Мнение россиян о рекламе с участием детей
Курсовая работа
«Мнение россиян о
рекламе с участием детей»
Содержание
Введение
I. Методологическая часть
1.1 Актуальность, проблемная
ситуация, цели, задачи, объект и предмет исследования
1.2 Методы социологического
исследования, выборка, характеристика анкеты
1.3 Гипотеза и практическая
значимость исследования
II. Основные результаты
социологического исследования
III. Аналитическая часть
Заключение
Список использованной
литературы
Приложение
Наша работа
посвящена изучению мнения россиян о рекламе с участием детей. Можно сразу
отметить, что проблематика участия в рекламе детей в настоящее время более чем
актуальна. Подтверждением этого служит тот факт, что действующий закон "О
рекламе", принятый в 1995 г., практически ежегодно дополняется жесткими
ограничениями на участие детей и подростков в продвижении товаров.
Пристальное
внимание законодателя к проблематике вполне понятно – по социологическим
опросам крупнейших агентств реклама с участием детей раздражает россиян –
потенциальных потребителей рекламируемых товаров и услуг менее всего, а значит
«отдача» от подобной рекламы выше. В то же время нельзя сказать, что в
современном российском обществе по вопросу использования детей в рекламе есть
какое-то единство. Этим определяется актуальность нашей работы
предусматривающей проведение социологического исследования и анализ его
результатов.
Цель нашей
работы изучить мнение россиян о рекламе с участием детей.
Задачи,
исходящие из указанной цели таковы:
- методологически
описать проводимое исследование, путем постановки его целей и задач, объекта и
предмета, описания проблемной ситуации, интерпретации
и операционализации ключевых понятий, постановки гипотезы исследования.
- описать
основные выводы, к которым мы пришли в ходе исследования;
- подвергнуть
анализу полученные результаты.
Исходя из
указанных целей и задач, формируется структура работы, которая состоит из
введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и
приложений.
Актуальность
нашего социологического исследования определяется рядом факторов. В первую
очередь следует отметить тот факт, что Подтверждением этого служит тот факт,
что действующий закон "О рекламе", принятый в 1995 г., практически
ежегодно дополняется жесткими ограничениями на участие детей и подростков в
продвижении товаров.
На
настоящий момент изображение несовершеннолетних уже запрещено в рекламе
спиртных напитков и пива, табака и других товаров, не предназначенных для
детей.
Недавно
правительство подготовило очередные поправки к законопроекту, в которых
предлагается распространить запрет на участие детей в рекламе лекарственных
средств, медицинской техники и биологически активных добавок (БАД). Запрет
будет касаться также детских лекарств и витаминов.
Пристальное
внимание законодателя к проблематике вполне понятно – по социологическим
опросам крупнейших агентств реклама с участием детей раздражает россиян –
потенциальных потребителей рекламируемых товаров и услуг менее всего, а значит
«отдача» от подобной рекламы выше.
В контексте
нашей работы представляется необходимым изучить рекламную продукцию с участием
детей с точки зрения современного маркетинга.
В целом, использование детского
образа в рекламе вызывает положительные эмоции и, как следствие, является
мощным фактором привлечения внимания потенциальных потребителей.
Потребительский круг детских товаров включает женщин в возрасте 21
– 45 лет, домохозяйки или служащие. Именно на эту аудиторию и рассчитаны
рекламные ролики с участием детей[1].
На мужчин рекламная продукция с участием детей воздействует гораздо
меньше. Связано это с тем, что восприятие детского образа мужчинами и женщинами
несколько различно.
Это объясняется наличием у женщин материнского инстинкта, который
определен биологически и при виде детей у нее возникает чувство жалости и
сострадания, близости с ним, эмоциональная отзывчивость матери.
В то же время, чувства отца просыпаются, кода он берет своего дитя
на руки, поэтому, видя чужих детей на экране у мужчин, не возникает никаких
чувств.
Приведем описание некоего идеального рекламного ролика с участием
ребенка. Он выглядит следующим образом[2]:
- летнее время или, по крайней мере, солнечный день;
- вокруг природа в ярких сочных красках;
- звучит спокойная, непринужденная детская мелодия;
- возраст ребенка от 1 года до 5 лет;
- ребенок обязательно должен быть в составе семьи;
- ребенок должен искренне смеяться и рекламировать только товары
детского назначения.
