Национальный вопрос в современной России. Вторая чеченская война
Московский государственный институт международных
отношений
(Университет) МИД России
Кафедра Международной Журналистики
Информационно-аналитическая справка
по современной политической истории России (1985 - 2007)
Тема: «Национальный вопрос в
современной России. Вторая чеченская война»
Выполнил: Слушатель факультета
Базовой подготовки,
3-й академической
группы Луговой С.Д.
Научный руководитель:
к.и.н., доцент Монин С.М.
Москва - 2007
План
Введение
1. Причины возникновения
межнациональных конфликтов
2. Вторая чеченская война
2.1 Начало чеченского кризиса
2.2 Правление масхадовского режима
2.3 Чечня – база международного
терроризма
2.4 Начало второй чеченской кампании
Вывод
Библиография
Введение
В
современном мире, где термин «международный терроризм» прочно вошел в обиход, и
где вооруженные столкновения вспыхивают повсеместно, тема конфликтов, являются
ли они социальными, политическими, или какими-либо еще, очень важна. В России,
которая всегда была многонациональной страной, были и остаются актуальными
отношения между различными народами, населяющими ее огромную территорию. Однако
национальный вопрос в современной России мало исследован, так как данной
проблемой стали серьезно заниматься лишь только после распада СССР.
Межнациональные
конфликты, наряду с международным терроризмом, а часто второе как следствие
первых, являются на сегодняшний день важнейшей проблемой во всем мире, и,
конечно, в России. Северо-Кавказский регион, Чечня, политический конфликт в
которой давно вышел за рамки только политического, беженцы, легальные и
нелегальные мигранты из стран СНГ, особенно из кавказских стран и Центральной
Азии – все это открытые очаги конфликтов.
Москва,
как огромный мегаполис с миллионным населением, в первую очередь сталкивается с
проблемой незаконных мигрантов, так называемых «гастрбайтеров», людей, которые
приезжают в надежде заработать или хотя бы пожить лучше. В первую очередь, в
Москву едут жители республик бывшего советского союза. Чаще всего приезжают из
экономически слаборазвитых – Молдавии, Узбекистана, Туркменистана; из стран,
где до сих пор не утихли военные конфликты – Таджикистана, Армении, Грузии и
т.д. Естественно, что приезжие сталкиваются в городе с многочисленными
проблемами. И наряду с жильем, регистрацией, работой немаловажным становится и
вопрос взаимоотношения со скинхедами, который зачастую становится «игрой на
выживание". Со скинхедами сталкиваются не только «гастрбайтеры», но и люди
других национальностей, которые по тем или иным причинам живут в Москве.
Неудивительно, что и многим студентам нашего института приходится сталкиваться
с этой проблемой. Погромы на рынках, избиение людей, нападение на дипломатов,
убийство таджикской девочки и студента-вьетнамца в Санкт Петербурге – уже не
первые и очень тревожные сигналы о том, что конфликт давно вышел за рамки
идеологического (каким он, в принципе, и побыть-то не успел). Типичные черты
урбанизированного общества: перенаселенность, скученность, социальная несправедливость,
неравенство, нестабильность, сложность социальных организаций – ведут к
возникновению социально-психологического напряжения у многих людей. Постепенно
накапливаясь, оно выливается в групповые взрывы агрессии, что особенно
характерно для рассматриваемых нами межнациональных конфликтов. Примером могут
служить недавние ситуации в Кондопоге и Олонце, где возник конфликт между
чеченцами и русскими.
1.
Причины возникновения межнациональных конфликтов
Как уже
было сказано выше, кроме нелегальных мигрантов, со скинхедами сталкиваются и
представители других социальных кругов – различных диаспор, проживающие в
Москве и других крупных городах России. Проблема национальных диаспор является,
и новой для России, и чрезвычайно важной. Это, с одной стороны, проблема
нерусских диаспор и социальные конфликты с россиянами на территории РФ, а с
другой стороны, проблема русских диаспор на территории других государств. Миллионы
советских людей, проживающих на территории РФ, до распада СССР считали себя
украинцами, грузинами, армянами, латышами и т.д. После образования на их
территориях независимых и нередко националистических государств они с
формальной точки зрения стали некоренными. Но психологически и культурно
считают себя частью россиян: их предки жили в России, участвовали в развитии
российского государства и общества, делили вместе с ним успехи и невзгоды.
