Рынок информационных услуг в России: проблемы формирования и развития
Федеральное агентство по образованию
Пермский институт (филиал) государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономический
университет
|
|
Кафедра общей экономической теории
К
У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине «Экономическая теория» на тему:
Рынок информационных услуг в России: проблемы
формирования и развития.
|
|
Выполнил – студент I курса заочной формы обучения учетно-финансового
факультета, группы ЭПи - 12
Пепеляев
Михаил Юрьевич
Руководитель – Пфлюг
Вера Павловна
Оценка……………………………………………………….
Дата………………………………………………………….
Подпись……………………………………………………..
|
|
Пермь, 2008
Содержание:
Содержание………………………………………………………………………………….1
Введение……………………………………………………………………………………...2
1. Рынок информационных технологий в России………………………………………3
1.1 Краткий анализ рынка
ИТ………………………………………………………………..3
1.2 ИТ в России сегодня и
завтра……………………………………………………………4
2. Интернет (Рунет)…………………………………………………………………………7
2.1 Интернет общая характеристика
развития…………………………………………….7
2.2. Интернет, online – игры……………………………………………………….11
3. Великая «черная дыра» российской
экономики. ИТ в сельскохозяйственном комплексе……………………………………………………………………………………14
3.1. Иностранный опыт применения ИТ в
сельскохозяйственном комплексе………….14
3.2. Российские проекты ИТ в
сельскохозяйственном комплексе……………………….15
3.3. Национальный проект «Образование» в
сельской местности……………………….18
4. ИТ в торговле и общественном питании………………………………….20
4.1. Оптовая торговля………………………………………………………………………..20
4.2. Розничная
торговля……………………………………………………………………..23
4.3. Предприятия общественного
питания…………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………………..28
Список используемых
источников……………………………………………………….29
Введение
По оценкам IDC,
объем мирового ИТ-рынка (расходы всех категорий конечных пользователей на ИТ) в
2006 году составили порядка 1,16 трлн долларов. В период до 2010 года эта цифра
будет увеличиваться со среднегодовым показателем роста 6,3%, и в конце декады
объем ИТ-рынка достигнет 1,48 трлн долларов [#"1.files/image001.jpg">
Рис.1 Структура российского рынка ИТ по видам
затрат предприятий и организаций в 2005 году.
По оценкам CNА,
российский ИТ-рынок в 2005 году вплотную приблизился к отметке в 300 млрд.руб.
Примерно 250 млрд. руб. было потрачено на закупку нового программного
обеспечения и аппаратных средств, около 46 млрд. руб. израсходовано на оплату
услуг ИТ-аудита и ИТ-консалтинга и, наконец, немногим менее 3 млрд.руб.
предприятия и организации инвестировали в повышение квалификации своих
сотрудников в сфере ИТ (ИТ-обучение), что отчетливо видно на рисунке 1.
Существующий объем
и структура рынка обеспечивается спросом на ИТ со стороны трех основных групп
предприятий. В первую очередь, традиционно стоит отметить спрос со стороны
ограниченного числа гигантов экономики, заказывающих масштабные дорогостоящие
ИТ-проекты. Типичный пример в этом случае — внедрение ERP стоимостью от $1-2
млн. и до нескольких десятков млн. долларов. 70-80 % этой суммы, как правило,
составляет оплата лицензий и закупка необходимого ПО и АО [#"1.files/image002.jpg">
Рис. 2 Отраслевая структура рынка ИТ в 2005
году (по отдельным видам экономической деятельности).
Традиционно присутствующий
в тройке лидеров сектор добычи полезных ископаемых, ядро которого составляет
топливная промышленность, в 2005 году занимает 2-е место после машиностроения
по объемам затрат на ИТ. Добывающие отрасли относятся к первому эшелону
предприятий-заказчиков ИТ, насыщение которого современными информационными
технологиями уже полностью произошло и в настоящее время объемы потребления в
этом секторе создаются в основном за счет модернизации ранее внедренных
информационных систем. Примечательно, что по индексу ИТ-емкости, отражающем
затраты предприятий отрасли на ИТ к объему произведенной в отрасли продукции,
добывающая промышленность отстает не только от машиностроения, но и от
экономики в целом.
