Шпора по философии
АБЕРРАЦИЯ - (лат. aberratio уклонение), отклонение от нормы.
АБСОЛЮТ
- (от лат. absolutus - безусловный - неограниченный) - безусловное, совершенное
начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий (бог, Абсолютная
личность - в теизме. Единое - в неоплатонизме и т. п.). Вечная, неизменная
первооснова всего существующего (дух. идея, божество).
АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ - в философской системе Гегеля - заключительное звено
развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы
субьективного духа и объективного духа, дух восходит к абсолютному знанию.
АБСТРАКТНОЕ - в диалектической традиции понимается в широком смысле как
«бедность», односторонность знания. Связывалось Гегелем с рассудочностью
мышления.
АГНОСТИЦИЗМ - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен
вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.
АКСИОЛОГИЯ - философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, о
структуре ценностей мира (то есть о связи различных ценностей между собой, с
социальными и культурными факторами) и о структуре личности.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ-двойственность, противоречивость чувств, эмоций,
испытываемых человеком к одному и тому же объекту.
АНТАГОНИЗМ - одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой
борьбой враждующих сил, тенденций.
АНТИНОМИЯ - противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в
равной степени обоснованным и. как правило, логически выводимым в рамках
некоторой концептуальной системы (теории).
АНТРОПОЛОГИЯ (ФИЛОСОФСКАЯ) - учение о человеке, его сущности и природе.
АНТРОПОСОФЫ - последователи антропософии - религиозно-оккультного учения о
человеке, созданного в начале XX века в России Штейнером и его адептами.
АПОКАТАСТАС - возвращение вещей в своем былом обличий и состоянии.
АПОФАГПИЧВСКИЙ - относящийся к апофатическому богословию, которое
базируется на отрицательных утверждениях о Боге, как не имеющем атрибутов, не
подлежащем определению, поскольку Он находится вне бытия и качественности.
АППЕРЦЕПЦИЯ - результат жизненного опыта индивида, обеспечивающий выделение
гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, ею осмысленное восприятие.
АПРИОРНЫЙ - не опирающийся на знание фактов, чисто умозрительный. Априорное
утверждение
АРХЕТИП - беспрецедентная, бессознательная, предшествующая форма, которая, судя
по всему, представляет собой часть наследуемой структуры психэ (души), и
вследствие этого способна спонтанно проявлять себя везде и в любое время.
АСКЕТИЗМ - термин, обозначающий признание и исполнение - аскезу - предписаний,
имеющих целью достижение духовно-нравственного совершенства при помощи
подавления телесно-чувственных влечений и желаний и сосредоточенности человека
исключительно только на жизни духа. Эти предписания включают в себя
существование в бедности, половое воздержание, терпение, отрешенность от суеты
мира и т.п.
АТЕИЗМ -
исторически разнообразные формы отрицания, опровержения религиозных
представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека.
АУТЕНТИЧНЫЙ - подлинный, исходящий из первоисточника.
БЕССМЕРТИЕ - существование личности или души после смерти; в более широком смысле
- слияние души с Богом или с «мировым духом»; и, наконец, существование
личности в сознании потомков.
БЫТИЕ
- философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания
объективный мир, материю.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность психических процессов, не
представленных в сознании субьекта. В ряде психологических теорий - особая
сфера психического, качественно отличная от сознания. В «философии
бессознательного» Э. Гартмана Бессознательное - универсальная основа бытия.
БЛАГО -
то, что заключает в себе определенный положительный смысл. «Высшее Благо»
(термин введен Аристотелем, лат. summum bonum) - то, в зависимости от чего в
философских учениях определялась соотносительная ценность всех других благ:
блаженство, «эвдемония» в древнегреческой этике, Единое - у Платона и в
неоплатонизме, бог в средневековой схоластике. С кон. 19 в. понятие Благо
вытесняется понятием ценности. В более узком смысле Благо в этике - синоним
добра.
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО - религиозно-философское течение в среде русской
либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюционный
период общественных перемен и получило широкое распространение после поражения
революции 1905-1907 гг. Предлагалось перестроить современные формы гражданского
быта и человеческого существования на основе обновленного христианства.
