Валентин Распутин (биография)
Валентин Распутин.
Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в
крестьянской семье.
Биография Распутина – в его творчестве: Здесь даны и
родословная писателя , и вся история ангарской деревни Аталанки , где родился
Валентин Распутин. Дом и мир. Выходцы с русского севера , из мурманских краёв ,
а другой ветвью из архангельских основали на Ангаре две деревни , но теперь не
осталось ни одной , обе ушли на дно. «Не каждому поколению приходиться пережить
уничтожение колыбели , в которой формировалось его духовное существо». Поэтому
картины природы в произведениях Распутина наполнены мистическим смыслом. «Какое
огромное сердце может вместить подобный масштаб всенародного несчастья». Оттуда
с берегов Ангары и главные герои писателя. Дедушка по отцу , в котором
просматривалась примесь коренной сибирской породы , этакая тунгуссковатость , и
бабушка с её чисто русским, ликовым лицом , суховатым и удлинённым , - это
рассказ «Василий и Василиса». Ещё бабушка Марья Герасимовна известна нам под
именами старух Анны и Дарьи.
Несправедливая судьба отца , пострадавшего из-за
украденной у него сумки с казёнными деньгами. Великое терпение матери. Всё это
тоже в книгах Распутина.
Открылась ли в раннем детстве одарённость мальчика?
Видела и поняла эту одарённость мать мальчика , если приняла решение учить сына
дальше – при трёх детях и безотцовстве . Видел и дядя Ваня , шофер , привёзший
мальчика в Усть-Уду райцентр. «Мы тебе парень, не дадим пропасть». Видели и
земляки в деревнях , через которые мальчик бегал в каникулы домой за пятьдесят
километров,-окликали и наперебой поили чаем.
После школы в 1954 году поступил на
историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы
стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на
себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у
Лёшки» и был опубликован в альманахе «Ангара» (1961г.).
Окончив университет в 1959 году , Распутин несколько
лет работал в газетах Иркутска и Красноярска , часто бывал на строительстве
красноярской ГЭС и магистрали Абакан – Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном
позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого
неба».
В 1956 году Распутин показал несколько новых рассказов
приехавшему в Чибу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину ,
который стал «Крёстным отцом» начинающего прозаика.
Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого
света» была издана в 1967 году в Красноярске. В том же году выходит повесть
«Деньги для Марии».
В полную силу талант писателя раскрылся в повести
«Последний срок» (1976г.) , заявив о зрелости и самобытности автора. Затем
последовали повести «Живи и помни»(1974г.), и «Прощание с Матёрой» 1976г.),
поставивших их автора в ряд лучших современных русских писателей.
В 1981г. вышли новые рассказы: «Наташа» , «Что
передать вороне» , «Век живи - век люби». Появление в 1985 году повести
Распутина «Пожар» отличающейся остротой и современностью проблем , вызвало
большой интерес у читателя.
В последние годы писатель много времени и сил отдаёт
общественной и публицистической деятельности , не прерывая творчества. В 1995
году вышел в свет его рассказ «В ту же землю», очерки «Вниз по Лене – реке», в
1996г. рассказы «Поминный день», в 1997г. «Нежданно – негаданно», «Отчие
приделы». Живёт и работает в Иркутске.
Критики отмечают - присущее Распутину чувство вины и
боли за происходящее в мире приближает его произведения к классикам – Толстому
и Достоевскому. Писатель показывает девальвацию ясного, простого, деревенского
характера. Люди оторванные от своих корней , превращаются в духовных
«архаровцев». «Пожар», «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Живи и помни» -
это живое свидетельство исчезающего мира деревни.
Имя Валентина Распутина в сознаниях читателей долгое
время неотделимо было от доброго десятка имен его сверстников , которые все
почти в одно время появились на страницах художественной периодики. Критики не
без резона, объединила их понятием – молодая деревенская проза. Для них
излюбленным жанром стала повесть , жизненным материалом – деревня – как правило
, за уральским хребтом и на севере – вологодская , архангельская, костромская
области. Героем – человек этой деревни – тот , что и доселе живёт на земле
своих дедов , и тот , что в силу разных , объективных и суетных причин покинул
родную землю, ушел в город и домой наезжает не часто и не надолго.
Как бы ни были близки друг другу по духу , по идейным
и эстетическим устремлениям той или иной плеяды литературной – близнецов в
литературе не бывает. Вот и в отношении В. Распутина тому, кто приглядывался к
его творчеству с самых истоков, с первых публикаций в журналах Сибири – очерк
«Вниз и вверх по течению» – несомненным становилось , что имя его чаще
повторяется и звучит громче других имён. Так было когда после ряда очерковых публикаций
– книжек появилась первая , получившая всесоюзное звучание , повесть Распутина
«Деньги для Марии» (1967г.) , так было и со следующей повестью «Последний срок»
(1970г.), и со следующими «Прощание с Матёрой» (1976г.), «Пожар» (1986г.).