В
советской России проблемы национальных диаспор не было: все они имели свои
национальные республики. Теперь наша страна столкнулась с ней лицом к лицу.
Интеграция многочисленных (особенно в Москве) диаспор в духовную, политическую,
экономическую жизнь России, увеличение численности чеченской, азербайджанской,
армянской и других диаспор ставит ее в повестку дня центрального и
регионального руководства России. В местах компактного проживания иноязычного
населения (Москва, Петербург и др.) периодически возникают конфликтные ситуации
и социальная напряженность.
Для
инонациональных диаспор России главными являются проблемы, которые раньше, в
советское время, не существовали: сохранение собственного языка, традиций,
культуры, представительство в органах власти, бизнесе и т.д. Сейчас это
внутреннее дело этих диаспор, которое решается не всегда правовым способом, что
стимулирует развитие криминогенной ситуации в стране. Существует неявная
практика отказа людям другой национальности в приеме на работу, в организации
бизнеса, в преследовании в случае криминальной разборки и т.п.
С
древнейших времен диаспоры играли большую роль в развитии обществ.
Представители диаспор находятся на чужой земле, поиски безопасности вызывают у
них повышенное стремление к успеху и личным достижениям. При этом они меньше
коренных жителей считаются с существующими традициями и предубеждениями,
ограничивающими их активность. «Чужаки» не подчиняются новому окружению, а
развивают в себе способности, о которых у себя на родине даже не подозревали.
Они дополняют сложившееся на новой родине разделение труда и добиваются успеха.
Известно, что большинство китайских кули, привезенных для работы на плантации
Малайи, стали миллионерами. То же происходит в РФ с армянской, азербайджанской,
чеченской и иными диаспорами: они становятся не только причиной новых
социальных конфликтов, но и прогресса в экономике России.
Коренное
население относится к эмигрантам с подозрением, так как в его сознании
негативные последствия прогрессивных преобразований и разрушение привычных
ценностей и стереотипов поведения связываются с деятельностью чужаков.
Увеличение темпов формационного развития не позволяет коренному простонародью в
своей массе адекватно к нему приспосабливаться, в отличие от эмигрантов,
имеющих для этого значительно более сильные мотивы. Возникает ненависть к
чужакам, более сильная, чем к "своим" олигархам. Поэтому не случайно
требования национального достоинства, социального обеспечения, экономического
развития часто направляются против эмигрантов, даже и российских. Миграцию не
славянских этнических групп трудно скрыть. За прошедшие после распада
Советского союза 14 лет миграция увеличилась. Диаспоры выросли, многие в 10
раз: грузинская с 25 до 70 тыс., армянская с 50 тыс. до 500 тыс., азербайджанская
– почти до миллиона. В то же время (после распада СССР) в России формировалась
новая общность – людей, считавших себя россиянами. При этом, несмотря на распад
союза, Россия остается многонациональной страной. Автономные округа и
республики ищут новые пути встраивания в систему страны.
2.
Вторая чеченская война
2.1
Начало чеченского кризиса
Чеченский
кризис - явление сложное, многофакторное. Многие из его составляющих сегодня
пока еще трудно оценить объективно. Вообще у таких событий не может быть
однозначного толкования, у каждого его участника своя правда. Вместе с тем
нынешняя степень изученности проблемы позволяет сделать ряд выводов.
Августовские события 1991 г. в Москве, последовавший затем распад СССР,
предоставили многонациональному народу ЧИР уникальный шанс сменить режим
коммунистической бюрократии на демократическую систему власти конституционным
путем, определить посредством референдума статус республики, найти приемлемую
форму взаимоотношений с РФ, тем самым постепенно обрести реальную экономическую
и политическую самостоятельность в рамках обновленной федерации.
Однако
такой вариант решения проблем власти и суверенитета, предложенный демократической
общественностью Чечни, не устраивал определенные политические силы в Москве и в
самой республике. В результате Дудаев и силы, стоявшие за ним, сделав ставку на
капитал теневой экономики, радикализировав идею суверенитета, при поддержке
маргинальных слоев населения, захватили власть.
В
чеченских событиях отразились противоречивые социально-экономические и
политические процессы. С одной стороны, исторически обоснованное стремление
чеченского народа к самоопределению, с другой – борьба социальных низов за равенство
и социальную справедливость. Трагедия Чечни состоит в том, что на волне
общедемократического и национального движения к власти прорвалась маргинальная
элита. В результате под флагом идеи национального возрождения, суверенитета был
совершен очередной передел власти и собственности в корпоративных интересах.
