Экономическое совершенствование и политические мотивы стран Североатлантического блока НАТО
Экономическое
развитие и политические мотивы стран Североатлантического блока НАТО
29 марта 2004 года семь стран -
Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония - официально
стали членами НАТО со всеми преимуществами и обязанностями, которые
подразумевает членство в Североатлантическом союзе. Расширение НАТО увеличивает
зону безопасности и стабильности в Европе, и тем самым под защитным
"зонтиком" НАТО оказывается дополнительно около 45 миллионов граждан
стран Европы.
Пятый раунд расширения НАТО -
второй со времени окончания холодной войны - поистине наиболее масштабен, так
как в нем приняло участие столько же стран, сколько за все предыдущие четыре
раунда. По словам генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера: "Он
станет важным шагом вперед к выполнению долгосрочной цели НАТО: созданию
свободной, единой и безопасной Европы, которой присущи мир, демократия и общие
ценности."
Для семи новых членов - а все они
принадлежат к бывшим центрально-европейским коммунистическим государствам -
вступление в НАТО стало кульминацией долгого подготовительного процесса,
занявшего большую часть десятилетия.
Все семь стран присоединились к
программе НАТО Партнерство ради мира вскоре после ее создания в 1994 году, и
впоследствии их отношения с Североатлантическим союзом все больше укреплялись и
углублялись, благодаря их стремлению стать членами НАТО. С 1999 года все эти
страны активно сотрудничали в рамках Плана подготовки к членству (ППЧ)),
программы, предусматривавшей консультации, содействие и практическую поддержку
с целью оказания странам, желающим присоединиться к НАТО, помощи по приведению
их в соответствие со стандартами организации.
При этом семь новых
государств-членов провели всеобъемлющие и непростые реформы в целом ряде
областей, выходящих далеко за рамки вопросов обороны и безопасности и военных
структур. Во время проведения данных реформ эти страны, наряду с другими
государствами-партнерами НАТО, также приняли участие во многих операциях
Североатлантического союза, включая миротворческие операции под руководством
НАТО на Балканах и в Афганистане.
Участие в этих операциях позволило
странам продемонстрировать, что они способны не только быть
"пользователями" безопасности, -благодаря предусмотренной в Статье 5
Вашингтонского договора гарантии коллективной безопасности, - но и могут
вносить вклад в ее обеспечение и усиление стабильности в Евроатлантическом
регионе и за его пределами.
Расширение НАТО - отнюдь не новое
событие. За 55 лет, прошедшие с того момента, когда 12 государств основали
Североатлантический союз, число ее членов выросло до теперешних 26. Расширение
представляет собой поступательный и динамичный процесс, происходящий в
соответствии со Статьей 10 Вашингтонского договора, в которой указано, что
членом организации может стать любое "европейское государство, способное
развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность
Североатлантического региона".
Оба раунда расширения - недавний,
а также вступление в него новых стран - Венгрии, Польши и Чешской республики -
произошедшее в 1999 году, впервые со времени окончания холодной войны, -
способствовали укреплению НАТО, упрочению безопасности и укреплению
стабильности в Европе. Тем не менее, в начале 1990 годов многие политологи сомневались
в том, что расширение что-либо даст существующим членам в плане повышения
сплоченности и солидарности Североатлантического союза, и опасались его
возможного отрицательного влияния на отношения с другими государствами.
В 1995 году Североатлантический
союз осуществил и опубликовал результаты Исследования о расширении НАТО, в
котором рассматривались преимущества приема новых членов и пути их интеграции.
В заключение указывалось, что окончание холодной войны предоставило
исключительную возможность улучшить и упрочить безопасность во всем
Евроатлантическом регионе, и что расширение НАТО будет способствовать
укреплению стабильности и безопасности в целом.[1]
Страны, стремившиеся к членству в
НАТО, должны были продемонстрировать выполнение ими определенных требований.
Это, в том числе, предусматривало предоставление доказательств того, что в
каждом их них действует демократия и политическая система, основанная на
рыночной экономике, что их подход по отношению к меньшинствам соответствует
руководящим указаниям ОБСЕ, урегулированы неразрешенные споры с соседними
государствами, заявлено об общей приверженности мирному урегулированию споров,
имеется способность и готовность выделять военные силы и средства в Североатлантический
союз и достигнуть оперативной совместимости с войсками других государств-членов
и приверженность демократическим военно-гражданским отношениям и структуре
институтов.
