Некоторые вопросы уголовного процесса
РЕФЕРАТ
по курсу «Уголовно-процессуальное
право»
по теме
Некоторые вопросы уголовного процесса
1.
Концептуальные идеи развития уголовного процесса в современной России
Идеи
радикальных изменений уголовного процесса, его принципов, форм в сторону
демократизации и гуманизации были выражены в концепции судебной реформы в Российской
Федерации, разработанной группой экспертов и одобренной Верховным Советом
РСФСР. Предложения по судебной реформе были обсуждены и на Съезде судей
Российской Федерации.
В
Постановлении Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. «О концепции судебной
реформы в РСФСР» сказано:
1.
Считать проведение судебной реформы необходимым условием функционирования РСФСР
как демократического правового государства и одним из приоритетных направлений
законодательной деятельности.
2.
Признать главными задачами судебной реформы в Российской Федерации:
утверждение
судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной
силы, не зависимой в своей деятельности от властей законодательной и
исполнительной;
защиту
и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав
граждан в судопроизводстве;
закрепление
в нормах уголовного процесса, в соответствующих законодательных актах
демократических принципов организации и деятельности правоохранительных
органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки;
достижение
уровня материально-технического обеспечения судов, органов юстиции,
прокуратуры, внутренних дел, следственных подразделений, а также материального,
бытового и социального обеспечения работников правоохранительных органов;
обеспечение
достоверности и повышение доступности информации о деятельности
правоохранительных органов, судебно-правовой статистики.
3.
Рассматривать в качестве важнейших направлений судебной реформы:
создание
федеральной судебной системы;
признание
права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях,
установленных законом;
расширение
возможностей обжалования в суде неправомерных действий должностных лиц,
установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других
мер процессуального принуждения;
организацию
судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции
невиновности подсудимого;
дифференциацию
форм судопроизводства;
4.
В новом законодательстве должны быть исключены все рудименты обвинительной роли
суда, имевшиеся в УПК РСФСР, а именно:
право
суда (судьи) возбуждать уголовные дела;
обязанность
суда, а не прокурора-обвинителя, направлять подсудимому копию обвинительного
заключения;
обязанность
суда восполнять пробелы предварительного расследования за счет самостоятельного
поиска доказательств;
оглашение
судом обвинительного заключения;
право
суда вести первым допрос подсудимого и других участников судебного
разбирательства;
обязанность
продолжать процесс при отказе прокурора и потерпевших от обвинения;
обязанность
направлять уголовные дела на доследование при неполноте расследования;
право
председателей вышестоящих судов приносить протесты против интересов осужденного
по мотивам необоснованного оправдания, применения закона о менее тяжком
преступлении, излишней мягкости наказания.
5.
Уголовный процесс должен быть построен на началах состязательности. Это означает
разделение и персонификацию функций обвинения, защиты и разрешения дела,
равноправие сторон обвинения и защиты в состязательном судебном
разбирательстве.
В
числе ключевых положений судебной реформы предлагалось:
введение
суда присяжных;
дифференциация
форм уголовного судопроизводства;
судебный
контроль за законностью и обоснованностью производства на ранних стадиях
процесса;
развитие
принципа состязательности на досудебных стадиях процесса и в судебном
разбирательстве;
лишение
правосудия обвинительных черт;
определение
жестких критериев допустимости доказательств и введение практики правил
своевременного исключения недопустимых доказательств;
расширение
прав сторон по собиранию и приобщению доказательств.
Концепция судебной реформы была положена в основу разработки
УПК, принятого Государственной Думой 22 ноября 2001 г.
