Наука и культура в межвоенное время
Тема урока: Наука и культура в
межвоенное время. (§ 33.)
Цели:
А) образовательные:
- изучить процесс развития науки и
культуры в межвоенное время;
- познакомить учащихся с основными
направлениями философии, литературы и искусстве в межвоенный период;
- охарактеризовать основные достижения
науки и культуры в межвоенный период.
Б) развивающие:
- развивать умение самостоятельной
работы с учебником для поиска ответов на поставленные вопросы, давать оценку
явлениям культкры.
В) воспитательные:
- способствовать развитию и формированию
у учеников чуства прекрасного и эстетического вкуса.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Подведение итогов
самостоятельной работы по теме: «Международные отношения в 1924 – 1939 гг.».
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление нового материала.
5. Итог урока (д/з и выставление
отметок).
Оборудование:
- Всемирная история ХIX
– XX вв.: Учеб. Для 11-го Кл.
общеобразоват. шк. с рус яз. обучения; Под ред. В. С. Кошелева. – Мн.: Нар.
асвета, 2002.;
- конспект лекций «Новейшая литература»;
- иллюстрации.
1. Организационный момент.
- приветственное слово;
- проверка отсутствующих.
2. Подведение результатов
самостоятельной работы по теме: «Международные отношения в 1924 – 1939 гг.».
3. Изучение нового материала.
1. Наука и техника.
Огромное влияние на развитие западной цивилизации в межвоенное время оказали
достижения науки и техники. Наука добилась новых успехов, обогатилась новыми
отраслями знаний. Важные шаги в своем развитии сделали естественные
науки. Среди них передовые позиции заняла атомная физика, возникшая в начале
30-х гг. Она значительно углубила знания о строении и состоянии
атома, о структуре и свойствах его ядра, открыла новые элементарные частицы,
искусственную радиоактивность и в конце 30-х гг. вплотную подошла к
осуществлению цепной ядерной реакции.
Эти успехи разделили выдающиеся ученые
многих стран. Среди них - лауреаты Нобелевской премии Альберт Эйнштейн,
Энрико Ферми, супруги Фредерик и Ирен Жолио-Кюри, Джеймс Чедвик, Поль Адриен
Морис Дирак и др.
Достижения атомной физики имели универсальный
характер. Ее методы проникновения и идеи нашли
широкое применение в химии, астрономии, биологии, медицине и других областях
естествознания. Они ускорили развитие или появление новых
междисциплинарных наук: биофизики и биохимии, биоэнергетики и генетики,
геофизики и геохимии, физической химии и химической физики.
Продолжала нарастать
тенденция превращения науки в непосредственную производительную силу. Многие ее
открытия предшествующего и нынешнего времени получили широкое практическое
применение. Важное значение имела электрификация народного хозяйства.
Она стала основой технического прогресса. Поточно-конвейерное
производство перешагнуло границы Америки и распространилось на Европу. Оно
обеспечило массовый выпуск грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов,
тракторов, комбайнов и другой техники новых марок. Благодаря успехам химии было
освоено производство искусственных материалов. В медицинскую практику вошли
новые лекарственные препараты: витамины, гормоны, антибиотики.
Заметно выросла
социальная значимость достижений науки и техники. В повседневную жизнь
людей входили автомобили, мотоциклы, велосипеды, телефон, телеграф, радио, а
также технические новинки: холодильники, пылесосы, лифты, стиральные машины,
газовые плиты. Автомобили стали обслуживать как внутригородские, так
и междугородние маршруты, а гражданская авиация — как внутренние, так и
международные пути сообщения. Все это значительно облегчило жизнь людей.
В начале 20-х гг. в
США, СССР, Франции, Англии, Германии, Италии и других странах вступили в строй
радиовещательные станции, и в 30-е гг. радиовещание приобрело всеохватывающий
характер. С середины 20-х гг. в жизнь людей вошло телевидение, с конца 20-х гг.
вместо немого кино появилось звуковое, а в 30-е гг. — цветное кино.
В развитии науки и
техники отчетливо прослеживались милитаристские тенденции. Они заметно
усилились в 30-е гг. и особенно после прихода фашистов к власти в Германии. На
основе научных достижений развернулась новая гонка вооружений. Быстро
совершенствовалась боевая техника, способная поражать людей и на суше, и на
море, и в воздухе: разные типы самолетов, танков, бронемашин, надводный и
подводный флот, артиллерия и т. д. Кровавый опыт первой мировой войны не
образумил человечество. Оно опять стало совершенствовать и накапливать орудия
собственного истребления.