Повесть «Пожар» опубликованная журналом «Наш
современник» , в 1989 году была удостоена Государственной премии СССР.
В своих произведениях Распутин раскрывает единство
людей с природой , таёжную романтику, старается разобраться в сложности
внутреннего мира человека.
Валентин Распутин – художник болеющий за человека ,
врачующий его раны.
Природа его творчества гуманность «Нет сейчас проблемы
важней , чем высокое , достойное времени, нравственное утверждение человека» ,
- говорит писатель , объясняя не только содержание собственного творчества , но
и главное направление художественных исканий всей советской литературы.
В. Распутин вошел в нашу литературу сразу , почти без
разбега и как истинный мастер слова.
В своих повестях он ведёт речь о таких вещах и
событиях человеческого существования , которым недомолвки и различные вариации
попросту несвойственны , не в природе этих событий.
В повестях «Последний срок», «Живи и помни» речь идёт
о жизни и смерти.
Природой предусмотрено так , что решающий факт жизни –
рождение человека – навсегда остаётся для него тайным и неизвестным: никто не
знает и не помнит своего рождения , не знает и не помнит своего раннего
младенчества , смерть же факт сознательный.
Едва ли не каждый взрослый человек , тем более человек
преклонного возраста , хоть раз да заглянул в лицо своей смерти, почувствовал
её очевидную близость при каких – то экстремальных обстоятельствах. И если
рождение человек не может приложить к себе, то чуждая смерть приложима к
каждому из нас…
Немногие прослеживали её так внимательно на протяжении
многих страниц , как это сделал Распутин в «Последнем сроке».
«Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле
русской печки и дожидалась смерти, время для которой уже пришло, старухе было
под восемьдесят», - так начинается повесть. «Ночью старуха умерла» - так она
заканчивается.
Поведав о жизни и смерти простой русской женщины
писатель приблизил нас к неброской святящейся красотою изнутри русского
народного характера. Анна умирает долго и трудно. Силы то совсем её покидают,
то вдруг возвращаются вновь , обманув, хоть ненадолго, стоящую у постели
смерть. В этот период в сознании Анны возникает её прошлое и настоящее, перед
нами проходит вся её жизнь , жизнь человека с глубоко индивидуальной и в то же
время такой типичной для её поколения , для всего послереволюционного
крестьянства женской судьбой. Во внутренних монологах Анны , в её непрерывных
раздумьях , когда каждое суждение , каждая сценка словно омыта чистотой и
бескорыстием последнего , предсмертного чувства, здесь слышится голос мудрости,
доброты и всепрощения – особенно тогда , когда трое из детей покидают мать в
самый канун её смерти…
Да всепрощение и надежда , выстраданные собственной
жизнью , которая подошла к концу и в которой было всё: рождения и смерть,
разлуки, радости, письма, ожидания и встречи. Будничный и навсегда поэтичный
труд , которым создано всё вокруг неё…
На долю детей Анны выпало тяжелое военное детство без
отца, раннее расставание с родным домом, годы одинокой жизни.
К старухе матери из разных городов и сёл собрались ,
чтобы проститься с ней , её взрослые дети – каждый со своим характером со своей
судьбой. Мать при смерти , вот – вот умрёт и дети перед нею – только дети, и
всеми владеет чувство потери , чувство долга по которому они, уже многие годы
не встречались , оказались под одним кровом. И характеры их в этом общем
чувстве как бы смешиваются , стираются, для них самих и сейчас не имеет
значения. Но только становится матери лучше , стоит ей как бы воскреснуть и
дети опять обретают свои характеры, свои привычки и различные свои взгляды на
жизнь. Мать умирает, но при ней уже не все дети. Не дождались смерти ,
«последнего часа», матери. Разъехались дочери Люся и Варвара по своим делам и
заботам надеясь на благополучный исход.
Не ради смерти старухи Анны была написана повесть
«Последний час», а ради живых, эта долгая смерть нужна была чтобы показать нам
сполна характеры каждого из детей Анны, каждого из живых в окружении умирающей.
А перипетии смерти – это перипетии их жизней, их отношений друг к другу.
Автор глубоко проникает в мысли и чувства людей всех
возрастов.