(Представители: Бердяев Н.А, Булгаков С.Н., Мережковский Д.С., Гиппиус З.Н.,
Минский Н.) Бытие - философская категория, обозначающая реальность,
существующую объективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, Бытие
обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера,
общественное Бытие, объективно-идеальное Бытие (ценности культуры, общезначимые
принципы и категории научного знания и др.), Бытие личности. Вера - принятие
чего - либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении
истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее
претендовать на объективную значимость.
ВЕРИФИКАЦИЯ - в обычном словоупотреблении - доказательство, подтверждение
истинности какого-либо положения; в логике и методологии науки: процесс
установления истинности научных утверждений эмпирическими методами проверки.
ВЕЩЬ В СЕБЕ - философское понятие, означающее вещи, как они существуют сами по себе
(«в себе), в отличие от того, как они являются «для нас» в познании; одно из
центральных понятий «Критики чистого разума» И. Канта.
ВЛАСТЬ -
в общем смысле, способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать
определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо
средства - авторитета, права, насилия.
ВОЛЯ
- стремление и способность осуществлять свои желания, достигать поставленных
целей; либо власть, возможность распоряжаться. В метафизике и оккультной
философии. Воля есть то, что руководит проявленными вселенными в вечности, Воля
есть единый и единственный принцип абстрактного вечного Движения, или его
воодушевляющая сущность. «Вопя есть первая из всех сил», говорит Ван Гельмонт,
«... Воля есть атрибут всех духовных существ и выражает себя в них тем
экгивнее, чем больше они освободились от материи.»
ГЕРМЕНЕВТИКА - (от греч. hemieneutikos - разъясняющий - истолковывающий), искусство
толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.). учение о принципах
их интерпретации; экзегетика. В идущих от В. Дильтея философских течениях кон.
19-20 вв. - учение о «понимании» (целостном душевно-духовном переживании) как
методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в
естественных науках).
ГЕРОИЗМ, ГЕРОИЧЕСКОЕ - совершение выдающихся по своему общественному
значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых слоев
населения и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к
самопожертвованию. С древних времен люди отказывали в героизме тем
необыкновенным и ярким действиям, которые не отвечали интересам народа,
общественным идеалам.
ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, учение о познании, в котором изучаются
закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений,
представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы
процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
ГНОСТИЦИЗМ - (от греч. gnostikos - знающий) - философское учение, признающее
возможность познания объективного мира и его закономерностей; религиозное
дуалистическое учение поздней античности (1-5 вв.), воспринявшее некоторые
моменты христианского вероучения (т. н. иудеохристиэнекий Гностицизм),
популярной греческой философии и восточных религий. Гностицизм строго
эзотеричен; притязал на «истинное» знание о боге и конечных тайнах мироздания.
ГИЛОЗОИЗМ (от греч. hule - материя, вещество и zoe - жизнь) - философское воззрение,
согласно которому всей материи присуще свойство живого, и прежде всего
чувствительность, способность к ощущению, восприятию.
ГОСУДАРСТВО - основной институт полип ической системы общества, осуществляющий
управление обществом, охрану его экономических и социальных структур,
подавление социальны) противников. Обладав монополией на принуждение в рамках
определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества
внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил,
обязательных для всегс населения, правом взимания налогов и сборов.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - необходимый и рациональный способ социальной жизни,
основанный на праве и демократии; (общественное устройство, при котором
человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического
бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм.
Гражданское общество контролирует государство, которое служит обществу;
мир интересов, отношений и институтов, призванный предотвращать такие
формы государственной организации, при которой внутренние интересы членов
общества подменяются интересами государственного аппарата.
ГУМАНИЗМ - исторически изменяющаяся система воззрения, признающая ценность
человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление
сьоих.слособностей, считающая благо человека критерием оценки социальных
институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой
нормой отношений между людьми.
