КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема курсовой работы:
«Физиологические обоснования нормирования физических
нагрузок для детей школьного возраста»
Выполнил студент
3-го курса
2й группы
Маркин А. П.
Научный руководитель:
Додонова Л.И.
Москва 2001
Содержание
1.
Теоретические аспекты
нормирования физических
нагрузок в процессе физического воспитания школьников .
2.
Нормирование режима
выполнения общеразвивающих упражнений.
3.
Экспериментальное
обоснование развития выносливости у младших школьников на уроках физкультуры.
4.
Физиологическая оценка
комплексной системы развития двигательных качеств у подростков и юношей.
5.
Исследования функций
центральной гемодинамики.
6.
Характеристика
функциональных показателей учащихся с разными стадиями полового созревания.
7.
Вывод.
8.
Список использованной
литературы.
Актуальность
Школьные годы – один из важнейших этапов в
становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается
развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот
почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и
физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных
качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным
при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а
также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности
всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учитывать
возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также
резервные возможности их организма на разных этапах развития. Такой подход
оградит практику физического воспитания от применения недостаточных и наряду с
этим чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья. В процессе физического
воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и
формировать психофизические качества, обеспечивающие готовность к труду и
активной деятельности в условиях автоматизированного производства. Вот почему
для теории и практики физического воспитания учащихся необходимы данные
о переносимости и допустимости физических нагрузок с учетом адаптационных
возможностей организма на отдельных возрастных этапах, о степени
функциональной зрелости физиологических систем, об уровнях развития и
совершенствования двигательных возможностей в процессе направленной тренировки.
Цель работы – показать, как важно
нормирование нагрузок на уроках физической культуры для детей школьного
возраста.
Задача работы – дать понять, что уроки
физической культуры только тогда будут нести оздоровительное значение, когда на
них будут нормироваться нагрузки.
Гипотеза
(предположение) – правильное нормирование нагрузок уменьшает травматизм на занятиях по
физической культуре.
Задача
исследования –
выявить, насколько правильно нормируются нагрузки на уроках физической
культуры.
Метод
исследования –
анализ эксперимента нормирования физических нагрузок на основе теоретических
данных с последующими выводами.
Теоретические
аспекты нормирования физических нагрузок в процессе физического воспитания
школьников.
Физиолого-гигиеническому
нормированию подлежат все основные факторы, определяющие состояние и развитие
организма. И естественно ни у кого не возникает сомнений в необходимости
обоснования физиологических норм физических нагрузок в процессе физического
воспитания детей и подростков. Для решения этих задач необходимо разработать
критерии нормирования нагрузок для детей различных возрастных групп. При
обосновании и градации физических нагрузок, адекватных функциональным
возможностям исследуемых, как правило, подходят с тех позиций:
1. градация физических нагрузок
по отдельным физиологическим показателям, в частности по ЧСС, потреблению
кислорода, легочной вентиляции и др.;
2. дозировки интенсивности
физической нагрузки в зависимости от максимальной скорости передвижения;
3. оценки интенсивности
нагрузки, исходя из максимальных энергетических возможностей организма.
В физиологии
спорта чаще всего используются две классификации интенсивности физических
нагрузок. Согласно одной из них, интенсивность физических нагрузок оценивается
величиной потребления кислорода и затраченной энергии. В другом случае весь
диапазон интенсивности физических нагрузок делится на зоны в зависимости от
показателей механической работы, которую выполняет человек. В. С. Фарфель
(1960), анализируя рекорды в различных видах спорта с циклическим характером
движений, обратил внимание на четкую закономерность между скоростью преодоления
дистанций и предельным временем, в течение которого эта скорость может
поддерживаться. Им описаны четыре временные зоны. К первой зоне отнесены
рекорды, укладывающиеся в отрезок времени до 20-30 секунд, ко второй – рекорды,
время которых находится в диапазоне от 20-30 секунд до 4-5 минут, к третьей –
рекорды от 5 минут до 30-40 минут и к четвертой зоне – все рекорды, время
которых превышает 30-40 минут. Классифицируют и физические упражнения и с
учетом силы, скорости и продолжительности мышечного сокращения, подразделяя их
на:
1. силовые, выполняемые с
максимально возможным напряжением мышц в динамическом или статистическом
режимах при малой скорости движения;
2. скоросто-силовые, выполняемые
в динамическом режиме одновременно с большой скоростью и силой мышечного
сокращения, что обеспечивает большую мощность;
3. упражнения на выносливость,
при выполнении которых мышцы сокращаются с меньшей силой и скоростью, но при
этом во много раз возрастает во времени их способность выполнять работу.