В скобках отметим, что это «идеальный» рекламный ролик и на
практике дети участвуют в рекламе других (недетских) товаров, а также в рекламе
социальной.
Существует, также, обобщенный портрет ребенка в рекламном ролике:
от 1 года до 10 лет, пол не важен, здоровый (розовые щечки, пухленький),
активный, сообразительный, «думающий» ребенок[3].
Таковы основные взгляды на рекламную продукцию с участием детей с
точки зрения современной коммерции.
В то же время исследования многочисленных агентств по изучению
общественного мнения, свидетельствуют о том, что отношение россиян к рекламе с
участием детей довольно неоднозначно и включает в себя многочисленные аспекты и
тенденции. Этим определяется актуальность нашего социологического исследования.
Определим проблемную ситуацию нашего социологического
исследования, в данном случае ею определяется современное общественное мнение
россиян относительно рекламы с участием детей.
К основным понятиям нашего исследования мы отнесем такие понятия
как «дети» и «реклама».
Остановимся на понятии «дети»[4].
Дети в общем случае определяются как люди в период детства и взросления.
Возрастные границы детства разнятся в различных культурах, теориях жизненного
цикла и юридических системах. В общем случае, ребёнком называют человека от
рождения до наступления половой зрелости.
В настоящее время «Конвенция о правах ребёнка» определяет ребёнка
как человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста.
В соответствии с международным и российским законодательством
ребёнок от рождения имеет неотъемлемые права, которые гарантируются ему
государством:
- ребёнок, как и любое человеческое существо, имеет неотъемлемое
право на жизнь;
- на уважение его взглядов и права свободного выражения этих
взглядов по всем затрагивающим его вопросам;
- иметь и выражать своё мнение;
- право получать и передавать информацию в различных формах;
- право на защиту от дискриминации;
- право на образование;
право на отдых и досуг и т.д.
В рекламе под детьми, обычно подразумеваются люди в возрасте от 1
года до 14 лет.
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой
форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц
и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование
или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке[5].
По
законодательству Российской Федерации реклама различается на:
-
коммерческую рекламу
- политическую рекламу (в том числе и предвыборную)
- социальную рекламу (которая направлена на достижение
благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение
интересов государства).
Дети, как правило, привлекаются к участию в коммерческой и
социальной рекламе, однако существуют факты участия их и в социальной рекламе.
Цель исследования. Социологическое исследование, проводимое нами,
призвано раскрыть некоторые аспекты отношения россиян к рекламе с участием
детей.
Задачи
исследования. Исследовать аспекты отношения россиян к рекламе с участием детей
в зависимости от вида рекламы (коммерческая, социальная, политическая),
проанализировать, с чем связаны положительные и отрицательные моменты
восприятия этой рекламы, понять, как меняется отношение россиян к рекламе с
участием детей в зависимости от их возраста, уровня образования, социального
положения, а также от фактора наличия своих детей.
Объект
нашего социологического исследования – мнение россиян относительно
использования ряда приемов в современной рекламе.
Предметом
нашего социологического исследования выступит мнение россиян об участии в
рекламе детей.
Методы
сбора первичной социологической информации. В данном случае основным методом
будет опрос с помощью анкетирования.
Место,
время проведения исследования, название инструментария. Местом проведения
опроса мы определим два московских вуза РГГУ им МГТУ им. Баумана, ОАО «Электро
ЗВИ», Московскую лизинговую компанию и ОАО «Теплосетевая компания». Время
проведения – май 2010 года.
Характеристика
инструментария. Основной инструментарий – анкета из 15 вопросов.
Выборка.
Наше исследование принадлежит к типу выборных исследований, а значит,
подразумевает определенную выборку респондентов. В основе выборки лежит квотный
отбор респондентов – по социальным слоям, возрасту, полу.