ДВИЖЕНИЕ - способ существования материи, в самом общем виде - изменение вообще,
всякое взаимодействие обьектов. Движение выступает как единство изменчивости и
устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютною и относительного.
ДЕДУКЦИЯ - (от лат. deductio - выведение) - вывод по правилам логики; цепь
умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением
логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы,
постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а
концом - следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны,
то истинны и ее следствия. Дедукция - основное средство доказательства.
ДЕИЗМ -
религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не
принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его
событий.
ДЕТЕРМИНИЗМ - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и
взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.
ДЕФИНИЦИЯ - определение.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - способ воспроизводства социальных процессов, самореализации
человека, его связей с ошужающим миром.
ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее общих эщономерных связях и становлении, развитии
бытия и познания; основанный на этом учении метод мышления. В результате
внутренних противоречий появляется новое. Закон перехода количествен-ных
изменений в качественные.
ДИАЛОГ
- (dialogue, от греч. dialogos) - разговор между Двумя или несколькими лицами;
философский термин, используемый в современных онтологических теориях
коммуникации для обозначения особого уровня коммуникативного процесса, на
котором происходит слияние личностей участников коммуникации.
ДИВЕРГЕНТНЫЙ - расходящийся в разные стороны.
ДОБРО -
основная моральная ценность, нравственная ценность сама по себе.
ДОЛГ
- это категория этики, в которой выражается нравственная задача отдельного
индивида, группы лиц. класса, народа в конкретных социальных условиях и
ситуациях, становящихся для них внутренне принимаемым обязательством.
ДУАЛИЗМ
- (от лат. dualis - двойственный) - философское учение, исходящее из признания
равноправными двух начал - духа и материи. Противостоит монизму, разновидность
плюрализма. Термин введен X. Вольфом. Один из крупнейших представителей - Р.
Декарт.
ДУХ -
свободен от конкретных воплощений и вездесущ, легко проникает всюду и столь же
легко уходит за любые границы, поэтому он способен доходить до вершин
мироздания.
ДУША
- понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь
человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе,
обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во
время сна или а случае смерти (ср. учение о переселении душ - метемпсихоза).
Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой
учения о мировой душе (Платан, неоплатонизм). У Аристотеля ДУША -
актив-i нов целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него. В
теистических религиях Душа человека - созданное богом, неповторимое бессмертное
духовное начало.
ЕВРАЗИЙСТВО - идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции
1920-30-х гг. Историофилософская и геополитическая доктрина евразийства, следуя
идеям поздних славянофилов, во всем противопоставляла исторические судьбы,
задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый
срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры.
ЖИЗНЬ
- одна из форм существования материи, способная к развитию (эволюции). В
метафизическом смысле - основной мотив созерцающего мир мышления как содержание
переживания человека; жизненная судьба вообще.
ЗАПАДНИЧЕСТВО - В России в середине 19 в.: общественное течение,
представители которого, принадлежа к разным политическим направлениям,
признавали, в отличие от славянофилов, западноевропейский капиталистический
путь развития приемлемым для России. Представители: П.В. Анненков. В.П. Боткин,
Т.Н. Граневский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков. И.С. Тургенев, П.Я.Чаадаев,
Б.Н.Чичерин
3ЛО
- противоположность добра. То, что воспринимается как препятствующее жизни,
уничтожающее ее или обеспечива-ющее некоторую ценность, то, что вызывает
дисгармонию.
ЗНАК -
материальный, чувственно воспринимаемый пред мет (явление, действие), который
выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Знаки
бывают языковыми и неязыковыми. Представление, возникающее в сознании благодаря
знаку, есть значение знака; представление, слившееся со своим значением в некое
внутреннее единство, есть символ. Важнейший знак для человека - явление.
ИДЕАЛ -
(греч. idea - идея, понятие, представление) - совершенство, совершенный образец
чего-то, высшая цель стремлений, деятельности.