В Уголовно-процессуальном кодексе 2001 г. получили
дальнейшее развитие заложенные Конституцией РФ демократические основы
правосудия и выдвинутые в ходе судебной реформы концептуальные положения. В
новом кодексе иначе, чем ранее строится система принципов
уголовно-процессуального права. При этом превалирует реализация принципа состязательности
в регулировании процедур досудебного производства; взаимосвязи процессуальных
функций получают новое освещение; значительно повышается роль судебного
контроля за решениями и действиями органов уголовного преследования;
углубляется дифференциация форм судопроизводства; усиливаются гарантии
обеспечения прав и интересов подозреваемых (обвиняемых), а также иных
участников уголовного судопроизводства. Вместе с тем неоднозначно оцениваются
процессуалистами и практикой правоприменения такие нововведения как ослабление
коллегиального начала в результате упразднения института народных заседателей и
представителей общественности; введение производства, допускающего осуждение за
совершение преступлений средней тяжести без судебного разбирательства; исключение
ревизионного начала при рассмотрении дела в вышестоящих судах по жалобам и
представлениям участников уголовного процесса; снижение роли суда в судебном
разбирательстве, ограничение его самостоятельности в решении ряда
процессуальных вопросов; усложнение ряда процедур досудебного производства и
одновременно упрощение некоторых судебных действий, судебного производства по
ряду категорий дел (введение соглашений о признании вины); тенденцию расширения
пределов судебного иммунитета в противовес исключенному из УПК РФ принципу
равенства граждан перед судом и законом. Высказываются мнения о спорности
преувеличения роли принципа состязательности (утверждение почти полной
пассивности суда и активности сторон), упразднение понятий «истины» и принципа
«объективного, полного и всестороннего расследования преступлений и судебного
их рассмотрения», возможности единоличного назначения судьей районного суда
наказаний за совершения тяжких преступлений (до 10 лет лишения в свободы) и др.
2.
Стадии уголовного процесса и их детализация
Производство
по делу, его «движение» проходит определенные этапы (части), именуемые стадиями
уголовного процесса. Закон устанавливает такой порядок прохождения (движения)
производства по уголовному делу до суда и в судебных стадиях, который должен
содержать оптимальные условия для реализации задач этой деятельности. Стадии −
это взаимосвязанные, но относительно самостоятельные части процесса, отделенные
друг от друга итоговым процессуальным решением и характеризующиеся
непосредственными задачами (вытекающими из назначения уголовного
судопроизводства), органами и лицами, участвующими в производстве по делу,
порядком (формой) процессуальной деятельности (процессуальной процедурой) и
характером уголовно-процессуальных отношений. Каждой стадии процесса
свойственны: 1) непосредственные задачи, вытекающие из назначения
судопроизводства; 2) определенный круг участвующих в ней органов и лиц; 3)
порядок (процессуальная форма) деятельности; 4) специфический характер
уголовно-процессуальных отношений, возникающих между субъектами в процессе
производства по делу; 5) итоговый процессуальный акт (решение), завершающий
цикл процессуальных действий и отношений и влекущий переход дела на следующую
ступень (если не прекращается уголовное дело или уголовное преследование). Совокупность
стадий, связанных между собой общим назначением и принципами судопроизводства,
образует систему уголовного процесса. Стадии уголовного процесса чередуются,
сменяют одна другую в строгой последовательности, при которой в каждой
последующей стадии проверяются результаты предыдущей или решаются присущие
только этой стадии вопросы (например, стадия исполнения приговора). В структуре
УПК выделены «Досудебное производство» (часть вторая) и «Судебное производство»
(часть третья).
Досудебное
производство включает стадии «возбуждение уголовного дела» и «предварительное
расследование».
Возбуждение
уголовного дела − первоначальная стадия процесса, в которой полномочные
органы государства и должностные лица при наличии к тому повода (заявление,
явка с повинной) устанавливают наличие или отсутствие оснований для начала
производства по делу. Решение о возбуждении уголовного дела приводит процедуру
уголовного процесса в движение, образует правовую основу для выполнения
процессуальных действий в последующих стадиях и служит точкой отсчета сроков
предварительного расследования. Возбуждение уголовного дела − стадия
обязательная для дел публичного, частно-публичного и частного обвинения, но для
каждого из видов обвинения она имеет свои особенности. Предварительное
расследование производится по возбужденному делу и проходит в форме следствия
или дознания, где собираются, закрепляются, проверяются и оцениваются
доказательства, чтобы установить наличие или отсутствие события преступления,
лиц, виновных в его совершении, характер и размер ущерба, причиненного
преступлением, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Предварительное расследование − часть досудебного производства, и его
выводы по всем обстоятельствам дела носят для суда предварительный характер.