По типу
наша выборка принадлежит к одноступенчатым выборкам, то есть основной принцип -
простой отбор с использованием соответствующего принципа из генеральной
совокупности в выборочную. Число наших респондентов – 100 человек (то есть
погрешность результатов + - 7%) в возрасте от 18 до 55 лет. Важным элементом
нашего исследования служит тот факт, что половина из опрашиваемых к моменту
анкетирования имела своих детей, вторая половина еще нет.
- выделение социальных факторов, влияющих на восприятие рекламы
(пол, возраст, образование) и последующее сравнения результатов опроса;
- - общее отношение к рекламе с участием детей.
Метод
обработки эмпирических данных. Основным методом обработки будет, анализ
взаимозависимостей между социальными характеристиками, классификация и
типологизация полученных данных.
Перейдем к
характеристике нашего основного инструментария – анкеты. Вопросы в ней можно
условно разделить на две группы.
Первая из
них касается социально-демографических характеристик респондентов. Вопросы в
ней касаются наличия (отсутствия) детей, при наличии последних – их количества,
возраста респондентов, пола, семейного положения, социального статуса, уровня образования
и доходов.
Вторая
группа содержит специальные вопросы, подобранные с целью решения поставленных
нами целей им задач.
Они
касаются общего отношения респондентов к современной рекламе, отношения
респондентов к участию детей в коммерческой, социальной и политической рекламе,
выявления эмоций респондентов при просмотре рекламы с участием детей, а также
отношения анкетируемых к возможному участию их детей (настоящих или будущих) в
рекламе, а также допустимому, по мнению респондентов, возрасту участия ребенка
в рекламе (анкета представлена в приложении 1).
Таким
образом, можно сделать вывод о том, что методы
социологического исследования, выборка, характеристика анкеты позволяют решить
основные цели и задачи, которые мы ставим перед собой в описываемом
исследовании.
Определим
гипотезу нашего исследования. Гипотезой исследования послужат предположение о
том, что использование детей в рекламе в глазах большинства россиян, в целом
оправданно и отрицательных эмоций не вызывает.
Еще одной
важной составляющей гипотез является предположение о том, что отношение россиян
к рекламе с участием детей меняется под воздействием факта наличия (отсутствия)
собственных детей.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что с помощью него можно определить
отдельные аспекты отношения россиян к рекламе с участием детей в зависимости от
вида рекламы (коммерческая, социальная, политическая), проанализировать, с чем
связаны положительные и отрицательные моменты восприятия этой рекламы, понять,
как меняется отношение россиян к рекламе с участием детей в зависимости от их
возраста, уровня образования, социального положения.
Таким
образом, в настоящей части изложения мы определили основные методологические
составляющие социологического исследования, которое заключается в изучении
отношения россиян к рекламе с участием детей, проводится в форме анкетирования
(причем анкета состоит из 15 вопросов), выборка определена в 100 человек.
Важным
элементом исследования служит тот факт, что половина из опрашиваемых к моменту
анкетирования имела собственных детей, а вторая половина еще нет.
Итак,
социологическое исследование, проводившееся нами в 2010 году, с целью выяснения
отношения россиян к рекламе с участием детей дало определенные результаты,
подробнее на которых мы остановимся ниже.
Как мы уже
говорили, до начала исследования все респонденты были разделены на две части –
на респондентов имеющих детей, и на респондентов таковы к моменту анкетирования
не имевших. Как первая, так и вторая группа состояла из 50 человек.
Респондентам
было предложена анкета из 15 вопросов, ряд из которых были связаны с
социально-демографическими характеристиками респондентов, часть направлена на
выяснение отношения россиян к участию в рекламе детей и на более частные
вопросы, связанные с решением задач нашего эмпирического исследования.
Представим
полученные результаты. Социально-демографические характеристики респондентов
представлены в таблицах 1, 2, 3 и 4.
Таблица 1.
Сводные
данные социально-демографических характеристики респондентов имеющих детей
Пол
|
Семейное положение
|
Количество детей
|
Возраст
|
М
|
Ж
|
Состоит в браке
|
Не состоит в браке
|
один
|
Два
|
Более
|
От 18 до 25
|
От 25 до 40
|
От 40 до 55
|
23
|
27
|
38
|
12
|
24
|
18
|
8
|
24
|
15
|
11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2.