Сходная ситуация в
металлургии, хотя на протяжении всего своего существования она продолжает
оставаться одной из передовых отраслей российской экономики и, соответственно,
потребителей на рынке ИТ, замыкая тройку лидеров в промышленности. В
отечественном экспорте продукция металлургии занимает второе место после нефтегазовой
промышленности. Ориентация на внешний рынок обязывает предприятия отрасли
удовлетворять всем требованиям, предъявляемым мировой экономикой к основным
игрокам. Ясно, что это достаточно мощный вынуждающий фактор, ввиду которого
российская металлургия, скорее всего, не выйдет из тройки отраслей-лидеров
информатизации [#"1.files/image003.jpg">
Рис.3 Число
зарегистрированных доменов в зоне .RU, 2001-2005
В тройку самых
посещаемых ресурсов Рунета вошли поисковые сервера Yandex (в апреле 2006 года
его посетили около 23,4 млн человек, с учетом международного трафика) и Rambler
(20,8 млн посетителей), а также почтовый портал mail.ru (18 млн).
Рис.4 Индекс Rambler, 2006 год.
Ожидается, что к
2011 г. общее число фиксированных Интернет-соединений в России достигнет 16,6
млн., что почти вдвое превосходит уровень, достигнутый к концу 2006 г. – 7,3
млн. Согласно недавно опубликованным прогнозам IDC, в 2007 г. в результате
дальнейшего распространения широкополосного доступа и роста числа поставщиков
услуг широкополосного доступа, предлагающих наряду с доступом в Интернет услуги
передачи голоса и видео, широкополосные фиксированные соединения станут
преобладать над соединениями по коммутируемой телефонной линии.
В России поставщики
предлагают новейшие услуги, инвестируя в развитие предоставления тройных услуг
(голос, видео, данные) по широкополосному доступу и используя различные
технологии доступа в Интернет от FTTx до WiMAX.
Наибольший среди
крупнейших российских городов и регионов уровень распространения доступа в
Интернет отмечен в Москве, где в 2006 г., им были обеспечены 42% домохозяйств.
Исторически наибольшее количество Интернет-соединений в России сконцентрировано
в Москве и Санкт-Петербурге. Тем не менее, по мере роста спроса на доступ в
Интернет в регионах, особенно в жилом секторе, доля городов-лидеров несколько
сокращается [#"1.files/image005.jpg">
Рис. 5 Широкополосный доступ в России.
Специфика России
состоит в том, что лидирующей технологией «домашнего» ШПД является не ADSL (как
в большинстве других стран) и не сети кабельного телевидения (как в Северной
Америке), а кабельные Ethernet-сети. На конец 2005 года на долю
Ethernet-провайдеров, по оценке J’son & Partners, приходилось 62 %
«домашних» широкополосных подключений против 32 % у ADSL и 6 % у сетей
кабельного ТВ. По количеству широкополосных подключений, не использующих
технологию ADSL, Россия находится на 8 месте в мире и на 3-м в Европе [#"1.files/image006.jpg">
Рис.6 Технологии широкополосного доступа в Интернет
«домашних» пользователей 2005 год
Как показали результаты
исследования ROMIR Monitoring, по сравнению с началом года в IV квартале 2005
г. значительно уменьшилась доля «домашних» пользователей, выходящих в Интернет
по модему — с 43 % до 30 %. При этом медленно, но уверенно растет число
интернетчиков, которые используют для выхода в Сеть выделенную линию Ethernet
(с 32 % до 39 %), а также доля тех, кто подключается к Интернету по
широкополосному ADSL-доступу (с 18 % до 23 %). Москвичи наиболее активно (51 %)
по сравнению с выборкой в целом используют для выхода в Интернет выделенную
линию. И еще треть жителей столицы используют для выхода в Сеть широкополосный
доступ [#"1.files/image007.jpg">
Рис.7 Российский
рынок услуг доступа в Интернет, млрд. руб.
Рис. 8. Телекоммуникационная инфраструктура
отделений Почты России.
И это несмотря на
то, что преимущества WiMAX общеизвестны — это хорошее покрытие, доступные цены
на оборудование, короткие сроки ввода сети в эксплуатацию (при условии наличия
у оператора разрешений на использование частот) и пр. Построены и адекватные
модели взаимодействия операторов беспроводного широкополосного доступа и
интеграторов. Одну из них предлагает ГК «Синтерра», которая предлагает
развивать региональные мини-сети WiMAX. В рамках такого взаимодействия
магистральный оператор инвестирует в транспортную инфраструктуру и оказывает
услуги связи партнеру, который, в свою очередь, инвестирует в сети
широкополосного беспроводного доступа и оказывает телекоммуникационные услуги
конечным пользователям. Третий участник — интегратор — обеспечивает логистику и
сопровождение проекта. При оптимальном сценарии окупаемость проекта составляет
не более трех лет [#"1.files/image009.jpg">
Рис.9. Динамика экономических показателей по
проекту строительства региональных мини-сетей WiMax.