При
выполнении физических упражнений разной мощности и продолжительности вклад
данных систем, как правило, неодинаков. В связи с этим физические упражнения
подразделяются на группы с явным преобладанием анаэробного или аэробного путей
энергопродукции, а также смешанного анаэробно-аэробного энергообеспечения. В
спортивной физиологии приводятся соотношения трех систем энергообеспечения при
выполнении анаэробных и аэробных циклических упражнений.
При
нормировании нагрузок рекомендуется учитывать пять компонентов:
1.
продолжительность упражнения;
2.
интенсивность;
3.
продолжительность интервалов отдыха между
упражнениями;
4.
характер отдыха;
5.
число повторений упражнения.
При нормировании
выполнения циклических упражнений особое внимание заслуживают процессы
возрастного развития двигательной системы. Изменения физиологических процессов
в связи с выполнением тренировочных занятий обусловлены воздействием на
организм повторяющихся движений. При этом в первую очередь происходят изменения
функционального состояния двигательной системы. Вегетативные процессы
перестраиваются под влиянием раздражений, сигнализирующих о возможной гипоксии,
но главным образом – под влиянием моторно-висцеральных рефлексов. Поэтому при
планировании тренировочных занятий и выборе нагрузок важно учитывать не только
обменные процессы, но и возрастные особенности регуляции движений и освоения
техники моторных навыков.
Нормирование режима
выполнения
общеразвивающих упражнений.
Одна из целей
физиологически обоснованного нормирования нагрузок на уроках физической
культуры заключается в том, что затраты энергии, число повторений упражнений и
продолжительность выполнения серий упражнений были оптимальными. Если затраты
энергии и число повторений упражнений малы, то эффект от упражнений будет
понижен вследствие недостаточной мобилизации физиологических функций. Если же
затраты энергии и число повторений и продолжительность упражнений чрезмерно
велики, то эффект от упражнений будет понижен вследствие ослабления
физиологических процессов в связи с истощением веществ, богатых энергией, и
ферментов, а также нервных механизмов регуляции движений. При выполнении
медленного равномерного бега школьниками 10-11 лет потребление кислорода
составляет 771,4 мл/мин. В условиях относительного покоя у исследуемых
школьников этого возраста потребление кислорода равняется 193,0 мл/мин.
Следовательно, потребление кислорода нетто на выполнение работы медленного
бега составляет 771,4 – 193,0 = 578,4 мл/мин. В пересчете на кг веса тела
потребление кислорода нетто на выполнение работы медленного бега будет равным
578,4 : 35 = 16,5 мл/мин · кг.
Созданы
необходимые предпосылки для физиологически обоснованного планирования
физических нагрузок при разработке структуры урока. Так, у детей 7-8 лет
потребление кислорода при ходьбе 120 шагов в минуту составляло 407,3 мл/мин, а
а относительном покое – 156,8 мл/мин.
Рисунок (таблица): потребление кислорода в ЧСС
у детей 7-10 лет при выполнении различных физических
упражнений (ходьба, бег игра, ОРУ и др.)
На рисунке
прослежена зависимость величины потребления кислорода от величены ЧСС при
выполнении школьниками 7-8- лет и 9-10 лет различных упражнений. Наглядно
видно, что с увеличением ЧСС возрастает потребление кислорода при переходе от
исходного положения к ходьбе и от ходьбы к бегу. Однако при переходе от ходьбы
к игре потребление кислорода почти не изменяется, а ЧСС заметно увеличивается,
а от ходьбы к общеразвивающим упражнениям потребление кислорода уменьшается, а
ЧСС возрастает.
Экспериментальное
обоснование развития выносливости у младших школьников на уроках физической
культуры.
