Анализ прибыли и рентабельности в торговле
Содержание
1
Анализ прибыли и рентабельности в торговле. Пути повышения прибыли и
рентабельности
Задача
1
Задача
2
Задача
3
Задача
4
Список
использованных источников
1 Анализ прибыли и рентабельности в торговле.
Пути повышения прибыли и рентабельности
Прибыль - это денежное выражение стоимости
прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли,
а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального
производства, передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в
качестве платы за реализацию товаров (продукции, услуг) и закрепляемого за
торговой организацией.
Количественно прибыль представляет собой
разность между валовыми доходами, остающимися в распоряжении организации (после
уплаты отчислений в целевые фонды), и расходами на реализацию товаров. В
систему прибылей отечественной торговой организации входят, кроме прибыли от
реализации товаров, прибыль от операционной деятельности, прибыль от
внереализационной деятельности.
При анализе используются следующие показатели
прибыли: прибыль от реализации, прибыль отчетного периода, налогооблагаемая,
чистая прибыль.
Прибыль от реализации (торговая прибыль)
определяется как разность между валовыми доходами и расходами на реализацию
товаров (рисунок 1).
Рисунок 1.
Схема формирования прибыли от реализации товаров
Прибыль отчетного периода включает финансовые
результаты от реализации и других видов деятельности, доходы и расходы от
внереализационной деятельности (рисунок 2).
Рисунок 2. Схема формирования
прибыли отчетного периода
Налогооблагаемая прибыль представляет собой
разность между прибылью отчетного периода и суммой налога на недвижимость,
прибыли, облагаемой налогом по специальным ставкам, затрат, учитываемых при
исчислении льгот по налогу на прибыль, в соответствии с действующим
законодательством.
Чистой называют прибыль, которая остается в
распоряжении организации после уплаты всех налогов (см. рисунок 2).
Различают также бухгалтерскую, экономическую,
нормальную, минимальную, целевую прибыль и пр.
Эффективность (от латинского слова «effectus»
- исполнение, действие) означает результат, следствие каких-либо причин,
действий.
Эффективность торговой организации можно
определить как отношение результатов хозяйственной деятельности к затратам
ресурсов, которые необходимы для осуществления этой деятельности.
Эффективность выступает в двух аспектах:
социальном и экономическом. Социальный аспект предполагает оценку степени
влияния торговли на различные стороны уровня жизни, удовлетворение спроса,
качество обслуживания потребителей.
Экономическая эффективность - это
результативность реального процесса торговой деятельности. Она отражает уровень
развития и степень использования ресурсов, текущих затрат и характеризуется
успехами в достижении прибыли - конечного результата хозяйственно-финансовой
деятельности.
Критерий - целевой показатель, по которому можно
судить о достижении определенного уровня эффективности. Для любой организации
критерием экономической эффективности служит увеличение всего того, что
представляет для него ценность в настоящем или будущем, то есть увеличение
богатства. Критерию увеличения богатства соответствует множество показателей,
которые могут быть представлены соотношением результата (эффекта) и затрат
(ресурсов) хозяйственной деятельности.
Рентабельность - синтетический показатель,
отражающий многие стороны деятельности торговых организаций за определенный
период. Это процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей: объему
товарооборота, расходам, средней стоимости основных и оборотных средств,
расходам на оплату труда и т.п. Система показателей рентабельности является
составляющей системы показателей социально-экономической эффективности
деятельности организаций.
Основными задачами анализа прибыли и
рентабельности торговой организации являются:
• контроль за выполнением плана полученной
прибыли;
• определение влияния объективных и субъективных
факторов на финансовые результаты деятельности организации;
• выявление резервов увеличения прибыли и
повышения рентабельности;
• разработка мероприятий по использованию
выявленных возможностей увеличения прибыли;
• оценка работы организации по использованию
возможностей увеличения объема реализации товаров, прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучается состав прибыли, ее
структура, динамика и выполнение плана за отчетный период. Оценивается влияние
отдельных факторов на изменение прибыли и рентабельности.