После приема в организацию новые
члены начинают пользоваться всеми правами и выполнять все обязанности членов в
момент их присоединения. Это включает принятие всех утвержденных прежде другими
членами НАТО принципов, направлений политики и процедур.
На прошедшей в ноябре 2002 года
Пражской встрече в верхах Североатлантического союза семи новым
государствам-членам НАТО было предложено начать переговоры о присоединении.
Переговоры проходили в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, и в них принимали участие
группы специалистов НАТО и представителей каждой из стран-кандидатов.
Неотъемлемым элементом переговоров являлось официальное подтверждение
кандидатами их заинтересованности, готовности и способности выполнять
политические, правовые и военные обязанности и обязательства, связанные с
членством в НАТО, как указано в Вашингтонском договоре и Исследовании о
расширении НАТО.
Переговоры предусматривали
организацию двух сеансов работы с каждой страной-кандидатом. На первом сеансе
обсуждались политические, оборонные или военные вопросы, главным образом для
того, чтобы установить выполнение предварительных условий для членства. Второй
сеанс имел более техническую направленность и включал обсуждение ресурсов,
безопасности и правовых вопросов, а также взносов каждого нового
государства-члена в совместный бюджет НАТО. Размер взносов устанавливался на
пропорциональной основе в зависимости от экономического веса стран в сравнении
с другими странами-членами Североатлантического союза.
Государствам-кандидатам необходимо
было также подписать и ратифицировать соответствующие правовые документы,
принять меры к обеспечению защиты секретной информации НАТО и подготовить их
службы безопасности и разведки для работы со Службой безопасности НАТО. Что
касается правовой сферы, страны-кандидаты должны были подписать ряд соглашений
о статусе сил, а также по техническим и информационным вопросам. Это включало
Вашингтонский договор, Лондонское соглашение 1951 года о статусе сил и
Парижский протокол 1952 года о статусе международных военных штабов.
"Статус сил" предусматривает условия, в соответствии с которыми силы
союзников по НАТО могут действовать в стране НАТО, например, в рамках учений
или развертывания войск для проведения операций.
В результате переговоров о
присоединении каждая страна представила график проведения необходимых реформ,
часть которых являлись долгосрочными, и поэтому их реализация должна была
продолжиться и после даты вступления. График опирался на несколько
составляющих, включая существующие цели ППЧ, "цели партнерства"
(эквивалент "целей в отношении сил", устанавливаемых в НАТО для подсчета
через регулярные промежутки времени военных сил и средств, выделяемых каждым
государством-членом в Североатлантический союз),и Ежегодную национальную
программу каждой страны (которую составляет всякая трана, подписавшая ППЧ, для
рассмотрения и утверждения НАТО).
На втором этапе процесса
вступления в организацию каждая страна-кандидат должна была подтвердить принятые
ей обязанностей обязательства члена, включая график проведения реформ, в форме
письма о намерениях от министра иностранных дел страны, адресованного
генеральному секретарю НАТО.
На третьем этапе НАТО предстояла
подготовка Протоколов о присоединении к Вашингтонскому договору для каждого
кандидата. Эти протоколы по существу являются поправками или дополнениями к
Договору и становятся впредь неотъемлемой частью самого Договора. 26 марта 2003
года их подписали послы стран НАТО, официально подготовив почву для
присоединения стран-кандидатов к Договору и давая тем самым возможность
представителям стран-кандидатов впредь присутствовать на заседаниях
Североатлантического совета и большинства комитетов НАТО в качестве
наблюдателей.