Они являются версией обвинения, выраженной в обвинительном заключении, которую
суд должен проверить в условиях непосредственного исследования доказательств,
на основе равноправия сторон и состязательности. Предварительное расследование
производится по подавляющему большинству уголовных дел. Лишь в случаях, точно
указанных в законе, не требуется производства предварительного расследования
(например, по делам частного обвинения).
Стадия
предварительного расследования может заканчиваться прекращением уголовного дела
и (или) уголовного преследования, направлением уголовного дела в суд с
обвинительным заключением или обвинительным актом, направлением дела в суд для
производства о применении принудительных мер медицинского характера. Судебное
производство. Судебные стадии включают производство в суде первой инстанции и в
вышестоящем суде, где проверяются законность и обоснованность вынесенного в
суде первой инстанции решения. Первая стадия производства в суде первой
инстанции начинается с общего порядка подготовки к судебному заседанию (гл. 33
УПК) или предварительного слушания (гл. 34 УПК). На этой стадии судья может
принять одно из следующих решений:
1)
о назначении судебного заседания;
2)
о возвращении дела прокурору;
3)
о приостановлении производства;
4)
о направлении дела по подсудности;
5)
о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ст. 236 УПК).
Принимая
решение о назначении судебного заседания, судья решает вопросы, связанные с
подготовкой к рассмотрению дела в судебном заседании (ст. 231 УПК). На этой
стадии процесса судья единолично, знакомясь с делом, выясняет: имеются ли в деле
фактические и юридические основания для рассмотрения его в судебном заседании,
и в случае наличия таких оснований производит необходимые подготовительные
действия к судебному заседанию или назначает предварительное слушание.
При
наличии ходатайств сторон или по собственной инициативе судья назначает
предварительное слушание, где с участием сторон решает ряд вопросов,
обеспечивающих законность судебного разбирательства. По итогам предварительного
слушания судья принимает одно из решений, предусмотренных ст. 236 УПК. Второй,
важнейшей судебной стадией является в суде первой инстанции рассмотрение и
разрешение дела по существу (гл. гл. 35 - 39 УПК). Судебное разбирательство
завершается постановлением оправдательного или обвинительного приговора, но в
нем могут быть приняты и другие важные решения (о прекращении уголовного дела).
В судебном заседании рассматривается и решается вопрос о применении
принудительных мер медицинского характера. В УПК РФ впервые предусмотрен особый
порядок судебного разбирательства и принятия судебного решения при согласии
обвиняемого с предъявленным ему обвинением (гл. 40 УПК). Производство в суде
второй инстанции происходит в порядке апелляционного и кассационного
обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу (гл. 43 УПК). Стадия
исполнения приговора, определения и постановления суда, вступивших в законную
силу, включает в себя обращение к исполнению вступивших в законную силу
приговора, определения, постановления суда и производство по рассмотрению и
разрешению судом вопросов, связанных с исполнением приговора (гл. 46 УПК РФ). Пересмотр
вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда
возможен при производстве в надзорной инстанции и при возобновлении
производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
(гл. гл. 48, 49 УПК).
Список использованных источников
1. Конституция
РФ.
2. Уголовно-процессуальный
Кодекс РФ.
3. Комментарий
к УПК РФ. Под ред. А.Я. Сухарева. – М. 2006.
4. Комментарий
к УПК РФ. Под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. – М. 2002.
5. Комментарий
к УПК РФ. Под. Ред. И.Л. Петрухина. – М. 2002.
6. Пикалов
И.А. Равноправие сторон на досудебных стадиях уголовного процесса // Закон и
право. 2007. № 6.
7.
Уголовный
процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности
«Юриспруденция»/Под ред. В.П. Божьева. - М.: Спарк, 2006.
С.384.