ИДЕАЛИЗМ - направление в философии; считает идею, сознание, дух первичными, а
природу, бытие, материю - вторичными.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ - (отождествление) бессознательный процесс, благодаря
которому индивид ведет себя, думает и чувствует, как это делал бы другой
человек, с которым он себя идентифицирует. Играет важнейшую роль в формировании
личности.
ИДЕОЛОГИЯ - (греч. idea - понятие, представление + логия) - система идей,
взглядов, нравственных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения
людей к дейсгвительности, выражаются интересы соц. групп.
ИММАНЕНТНЫЙ - внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу
свойство.
ИНДИВИД
- (от лат. individuum - неделимое) - единичное как противоположность
совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в
отличие от стада, труппы, коллектива. В логике И. называют любой объект,
обозначаемый единичным, или собственным, именем.
ИНДИВИДУАЛИЗМ - тип мировоззрения, сутью которого является, в
конечном счете, абсолютизация позиции отдельного индивида в его
противопоставленности обществу, причем не какому-то определенному социальному
строю, а обществу вообще, миру в целом.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимый способ жизни, индивидуальная форма общественного
существования.
Индустриальное общество - общество, основанное на развитии крупного
промышленного производства, формирующее соответствующее модели рынка,
потребителя, социальной организации, науки и культуры. Ориентация людей на
постоянный рост обьема производства, потребления, знания. Идея роста и
прогресса - «ядро» индустриального мифа или идеологии. Экстенсивное развитие
производства, «механизация» общественных связей, отношений человека с природой.
ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ - философский термин, обозначающий объект, постигаемый
только умом и недоступный чувственному познанию.
ИНТЕНЦИЯ - намерение, цель, направление и направленность сознания, воли,
чувства на какой-либо предмет.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - (interpretation, от лат. inlerpretatio -
посредничество) - разъяснение, истолкование, раскрытие смысла, значения
чего-либо (напр. той или иной акции, решений, действий властей, а также
положений и норм различных видов права, статей законов, кодексов, указов и
т.д.).
ИМПЕРАТИВ (от лат. imperativus - повелительный) - требование, приказ, закон. У
И. Канта в «Критике практического разума» - общезначимое нравственное
предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический
императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив -
безусловный принцип поведения.
ИСТИНА
- соответствие высказывания реальности, соответствие человеческих знаний
действительности, совпадение человеческой мысли и объекта.
КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria - высказывание, свидетельство) - формы осознания в
понятиях всеобщих способов отношений человека к миру, отражающие наиболее общие
и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.
КОНФЛИКТ - (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоп. интересов,
взглядов или мнений.
В отличии от КАТОЛИЦИЗМА, признававшего роль человеческого
разума в деле толкования священного писания, ПРАВОСЛАВНАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ
ЦЕРКОВЬ отказалась от использования рациональной логики и не согласилась
расширить догматы веры за счет выведенных из священных текстов логических
умозаключений.
КОСМИЗМ
- совокупность течений философской и религиозной мысли, ставящие в центр своих
исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к
мистико-интуи-тивному познанию внеземных пространств.
КУЛЬТУРА - форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального
бытия, а также включаемые в эту деятельность её продукты и результаты.
ЛИБЕРАЛИЗМ - идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских
странах в 17-18 вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических,
экономических свобод. Истоки Либерализма - в концепциях Дж. Локка, физиократов,
А. Смита, Ш. Монтескье и др.. направленных против абсолютизма и феодальной
регламентации.
ЛИБИДО -
преимущественно бессознательные сексуальные влечения, вообще стремления,
желания, склонности. К.Г. Юнг в полемике с 3. Фрейдом расширяет его до понятия
психической энергии вообще, своего рода метафизического принципа психики.
Личность - индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и
деятельности, а также - своих собственных сил, способностей, потребностей,
интересов, устремлений и т.д.
ЛИЧНОСТЬ - 1.человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формировавшихся
в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений. 2.динамическая
и целостная система интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств
человека, выраженных в его сознании и деятельности.
ЛОГИКА -
(от греч. logos - слово, понятие, рассуждение, разум) - наука о законах и
операциях правильного мышления, наука о способах доказательств и опровержений.