Чеченский
кризис возник в результате внутричеченского раскола в подходах к проблемам
власти и собственности. Лидеры отдельных кланов и политических элит Чечни,
отказавшись действовать согласованно во имя высших интересов нации,
спровоцировали этот раскол и упустили шанс создания в Чечне полиэтнического
правового гражданского общества. Этим и воспользовались античеченские силы,
спровоцировав военный конфликт. С момента захвата власти Дудаевым и начала
внутричеченского противостояния на конфликт влияли два фактора – внешний и
внутренний. Первый связан с проблемой самоопределения чеченского народа, второй
– с борьбой различных политических сил и кланов за власть и собственность в
самой Чечне.
2.2
Правление масхадовского режима
27 января
1997 г. в Чечне состоялись президентские выборы, на которых победил А.
Масхадов. За три года правления Масхадова в Чечне практически ничего не было сделано
в плане восстановления экономики и социальной сферы. Республике угрожала
экологическая и эпидемиологическая катастрофа. Обозначились признаки распада
хозяйственных, культурных связей внутри социума. Из Чечни продолжался исход
населения. По данным переписи 1989 г. население составляло 1270 тыс. человек,
из них более 30% русских и русскоязычных. Перед началом второй чеченской
кампании население Ичкерии не превышало 400 тысяч жителей (русских в Чечне
осталось около 50 тыс. человек).
2.3
Чечня – база международного терроризма
Чечня
стала базой международного терроризма. На ее территории орудовали и продолжают
орудовать сотни наемников из стран ближнего и дальнего зарубежья. Их деятельность
финансируется зарубежными экстремистскими центрами. В Чечне были организованы и
действовали ваххабитские центры по подготовке боевиков. В последнее время
именно международные террористы и наемники доминируют в бандформированиях.
2.4
Начало второй чеченской кампании
В начале
августа 1999 г. резко обострилась ситуация в горных районах Дагестана,
граничащих с Чечней. Поход дагестанских и чеченских ваххабитов возглавили террористы
Шамиль Басаев и Хаттаб. События приобрели характер широкомасштабных военных
действий с применением сил и средств регулярной армии. Ставка ваххабитов на
поддержку населения не оправдалась. Действия федеральных войск и руководства
республики получили массовую поддержку народов Дагестана, которые восприняли
действия ваххабитов как нападение со стороны чеченцев (и это притом, что банды,
проникшие на территорию Дагестана, на 80% состояли из наемников).
Ответственность за то, что случилось дальше, лежит на президенте Ичкерии
Масхадове, который не занял внятной позиции и публично не осудил действия
Басаева и Хаттаба.
К концу
августа под напором федеральных войск ваххабиты ушли в Чечню. Однако уже 5
сентября вновь вторглись в Новалахский район Дагестана. По свидетельству Басаева,
цель вторжения заключалась в отвлечении федеральных сил, штурмовавших в этот
момент Карамахи и Чабанмахи. На этот раз ваххабиты рассчитывали на поддержку
чеченцев-акинцев и обиженных, как они считали, республиканскими властями
лакцев. Однако и эти расчеты не оправдались. Лидер лакцев Н. Хачилаев,
оппозиционно настроенный к центральной власти, не решился поддержать
ваххабитов. Он заявил, что не причастен к их действиям. Лидеры акинской общины
также заявили о своей лояльности дагестанским властям.
Басаевский
рейд в Дагестан и взрывы в Москве достигли главной цели – подготовили
российское общественное мнение к вводу российских войск в Чечню.
Началась
вторая чеченская кампания и, как результат, новый массовый исход из республики
гражданского населения. Численность вынужденных переселенцев, нашедших
прибежище, в основном, в Ингушетии, достигла 200 тысяч человек.
Военные
действия изменили внутриполитическую ситуацию в Чечне. Перед угрозой поражения
лидеры вооруженных группировок объединились, прекратив междоусобную борьбу. С
другой стороны, сохранилось жесткое противостояние между ваххабитами и
сторонниками традиционного ислама. Многие полевые командиры и религиозные
авторитеты готовы замириться с Россией ради искоренения ваххабизма. Но главная
особенность нынешней ситуации – это практически полное отсутствие поддержки
незаконных вооруженных формирований населением.