Сводные
данные социально-демографических характеристики респондентов детей не имеющих
Пол
|
Семейное положение
|
Возраст
|
М
|
Ж
|
Состоит в браке
|
Не состоит в браке
|
От 18 до 25
|
От 25 до 40
|
От 40 до 55
|
26
|
24
|
24
|
26
|
22
|
16
|
12
|
Таблица 3.
Уровень
дохода и уровень образования респондентов имеющих детей
М
|
Ж
|
Образование
|
Уровень дохода
|
|
Высшее
|
Среднее
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
23
|
27
|
36
|
18
|
6
|
12
|
29
|
9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4.
Уровень
дохода и уровень образования респондентов имеющих детей
М
|
Ж
|
Образование
|
Уровень дохода
|
|
Высшее
|
Среднее
|
Иное
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
26
|
24
|
33
|
21
|
6
|
12
|
30
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы на
специфические вопросы анкеты сгруппированы в таблицах 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Таблица 5.
Общее
отношение к современной рекламе респондентов
имеющих детей
В целом положительное
|
В целом отрицательное
|
В целом нейтральное
|
24
|
12
|
14
|
Из них:
|
М
|
Ж
|
М
|
Ж
|
М
|
Ж
|
9
|
15
|
8
|
4
|
8
|
6
|
Таблица 6.
Общее
отношение к современной рекламе респондентов
детей не имеющих
В целом положительное
|
В целом отрицательное
|
В целом нейтральное
|
27
|
10
|
13
|
Из них
|
М
|
Ж
|
М
|
Ж
|
М
|
Ж
|
10
|
17
|
3
|
7
|
6
|
Таблица 7.
Отношение
респондентов имеющих детей к участию детей в коммерческой, социальной и
политической рекламе
Коммерческая реклама
Отношение
|
Социальная реклама
Отношение
|
Политическая реклама
Отношение
|
Отрицательное
|
Положительное
|
Нейтральное
|
Отрицательное
|
Положительное
|
Нейтральное
|
Отрицательное
|
Положительное
|
Нейтральное
|
12
|
32
|
6
|
18
|
28
|
4
|
38
|
4
|
8
|
Таблица 8.
Отношение
респондентов имеющих детей к участию детей в коммерческой, социальной и
политической рекламе
Коммерческая реклама
Отношение
|
Социальная реклама
Отношение
|
Политическая реклама
Отношение
|
Отрицательное
|
Положительное
|
Нейтральное
|
Отрицательное
|
Положительное
|
Нейтральное
|
Отрицательное
|
Положительное
|
Нейтральное
|
15
|
16
|
9
|
16
|
24
|
10
|
33
|
6
|
11
|
Таблица 10.
Эмоции, вызываемые рекламой с участием детей для респондентов
имеющих детей
Отрицательные
|
Положительные
|
Нейтральные
|
3
|
35
|
12
|
Таблица 11.
Эмоции, вызываемые рекламой с участием детей для респондентов, не
имеющих детей
Отрицательные
|
Положительные
|
Нейтральные
|
2
|
32
|
Таблица 9.
Возможность
участия детей респондентов в рекламе и приемлемый возраст для этого
Не исключающие возможность
участия своих детей в рекламе
|
Исключающие возможность
участия своих детей в рекламе
|
23
|
27
|
Если да, то приемлемый
возраст для этого, с
|
Без ограничений
|
С 1 года
|
С 3 лет
|
С 5 лет
|
С 7 лет
|
С 10 лет
|
Старше
|
2
|
0
|
4
|
6
|
5
|
4
|
2
|
Таблица 9.
Возможность
участия будущих детей респондентов в рекламе и приемлемый возраст для этого
Не исключающие возможность
участия своих детей в рекламе
|
Исключающие возможность
участия своих детей в рекламе
|
29
|
21
|
Если да, то приемлемый
возраст для этого, с
|
Без ограничений
|
С 1 года
|
С 3 лет
|
С 5 лет
|
С 7 лет
|
С 10 лет
|
Старше
|
3
|
2
|
7
|
7
|
5
|
4
|
1
|
Таковы
основные результаты проводимого нами социологического исследования. Анализу их
будет посвящена следующая глава нашей работы.