Поиск
наиболее эффективных тренировочных режимов развития двигательных качеств – одна
из главных задач физического воспитания школьников. К настоящему времени
накапливается все больше денных о том, что физические качества учащихся
следует как можно полнее развивать уже в первые годы обучения в школе.
Подчеркивается возможность целенаправленного развития выносливости у детей
младшего школьного возраста. Для обоснования тренировочного режима развития
выносливости у детей 7-10 лет на первом этапе исследования мы изучили
возрастную картину вегетативных реакций и ряда биомеханических параметров
работы при выполнении велоэргометрических нагрузок разной интенсивности. Было
выявлено, что от 7-8 до 9-10 лет выносливость повышается только к нагрузкам,
выполняемым в режиме аэробного энергообеспечения, т.е. к таким, предельная
продолжительность которых более 2,5 минут. Максимальная продолжительность
работы при 70% нагрузке увеличивается за этот период в среднем на 2,5 минут, а
при 50% нагрузке – на 4 минуты. Анализ естественного прироста выносливости к
нагрузкам разной интенсивности к 9-10 годам свидетельствует о том, что у
мальчиков рассматриваемого возраста выносливость интенсивнее увеличивается к
физическим нагрузкам большой мощности и меньше – к умеренным нагрузкам. В 7-8
лет отмечена несколько более напряженная деятельность систем, обеспечивающих
транспорт кислорода, и менее эффективная его утилизация из вентилируемого
воздуха при нагрузках аэробной направленности. Меньшая предельная
продолжительность работы у школьников 7-8 лет при выполнении 70% нагрузки
сочетается с менее эффективной кислородной производительностью дыхательного и
сердечного циклов. Таким образом, результаты изучения возрастной динамики
естественного развития показателей работоспособности школьников 7-8 и 9-10 лет
и особенностей адаптации их систем дыхания и кровообращения дают основание
считать, что использование нагрузок большой и умеренной интенсивности позволит
повысить эффективность уроков физической культуры, направленных на развитие
выносливости младших школьников.
Физиологическая оценка комплексной
системы развития двигательных
качеств у подростков и юношей.
В плане
поиска более эффективных форм и средств физического воспитания нами в течение
ряда лет апробировался экспериментальный режим урочных и внеклассных занятий с
подростками и юношами 7-10 классов. С учетом возрастных закономерностей
развития моторики и ведущих физиологических систем, обеспечивающих мышечную
деятельность, в содержание занятий включались упражнения для формирования
скоростных, скоростно-силовых возможностей, мышечной силы и выносливости в условиях
более напряженного учебно-тренировочного процесса. Помимо двух еженедельных
уроков физической культуры дополнительно вводили один час внеурочных занятий,
акцент которых был сделан на развитие силы и выносливости. Экспериментальный
режим обусловил интенсификацию процесса физического воспитания, повышение
моторной плотности занятий и, естественно, усиление напряжения у школьников
физиологических функций. Поэтому, для того, чтобы объективно оценить, насколько
адекватны использованные нагрузки функциональным возможностям учащихся 7-10
классов. параллельно с педагогическим экспериментом проводились комплексные
методико-физиологические исследования. Для оценки физической работоспособности
подростков и юношей 7-10 классов ежегодно проводились 2 серии обследований. В
1-й, осенней серии определяли общую физическую работоспособность мальчиков при
двух велоэргометрических нагрузках – 7 и 3 Вт/кг. Отказ от работы
регистрировался при снижении частоты педалирования на 10% ниже заданной. В
процессе работы, в течение 5 минут регистрировалась ЧСС. Аналогичная серия
проводилась весной. Затем данные обеих серий сопоставлялись соответственно по
экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группам школьников. Еще одна серия –
в середине учебного года была направлена на выявление особенностей
гемодинамики у мальчиков при критической мощности на уровне МПК. В ней
участвовали только те испытуемые, которые успешно справились с нагрузками 1-й
серии.
Исследования
функций центральной гемодинамики.
Анализ
динамики ЧСС показал, что у школьников от 13 до 17 лет в состоянии
относительного физического покоя величина этого параметра кровообращения
постепенно уменьшается. Наибольшее снижение ЧСС отмечается к 16-17 годам.