Основателем логики считается Аристотель.
МАКСИМА
- ( лат. maxima (regula, sententia) - основное правило, принцип) - краткое
изречение, вид афоризма нравственного, этического характера; правило поведение
принцип, которым человек руководствуется в своих поступках; обычно выражается в
констатирующей или наставительной форме.
МАТЕРИАЛИЗМ - это одно из направлений в философии, которое исходит из того, что
МИР -
по природе своей материален,
материя, природа, бытие существуют вне и независимо от сознания;
материя первична и является источником ощущений, а сознание вторично,
производно;
мир и его закономерности вполне познаваемы.
МАТЕРИЯ - (латинское materia). вещество; субстрат, субстанция; содержание (в отличие
от формы). Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в
греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом Материя понималась
как чистая потенция. Сформулированное Р. Декартом понятие материи как телесной
субстанции, обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в
основу материализма 17-18 вв. Материя - центральная категория , диалектического
материализма.
МЕССИАНИЗМ - религиозная вера в пришествие Мессии (спаситель, который должен
явиться с неба для установления «царства божия»).
МЕТАФИЗИКА - от греч. meta ta physika - 1.то, что идет после физики,
трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории философии термин
"МЕТАФИЗИКА" нередко употребляется как синоним философии. В философии
марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2.метод, который
рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия
как источник развития, базируется на абсолютизации определенных сторон,
моментов в процессе познания. 3.наука о сверхчувственных принципах и началах
бытия.
МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ - относящийся к метафизике, надэмпирический, стоящий
над всяким возможным опытом, трансцендентный; по Канту, рассмотрение
метафизично, если оно «содержит то, что изображает понятие, данное априори».
МЕТОД -
(от греч. methodos - путь исследования - теория, учение), способ достижения
какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций
практического или теоретического освоения (познания) действительности. В (философии
Метод - способ построения и обоснования системы философского знания.
МЕТОДОЛОГИЯ - (от метод и ...логия) - учение о структуре, (логической организации,
методах и средствах деятельности; Meтодология науки - учение о принципах
построения, формах и способах научного познания. Мировоззрение - это
совокупность взглядов, оценок, принцилов, определяющих самое общее видение,
понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции,
программы поведения, действий людей.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - 1.совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих
направление деятельности и отношение к действительности определенного человека,
социальной группы, класса или общества в целом. 2.система представлений о мире
и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его
действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями
основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы
познания и деятельности, ценностные ориентации.
МИСТИЦИЗМ - пристрастие к мистическому, склонность к неопределенному. неточному
мышлению, в тех случаях, когда речь идет о вещах нематериальных.
МИФОЛОГИЯ (от греч. mylhologia от греч. mytnos - предание + logos- учение)
изображение природы, всего мира как населенных живыми существами с их
магической, чудесной и фантастической практикой.Форма общественного сознания,
способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.
МОНАДА -
(от греч. топаз - род. п. топ ados - единица, единое), понятие, обозначающее в
различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в
пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж.
Бруно; психически активная субстанция в монадологии Г.В. Лейбница,
воспринимающая и отражающая др. монаду и весь мир.
МОНИЗМ
(от греч. monos - один-единственный) - философское воззрение, согласно которому
все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо
духа.
МОРАЛЬ -
(от лат. moralis - нравственный) совокупность ограничений и претензий людей в
системе соц. взаимодействия, взаимных свобод и обязательств, эквивалентов в
процессах соц. обмена, принимаемых и выполняемых людьми добровольно, без
законодательного принуждения; одна из основных форм общественкого сознания,
достижение гуманистической культуры человека.
НАРОДНИЧЕСТВО - идеология и движение разночинной интеплигенции,
отражало антифеодальные интересы крестьянства, выступало одновременно и против
пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны.
НАУКА
- сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая
систематизация бъективных знаний о действительности; одна из форм общественного
сознания; включает как деятельность по получению знания, так и ее результат -
сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных
отраслей научного знания.