В технологическом
плане для использования беспроводных технологий в сельской местности нет ничего
сложного. Один из вариантов создания «беспроводного IP-села», предложенный
компанией IskraTel, подразумевает использовать WiMAX-канал «точка-точка», а на
отрезке непосредственной подачи трафика в дома — технологию Wi-Fi рис. 10.
Рис. 10. Схема организации беспроводного
доступа в сельской местности.
Развитие
беспроводного доступа на селе тормозит как по-прежнему громоздкая процедура
получения операторами разрешений на частоты, так и сам механизм универсальной
услуги. Последний построен таким образом, что в результате операторами
универсальных услуг становятся, как правило, традиционные операторы — компании
«Связьинвеста», а альтернативные операторы, включая провайдеров беспроводной
связи, часто остаются в стороне. Последние и сами не особенно заинтересованы в
предоставлении услуг на селе, ведь операторам будут компенсировать текущие
убытки (включая амортизацию), но сразу капитальные затраты им никто не вернет.
С другой стороны, во многих российских селах проводная связь обходится конечным
абонентам существенно дороже, чем сотовая. Большинство сельских жителей,
которые проживают в районах, охваченных мобильной GSM-связью, просто
отказываются от услуг проводной телефонии, поскольку установка телефона и
абонентская плата за него заметно выше, чем не очень интенсивное использование
мобильного телефона. В качестве технологии доступа в Интернет используется
GPRS/EDGE.
Первый в России
оператор сотовых сетей 3G компания «Скай Линк», предоставляющий услуги на базе
стандартов семейства CDMA 1X, указывает на высокий потенциал этой технологии
для предоставления услуг связи в сельских районах. К преимуществам стандарта, в
частности, относятся возможность подключения до 1000 домохозяйств на 1 сектор
(127 одновременных пользователей в секторе), обеспечение прямого канала с
пиковой скоростью 3,1 Мб/c (обратного — с 1,8 Мб/c), поддержка качества сервиса
(QoS), большой радиус действия базовой станции — до 50 км на открытой местности
(до 7-10 км при сложных рельефах) и пр. Решение на базе CDMA 1X обеспечивает
пользователей комплексом услуг: телефония, доступ в Интернет и передача данных,
организация видеонаблюдения и пр. Оно характеризуется быстротой развертывания
сети и относительно низкими эксплуатационными и капитальными затратами.
Там же, где сигнал
от базовой станции сотовой связи отсутствует, а использование проводной
инфраструктуры и сотовой связи затруднительно или невозможно по техническим и
финансовым причинам, оптимальным решением являются системы спутниковой связи на
основе технологии VSAT. В этом сегменте дела обстоят неплохо. Так, во втором
квартале 2007 года закончился монтаж 743 спутниковых станций, а в третьем
квартале 2007 года планировалось внедрить еще 225 станций. Наибольшее их
количество пришлось на регионы Сибири и Дальнего Востока. Так, в Иркутской
области установлены 179 станций, в Республике Саха (Якутия) — 245, в
Хабаровском крае — 220 [#"1.files/image011.jpg">
Рис.11. Соотношение
подключенных к Интернет городских и сельских образовательных учреждений,
2006-2007 гг.
Наиболее
распространена при подключении школ к Интернету технология xDSL (с ее
использованием подключено 80% сельских образовательных учреждений), далее
следуют спутниковый доступ VSAT (19%) и наземные радиолинии (1%). При этом в
тех селах, где используется технология VSAT, другая телекоммуникационная
инфраструктура, как правило, полностью отсутствует.
Рис. 12 Технология
подключения сельских школ к Интернет.
Потребность
подключения путем использования спутникового канала связи неравномерна в различных
регионах страны. Лидирующие позиции по установке VSAT занимают Чечня и
Дагестан, Иркутская и Читинская области, а также Красноярский край. Меньше
всего в спутниковой связи нуждаются Ярославская, Липецкая и Тульская область,
Чувашия и Кабардино-Балкария [#"1.files/image013.jpg">
Рис. 13 Информатизация
сектора оптовой торговли*.
