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза - с другой. По
Маастрихтскому договору граждане государств-членов получают также право на
Европейское гражданство.
Выполнение целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех свобод,
т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг, создание и проведение
общей политики во все большем количестве областей), ведет к постепенной
передаче части суверенитета государств-членов европейским институтам.
Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом
путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт,
окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная
политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ
(научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической
политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения,
социальная политика, экономический и валютный союз).
Европейский Союз присущи многообразие культурных различий и уважение к
ним. Каждый официальный документ должен быть переведен на девять официальных языков;
поощряется развитие языков и культур малых народов[1].
3. Европейский Союз и Россия
В СССР долгое время относились резко негативно к европейской интеграции,
рассматривая ЕС как часть военно-политической борьбы между Западом и Востоком.
Официальные отношения между СССР и Европейскими сообществами были установлены
лишь в 1988г., когда МИД СССР направил вербальную ноту Комиссии ЕС с
предложением установить официальные отношения. Взаимное признание открыло путь
для подписания 18 декабря 1989г. Соглашения о торговле, коммерческом и
экономическом сотрудничестве между ЕЭС, ЕОУС и Евратомом, с одной стороны, и
СССР – с другой, правопреемником которого стала Российская Федерация.
В конце декабря 1991г. ЕС заявил о признании России и других новых
независимых государств, возникших после распада СССР. В мае 1992г. в Москве
состоялась первая встреча Россия – ЕС на высшем уровне. Ее главным результатом
стала договоренность о подготовке нового соглашения между ЕС и Россией, которое
должно было заменить предыдущее и определить новое качество отношений.
Таким документом стало Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между
Российской Федерацией и ЕС (СПС), подписанное на о. Корфу 24 июня 1994г. на
срок 10 лет с последующим автоматическим продлением, если одна из сторон не
уведомит заранее о его денонсации. СПС охватывает четыре важнейших сферы
взаимоотношений – политику, экономику, социальную сферу и культуру. Соглашение
предусматривает:
– развитие отношений партнерства между Россией и ЕС, осуществляемых на
основе норм международного права, прав человека, политических и экономических
свобод;
– содействие России в осуществлении политических и экономических реформ с
предоставлением России статуса страны с «переходной экономикой» и перспективы
создания зоны свободной торговли;
– регулярный политический диалог;
– предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации с отменой всех
количественных ограничений в торговле, за исключением секторов, наиболее
уязвимых для экономики Сообщества (из них сталь, текстиль – уже отменены).
Россия сохраняет за собой право на протекционистские меры в тех областях
экономики, которые затронуты структурной перестройкой или несут на себе значительную
социальную нагрузку;
– содействие предпринимательской деятельности и связанным с ней вопросам:
трансграничной предпринимательской деятельности, учреждения и деятельности
компаний, инвестиций, платежей и движения капитала, взаимного предоставления
услуг, охраны интеллектуальной собственности и т.д.;
– экономическое сотрудничество, охватывающее около 30 различных областей,
включая промышленную кооперацию, конверсию, инвестиции, научные исследования и
технологические разработки, сельское хозяйство, энергетику, транспорт, почту и
телекоммуникации, информатику, космос, охрану окружающей среды, малый и средний
бизнес, защиту потребителей, социальную сферу, образование и профессиональное
обучение, региональное развитие, стандартизацию, статистику, туризм и т.д.
– развитие культурного сотрудничества с целью укрепления связей между
людьми с помощью свободного обмена информацией, взаимного изучения языков и
культур, доступа к культурным ценностям и т.п.
Данные направления были подтверждены и развиты в последующих документах,
и сегодня отношения России с Европейским Союзом затрагивают комплексно все
основные направления политики Сообщества.
Открытыми остаются вопросы о расширении использования Россией евро,
подписании новых соглашений о торговле сталью, о рыболовстве, фармацевтике,
положения о едином режиме разрешения торговых споров, о полетах «шумных»
российских самолетов в ЕС.