НАТУРФИЛОСОФИЯ - (от лат. natura - природа) - фил. природы,
умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее последовательности.
Возникла в Древней Греции в досократовский период (милетская школа) и явилась
по существу первой ист. формой фил.
НЕОФИТ -
новообращенный в какую-либо религию; новый сторонник какого-либо учения.
НИГИЛИЗМ - позиция абсолютного отрицания. Теоретический нигилизм отрицает саму
возможность познания истины. По Ницше - это явление, связанное с переоценкой
высших ценнстей.
НИЧТО
- отсутствие или даже небытие чего-либо, выражавшее в языке при помощи
отрицания. Это отрицание может иметь лишь относительный смысл, означая
отсутствие свойств, состояний. процессов в определенном нечто, или абсолютный.
НООСФЕРА - сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческая
деятельность становится главным определяющим фактором развития.
НОРМА
- предписание, образец поведения или действия, заключения о чем-либо или мера
оценки.
ОБСКУРАНТИЗМ - крайне враждебное отношение к просве-дению и науке, мракобесие.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР - философская и юридическая доктрина, объясняющая
возникновение государственной власти соглашением между людьми.
ОБЩЕСТВО - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их
взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей,
характеризующаяся устойчивостью и целостностью, саморазвитием, наличием особых
социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.
ОБЪЕКТ
- (от лат. objectum - предмет) - то, что противостоит субъекту в его
предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве Объекта может
выступать и сам субъект.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма; в отличии
от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное
духовное начало.
ОНТОЛОГИЯ - раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие
основы, принципы бытия, его структура и закономерности.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к
материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным
- дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о
мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли
оно верно отражать мир.
ОТЧУЖДЕНИЕ - процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее
результатов в самостоятельную сипу, господствующую над ним и враждебную ему.
ПАРАДИГМА - (от грен, paradeigma - пример - образец) - (исходная концептуальная
схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования,
господствующих в течение (определенного исторического периода в научном
сообществе, система основных науч. достижений (теорий, методов), по образцу
которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области
знаний в данный период. Смена парадигм представляет собой научную революцию.
ПАРАДОКС - (от греч. paradoxes - неожиданный - странный) - неожиданное,
непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. В
логике - противоречие, полу-(ченное в результате логически формально
правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям.
ПАНТЕИЗМ (от греч. pan - все, theos - бог) - отождествление мира и бога: все
есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира. Это учение зародилось
еще в древности, прошло через средние века и получило развитие в новое время.
ПАТРИСТИКА - философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных
вождей христианства до VII века. Отцы церкви пытались согласовать Священное
писание и языческие тексты античных философов.
ПЛЮРАЛИЗМ - (от лат. pluralis - множественный) - философское учение, согласно
которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или
оснований знания. Термин «Плюрализм» введен X, Вольфом (1712).
ПОГРАНИЧНЫЕ СИТУАЦИИ - ситуации, в которых человеческая экзистенция познает
себя как нечто безусловное. Пограничные (ситуации наряду с удивлением и
сомнением являются источником философии. Мы реагируем на пограничные ситуации
маскировкой или отчаянием, сопровождающимися восстановлением нашего самобытия
(самосознания).
ПОЗНАНИЕ - процесс получения и обновления знаний, деятельности людей по созданию
понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение
их бытия, их ориентации в окружающем мире.
ПОКОЙ
- состояние движения, которое обеспечивает стабильность предмета, сохранение
его качеств.
ПОСТМОДЕРНИЗМ - явление, характерное в последние десятилетия для
Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического
рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления.
ПРАВО -
система общеобязательных социальных норм, а также отношений, закрепляемых
государством с помощью этих норм и охраняемых им; включает также права, свободы
и обязанности человека и гражданина, определяющие правовой статус личности.
ПРАГМАТИЗМ - (от греч. pragma - род. п. pragmatos - дело, действие), философское
учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед
людьми в различных жизненных ситуациях. Объекы знания, с точки зрения
прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических
задач.