ИТ-расходы
оптовиков — самые крупные в сравнении с другими отраслями торговли, более 9,6
млрд.руб. в 2006 году. По этому показателю отрасль занимает устойчивую долю в
3-3,5%% в объеме всех ИТ-затрат в экономике. При этом, по показателю доли,
которую составляют ИТ-расходы в валовой прибыли (немногим более 0,6%), сектор
оптовой торговли, напротив, стоит на одном из самых последних мест как среди
прочих секторов торговли, так и в по сравнению с большинством отраслей
российской экономики. При этом в течение последних трех лет оптовые компании
все большую часть прибыли отчисляют на ИТ. Так, в 2004 году доля расходов на ИТ
в секторе была ниже 0,4%.
С точки зрения
динамики информатизации, оптовые компании демонстрируют довольно высокие
результаты, темпы роста ИТ-расходов держатся на уровне 33-35% в год. Исключение
составлял лишь 2004 год, когда спрос на ИТ упал на 7,8%. Однако это было
следствием перегрева рынка годом ранее (рост ИТ-затрат в 2003 году составил
46,5%, что в 20 раз превышало темпы роста по рынку ИТ в целом) и не нарушало
общей картины уверенного наращивания объемов ИТ-расходов. Опережающие темпы
роста ИТ-расходов имели место в секторе оптовой торговли и в 2006 году — 35%
роста против 22,55 по экономике в целом [#"1.files/image014.jpg">
Рис. 14 Темпы информатизации сектора оптовой
торговли*.
Потребности
предприятий оптовой торговли являются более узкопрофильными, чем в остальных
секторах торговли. Эффективность функционирования, с одной стороны,
определяется состоянием и динамикой товарных запасов, с другой — отношениями с
поставщиками (производителями продукции). Поэтому основную роль в
информатизации оптовых предприятий играют информационные системы, управляющие
цепочками поставок, а также системы автоматизации складов (SCM, MRP и
WMS-системы).
Предприятия оптовой
торговли крайне заинтересованы в грамотной организации работы складов и
магазинов, оптимизации запасов и поддержании ассортимента. Специфика оптовых
компаний также заключается в применении информационных технологий для
организации быстрой логистики и сбыта скоропортящихся товаров. Склад — явление
довольно тонкое, в условиях интенсивного товарообмена, ускорения и роста числа
сношений с хозяйствующими субъектами разных типов, роста номенклатуры
хранящейся продукции, роста интенсивности отгрузок и прочих внешних факторов,
склад, оставленный на откуп «человеческому фактору», по меткому выражению
одного из экспертов, неотвратимо превращается «черную дыру». Автоматизация
работы складов — единственный способ обуздать эти процессы.
Среди основных
задач, которые решаются в оптовой торговле посредством автоматизации процессов
— это оптимизация использования площади склада, сокращение затрат на хранение
товара на складе, времени проведения всех складских операций, количества
ошибочных складских операций, повышение точности учета товара, снижение потерь,
связанных с ограниченным сроком реализации товара, уменьшение зависимости от
«человеческого фактора».
Оптимизация
взаимоотношений с поставщиками и предприятиями розницы позволяет создавать
цепочки поставок, состоящие из большого числа участников — производителей,
дилеров, дистрибьюторов и потребителей товаров. В данном случае важен акцент на
сокращении общего времени поставки, возможности контроля движения товаров в
цепочке, отслеживании образования добавочной стоимости.
Автоматизация
оптовых предприятий включает и традиционный для современной компании набор ИТ:
кабельные сети, системы безопасности электропитания, кондиционирования,
видеонаблюдения, телекоммуникационную инфраструктуру и проч. Однако, оптовые
компании не столь критичны, как например, розничные предприятия, к
фронт-офисным решениям — к установке программируемых контрольно-кассовых
аппаратов с терминалами, поддержке высокотехнологичных систем оплаты,
применению в работе мобильной связи, спутникового ТВ и т.п. При этом наличие в
сall-центров, корпоративного портала, доступа в Интернет, услуг или поддержки
услуг электронной торговли для оптовых компаний столь же важны, как и для предприятий
других секторов торговли и сферы услуг.
Итак, крупные
российские оптовые компании набирают обороты. Несомненно, влияние
информатизации на торгово-административный процесс растет. Затраты на ИТ
технологии растут с каждым годом. ИТ могут максимально уменьшить «человеческий
фактор». Соответственно и уровень обслуживания, спектр предоставляемых услуг,
маркетинговая политика оптовых сетей все теснее взаимодействуют с рынком
информационных технологий. На сегодняшний день, ни одна крупная российская
оптовая сеть не может обойтись без ИТ в своей повседневной работе.