В настоящей
части работы мы проанализируем те данные, которые мы получили эмпирическим
путем и которые приводились в нашем предыдущем изложении.
В самом
начале анкетирования все респонденты делились на две части – на лиц имеющих
детей и на лиц их пока не имеющих. Такое разделение имело цель наглядно
представить изменения в мнениях россиян, в зависимости от их семейного
положения.
У большей части
респондентов, которые имели детей, в настоящее время имеется один – два ребенка
и они, как правило, состоят в браке. Возраст респондентов здесь колебался от 18
до 52 лет, причем основная часть анкетируемых была в возрасте от 18 до 25 лет и
от 25 до 40 лет. Женщин в этой группе 27, мужчин – 23.
Большая
часть респондентов, которые на момент анкетирования детей не имели, в браке не
состоит (хотя число семейных респондентов тут также довольно велико). Возраст
респондентов здесь колебался от 19 до 53 лет, причем основная часть была в
возрасте от 18 до 25 лет и от 25 до 40 лет.
Женщин в
этой группе 26, мужчин – 24.
Уровень
образования в обеих группах респондентов довольно высок – большая часть из них
имеет высшее образование и уровень своего дохода сами определяют как средний.
Общее количество респондентов с низким, по собственным оценкам, уровнем дохода
не превышает 20% в каждой из групп.
Род
деятельности анкетируемые называли самые разные, но наиболее популярный ответ,
который дали 65 % всех опрошенных – это наемный работник, второй по
популярности ответ – служащий дали 18% респондентов. Количество анкетируемых
имеющих «собственное дело» сравнительное невелико – 7%, также невелико и
количество безработных – 4%.
Таким
образом, имеются две группы респондентов, разделенных по признаку наличия
(отсутствия) детей. Социальное положение, уровень образование, деление на
возрастные группы, градация по половому признаку, в целом, в каждой из групп
сравнима с другой. Таким образом, можно заключить, что основное различие между
группами – отсутствие/наличие детей, что и требовалось для настоящего
исследования.
Перейдем к
анализу специальных вопросов, направленность которых была связано непосредственно
с целями и задачами исследования.
Для решения
первой задачи - исследовать общее отношение
анкетируемых к рекламе, был предусмотрен специальный вопрос об общем отношении
респондентов к современной рекламе.
Значительная
доля респондентов имеющих детей в целом положительно относятся к современной
рекламе (24 человека из опрошенных, причем 15 из них – женщины). Нейтрально к
рекламе относятся чуть меньше – 14 респондентов (8 мужчин и 6 женщин).
Отрицательные эмоции реклама вызывает у 12 респондентов этой группы, восемь из
которых – мужчины, четыре – женщины. Здесь можно проследить явную связь
отношения к рекламе и возраста анкетируемых. Так 10 из 12 респондентов,
отметивших, что современная реклама вызывает у них негативные эмоции, были в
возрасте от 40 лет, в то же время респонденты, отметившие, что положительно
относятся к современной рекламе, в основном молодые люди до 25 лет.
Перейдем к
тем ответам, которые дали на рассматриваемый вопрос бездетные респонденты.
Большая часть из них относятся к современной рекламе в целом положительно (27
респондентов, 17 женщин, 10 мужчин). Нейтральное отношение указали 13 (7
мужчин, 6 женщин) респондентов, отрицательное – 10 (семь мужчин, 3 женщины).
Связь отношения к рекламе и возраста анкетируемых здесь также явно
присутствует.
Следующий
вопрос подразумевал оценку респондентами использования детей для нужд
коммерческой, социальной и политической рекламе.
Для группы
респондентов имеющих детей, характерно в целом:
-
положительное отношение к участию детей в коммерческой рекламе (положительный
ответ – 32 анкетируемых, отрицательный – 12, нейтральный – 6);
-
положительное отношение к участию детей в социальной рекламе (положительный
ответ – 28 анкетируемых, отрицательный – 18, нейтральный – 4);
-
отрицательное отношение к участию детей в социальной рекламе (положительный
ответ – 4 анкетируемых, отрицательный – 38, нейтральный – 8);
Для группы
респондентов детей не имеющих, характерно в целом:
-
положительное отношение к участию детей в коммерческой рекламе (положительный
ответ – 16 анкетируемых, отрицательный – 15, нейтральный – 9);
-
положительное отношение к участию детей в социальной рекламе (положительный
ответ – 24 анкетируемых, отрицательный – 16, нейтральный – 10);
-
отрицательное отношение к участию детей в социальной рекламе (положительный
ответ – 6 анкетируемых, отрицательный – 33, нейтральный – 11).