На четвертом этапе правительства
государств-членов НАТО должны были ратифицировать протоколы в соответствии с
национальными требованиями и процедурами. Разные страны применяют различные
процедуры ратификации. Например, для утверждения законов в Сенате Соединенных
Штатов требуется большинство в две трети голосов, других странах, например, в
Великобритании, отсутствует необходимость в официальном голосовании в
Парламенте. Данный процесс закончился для всех государств-членов НАТО
ратификацией протоколов во французском Сенате 5 февраля 2004 года.[2]
Это позволило перейти к
заключительному пятому этапу процесса вступления, а именно присоединению к протоколам
каждой страны-кандидата в соответствии с их национальными процедурами, а затем
- передаче документов о вступлении на хранение в Государственный департамент
США, государствадепозитария Вашингтонского договора, на церемонии в Белом Доме
в Вашингтоне, Федеральный округ Колумбия, 29 марта 2004 года. Именно здесь семь
стран официально стали членами Североатлантического союза.
Пятый раунд расширения НАТО не
будет последним. Дверь в НАТО остается открытой для новых членов в будущем. В
настоящее время в ППЧ участвуют Албания, бывшая Югославская республика
Македония и Хорватия.
Со времени Пражской встречи в
верхах НАТО увеличила помощь Албании и бывшей Югославской республике Македонии
в области военной реформы и реформы силового сектора, чтобы помочь обеим странам
подготовиться к будущему членству в Североатлантическом союзе. Будет также
рассматриваться возможность вступления в НАТО Хорватии, присоединившейся к ППЧ
в 2002 году, в зависимости от успешного осуществления ее программы реформ и
соблюдения международных обязательств, включая сотрудничество с Международным
уголовным судом по бывшей Югославии.
В соответствии с Вашингтонским
договором и при согласии всех государств-членов Североатлантического союза,
членом НАТО может стать любая другая желающая присоединиться к нему европейская
страна.
План подготовки к членству (ППЧ)
представляет собой программу консультаций, помощи и практической поддержки
НАТО, построенную с учетом потребностей отдельно взятых стран, желающих
присоединиться к Североатлантическому союзу. Она была введена в действие в
апреле 1999 года на Вашингтонской встрече в верхах НАТО для оказания помощи по
подготовке к членству странам, стремящимся вступить в организацию. Этот процесс
во многом основывался на опыте, накопленном в ходе присоединения к НАТО
Венгрии, Польши и Чешской республики, которые вступили в нее в 1999 году - в
первый после окончания холодной войны раунд расширения Североатлантического
союза.
Главными характеристиками ППЧ
являются подача странами-претендентами на членство в НАТО индивидуальных
ежегодных национальных программ подготовки к возможному будущему членству,
включая вопросы политики, экономики, обороны, ресурсов, безопасности и правовые
вопросы; целенаправленный и беспристрастный механизм "обратной связи"
о ходе выполнения странами-претендентами их программ, предусматривающий
политические и технические консультации, а также ежегодные встречи между всеми
государствами-членами НАТО и отдельными странами-претендентами на уровне
Североатлантического совета для оценки хода выполнения; и подход к планированию
обороны для стран, стремящихся вступить в НАТО, в который входят выработка и
анализ согласованных целей планирования.
Участие в ППЧ помогает готовить
страны-претенденты к членству в Североатлантическом союзе, но не дает гарантии
будущего членства. Тем не менее, все семь стран, вступивших в НАТО 29 марта
2004 года, извлекли пользу из ППЧ, как и нынешние страны-претенденты -Албания,
бывшая Югославская республика Македония и Хорватия.
В 1995 году Североатлантический
союз провел исследование с целью изучения преимуществ и путей будущего
вступления в НАТО новых членов. В Исследовании о расширении НАТО делается
вывод, что с окончанием холодной войны и роспуском Варшавского договора
появилась необходимость и, одновременно, исключительная возможность улучшить и
упрочить безопасность во всем Евроатлантическом регионе без воссоздания
"водоразделов".
В Исследовании делается и другой
вывод - о том, что расширение должно способствовать укреплению стабильности и
безопасности во всех странах Евроатлантического региона путем поощрения и
поддержки демократических реформ, включая установление гражданского
демократического контроля над вооруженными силами; формирование моделей и
обычаев отношений между членами НАТО, основанных на укреплении сотрудничества,
консультаций и консенсуса; и содействие добрососедским отношениям. Оно увеличит
транспарентность в оборонном планировании и составлении военного бюджета, тем
самым укрепляя доверие среди государств, и усилит общую тенденцию к более
тесным интеграции и сотрудничеству в Европе. В Исследовании также делается
вывод, что расширение укрепит способность Североатлантического союза вносить
вклад в европейскую и международную безопасность и укрепит и расширит
трансатлантическое партнерство.