2. Общественное сознание и общественная
мысль. В начале XX
в.
общественном сознании абсолютно преобладала вера в бесконечный прогресс и
светлое будущее человечества. Однако первая мировая война ее сильно поколебала.
Варварское уничтожение людей, материальных и духовных ценностей в годы войны
привело к кризису традиционных представлений о гуманизме, добре и
справедливости. Оно вызвало у части общества настроения пессимизма и ожидания
новых социальных бедствий и катастроф, иррациональное отношение к окружающему
миру.
Большое влияние на общественное сознание
оказала книга немецкого философа Освальда Шпенглера «Закат Европы», изданная
в 1918 — 1922 гг. В ней автор отошел от традиционного изложения истории
человечества как поступательного движения от дикости к цивилизации. Он
представил ее в виде замкнутых, не связанных друг с другом культур, проходящих
определенный жизненный цикл: рождение, расцвет и гибель. Европа, по его мнению,
пережила расцвет в XVIII в. и с тех пор катится
к своему упадку и гибели. Она якобы повторяет судьбу древних Египта, Индии,
Китая, Греции и Рима, о культурах которых остались одни воспоминания. Шпенглер
очень точно передал усиливающиеся в общественном сознании настроения и ощущения
заката европейской цивилизации.
Общественную мысль в то
время характеризовали сосуществование и острая борьба различных точек зрения,
концепций и течений. В центре ее внимания опять оказались проблемы быстро
изменяющегося мира и места в нем человека. Война поколебала веру во
всемогущество разума как главного средства познания окружающего мира. На его
место философы стали выдвигать волю, интуицию, жизненный порыв.
В самой философии
доминировали три течения: экзистенциализм, неопозитивизм и неотомизм.
Все они представляли собой разновидности идеализма.
Экзистенциализм (от
лат. еxsistentia —
существование) наибольшее развитие получил в Германии. Его сторонники — Мартин
Хайдеггер, Карл Ясперс – выражали иррациональное отношение к окружающему
миру, считали его абсурдным. Они утверждали, что и жизнь в таком мире абсурдна,
нелепа и трагически бесперспективна. Человек в нем не свободен, он зависит от
других людей и в целом от общества, которое навязывает Чуждый ему
стандартизированный образ жизни. Однако человек в пограничных ситуациях — в
острой борьбе, горьких страданиях, на грани жизни и смерти - - может осознать
свою экзистенцию и обрести смысл своей жизни и свободы.
Неопозитивизм (положительный)
противопоставлял науку философии. Его сторонники считали, что подлинные знания
человеку дают лишь специальные науки, опирающиеся на факты, которые легко можно
проверить и использовать в жизни. Философия с ее «абстрактными
умозаключениями», не поддающимися проверке, по их мнению, — наука неистинная, и
в ней нет нужды.
Неотомизм —
от имени средневекового философа Фомы (лат. Тhoma)
Аквинского — официальная философия католической церкви. В
противоположность материализму неотомизм истолковывал мир на основе
христианских догматов и получил широкое распространение в католических странах.
Идеи многих философских
течений применялись в других науках, литературе и искусстве. В Германии в 30-е
гг. необычайную популярность приобрела философия Фридриха Ницше.
Фашистские идеологи извлекли из нее отдельные положения и на их основе создали
концепцию о «грядущем сверхчеловеке», который призван повелевать всем миром. Но
в отличие от самого Ницше в ранг «сверхчеловека» они возвели только
германцев. Фашисты исказили смысл многих положений Ницше и использовали их для
идеологической подготовки населения к новой войне.
экспрессионизм (от
лат. Expression – выражение),
дадаизм (франц.
dadaisme, от dada
— конек, деревянная лошадка; в переносном смысле — бессвязный детский лепет),
сюрреализм (франц.
surrealisme, букв. – сверхреализм)
и др.
Авангардизм - весьма
сложное по своему характеру явление в художественной культуре. В нем
переплетались различные идеологические воззрения и представления — от
пессимизма и иррационализма до яростного протеста против пороков существующего
социального строя и осуждения войны. В литературе видными представителями этого
течения были француз Марсель Пруст, австриец Франц Кафка,
ирландец Джеймс Джойс; в изобразительном искусстве — испанский художник Сальвадор
Дали, немецкий — Отто Дикс, бельгийский -- Франс Мазерель. В
музыке поиском новых средств выразительности занимались русский композитор И.