Как мы
видим, общая тональность ответов в обеих группах, в целом, соответствуют друг
другу, однако отметим, что количество нейтральных ответов во второй группе явно
больше, что свидетельствует о том, что респонденты этой группы менее
эмоционально относятся к изучаемому вопросу, по вполне объективным причинам.
Следующий
вопрос анкеты был направлен на выявление наличия (или отсутствия) отрицательных
эмоций вызываемых рекламой с участием детей.
Большинство
респондентов первой группы испытывают в целом, положительные эмоции, когда
видят в рекламе детей (35 из опрошенных), 12 относятся к этому нейтрально и
лишь у 3 респондентов такая реклама вызывает отрицательные эмоции.
Большинство
респондентов второй группы (32), также группы испытывают в целом, положительные
эмоции, когда видят в рекламе детей, 16 относятся к этому нейтрально и лишь у 2
респондентов такая реклама вызывает отрицательные эмоции.
В скобках отметим,
что такие данные исследования, в целом, перекликаются с исследованиями,
проводившимися в 2009 году такими центром как «Левада центр», согласно результатом,
которого реклама с участием детей раздражала россиян менее всего из всего
рекламного массива.
Следующий,
весьма важный вопрос нашей анкеты был связан с возможностью участия детей
респондентов (имеющихся или будущих) в рекламных компаниях.
В целом,
это также перекликается с результатами уже упомянутого нами исследования
«Левада-центр» в котором уточнялось, что ряд россиян действительно допускают
возможность участия своих детей в рекламных компаниях, однако при условии
контроля над съемками, только в рекламе детского товара и при наличии согласия
со стороны ребенка, то есть только после достижения трехлетнего возраста.
Во второй
группе исключающих возможность участия своих будущих детей в рекламных акциях
оказалось меньше – 21 опрошенный. Из 29 давших положительный ответ возраст «без
ограничений» отметили трое, с года – 2, с трех и пяти лет – по семь
респондентов, с 10 лет – 4 и старше 1.
Как видно
из приведенных цифр респонденты, не имеющие детей, настроены на участие своих
будущих детей в рекламе более позитивно.
В целом,
проведенное исследование свидетельствует о том, что россияне в целом
воспринимают современную рекламу с участием детей, в целом положительно,
положительно также они относятся к тому, что дети привлекаются к рекламным
компаниям коммерческой и социальной направленности, однако, отрицательно
относятся к участию детей в рекламе политической.
Большинство
респондентов имеющих детей отрицательно относятся к возможности участия своих
детей в рекламе, а ответившие положительно уточнили, что такой факт будут
возможен лишь по достижении ребенком определенного возраста. Респонденты, не
имеющие детей, настроены на участие своих будущих детей в рекламе более
позитивно.
В целом
можно заключить, что участие детей в рекламе – весьма деликатный вопрос,
который может ранить родительские чувства потенциальных потребителей и что
современная политика ограничения участия детей в рекламе, в целом, имеет под
собой веские основания, несмотря на то, что у ряда потребителей такая реклама
вызывает положительные эмоции и, соответственно, покупательский интерес.
Теперь, в
соответствии с поставленными целями и задачами сформулируем основные выводы
нашей работы.
Итак, проблематика участия в рекламе детей в настоящее время более чем
актуальна. Подтверждением этого служит тот факт, что действующий закон "О
рекламе", принятый в 1995 г., практически ежегодно дополняется жесткими
ограничениями на участие детей и подростков в продвижении товаров. Пристальное
внимание законодателя к проблематике вполне понятно – судя по социологическим
опросам крупнейших агентств, реклама с участием детей раздражает россиян –
потенциальных потребителей рекламируемых товаров и услуг менее всего, а значит
«отдача» от подобной рекламы выше. В то же время нельзя сказать, что в
современном российском обществе по вопросу использования детей в рекламе есть
какое-то единство.
