Роль физической культуры
Роль
физической культуры – заметно возросла в эпоху научно-
технического
прогресса.
Физическая
культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества
представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие
на развитие и воспитание всех слоев населения.
В наш век –
век значительных социальных, технических и физических преобразований
научно-техническая революция, как уже говорилось, наряду с прогрессивными
явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов. К ним следует отнести
гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной
современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка и
как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к
сердечно-сосудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.
Влияние
неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние
защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как
показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались
регулярные занятия физической культурой, которые помогли восстановлению и
укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим
нагрузкам. Чем дальше идет человечество в своем развитии, тем в большей степени
оно будет зависеть от физической культуры.
Совсем
недавно миллионы людей ходили на работу и с работы пешком, на производстве от
них требовалось применение большой физической силы, в быту люди также не могли
обойтись без выполнения трудоемких работ.
В настоящее
время объем передвижений в течение дня сведен к минимуму. Автоматизация,
электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифт, стиральные
машины в быту настолько повысили дефицит двигательной деятельности человека,
что это уже стало тревожным. Адаптационные механизмы человеческого организма
работают как в сторону повышения работоспособности различных его органов и
систем ( при наличии регулярных тренировок), так и в сторону дальнейшего ее снижения
(при отсутствии необходимой двигательной активности). Следовательно,
урбанизация и технизация жизни и деятельности жизни и деятельности современного
общества неизбежно влекут за собой гиподинамию, и совершенно очевидно, что
кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей,
минуя средства физической культуры и спорта, в настоящее время практически
невозможно.
Отрицательное влияние гиподинамии сказывается на всех контингентах населения и
требует поэтому использования в борьбе с ней всех средств, форм и методов
физической культуры и спорта.
Важнейшей
специфической функцией физической культуры в целом является создание
возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной
активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической
дееспособности.
Кроме
выполнения этой важнейшей функции отдельные компоненты физической культуры
нацелены на решение специфических функций частного характера.
К ним
следует отнести:
образовательные
функции, которые выражаются в использовании физической культуры как
учебного предмета в общей системе образования в стране;
прикладные
функции, имеющие непосредственное отношение к повышению специальной
подготовки к трудовой деятельности и воинской службе средствами
профессионально-прикладной физической культуры;
спортивные
функции, которые проявляются в достижении максимальных результатов в
реализации физических и морально-волевых возможностей человека;
реактивные
и оздоровительно-реабилитационные функции, которые связаны с
использованием физической культуры для организации содержательного досуга,
а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных
функциональных возможностей организма.
Среди
функций, присущих общей культуре, в выполнении которых непосредственно
используются средства физической культуры, можно отметить воспитательную,
нормативную, эстетическую и др.
В
решении центральной задачи всестороннего гармонического развития человека
участвуют все функции физической культуры в своем единстве. Каждая из ее
составных частей (компонентов) имеет свои особенности, решает свои частные
задачи и поэтому может рассматриваться самостоятельно.
БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Эта
часть физической культуры включена в систему общего образования в качестве
одной из учебных дисциплин, обеспечивающих разностороннюю физическую
подготовку.
Почему я считаю ее
одним из основных предметов обучения и воспитания? В первую очередь потому, что
я хочу, чтобы все вы были здоровыми советскими гражданами. Если наша школа
будет выпускать людей с испорченными нервами и расстроенными желудками,
нуждающихся в ежегодном лечении на курортах, то куда же это годится?
Таким людям будет трудно найти счастье в жизни. Какое же может быть счастье без
хорошего, крепкого здоровья? Мы должны готовить себе здоровую смену – здоровых
мужчин и здоровых женщин».
Базовая
физическая культура является основным звеном системы физического воспитания и
сопутствует практически всем периодам творческой жизни человека, начиная от
занятий в дошкольных учреждениях и кончая занятиями в группах здоровья в
пожилом возрасте.
Важнейшей
формой базовой физической культуры является школьная, представляющая собой
реализацию в педагогическом процессе основных задач физического воспитания в
виде учебных занятий. Уроки физкультуры обязательны для всех учащихся, их
содержание определяется государственной программой.
Кроме
школьной формы физическая культура включает в себя и другие виды организованных
секционных или самостоятельных занятий, способствующих общей физической
подготовке.
В базовую
физическую культуру частично входит и спорт, а именно - в его массовых формах-
в пределах 2-го спортивного разряда Единой всесоюзной спортивной классификации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Профессионально-прикладная, или производственная, физическая культура
направлена на решение задач развития и повышения профессионально значимых
качеств и навыков, на совершенствование подготовки людей к конкретной
деятельности. Она обусловлена влиянием на человека особенностей
профессионального труда и находится в прямой зависимости от его специфики.
Профессионально-прикладная физическая культура может как предшествовать занятию
профессиональным трудом и осуществлять в виде организованного и
целенаправленного процесса физического воспитания в ПТУ, техникумах, вузах и
других специальных учебных заведениях, так и проводиться на предприятии в
режиме рабочего дня (физкультпаузы, производственная гимнастика и т.п.) или в
свободное от работы время (восстановительные мероприятия).
Научными
исследованиями установлено, что высокий профессиональный уровень специалистов
требует значительной общей, а подчас и специфической физической
подготовленности. Обнаружена также прямая зависимость производственных
показателей от ее уровня. Так, люди, регулярно занимающиеся физкультурой и
спортом, значительно реже болеют, меньше утомляются к концу рабочей недели и
рабочего дня, а следовательно, производительность их труда намного выше.
Одной из
разновидностей профессионально-прикладной физической культуры является
физическая подготовка в армии и на флоте. Несмотря на то, что для большинства
военнослужащих, кроме кадровых офицеров, служба в армии не является
профессиональной деятельностью и военнослужащие рядового и сержантского состава
после демобилизации возвращаются к своим гражданским специальностям, этот вид
физической культуры по ряду причин необходимо рассматривать как составную часть
профессионально-прикладной физической культуры.
Во-первых, подготовка к защите Отечества – одна из основных задач физической
культуры.
Во-вторых, служба в Вооруженных Силах – конституционная обязанность каждого гражданина
мужского пола.
В-третьих, физ.подготовка в армии и на флоте имеет особую направленность,
отражающую не только специфику Вооруженных Сил в целом, призванных защищать
страну от возможного нападения, включая атомную агрессию, но и отдельных
видов: военно-воздушных сил, мотострелковых войск, ракетных, противовоздушной
обороны и т.д., а овладение конкретной воинской специальностью возможно
только с помощью средств и методов физической культуры.
Основная
цель физической подготовки в Вооруженных силах – достижение высокого уровня
готовности личного состава в короткий срок и с наибольшей эффективностью
решение боевой задачи.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Этот вид физ.
Культуры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на лечение или
восстановление функциональных возможностей организма человека в связи с
заболеванием или временной потерей работоспособности, вызванной значительным
утомлением. Наиболее важной частью этого вида является лечебная физкультура.
Лечебная
физическая культура является лечебно-педагогическим процессом,
предусматривающим сознательное и активное выполнение больным рекомендуемых
физических упражнений и назначенных процедур. Она располагает широким арсеналом
средств и методов воздействия на организм, таких, как лечебная гимнастика,
гигиеническая гимнастика, плавание, разнообразные двигательные режимы и
др.Применение тех или иных средств и методов, их дозировка научно обоснованы, а
в ряде случаев – при особенно тяжелых заболеваниях, как, например, инфаркт, -
лечение осуществляется по определенной научно разработанной программе.