В рамках политического сотрудничества сложилась многоуровневая и
стабильная система консультаций в виде двухсторонних «саммитов» и заседаний
Совета сотрудничества (дважды в год), встреч на уровне Председатель
Правительства России – Председатель Комиссии ЕС (по согласию сторон), встреч
старших должностных лиц и экспертов. Тематика консультаций давно уже вышла за
пределы двухсторонних отношений и охватывает многие международные проблемы,
включая вопросы безопасности, международного терроризма и т.д., подтверждением
чего является Совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества по
политическим вопросам и вопросам безопасности, принятая в октябре 2000г. на
саммите Россия – ЕС в Париже. Определенный потенциал для сотрудничества
эксперты усматривают в развитии диалога в формате ЕС – Россия – США и
подключении России к совместному решению таких вопросов, как управление
гражданскими кризисами (последствия природных и техногенных катастроф, в том
числе 2010г.), миротворческие операции (здесь у нас уже есть совместный
практический опыт на Балканах) и собственно оборонная политика (где Россия, при
определенных условиях, могла бы пойти на военно-техническое сотрудничество с
ЕС).
Политическое сотрудничество включает в себя ряд межрегиональных
интеграционных проектов, осуществляемых под эгидой ЕС, крупнейшим среди которых
является «Северное измерение». В рамках этого проекта осуществляется финансирование
Европейским инвестиционным банком экологических проектов в российском секторе
Балтики (системы канализации и водоочистки в Санкт-Петербурге и Калининграде).
А для развития проектов приграничного сотрудничества было получено согласие на
разовое объединение средств программ ТАСИС и ИНТЕРРЕГ (программы развития
межрегионального сотрудничества ЕС).
На южном фланге европейской субрегиональной интеграции, включающей
Средиземноморье, Россия добивается своего выборочного участия в программах МЕДА
и выступает за развитие контактов между ЕС и Организацией Черноморского
экономического сотрудничества.
В сфере внутренних дел и правосудия обе стороны быстро наращивают объем
сотрудничества, хотя это направление является новым для самого ЕС. Налажены
регулярные контакты таможенных органов сторон, в том числе по борьбе с
контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и двойным декларированием грузов.
Установлены контакты между правоохранительными органами России и Европолом,
принят совместный План действий по борьбе с международной организованной
преступностью.
Сложнее обстояло дело с учетом законных интересов России при расширении
ЕС на восток, включая особые проблемы Калининграда. Эффект такого расширения
для нашей страны неоднозначен и порождает существенные озабоченности.
Тем не менее, сотрудничество России и Европейского Союза продолжает
развиваться по восходящей.
Заключение
Таким образом, Европейский Союз является одним из трех основных и
наиболее развитых центров современного мира, наряду с Соединенными Штатами
Америки и Японией.
Европейский Союз - крупнейшая мировая торговая держава; на него
приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер
сельскохозяйственных продуктов и сырья. На Европейский Союз приходится и
основная часть помощи развивающимся странам.
Европейский Союз работает так же над продвижением идей мира за пределами
его зоны стабильности. И в этом плане помогает общая внешняя политика стран
Союза. ЕС – это в первую очередь испытанная и проверенная гарантия мира и
именно по этой причине ценность Союза для людей неизмерима.
Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствия противоречий и
трудностей у Союза.
Значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления
единой аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды
сельскохозяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение
конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращение
доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации и др. С существенными проблемами Евросоюз сталкивается также и в
связи со вступлением в него новых членов. Но
уже сейчас можно говорить о том, что в ЕС на почве экономической интеграции
сложилась система отношений, позволяющая рассматривать Евросоюз как
конфедеративного типа государственное образование. Дальнейшее углубление
интеграции Евроатлантических стран намечается Зв счет более тесного сближения
Западной Европы, России и Северной Америки, где также развиваются
интеграционные процессы.
Список литературы
1.
Авдокушин Е.Ф.
Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 2005.
2.
Галанский М.М.
Будущее мировой экономики и перспективы России. М.: Юристъ, 1999.
3.
Загладин Н.В.
Всемирная история: ХХ век: Учебник для 11 класса общеобразовательных учебных
заведений. М.: «Русское слово» 2008.
4.
Международные
экономические отношения / Под общей редакцией П.М. Кононова. М.: Экономика,
2007.
5.
Павлов Ю.М.
Мировая политика и международная экономика. М.: ИНФРА-М, 1998.
6.
Спиридонов И.А.
Мировая экономика. М.: Юристъ, 1999.
7.
www.europa.eu.int
– официальный сайт Европейского Союза.
8.
www.eur.ru –
официальный сайт представительства Европейской комиссии в России.
[1] Международные экономические отношения / Под общей
редакцией П.М. Кононова. М.: Экономика, 2001. С. 179.