4.2. Розничная торговля.
Предприятия
торговли вообще и розничной торговли, в частности, не относятся к числу
отраслей, особо чувствительных к информационным технологиям. Тем не менее,
предприятии розницы одни из самых активных ИТ-заказчиков в торговле. По итогам
2006 года затраты на ИТ (включая внутренние ИТ-затраты и расходы на
телекоммуникационные услуги) составили около 4,7 млрд.руб., что соответствует
доле 1,6% в общих затратах на ИТ в экономике и доле в 1,5% в валовой прибыли
отрасли. Предприятия остальных секторов торговли инвестируют в ИТ гораздо
меньшую часть прибыли: предприятия общественного питания — 1,3% от валовой
прибыли, автодиолеры — около 1%, оптовики — чуть более 0,6% [#"1.files/image015.jpg">
Рис. 15.
Информатизация сектора розничной торговли*.
При этом, надо
отдать должное российским предприятиям розницы и в том, что на фоне экономики в
целом, они сохраняют достаточно стабильные позиции по ИТ-развитию — не
опережая, но и не отставая от большинства отраслей. В данном случае можно даже
и не скромничать. Динамика темпов роста ИТ-расходов весьма впечатляет, особенно
для классической капитало- и ресурсоёмкой отрасли. Достаточно рассмотреть
временной отрезок 2003-2006 гг., чтобы убедиться в этом. По данным Росстата, в
2003 году прирост ИТ-затрат в рознице составил 14%, на фоне более чем скромного
роста ИТ-затрат по экономике в целом — 2,7% (розничные операторы нарастили
объем ИТ-затрат почти в 5 раз больше чем вся экономика). 2004 год удивил ещё
больше: прирост ИТ-затрат составил 109% при всё тех же 2,3% прироста в целом по
экономике. В 2005 году ИТ-затраты в рознице сократились на 2,6%, однако в
действительности это означает, что сектор розничной торговли почти не сдал
взятых в предшествующем году позиций, перейдя (с незначительными потерями) на
этот новый уровень инвестиционной политики [#"1.files/image016.jpg">
Рис. 16. Темпы информатизации сектора
розничной торговли*
Относительно
высокий объем и устойчивый рост ИТ-расходов в секторе розничной торговле
является заслугой продолжающих расти торговых сетей, которые аккумулируют в
своих штаб-квартирах огромные финансовые ресурсы. Крупным сетям нужны и
стандартные ИТ (минимально необходимые для торгового павильона современного
уровня), и более «продвинутые» технологии — нормальные для Запада, но
экзотические пока для России.
Потребность в
большинстве стандартных ИТ диктуется расширением сетей, через взаимопоглощения
и экспансию в регионы. В этой связи необходимо внедрение систем, обеспечивающих
оперативный доступ к единой, обновляемой on-line, информационной базе, что
позволяло бы повысить эффективность и эффективность взаимодействия внутри сети,
а также в связях с поставщиками. Для розницы особенно важны технологии хранения
данных и системы аналитической обработки информации, так как данные о состоянии
в различных точках сети и на рынке быть доступны «час-в-час». Отдельный упор в
последнее время делается на внедрении единой (для торговой сети) корпоративной
мультисервисной телекоммуникационной сети, обслуживаемой одним оператором и
обеспечивающей передачу разнородного трафика (звук, видео, Интернет,
количественные данные и т.д.).
Есть и экзотические
технологии, пока не нашедшие ещё применения в отечественных магазинах — это
автоматизированное обслуживание покупателя, когда ИТ, считывая штрих-код,
выбранного покупателем товара, показывает месторасположение в торговом
павильоне аналогичного (близкого по стилю, стоимости, размеру или иным
параметрам) товара. В результате покупателю может быть без особых временных и
трудо- затрат предложен целый набор близких по характеристикам товаров на
выбор. Другой вариант, столь же экзотической пока для российских магазинов и
российского покупателя ИТ, — приложения на базе беспроводного Интернета,
позволяющие покупателям, не покидая места рядом с полкой, на которой лежит
понравившийся товар, выйдя в сеть, сравнить цены на него со средними ценами по
другим торговым сетям, в других магазинах, районах и т.п.