Возрастных различий и различий между КГ и ЭГ в процессе выполнения
вышеуказанных нагрузок по ЧСС выявить не удалось. В восстановительном периоде
после нагрузок 3 и 7 Вт/кг исследуемые группы по этому показателю практически
также не различаются.
На рисунке
показана физическая работоспособность и интенсивность накопления пульсового
долга у школьников 10 класса.
Вывод:
Исследование
ИНПД показало, что чем выше мощность нагрузки, тем быстрее она накапливается.
Существенный сдвиг в сторону уменьшения ИНПД при исследуемых нагрузках происходит
к 15-17 годам. Представляется интересным, что у мальчиков контрольной группы
при задаваемых нагрузках интенсивность накопления пульсового долга в
большинстве случаев выше (р<0,05) (рисунок).
В состоянии
относительного физического покоя ЧСС с возрастом постепенно уменьшается, а УО,
наоборот, увеличивается. Существенный сдвиг в сторону увеличения УО крови
происходит к 14-15 годам.
Характеристика
функциональных
показателей
учащихся с разными стадиями
полового созревания.
При анализе у
подростков с разными стадиями полового созревания параметров центральной
гемодинамики при выполнении нагрузки ступенчато возрастающей мощности отмечена
разнонаправленность изменений. ЧСС в процессе полового созревания уменьшается.
Однако существенные различия выявляются только при работе предельной и
околопредельной мощности (4 и 5 ступени нагрузки) между школьниками на 1 и 4, а
также 1 и 5 стадиях полового созревания.
Таким
образом, процесс полового созревания не оказывает существенного влияния на
хронотропную функцию центрального кровообращения при нагрузках умеренной и
большой мощности. При нагрузке в зоне максимальной мощности, соответствующей
уровню МПК, ЧСС ниже, чем у подростков с начальными стадиями полового
созревания. УО крови по мере полового созревания нарастает. Его различия более
выражено отличаются при работе в зоне большой мощности у подростков с 3-й
стадией полового созревания. Однако при работе критической мощности эти
различия сглатываются из-за снижения УО при увеличении мощности нагрузки.
У подростков
с 4-5 стадиями полового созревания УО становится достоверно выше (р<0,001)
во время выполнения нагрузок всех диапазонов. (таблица).
Изучение
кинетики КО крови в процессе выполнения различных физических нагрузок свидетельствует
о том, что максимальные значения его регистрируются при работе умеренной и
большой мощности. При выполнении предельных нагрузок УО крови у подростков
имеет тенденцию в уменьшению. Причем с увеличением стадии полового созревания
степень и число случаев уменьшения УО крови снижается. Вопреки сложившемуся
представлению о том, что наибольшие значения УО крови наблюдаются при ЧСС
110-140 уд/мин, мы регистрировали увеличение УО крови при значительно большей
ЧСС. В процессе выполнения подростками нагрузки ступенчато возрастающей
мощности наибольшие значение УО крови нередко отличались при ЧСС более 170
уд/мин.
Интегральный
параметр центральной гемодинамики МОК изменяется в процессе полового
созревания в состоянии относительного физического покоя мало. При работе в
зонах умеренной и большой мощности у подростков с 3 стадией полового созревания
он больше, чем у подростков с 1 и 2 стадиями. Во время работы в зоне
критической мощности достоверных различий не выявлено. Наиболее выраженные
изменения в кинетике МОК при работе в различных зонах мощности определяются к
концу периода полового созревания (таблица)
Таблица
Показа
тели
|
Ступени нагрузки
|
Стадии полового созревания
|
1-я
|
2-я
|
3-я
|
4-я
|
5-я
|
ЧСС, уд/мин
|
Исходн.
I
II
III
IV
V
|
83,7±2,9
118,5±2,1
133,1±4,5
161,3±3,6
179,4±2,6
192,9±1,2
|
87,7±4,9
120,9±4,9
133,2±4,4
160,4±3,6
174,2±3,4
188,8±3,1
|
82,6±3,7
117,5±3,7
140,9±4,0
160,5±5,2
155,7±4,8
189,9±3,4
|
84,1±2,5
118,6±2,8
135,7±3,8
154,5±2,5
171,0±1,8
182,7±1,6
|
75,9±4,9
114,7±6,5
138,5±7,9
152,2±6,1
170,1±3,5
180,8±3,5
|
УО крови, мл/мин
|
Исходн.