Основными факторами, влияющими на размер прибыли
и рентабельности, являются: объем и структура товарооборота, уровень валовых
доходов и расходов, производительность труда, эффективность использования
основных и оборотных средств, размер прочей прибыли, уровень цен и др.
Так, влияние изменения объема товарооборота на
размер прибыли рассчитывается по следующей формуле:
(1)
где
ΔПТ
- изменение суммы прибыли за счет изменения размера товарооборота;
Тф,
Тб - объем розничного товарооборота соответственно в отчетном и
базисном периодах;
Rб -
рентабельность продаж за базисный период.
Влияние
изменения уровня валового дохода на прибыль (ΔПВД)
определяется следующим образом:
, (2)
где
ВДф, ВДб - уровень валового дохода соответственно в текущем
и базисном периодах.
Оценка
влияния уровня расходов на прибыль (ΔПР) исчисляется по
формуле:
, (3)
где
Рф, Рб - уровень расходов соответственно текущего и
базисного периодов.
В
последнее время большой интерес вызывает методика анализа прибыли, которая
базируется на валовой марже и отнесении текущих затрат на переменные и
постоянные. Она позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга
наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом ее формирования
Система direct-costing позволяет
более полно учитывать взаимосвязи между показателями и точнее измерять влияние
отдельных факторов на объем прибыли.
Валовая
маржа (ВМ) - это прибыль (П), включающая постоянные затраты организации (Рпост).
Сумму
прибыли можно рассчитать, если известна величина валовой маржи и постоянных
затрат.
При
прогнозировании величины прибыли необходимо правильно разрешить противоречие
между желанием получить максимальную прибыль и реальными возможностями ее
получения исходя из мощности организации, объема товарооборота, валовых
доходов, расходов и других ограничений.
В
процессе разработки прогнозов прибыли могут быть использованы различные методы.
Так, метод определения прибыли на вложенный капитал решает задачу сохранения достигнутого
уровня рентабельности на вложенный капитал и его увеличения.
Размер
необходимой прибыли на уровне самофинансирования определяется исходя из
потребностей организации в финансировании мероприятий по ее производственному и
социальному развитию, выполнению обязательств перед государством и созданию
соответствующих фондов (резервного, накопления, потребления, фонда для выплаты
дивидендов и др.).
Метод
экспертных оценок основан на использовании результатов анализа достигнутой
величины исследуемого показателя, принимаемого за базу, и индексов его
изменения в плановом периоде.
Возможный
размер прибыли (Пвозм) можно определить по формуле:
, (4)
где
УR0 - уровень
рентабельности продаж, сложившийся в отчетном периоде, %;
ПТ
- плановый объем товарооборота;
ΔПФ - изменение прибыли в
связи с изменением факторов, определяющих размер прибыли.
Следующая
формула основана на применении метода прямого счета:
П
= ВД - Р - Н, (5)
где
ВД - прогнозируемая сумма валового дохода;
Р
- прогнозируемая сумма расходов на реализацию товаров;
Н
- прогнозируемая сумма платежей и отчислений из валового дохода.
Прогнозируемый
объем прибыли можно определить по следующим формулам исходя из использования в
расчетах значения валовой маржи:
П
= ВМ - Рпост, (6)
или
П = ВД * Му - Н, (7)
где
ВМ - сумма валовой маржи;
Рпост
- сумма постоянных расходов;
Му
- удельный вес валовой маржи в валовом доходе.
Эту
формулу можно использовать для определения прибыли от реализации, если известны
общая сумма валовой маржи и постоянных расходов, или удельного веса валовой
маржи в валовом доходе или в объеме товарооборота.
После
определения плановой величины прибыли рассчитывается плановый уровень
рентабельности.