Как бы ни были
экзотичны многие из перечисленных технологий для российской культуры
обслуживания и потребления, динамика ИТ-затрат свидетельствует о том, что
предприятия розницы, похоже, входят во вкус. Затраты на ИТ технологии растут с
каждым годом. Соответственно и уровень обслуживания, спектр предоставляемых
услуг, маркетинговая политика розничных сетей все теснее взаимодействуют с
рынком информационных технологий. На сегодняшний день, ни одна крупная
российская розничная сеть не может обойтись без ИТ в своей повседневной работе.
4.3. Предприятия общественного питания.
В секторе
общественного питания, как и в торговой отрасли в целом, определяющими
факторами конкурентоспособности являются не высокие технологии, а совершенно
другие, никак не связанные с ними вещи. Так, принципиальное значение имеет
наличие так называемого «якоря», обеспечивающего постоянный поток клиентов. Во
многом конкурентное преимущество ресторана определяет именно месторасположение.
Это в равной степени относится к заведениям общественного питания всех уровней
и типов (ресторанов, кафе, баров, кофеен, фаст-фудов и т.д.). Для предприятий
фаст-фуда и демократичных кафе наиболее выгодным является расположение возле
метро или на пересечении больших улиц и проспектов. Для элитных ресторанов
важно расположение в центральных, элитарных районах города, местах с развитым
комплексом искусств и развлечений и т.п.
Тем не менее,
технологии автоматизации ресторанного бизнеса всё больше начинают
рассматриваться как важный и необходимый компонент успешного бизнеса. Пока о
четких трендах в информатизации сектора общепита говорить нельзя, однако
существуют факты, указывающие на то, что и этот вид бизнеса начинает
приобщаться к высоким технологиям.
Объем ИТ-затрат в
секторе общественного питания (чуть более 500 млн. руб. за 2006-й год и 0,18% в
общих ИТ-расходах по экономике) — самый низкий не только в секторе торговле, но
и в сравнении с подавляющим большинством производящих и обслуживающих отраслей
экономики. При этом в объеме прибыли уровень расходов достаточно высок —
1,27%, что не намного ниже , чем в рознице (1,6%), зато больше, чем у
автодилеров (1%), и в 2 раза больше, чем у оптовиков (0,6%) [#"1.files/image017.jpg">
Рис. 17.
Информатизация сектора услуг общественного питания*.
В 2005 г.
госстатистикой был зафиксирован рост ИТ-расходов в секторе в 566%. На рубеже
2004-2005 гг. ИТ-затраты предприятий общепита выросли с 140 до 950 млн руб. До
этого темпы были ещё более неопределенные — в 2003 году скромные 3% роста, в
2004-м — падение почти на 19%. Таким образом, до 2005 года доля средств,
расходуемых в секторе общественного питания на ИТ составляла 0,6-1% от валовой
прибыли предприятий, что, как уже говорилось, один из самых низких показателей
по экономике. В 2006 году расходы снова резко упали (по предварительным оценкам
— на 45%), и хотя это выглядит закономерным (как правило, за резким «взлетом»
следует «провал»). Следует констатировать, что сегодняшний уровень ИТ-расходов
сопоставим с уровнем 2002 года. Таким образом, на протяжении периода 2002-206
гг. можно говорить скорее о стагнации спроса на ИТ в секторе общественного
питания, нежели о каких-либо тенденциях развития. Скорее всего, внедрения
происходят локальные и большей частью «разовые», без особых усилий по
дальнейшему развитию ИТ-инфраструктуры предприятий
[#"1.files/image018.jpg">
Рис. 18. Темпы информатизации сектора общественного
питания*.
При этом
предложение ИТ для предприятий общественного питания существует, а опыт имевших
место внедрений показывает, что ИТ в ресторанном бизнеса далеко не «пятое
колесо в телеге». Современный ресторан — это не просто место, где продают еду и
выделяют место для её поглощения, это красивый способ времяпрепровождения, один
из основных элементов досуга в современных городах. Организация подобного
процесса крайне сложна по своему содержанию и наполнению, требует соблюдения
санитарных и технологических норм, контроля за стилем и культурой поведения
обслуживающего персонала, за учетным процессом, а также анализа транзакций,
учета поступления продуктов, формирования стоимости блюд и полуфабрикатов,
процедур списания продуктов «под ноль» и т.д. Требование автоматизации всех
этих процессов вытекает, прежде всего, из необходимости учёта большого
количества деталей.