ПРАКТИКА - философская категория, обознач-я материальную сторону общественно-исторической
предметной деятельности людей: преобразования природы и общества.
ПРОГРЕСС - тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к
высшему, от менее совершенного к более совершенному.
ПРОСВЕЩЕНИЕ - политическая идеология, философия и культура эпохи крушения
феодального и утверждения буржуазного строя.
РАЗВИТИЕ - закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение материальных
объектов и систем, имеющих опред-ю направленность.
РАЦИОНАЛЬНОЕ - соответствующее законам разума, т. е. законам логики,
и соответствующее принятым каким-либо сообществом правилам.
РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio - разум) - философское воззрение, признающее разум
(мышление) источником познания и критерием его истинности.
РЕЛИГИЯ - (religion, от пат. religio - благочестие, культ, святыня) - весьма
влиятельное миропонимание и мироощущение, а также соответствующее поведение и
специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога
(богов), сверхъестественного.
РЕЛЯТИВИЗМ - методологический принцип в теории познания, состоящий в
абсолютизации положения об относительности и условности наших знаний.
РЕФЛЕКСИЯ - (от позднелат. reflexio - обращение назад) - размышление,
самонаблюдение, самопознание. Форма теоретической деятельности человека,
направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
РИГОРИЗМ - (от лат. rigor - твердость, строгость), строгое проведение
какого-либо принципа в действии, поведении и мысли, исключающее какие-либо
компромиссы, учет других принципов, отличных от исходного, и т.п.
САКРАЛЬНЫЙ - (от латинского sacralis - священный), обозначение сферы явлений,
предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними,
а отличие от светского, мирского, профанного.
СВОБОДА
- способность человека к активной деятельности в соответствии со своими
намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных
перед собой целей. (Семантика - (от греч, semantikos - обозначающий) - значения
единиц языка, раздел языкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего
слов..
СЕНТЕНЦИЯ - (лат. sententia - мысль - изречение, приговор) изречение
нравоучительною характера.
СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus - чувство,ощющение) - философское воззрение, выводящее
все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к сумме
элементов чувственного познания. СЕНСУАЛИСТЫ полагают, что мышление принципиально
не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью.
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО - в России в середине 19в.: идейно-политическое
течение, представители которого противопоставляли исторический путь развития
России развитию стран Западной Европы и идеализировали патриархальные черты
русского быта и культуры.
СМЕРТЬ -
прекращение жизнедеятельности организма, тело которого после этого подвержено
действию только законов неорганической природы.
СМЫСЛ
- идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель
(ценность) чего-либо (Смысл жизни, Смысл истории и т. д.).
СОФИЯ -
в русской религиозной философии (софиологии) творческая премудрость Божия, в
которой заключены все мировые идеи и которая носит в своём сердце всю природу и
одновременно является идеей самого человечества. Олицетворяет женственное в
Боге и является символом тайны мира.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ - категория морально-правового и
социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически
меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека.
СУБСТРАТ (от лат. sub - под и stratum - кладка, постройка, сооружение) основа
единства, однородности различных предметов и различных св-в отдельного, единич.
предмета, вещи и их совок-ти.
СУБСТАНЦИЯ - (лат. substantia - сущность; то - что лежит в основе), объективная
реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно
устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.
Субстрат - общая основа всех процессов и явлений.
СУБЪЕКТ - (от лат. subjectus - лежащий внизу - находящийся в основе), носитель
предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа),
источник активности, направленной на обьект.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма ; в отличии
от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания
субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.
СУДЬБА
- в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и
поступков. В античности выступала как слепая, безличная справедливость, как
удача и случайность, как всеохватывающая непреложная предопределенность. Вера в
судьбу часто связывалась с астрологией. Христианство противопоставило идее
судьбы веру в божественное провидение. В конце 19 в. понятие судьбы получило
распространение в философии жизни. В обыденной речи часто означает: участь, доля,
жизненный путь, стечение обстоятельств.
СХОЛАСТИКА - (от греч. scnolastikos - школьный - ученый), тип религиозной
философии, характеризующийся соединением теологодогмэтических предпосылок с
рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Так
нередко называли знание, оторванное от реальной жизни.