I
II
III
IV
V
|
52,9±5,6
72,5±8,8
73,1±7,5
70,3±4,3
68,9±5,2
72,0±4,8
|
56,3±5,2
79,9±8,8
82,3±7,6
84,5±7,3
68,0±6,5
|
60,0±3,5
80,4±4,1
88,0±7,2
86,6±6,2
87,1±5,4
83,2±4,2
|
68,8±3,5
94,6±2,8
98,0±3,1
99,6±2,99
98,9±3,6
98,4±4,0
|
74,3±4,4
97,0±6,8
104,3±7,3
109,4±8,6
110,7±7,8
108,0±4,6
|
МОК, л/мин
|
Исходн.
I
II
III
IV
V
|
4,7±0,9
8,5±0,97
9,6±0,8
11,2±0,6
12,3±0,8
13,8±0,95
|
4,7±0,5
89,6±0,8
10,5±1,1
12,8±1,0
14,4±0,9
13,96±0,8
|
4,99±0,3
9,5±0,05
12,4±1,0
13,8±0,98
15,2±0,99
15,7±0,8
|
5,9±0,3
11,1±0,4
13,5±0,5
15,5±0,5
17,0±0,7
18,1±0,6
|
5,7±0,3
11,3±0,7
14,2±0,6
16,5±0,8
18,7±1,3
19,8±1,1
|
Таким
образом, изучение динамики параметров кровообращения при мышечной деятельность
показано, что в процессе полового созревания адаптация функций центрального
кровообращения к физическим нагрузкам происходит главным образом за счет
увеличения УО крови. Переход на более экономичную форму адаптации
кровообращения к физическим нагрузкам в процессе полового созревания
сказывается и на физической работоспособности. Так, подростки с 5-1 стадией
полового созревания по показателям мощности работы в зоне большой мощности
работы превосходят подростков с 1-й стадией в 1,7 раза, а в зоне
субмаксимальной - в 1,4 раза. Обращает на себя внимание отсутствие в процессе
полового созревания прироста времени работы в зоне большой мощности, что,
по-видимому, связано с недостаточным развитием способности удержания
стабильного уровня кровообращения при переходе на новый уровень
функционирования.
Вывод
Изучение
адаптации физиологических систем к физическим нагрузкам разной мощности у детей
школьного возраста имеет большое значение для понимания возрастно-половых
закономерностей функционирования регуляторных систем при мышечной деятельности
и нормирования нагрузок. В результате проведенного комплексного исследования
удалось выяснить и выявить возрастные особенности ряда приспособительных
реакций двигательной системы, центрального, регионального кровообращения и
дыхания, обеспечивающих повышение в процессе индивидуального развития
физической работоспособности человека.
В период от
7-8 лет к подростковому возрасту значительно увеличиваются функциональные
возможности двигательного аппарата. Об этом свидетельствуют повышение мощности
и объема выполняемых нагрузок, рост величины максимального темпа движений,
предельной продолжительности работы, быстрое восстановление после нагрузок
функционального состояния нейромоторного аппарата.
Отмечено, что
с уменьшением интенсивности, но одновременно с увеличением времени выполнения
физической нагрузки и объема работы у мальчиков и девочек увеличивается период
восстановления функционального состояния нервно-мышечного аппарата. Однако и по
данному показателю у мальчиков после большинства нагрузок период восстановления
величины ЛВ ЧМП короче, чем у девочек. Анализ показателей центральной
гемодинамики при физической работе свидетельствует о том, что у всех
исследованных детей с возрастанием мощности нагрузки происходит увеличение МОК,
который достигает своих максимальных значений при нагрузке 50% и при дальнейшем
повышении мощности работы меняется незначительно. У мальчиков 7-10 лет ЧСС
равномерно растет от нагрузки 20 до 50%, а у девочек, наоборот, реакция ЧСС
менее дифференцирована. Пульс достигает у них высоких величин при выполнении
умеренных по интенсивности нагрузок уже к 13-14 годам.