В
основу планирования многих показателей эффективности деятельности торговой
организации входят прогнозируемые расчеты товарооборота, планы развития и
использования материально-технической базы, капитальных вложений, прибыли,
показателей по труду. Для обоснования прогнозов показателей эффективности
составляют цепочки индексных взаимосвязей.
Основные пути повышения прибыли и рентабельности
торговли следующие:
·
использование
резервов роста товарооборота;
·
расширение
прямых связей с промышленностью;
·
сокращение
путей звенности товародвижения;
·
полное
получения от поставщиков установленных основных и дополнительных скидок,
возмещение от финансовых органов;
·
внедрение
новых форм организации и специализации;
·
экономия
издержек обращения, ликвидация непланируемых потерь.
Задача 1
Произвести анализ расходов по статье “Проценты
за пользование кредитами” за 1 квартал отчетного года и рассчитать влияние
изменения товарооборачиваемости на расходы.
Фактический розничный товарооборот за 1 квартал
- 285 310 тыс. руб. Расходы по статье по плану - 2,58 %, фактические - 7 258
тыс. руб. Товарооборачиваемость нормативная - 25 дней, фактическая - 28 дней.
Решение
Рассчитаем уровень расходов по статье “Проценты
за пользование кредитами” за 1 квартал отчетного года (фактически):
7258 тыс. руб. / 285310 тыс. руб. ×
100 = 2,54 %.
Отклонение уровня расходов по статье “Проценты
за пользование кредитами” за 1 квартал отчетного года от плана составляет -0,04
%
(2,54
% - 2,58 %).
Товарооборачиваемость по сравнению с планом ускорилась
на 3 дня
(28
дн. - 25 дн.).
Таким образом, за счет уменьшения времени
обращения товаров на 3 дня произошло сокращение расходов по статье “Проценты за
пользование кредитами” за 1 квартал отчетного года на 0,04 %.
Задача 2
Определить план продажи сахара и план его
поступления на планируемый год, исходя из следующих данных:
1. В отчетном году оборот по продаже сахара - 87
800 тыс. руб.
2. В планируемом году прогнозируемый индекс цен
117,73 %.
3. Объем реализации возрастает на 1 %.
4. Товарные запасы по сахару на начало
планируемого года 128 200 тыс. руб.
5. Норматив товарных запасов на конец года 13
250 тыс. руб.
Решение
Рассчитаем:
1) оборот по продаже сахара в планируемом году
(с учетом роста объема реализации на 1 %):
87800 тыс. руб. × 1,01 =
88678 тыс.
руб.
2) оборот по продаже сахара в планируемом году в
сопоставимых ценах:
88678 тыс. руб. / 1,1773 = 75323 тыс. руб.
Показатели реализации товарных запасов и
поступления балансово взаимосвязаны, что отражается формулой:
Зн + П = Р + Зк, (1)
где Зн - запасы сырья и товаров на
начало периода;
П - поступление сырья и товаров;
Р - реализация товаров;
Зк - запасы на конец периода.
Определим план поступления сахара на планируемый
год по формуле (1):
П = Р + Зк - Зн = 75323
тыс. руб. + 13250 тыс. руб. - 128200 тыс. руб. =
= -39627 тыс. руб.
Результаты расчетов свидетельствуют о том, что
товарных запасов по сахару на начало планируемого года достаточно и поставки
сахара на планируемый год не нужны.
Задача 3
Начислить з/пл продавцам магазина “Продукты” за
ноябрь месяц.
В магазине работают: продавец I
категории: из 20 рабочих дней отработала 17 дней, доплата за заведование 15 %.
Продавец II категории:
отработал полный месяц. Сдельная индивидуальная расценка за 1000 руб. для
продавца I категории - 15,59
руб., для продавца II
категории - 15,19 руб. Фактический розничный товарооборот 18 516 тыс. руб.,
надбавка за стаж работы продавцу I
категории 15 %, продавцу II
категории 10 %. Размер премии по %. Оклады работникам магазина установить исходя
из действующих тарифных коэффициентов и тарифной ставки 1 разряда (тарифная
ставка 1 разряда - 70 000 руб.).