Удобство
автоматизации и информатизации процессов на предприятии общественного питания
очевидно не только с точки зрения «ведения дел», но и с позиций клиентов, так
как ИС позволяют более оперативно работать с расчетами с посетителями,
очередностью обслуживания, обеспеченностью предлагаемого меню всеми
необходимыми ингредиентами, без опасения, что их либо не хватит и всю вторую
половину вечера меню сократится вполовину, либо, наоборот, их окажется в
избытке и они сгниют, так и не попав на стол в составе блюда [http://www.rarus.ru/company/press/rsc074full.asp].
Современные ИТ,
разработанные специально для предприятий общественного питания, позволяют
значительно упростить, оптимизировать и ускорить целый ряд рутинных
повседневных, специфических для этого бизнеса операций.
Во-первых, ИТ берут
на себя процедуру формирования блюда на основе набора ингредиентов ]произвольно
и часто меняющегося во времени) и схемы закупки продуктов (не только от
организаций, но и с рынка по закупочным актам) и т.д. Автоматизируется ведение
списка блюд с учетом нормативов расхода продуктов, сезонных норм закладок
продуктов в блюда, «вложенности блюд» на основе использования справочников
продуктов и блюд (список ингредиентов может включать в себя как продукты, так и
другие блюда — с любой степенью вложенности).
Во-вторых,
современные приложения автоматически определяют расход ингредиентов по каждому
блюду, списывают нужное количество продуктов и рассчитывают себестоимость блюд,
рассчитывают себестоимость блюд, формируют калькуляционные карточки на блюда в
условиях динамического изменения закупочных, учетных и продажных цен. В
большинстве ИС заложены возможности ведение количественно-суммового учета
продуктов и блюд с контролируемым процентом наценки при назначении розничных
цен на блюдо, а также ведение «истории» отпускных цен на блюда и продукты.
В-третьих, ИТ
значительно облегчают и делают более строгим ведение учета продуктов и блюд на
нескольких кухнях и точках реализации. В данном случае ИС позволят
автоматически устанавливать разные цены на блюда и услуги, в зависимости от
места реализации и единиц измерения. За счет автоматизации упрощается процесс
движения товаров, например, организация поступления товаров непосредственно на
кухню или место реализации, минуя кладовую или перемещение продуктов на кухни
для производства блюда, либо в розничную продажу на точки реализации.
Наконец, ИТ
позволяют формировать меню для зала и прейскуранта барной продукции, а также
всего комплекса документов и отчетов по общественному питанию (меню, наряд,
марочный отчет, товарный отчет, заборный лист и проч.).
Подводя итог можно
сказать, что предприятия общественного питания начинают рассматривать
использование ИТ как неотъемлемую часть бизнес-процесса. Расходы на ИТ растут
вместе с развитием инфраструктуры предприятий. Информатизация предприятий
общественного питания — ещё не до конца и не всеми осознанная, но жесткая
необходимость для современного ресторатора. Правда, пока говорить о четких
трендах в информатизации отечественного общепита несколько преждевременно, в
связи с относительной молодостью отрасли для экономики России.
Заключение.
Подводя итоги
отметим, что новые технологии являются главной движущей силой в дополнение к
существующим силам мирового рынка.
Развитие ИТ в
России в двадцать первом веке – это первый и основной (если не единственный)
шанс России создать массовую производящую отрасль критической важности на базе
частной инициативы и отработать партнерские отношения бизнеса и государства.
Учитывая положение России в мире, она должна иметь высокий уровень
использования ИТ у населения, в бизнесе, сфере образования и у государства, как
всякая крупная цивилизованная страна. Но для великой державы принципиально
важно стать и крупным производителем ИТ высокого уровня на внутренний и внешний
рынок. Экономический эффект от развития производства ИТ будет не столько
сказываться в самой отрасли ИТ, сколько распространяться в остальных сферах
деятельности человека.
Опережающий рост
выпуска информационного и коммуникационного оборудования наблюдается уже
десятилетиями. С начала 90-ых годов две трети прироста общего развития ИТ-комплекса
связано с услугами и ПО. В России именно в этом секторе есть потенциал
развития. Бизнес активно начинается включаться в борьбу за рынок ИТ, что
привлекает не только западные но и отечественные инвестиции в данный сектор
экономики, но пока явно недостаточные.
Новая программа «Электронная
Россия» дает определенные перспективы на будущее (если она будет
профинансирована) для развития спроса на продукцию ИТ в стране. Она лежит в
русле традиционных программ расширения потребления ИТ за счет бюджетных средств
в рамках госуправления и образования. Можно с уверенностью заявить, что
высокотехнологичный комплекс российского рынка не останется без поддержки
государства, для этой надежды у нас есть все основания.