2.5
Последствия конфликта
Самым
тяжелым последствием войны стала массовая гибель людей, прежде всего, мирных
граждан. В Чечне, по официальным данным, потери среди мирного населения
составили: около 3 тыс. убитыми и свыше 4,5 тыс. ранеными. К последствиям войны
следует отнести и нравственно-психологические раны, которые еще долго будут
заживать как в чеченском, так и в российском обществе.
Материальные
потери были велики. Многие села пострадали в результате бомбардировок,
разрушена столица - Грозный. Бездействовала промышленность. Сильно пострадало
сельское хозяйство. Большинство населения не имело постоянной работы. Чечню
покинули наиболее образованные, трудоспособные, квалифицированные граждане - то
есть та часть народа, которая представляет потенциал нации и воплощает ее
надежду на будущее.
Характеризуя
нынешнюю ситуацию в ЧР, важно отметить, что основные силы сепаратистов в Чечне
разгромлены. Боевики не имеют ни сил, ни средств вести крупномасштабные боевые
действия и перешли к тактике диверсионной войны и террора. Война в Чечне, в
нынешней ее форме, стала своеобразным промыслом, бизнесом на человеческой
крови.
Кредит
доверия чеченцев к национал-радикалам полностью исчерпан. Они больше не желают
быть подопытными кроликами для экспериментов международного терроризма, а
хотят, как любая цивилизованная нация, иметь власть, обслуживающую нужды
общества в рамках делегированных ей народом полномочий. Чеченцы могут и хотят
почувствовать себя полноправными гражданами России, занять подобающее им место в
едином федеративном правовом государстве – Российской Федерации.
Запад, на
который продолжают делать ставку чеченские сепаратисты, должен осознать, что
ресурсы внутреннего развития Чечни, связанного с политическим процессом,
основанном на идеологии этнонационализма, исчерпаны. Чеченский народ в своем
подавляющем большинстве отвергает идеологию ваххабизма и власть клептократии.
Альтернативу вооруженному сепаратизму может предложить только та часть
чеченского общества, которая хочет жить в России и с Россией. А Запад в
отношении Чечни демонстрирует политику двойных стандартов. Чеченских беженцев
страны Запада не принимают, гуманитарная помощь поступает в ограниченных
размерах, зато боевики и их лидеры получают мощную материальную и моральную
поддержку. Однако любому непредвзятому человеку ясно, что, только очистив Чечню
от террористов и наемников, восстановив конституционный порядок, можно начать
процесс возрождения и консолидации чеченской нации. Решающую роль в этом призваны
сыграть сами чеченцы. Главное - начать процесс созидания, восстановления
разрушенной экономики, социальной сферы и культуры и тем самым сделать войну
невыгодной. Федеральные власти должны повернуться лицом к проблемам и нуждам
беженцев, мирного населения Чечни.
Вывод
Национальный
вопрос остается одним из важнейших и болезненных вопросов современной
многонациональной России. В Чечне продолжается партизанская война, периодически
происходят террористические акты, кавказские диаспоры зачастую занимаются
нелегальным или криминальным бизнесом. Из-за этого люди с темной кожей, плохо
говорящие по-русски и довольно богатые воспринимаются в центральной части
России славянским населением как захватчики, враги и бандиты. В крупных городах
нашей страны после распада СССР начали функционировать националистические
организации, однако они не проводят никакой определенной политики, а только громят
рынки и избивают лиц неславянской внешности, которые в большинстве случаев ни в
чем не виновны. Практически ни одной многонациональной стране мира не удалось
полностью решить данный вопрос. В США на протяжении 200 лет пытаются наладить
отношения между белыми и афро-американцами; во Франции в 2005 году произошли
массовые беспорядки, в которых приняло участие почти все арабское население
страны; в России до сих пор не урегулирован чеченский конфликт, и вопрос
нелегальных иммигрантов также остается открытым.
Библиография
1)
Л.М. Дробижева
«Социальные проблемы международных отношений в постсоветской России», М. Центр
общечеловеческих ценностей
2)
А.Н. Сахаров,
А.Н. Боханов, В.А. Шестаков «История России с начала XIX века до начала XXI века» (стр. 845 - 847), издательство «Астрель», 2003
год
3)
Н.М. Никулин
«Курс современной политической истории России», часть 2 (стр. 293 – 298) издательство
«МГИМО-Университет», 2006 год