Решение:
Начислим з/пл продавцу I
категории магазина “Продукты” за ноябрь месяц:
Рассчитаем:
1) повременную оплату продавца I
категории магазина “Продукты” за ноябрь месяц:
15,59 руб. × 18516 тыс.
руб. ×
(17 дн.
/ 20 дн.) = 245364,8 тыс. руб.
2) надбавку за стаж работы:
245364,8 тыс. руб. ×
0,15
= 36804,7 тыс. руб.
Таким образом, заработная плата продавца I
категории магазина Продукты за ноябрь месяц: составит:
ЗП = 245364,8 тыс. руб. + 36804,7 тыс. руб. =
282169,5 тыс. руб.
Начислим з/пл продавцу II
категории магазина “Продукты” за ноябрь месяц:
Рассчитаем:
1) повременную оплату продавца I
категории магазина “Продукты” за ноябрь месяц:
15,19 руб. × 18516 тыс.
руб. = 281258 тыс. руб.
2) надбавку за стаж работы:
281258 тыс. руб. × 0,1 = 28125,8
тыс. руб.
Таким образом, заработная плата продавца II
категории магазина Продукты за ноябрь месяц: составит:
ЗП = 281258 тыс. руб. + 28125,8 тыс. руб. =
309383,8 тыс. руб.
Задача 4
Произвести анализ прибыли и рентабельности за 1
квартал отчетного года по торговой деятельности.
Показатели
|
План
|
Фактически
|
Прибыль
к сумме в % к обороту
|
2,5
|
27
295
|
Розничный
товарооборот
|
987
300
|
1
045 684
|
Решение
Определим:
1)
рентабельность товарооборота (фактически) за 1 квартал отчетного года (Рф):
.
Отклонение
рентабельности товарооборота (фактически) за 1 квартал отчетного года от плана
составляет 0,1 % (2,6
%
- 2,5
%).
2)
прибыль по плану за 1 квартал отчетного года (Ппл):
План
по прибыли за 1 квартал отчетного года по торговой деятельности перевыполнен на
2612 тыс. руб. (27295 тыс. руб. - 24683 тыс. руб.) или на 10,6 % (27295 / 24682,5 ×
100 - 100).
На
изменение прибыли в данном случае влияют розничный товарооборот и уровень
рентабельности.
Рассчитаем
влияние изменения розничного товарооборота на сумму прибыли по формуле:
Таким
образом, увеличение розничного товарооборота обеспечило рост прибыли на 1460
тыс. руб.
Теперь
рассчитаем влияние изменения уровня рентабельности на прибыль по формуле:
Таким
образом, увеличение уровня рентабельности привело к росту прибыли на 1152 тыс.
руб.
Список
использованных источников
1. Акулич
И. Л. Маркетинг: Учебник. - Мн.: Вышэйшая школа, 2002. - 447
2. Лебедева
С. Н., Казиначикова Н. А., Гавриков А. В. Экономика торгового предприятия:
Учебное пособие. - Мн.: Новое знание, 2001. - 240 с.
3. Организация
и технология торговли: Учебник/ С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова, С. П.
Гурская и др.; Под общей редакцией С. Н. Виноградовой. - Мн.: Выш. Шк., 2002 -
460 с.
4. Платонов
В. Н. Организация торговли: Учебное пособие. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 287 с.
5. Экономика
предприятий торговли: учеб. пособие / Н. В. Максименко и др.; под общ. ред. Н.
В. Максименко, Е. Е. Шишковой. - Мн.: Выш. шк., 2005. - 542 с.
6. Экономика
торгового предприятия: учеб. пособие / С. Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова, А.
В. Гавриков; под ред. С. Н. Лебедевой. - 4-е изд., испр. - Мн.: Новое знание,
2005. - 240 с.