Российская зона
Интернета – Рунет активно растет. Число пользователей и IP-адресов
увеличивается с каждым годом, превосходя все прогнозы аналитиков. И что не мало
важно, охватываются не только крупные мегаполисы и областные, краевые центры,
но и провинция, сельская местность. Сближение города и деревни, на сегодняшний
день, напрямую зависит от использования ИТ технологий, правильной расстановки
приоритетов. Бездумное копирование западного опыта России не нужно.
Все больше и больше
торговых сетей обращаются к современным телекоммуникационным технологиям.
Сегодня это не дань моде, а способ выживания в жесткой конкурентной борьбе.
Торговые сети ведут агрессивную экспансию в регионы, и для эффективного
управления структурными подразделениями им необходимо широко внедрять ИТ в
своей работе. Качество оказания услуг, контроль за спросом и предложением,
расширение сферы влияния, общий контроль за подразделениями – все это для
оптовых и розничных сетей находится в прямой зависимости от информатизации
компании.
Все аналитики
сходятся к тому, что рынок ИТ в России будет развиваться и дальше, для этого у
него есть все предпосылки. Быстро растущий спрос, как на внутреннем, так и на
внешнем рынках, поддержка государства уже не на уровне слов, а конкретных дел и
долгосрочных программ. Уровень информационной грамотности населения также
растет, но существует целый ряд проблем: отдаленность региона, низкий уровень
жизни и т.д. Остается и непонимание использование ИТ и со стороны руководителей
предприятий, что также вредит развитию рынка ИТ.
Однако, ИТ-рынок в
России растет, отрасль для экономики страны в целом, по сравнению с Западным
рынком ИТ, молодая, но очень перспективная. Российские мозги, западные
инвестиции и поддержка государства – вот трио возможного успеха. В ближайшем
будущем мы увидим, во что все это вольется. Но судя по нынешним раскладам, по
текущей расстановке сил, нас явно ожидает что-то грандиозное, к которому стоит
идти навстречу. И мы пойдем...
Список используемых источников:
- Сайт Агентства CNews, http:// www.cnews.ru.
- Сайт ФЦП (Федеральная целевая программа)
«Электронная Россия», http://e-rus.ru.
- Сайт Министерства информационных технологий
и связи РФ, http://www.minsvyaz.ru.
- Сайт Русский Tom's Hardware Guide, http://www.thg.ru.
- Сайт Свободная энциклопедия «Википедия»,http://ru.wikipedia.org.
- Сайт Федеральный образовательный портал
ЭСМ, http://www.ecsocman.edu.ru.
- Сайт компании Maximaster Group, http://www.maximaster.ru.
- Сайт компании Microsoft,
http://www.microsoft.com.
- Сайт РИА ERPNEWS, http://erpnews.ru.
- Сайт Национальная ассоциация инноваций и
развития информационных технологий (НАИРИТ), http://www.nair-it.ru.
- Сайт аналитического агентства IDS Russia/CIS, http://www.idc.com/russia.
- Сайт Российский НИИ развития Общественных
Сетей, http://www.ripn.net.
- Сайт компании Rambler,
http://www.rambler.ru.
- Сайт компании J'son & Partners, http://www.json.ru.
- Сайт компании Romir Monitoring,
http://romir.ru.
- Сайт HabraHabr,
http://www.habra.ru.
- Сайт Сервисы DirectCod,
http://direct.cod.ru.
- Сайт компании Nikitaonline, http://www.nikitaonline.ru.
- Сайт компанииWeb Interactiv World, http://wiw.ru.
- Сайт компании It-territory
http://www.it-territory.ru.
- Сайт компании GDTeam, http://gdteam.com.
- Сайт РосБизнесКонсалдинг, http://marketing.rbc.ru.
- Сайт Деловой квартал, http://dkvartal.ru.
- Сайт межрегионального центра Gis Market Support Association,
http://gisa.ru.
- Сайт Wimax, http://wimax.livebusiness.ru.
- Сайт Приоритетный национальный проект
«Образование», http://rost.ru.
- Сайт издательство Открытые системы, http://www.osp.ru.
- Сайт Внедренческий центр 1С-рарус, http://www.rarus.ru.
- Сайт Федеральная служба государственной
статистики, http://www.gks.ru.
- Сайт поисковая система Yandex, http://www.ya.ru.
- Сайт поисковая система Google, http://google.com/ru.