Говоря о путях расширения,
Исследование подтверждает, что, как и в прошлом, любой раунд расширения НАТО
будет происходить путем присоединения новых государств-членов к Вашингтонскому
договору в соответствии со Статьей 10. Вступив в организацию, новые члены будут
пользоваться всеми правами и выполнять все обязанности членов. К моменту
присоединения им необходимо будет принять и соблюдать принципы, направления
политики и процедуры, уже утвержденные всеми членами Североатлантического
договора.
Оговариваются и другие условия,
включая необходимость урегулирования странами-кандидатами этнических споров или
внешних территориальных споров мирными средствами до того, как они смогут стать
членами НАТО. Способность заинтересованных государств участвовать с помощью
военных сил и средств в коллективной обороне, миротворчестве и в выполнении
других новых задач Северо-атлантического союза будет также являться фактором
при принятии решения о том, чтобы предложить или не предложить им вступить в
НАТО. В конечном итоге, заключает Исследование, союзники по НАТО будут на
основе консенсуса принимать решение о предложении о вступлении для каждого
нового члена, и такое решение будет основано на том, будет ли членство
какой-либо отдельной страны способствовать безопасности и стабильности в Североатлантическом
регионе.
С момента создания НАТО в 1949
году в Североатлантический союз было принято несколько новых государств в
рамках пяти раундов - в 1952, 1955,1982, 1999 и 2004 годах. Таким образом,
число членов организации от 12 государств-основателей -Бельгии, Великобритании,
Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии,
Португалии, Соединенных Штатов и Франции -выросло до 26.
Первый раунд расширения прошел в
1952 году, и в результате в организацию вступили Греция и Турция, тем самым
углубляя безопасность и стабильность в Юго-Восточной Европе. Три года спустя в
1955 году 15м по счету членом НАТО стала Федеративная республика Германия. А
16м членом Североатлантического союза в 1982 году стала Испания. После
воссоединения Германии в 1990 году под защитным "зонтиком" НАТО
оказалась вся Германия, включая территорию бывшей Германской демократической
республики.
Произошедшие по окончании холодной
войны падение Берлинской стены и роспуск Варшавского договора открыли
возможность дальнейшего расширения НАТО. Новые демократии Центральной и
Восточной Европы стремились вступить в Североатлантический союз для того, чтобы
войти в состав евроатлантических институтов и укрепить свою свободу.
На Мадридской встрече в верхах в
1997 году Венгрии, Польше и Чешской республике было предложено начать
переговоры о присоединении, а 12 марта 1999 года они стали первыми вступившими
в НАТО бывшими членами Варшавского договора. Болгарии, Латвии, Литве, Румынии,
Словакии и Эстонии, все из которых в прошлом были участниками Варшавского
договора, и Словении было предложено начать переговоры о вступлении на Пражской
встрече в верхах Североатлантического союза в 2002 г.
1949 Великобритания, Дания,
Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенные
Штаты и Франция.
1952 Присоединение Греции и Турции
1955 Присоединение Федеративной
республики Германии
1982 Присоединение Испании
1990 В результате воссоединения
Германии территория бывшей Германской демократической республики становится
частью Североатлантического союза.
1999 Присоединение Венгрии, Польши
и Чешской республики
2004 Присоединение Болгарии,
Латвии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии
Организация НАТО создана, чтобы
защищать маленькие страны, которые пользуются в Альянсе теми же правами, что и
большие. К примеру, Исландия - маленькая страна, у которой даже нет своей
армии, но которая, будучи членом НАТО, обладает таким же правом вето, как и
любая другая. Политическое руководство НАТО на уровне генерального секретаря
обеспечивается, как правило, европейцами, в то время как оперативное военное
управление делегируется американцам, финансовый и материальный вклад которых в
НАТО наиболее внушителен. "Чем больше вклад, тем виднее место", - не
скрывают в НАТО. Опять же, страны, которые выходят с теми или иными
инициативами, их же и оплачивают.[3]
Остальные страны-члены обязаны
тратить около 3% своих ВВП на военные расходы, согласованные в рамках НАТО.