Для
изучения отношения россиян к рекламе с участием детей мы разработали социологическое
исследование, которое проводится в форме анкетирования (причем анкета состоит
из 15 вопросов), выборка определена в 100 человек. Важным элементом
исследования служит тот факт, что половина из опрашиваемых к моменту
анкетирования имела собственных детей, а вторая половина еще нет.
Анализ
результатов проведенного нами исследования свидетельствует о том, что россияне
в целом воспринимают современную рекламу с участием детей, в целом
положительно, положительно также они относятся к тому, что дети привлекаются к
рекламным компаниям коммерческой и социальной направленности, однако,
отрицательно относятся к участию детей в рекламе политической.
Большинство
респондентов имеющих детей отрицательно относятся к возможности участия своих
детей в рекламе, а ответившие положительно уточнили, что такой факт будут
возможен лишь по достижении ребенком определенного возраста. Респонденты, не
имеющие детей, настроены на участие своих будущих детей в рекламе более
позитивно.
В целом
можно заключить, что участие детей в рекламе – весьма деликатный вопрос,
который может ранить родительские чувства потенциальных потребителей и что
современная политика ограничения участия детей в рекламе, в целом, имеет под
собой веские основания, несмотря на то, что у ряда потребителей такая реклама
вызывает положительные эмоции и, соответственно, покупательский интерес.
1.
Брыц В. Нарушение прав личности в рекламе. – М.: ИМТ, 2007. – 272
с.
2.
Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. – СПб.: Питер, 2004. –
368 с.
3.
Песоцкий Е. Современная реклама. Теория и практика. – Ростов н/Д:
Феникс, 2007. – 320 с.
4. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. -
Петрозаводск: Фониум, 2004. – 308с.
5. Отношение россиян к рекламе. – М: Левада-Центр, 2009. – 340 с.
АНКЕТА
«Отношение россиян к рекламе с участием
детей»
1.
Имеете ли вы в настоящее время детей?
Да Нет (отметьте нужное)
2.
Если да, то сколько их?
1 2 3 более
3.
Ваш возраст _________ (впишите)
4.
Ваш пол
М Ж (отметьте нужное)
5.
Ваше семейное положение
состою в браке не состою в браке (отметьте нужное)
6.
Ваш род деятельности __________ (предприниматель, служащий и т.д.)
7.
Ваше образование _________________ (напишите)
8.
Как Вы сами оцениваете уровень Вашего дохода
Высокий Средний Низкий
9.
Определите свое общее отношение к современной рекламе
Положительное
Отрицательное Нейтральное
10.
Корректно ли на Ваш взгляд участие детей в коммерческой рекламе?
Да Нет Не знаю
11.
Корректно ли на Ваш взгляд участие детей в социальной рекламе?
Да Нет Не знаю
12.
Корректно ли на Ваш взгляд участие детей в политической рекламе?
Да Нет Не знаю
13.
Вызывает ли у Вас реклама с участием детей негативные эмоции?
Да Нет Не знаю
14.
Рассматриваете ли Вы возможность, что Ваши дети (настоящие или
будущие) будут участвовать в рекламе с Вашего согласия?
Да Нет Не знаю
15.
Если вы ответили «Да» на предыдущий вопрос, то с какого возраста
ребенка для Вас это приемлемо?
Без
ограничений с 1 года с 3 лет с 5 лет с 7 лет с 10 лет Старше
СПАСИБО ЗА ЗАПОЛНЕНИЕ АНКЕТЫ!
[1] Песоцкий Е. Современная реклама.
Теория и практика. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 156.
[2] Хромов Л.Н. Рекламная
деятельность: искусство, теория, практика. - Петрозаводск: Фониум, 2004. –
308с.
[3] Лебедев-Любимов А.Н. Психология
рекламы. – СПб.: Питер, 2004. С. 138.
[4] Приводится по: Брыц В. Нарушение
прав личности в рекламе. – М.: ИМТ, 2007. С. 116.
[5] Приводится по: Песоцкий Е.
Современная реклама. Теория и практика. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 10.