СЦИЕНТИЗМ - (от лат. scientia - наука) - абсолютизация роли науки в системе
культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные
науки, математика. ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающая нечто
качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и
общественно-исторической уникальностью.
ТЕИЗМ -
(от греч. theos - бог) - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога
как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и
действующей в нем. Признание потусторонности Бога отличает Теизм от панТеизма,
признание непрерывной активности Бога - от деизма.
ТЕЛЕОЛОГИЯ - (от греч. telos - род. п. teleos - цель и ...логия), философское учение,
приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность), которые или
устанавливаются Богом, или являются внутренними причинами природы.
ТЕОКРАТИЯ - (от греч. theos - боги ...кратия) - форма правления, при которой
глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным
главой.
ТЕОЛОГИЯ - (от-греч. theos - Бог и ...логия) (богословие) - совокупность
религиозных, доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает
концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении.
ТЕОЦЕНТРИЗМ - идея, по которой основой мироздания является Бог. Все поступки
человека имеют смысл тогда и только тогда, когда они связаны с Богом.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ - (лат. tolerantia-терпение) - терпимость,
снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре,
чувствам, идеям, один из основных демократических принципов, неразрывно
связанный с концепциями плюрализма, свободы и прав человека.
ТРАДИЦИЯ - (от лат. traditio - передача) - элементы социального и культурного
наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных
обществах и социальных группах в течение длительного времени.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ - (от лат. transcendens - род. п. transcendents -
выходящий за пределы), в схоластике - предельно общие понятия (вещь, сущее,
истина, добро, нечто, единое). В философии Канта - априорные формы познания,
организующие опытные данные.
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ - запредельный по отношению к какой-либо определенной
сфере, к миру в целом.
УТОПИЯ -
изображение идеального общественного строя, лишенного научного обоснования.
УТИЛИТАРИЗМ - (от лат. utilitas - польза - выгода) - принцип оценки всех явлений
только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для
достижения какой-либо цели.
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ - (позднелат. falsificatio - от falsifico -
подделываю) - преднамеренное искажение каких-либо данных.
ФАТАЛИЗМ - мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий
поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего
свободный выбор и случайность.
ФЕМИНИЗМ - комплекс социально-философских, социологических, психологических,
культурологических теорий, анализирующих положение женщины в обществе.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - философское направление, стремящееся через рефлексию
(размышление) сознания о своих актах и о данном в них содержании выявить предельные
характер-ки человеческого бытия.
ФИЛОСОФИЯ - (от фил... и греч. sophia - мудрость) - форма общественного
сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем
человека.
ФРЕЙДИЗМ - общее обозначение философско-антролологической и психологической
концепции 3. Фрейда и всей совокупности, развившихся на ее основе учений и
школ. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, Фрейдизм стремится свести
формы кульpы и социальной жизни к проявлениям первичных влечений.
ЦЕННОСТЬ - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира
для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их
свойствами самими по себе; критерий и способы оценки этой значимости,
выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - (civilization, от лат. civilis - гражданский) - высокая ступень,
уровень общественного развития, материальной и духовной культуры; синоним
культуры; совокупность достижений общественного прогресса; общество.
ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ - распространение выводов относительно одной части
какого-либо явления на другую часть, на явление в целом, на будущее и т.п.
ЭМПИРИЗМ - направление в теории познания, признающее чувственный опыт
источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено
либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.
ЭНДОГАМИЯ - заключение браков внутри определенного этноса.
ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) - раздел философии,
изучающий "теорию чувственного познания".Этнос - (от греч. etnos -
народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая
социальная общность людей, объединенных общностью языка, своеобразия культуры,
быта, традиций, обычаев, самосознания.
ЯВЛЕНИЕ
- (от греч. ptiainomenon - являющееся) - событие, случай, факт, все, что в
жизни имеет место и в чем обнаруживается, сказывается сущность, все, что
вопринимается чувствами.