Чтобы избежать дублирования, для каждой страны определяется свой "нишевый
потенциал" - область, в которой, по мнению экспертов НАТО, страна обладает
заметными сравнительными преимуществами. К примеру, Румыния развивает горную
вертолетную службу, Чехия - средства защиты от биологического оружия, Литва -
выращивает собак и обучает их и т.д. Так, к примеру, если бы Молдова решила
стать членом НАТО, не исключено, она смогла бы найти использовать свой
"нишевый потенциал" в производстве специальных продуктов питания для
летчиков и подводников, как это было во времена Советского Союза. Как отмечают
сотрудники НАТО, бюджет самой организации достаточно скромен и последние
десятилетия не меняется, несмотря на расширяющиеся обязанности. На военные
операции средства стран-участниц привлекаются дополнительно. Также у НАТО есть
возможность привлекать средства международных финансовых организаций в случае
необходимости. Примером тому может служить натовский фонд Trust Fund,
выполняющий экологические функции по уничтожению залежей ненужных вооружений и
химических веществ в странах-членах и странах-партнерах, число которых
достигает 20.
Динамика военных расходов
стран-членов НАТО представлена в табл.
Страны-члены НАТО: доля военных расходов в ВВП (1983-2033)
Страна
|
1983
|
1986
|
1989
|
1992
|
2003
|
Северная Америка
|
|
|
|
|
|
Канада
|
2,1
|
2,1
|
2,0
|
1,9
|
1,9
|
США
|
0,4
|
6,6
|
5,8
|
5,1
|
4,8
|
Европа
|
|
|
|
|
|
Бельгия
|
3,2
|
3,0
|
2,5
|
1,9
|
1,8
|
2,5
|
2,0
|
2,1
|
2,0
|
2,0
|
Франция
|
4,1
|
3,9
|
3,6
|
3,4
|
3,4
|
ФРГ
|
3,4
|
3,1
|
2,8
|
2,7
|
2,6
|
Греция
|
6,3
|
6,1
|
5,7
|
5,5
|
5,4
|
Италия
|
2,1
|
2,1
|
2,3
|
2,0
|
2,0
|
Люксембург
|
1,2
|
1,1
|
1,1
|
1,2
|
1,2
|
Голландия
|
3,2
|
3,1
|
2,9
|
2,5
|
2,3
|
Норвегия
|
3,1
|
3,1
|
3,3
|
3,3
|
3,2
|
Португалия
|
3,3
|
3,2
|
3,2
|
3,0
|
2,9
|
Испания
|
2,4
|
2,2
|
2,1
|
1,6
|
1,5
|
Турция
|
4,8
|
4,8
|
4,3
|
4,7
|
4,8
|
Великобритания
|
5,1
|
4,8
|
4,0
|
4,0
|
Стратегической концепции
Североатлантического союза, планы НАТО и параметры активности ее вооруженных
сил претерпели существенные изменения. В период с 1990 по 1996 гг. расходы
стран НАТО сократились на 22 %, а средняя доля расходов на оборону в ВВП
снизилась с 4,1 до 2,8 %.
Урезание бюджетных ассигнований
привело к сокращению численности войск, приданных НАТО. На 35 % были сокращены
основные боевые части и подразделения сухопутных сил (с 354 в 1990 г. до 231
бригадных эквивалентов сегодня), на 32 % - основные, приданные НАТО,
военно-морские силы (с 500 основных боевых единиц ВМС до 350), на 41 % - боевые
эскадрильи ВВС НАТО (с 240 эскадрилий до 160).
Кроме того, существенно снижена
готовность сил к немедленному реагированию в случае кризиса или войны. НАТО
сокращает не только войска - почти на 30 %, но и органы боевого управления -
число штабов альянса сокращается с 65 до 20, при этом не планируется создавать
штабы НАТО на территориях новых членов блока.
1
www.nato.int/issues/enlargement/index.htm.
2
[1] www.nato.int/issues/enlargement/index.htm.
[2] #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] http://commi.narod.ru/txt/1995/0402.htm