Ф. Стравинский, француз Артюр Онегер, немец Карл Орф, поляк Кшиштоф
Пендерецкий, австриец Арнольд Шенберг, венгр Бела Барток и
др.
В первое послевоенное
время авангардизм стал весьма влиятельным течением в художественной культуре.
Однако основной тенденцией ее исторического развития оставался реализм.
В это же время в
литературе творили свои бессмертные произведения корифеи реализма писатели Теодор
Драйзер, Эптон Билл Синклер, Эрнест Хемингуэй, Бернард Шоу, Джон Голсуорси,
Ромен Роллан;
в изобразительном
искусстве и архитектуре — Альберт Марке, Рокуэлл
Кент, Шарль Эдуар Ле Корбюзье;
в скульптуре —
Аристид Майоль;
в кино — Чарлз
Чаплин, Уолт Дисней, Грета Гарбо, Марлен Дитрих и др.
Большое влияние на
духовную жизнь общества в 30-е гг. оказало нарастание угрозы фашизма и войны. Многие
произведения выдающихся мастеров культуры того времени стали наполняться
тревожными предчувствиями и ощущениями надвигающейся новой катастрофы. В них
раскрывались беспощадная правда о национализме, шовинизме и фашизме, картины
прошлой войны – гигантской и бездушной мясорубки, звучали предупреждения людей
о новой опасности, призывы к объединению в борьбе с фашизмом. Этот лейтмотив
пронизывал творчество Теодора Драйзера, Ромена Роллана, Бертольта Брехта,
Эриха Марии Ремарка, Эрнеста Хемингуэя, Луи Арагона, Гарсиа Лорки, Паб-ло
Пикассо, Франса Мазереля, Отто Дикса и других и насыщал пафосом
антифашистской борьбы жизнь общества.
Массовая культура.
Важным явлением духовной жизни межвоенного времени стала массовая культура. Ее
рождение связано с заметным ростом общеобразовательного уровня и материального
благосостояния населения и его потребностей в культурной продукции. С помощью
радио, кино, периодической печати, а потом и телевидения массовая культура,
получила широкое распространение и постепенно превращалась в
индустриально-коммерческую форму производства. В отличие от элитарных
авангардистских и модернистских течений, рассчитанных на образованную верхушку
общества, массовая культура предназначалась для широких масс, с их недостаточно
развитыми, а то и вульгарными вкусами. Для нее были характерны
развлекательность, сентиментальность, пропаганда культа успеха,
потребительства, насаждение определенного образа жизни, стремление к
сенсационности и т. д.
В жизни общества
значительно выросла роль газет, журналов и особенно радио и кино. Вместе с
радио почти в каждый дом вошли новости, репортажи на злобу дня, эстрадная
музыка, прогнозы погоды. «Всенародным достоянием» стали эстрадные песни,
звучащие по радио, их исполнители зачастую становились «звездами».
В массовый вид искусства превратилось
кино.
В США оно стало очень прибыльной отраслью экономики, а район Лос-Анжелеса – Голливуд
являлся ее центром. Экраны всех стран мира заполнили комедии Чарлза Чаплина
и Бестера Китона, приключенческие фильмы с участием Оливии Де Хэвилленд,
сентиментальные – с Мэри Пикфорд, ковбойские — с Томасом Инсом.
В литературе небывалую популярность
приобрел детектив с его занимательной интригой и простотой
повествования. Миллионы людей зачитывались детективными романами англичан Артура
Конан Доила, Гилберта Кита Честертона, Агаты Кристи, француза Жоржа Сименона,
американца Рекса Стаута и др. Созданные их фантазией герои Шерлок Холмс,
отец Браун, Эркюль Пуаро, комиссар Мегрэ, Ниро Вульф приобрели необычайную
популярность среди читателей.
Массовая культура
многообразна, демократична и общедоступна. Она заполняет досуг населения,
способствует приобщению к культуре вообще. Правда, массовую культуру можно
использовать в целях манипуляции духовным миром людей. В межвоенное время в
фашистских государствах, например, над ней был установлен весьма жесткий
контроль. Саму ее превратили в инструмент формирования у населения определенного
мировоззрения и укрепления тоталитарных режимов.
Таким образом, основные тенденции
развития науки и культуры отражали состояние западной цивилизации в межвоенное
время.
5. Закрепление нового материала.
1)
Назовите основные достижения науки и техники в межвоенный период?
2)
Назовите основные направления в философии?
3)
Охарактеризуйте основные течения в искусстве межвоенного периода?
6. Д/з и выставление отметок.
Д/з § 33