Выявленные
возрасто-половые особенности центральной гемодинамики при мышечной
деятельности можно связать с разными факторами. Более ограниченные пределы
возрастания МОК у женского организма при физической нагрузке объясняют меньшими
объемами сердца и крови у них по сравнению с мужчинами. В возрасте от 7-8 до
13-14 лет происходит совершенствование механизмов адаптации системы
кровообращения к физическим нагрузкам. Однако в процессе становления
гемодинамических реакций в рассматриваемый возрастной период у мальчиков и
девочек наблюдаются существенные различия. К 9-10 годам у мальчиков расширяются
адаптационные возможности центральной гемодинамики, в то время, как у девочек в
большей степени выражено совершенствование регионарных сосудистых реакций в
ответ на физическую нагрузку. К 13-14 годам уже у девочек более выражено
совершенствуются функции центральной гемодинамики. Это особенно четко
проявляется в реакциях на нагрузки, энергетическое обеспечение которых
осуществляется за счет аэробно-анаэробных процессов.
Особенности
координационной структуры и регуляции движений предопределяли методический
подход к нормированию соответствующих упражнений. Нормирование нагрузок при
упражнениях типа ходьбы и бега обычно очновывается на оптимизации процессов
энергообеспечения и процессов кислородного режима. Факторы, ограничивающие
нагрузку для упражнений подобного типа, - развитие гипоксии и процессов,
затрудняющих доставку кислорода и богатых энергией веществ к месту их
потребления в организме. По этим физиологическим параметрам классифицируются
нагрузки ходьбы и бега в зависимости от возраста. При таком нормировании
допустимо применение показателя ЧСС. Для нормирования циклических упражнений,
используемых на уроке физической культуры, важно выделить такую умеренно
напряженную мышечную деятельность, которая может поддерживаться в течение
продолжительного времени без значительного увеличения кислородного долга.
Нагрузка 50% от максимальной может поддерживаться длительное время. Для оценки
влияния физических нагрузок на организм школьников можно пользоваться
классификацией нагрузок, включающей 5 зон:
1.
Зона низкой интенсивности (20-30%).
Здесь работа может выполняться очень длительное время. При этом все
физиологические функции организма не испытывают напряжения, ЧСС не превышает
100-120 уд/мин. Сюда относятся режимы выполнения упражнений с низкой
интенсивностью и малой скоростью (ходьба, велосипед, прогулки на лыжах и т.д.)
2.
Зона умеренной интенсивности (50% от
максимальной нагрузки).
Режим выполнения физических упражнений в этой зоне способствует
развитию общей выносливости. Величина пульса при выполнении нагрузок достигает
130-160 уд/мин. Работа в этой зоне способствует установлению взаимодействия
между функциями сердечно-сосудистой системы, дыхания и двигательного аппарата.
Вызывает напряжение физиологических функций в организме школьников при
мышечной работе. Выполнение нагрузки в этой зоне не превышает 4-5 минут у
младших школьников, и 10 минут – у старших.
4.
Зона субмаксимальной или высокой
интенсивности (80%).
Соответствует режиму выполнения упражнений (бег на короткие дистанции,
скоростно-силовые упражнения, статические нагрузки и др.), при котором работа
мышц, сердца и др. Органов и тканей обеспечивается в основном анаэробными
источниками энергии. Предельная продолжительность выполнения циклических
нагрузок у младших школьников – 50 с., а у старших – 1 мин. и более.
5.
Зона максимальной интенсивности (100%).
Соответствует выполнению физических упражнений с максимальной
скоростью, предельным темпом и усилением предельного времени выполнения
нагрузок до 10 сек. За столь малое время функциональные сдвиги
сердечно-сосудистой системы, дыхания и других функций не достигают высоких величин.
Список используемой литературы
1.
“Нормирование нагрузок в физическом воспитании
школьников» под ред. Л. Е. Любомирского; научно-исследовательский институт
физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР.
2.
«Основа ТМФК», учебник для технической физкульиуры.
3.
«Теоретические основы методики физического
воспитания». Ч. Т. Иванков.
4.
«Спорт и личность» под ред. А. В. Дмитриевой.
5.
«Физкультура в школе» под ред. М. А. Семенова.
6. Курс
лекций В.И.Ковалёва.