И здесь, в этой повести даётся безупречное соотношение
между живым и умирающим. Между настоящим и прошлым , к которому старуха Анна и
дети её то и дело невольно возвращаются. Все характеры детей Анны доступны и
завершены. «Живи и помни» – повесть продолжающая тему жизни и смерти. Главная
героиня в этой повести Настёна Гуськова. И в этой повести смерть , но смерть
Трагическая. Гибнет чудесная и светлая женщина. Смерть
её не в срок, и не во время пришла. Это не та смерть как у старой Анны из
«Последнего срока», и поэтому гибель Настёны воспринимается нами как что-то
несправедливое , как непростительная ошибка жизни, грубая и трагическая. По
всем чувствам нашим, по симпатиям и антипатиям умереть должен был муж Настёны –
Андрей Гуськов. Дезертируя с фронта в последние месяцы Великой Отечественной
войны Андрей Гуськов по ночам пробирается после госпиталя в свою деревню
Атамановку. Изначально он как будто не сомневается : вот он побудет дома ,
повидает близких , а дальше ему одна дорога – смерть. Он её заслужил , он её не
боится. Но это логика труса, предателя , прикрывая свою трусость желанием
увидеться с родными людьми, Андрей сознаёт , что всё что он думал, не так и не
то. Просто он боится смерти , боится страшно и безудержно. Его страх смерти и
есть та единственная слабость и сила толкнувшая его на побег с войны.
Достигнув Атамановки, скрываясь в её окрестностях
Андрей живёт в состоянии глухой и всё более ожесточенной войны с окружающим его
миром : лесом, рекой, живностью в тайге, мужиками из собственной деревни, за
которыми наблюдает издалека. В этой иступлённости с которой он преследует коз,
просматривается не только желание насытится едой, но и желание из преследуемого
самому превратится в преследователя, самоутвердится в своей силе над слабыми и
ни в чём не повинным созданиями. Он не добил раненое животное , а стоял и
смотрел, стараясь не пропустить ни одного движения этой мучительной агонии. От
своего животного страха перед наказанием и смертью Гуськов постепенно начинает
«озверевать». Сначала воя из желания передразнить волка, повадившегося в
зимовье, постепенно Гуськов чувствует , что именно в этот «тонкий и длинный,
режущий по живому , жалобный и убийственный стон» способен хоть как – то
облегчить, выразить его зарастающую звериной шкурой душу. Страх за свою жизнь ,
отсутствие общения с людьми, жизнь в тайге среди зверей всё это постепенно
превращает его в зверя. Настёна с каждой встречей всё меньше узнавала мужа.
Этой женщине светлой и чистой выпало решать, действовать и при этом любить и
ненавидеть одновременно. Она чувствовала, глядя на мужа «что она сразу же
покрывается противной звериной шерстью и что при желании она может по звериному
же и завыть».
Андрей трус, предатель, эгоист. Но Настёна вдруг, в
одночасье обнаружила, что её муж, её любимый, её суженный, долгожданный и
желанный вернулся, но вернулся тайно, тишком вернулся. Не героем, не
победителем, не рядовым, хотя был участником событий, которыми живут души
народные и её Настина душа простая жила.
У одной подруги мужа убило на войне, у другой калека
домой вернулся, а у Настёны дезертиром вернулся , преступником…
Встреча с мужем для Настёны была долгожданной и
желанной, но превратилась в «воровскую и жуткую». Не об этом мечталось Насте
долгие дни ожидание встречи.
Мы ощущаем бездонную сложность ставшего перед нею
вопроса – как быть? Перед каким неописуемо сложным испытанием поставила её
жизнь. Трагедия всегда заключает в себе вину и рок. Это испытание превышало
силы Настёны . Застигло её глубокое, чистое от природы, но ещё не
сформировавшееся чувство врасплох. Течение событий и внешне и внутренне ведёт к
единственному верному и возможному психологическому руслу – самоубийству.
Самоубийство Настёны удесятеряет вину Андрея. Нет,
она не простила Андрею его вины , но она как сильная и любящая натура, не в
силах принять как искупление, как спасение людское наказание. Она сама себя
приговорила и наказала смертью. Это как бы ощущение, тот единственный маг
которым в её представлении она сможет искупить, и сбыть свою вину перед людьми
и собой.
чтобы превратится в зверя, которому ничего на свете
не жаль, ничего не надо, кроме удовлетворения животных потребностей. Трагедия
Настёны – это не только личная, но и глубоко общественная трагедия, поскольку в
ней не остаётся безучастным не один житель села Атамановка. Лицо народа сурово
непреклонно. Люди шли на любые жертвы ради победы в справедливой,
освободительной войне. Эта война и в голодной сибирской деревушке двадцати с
небольших домах, война в душе каждого её жителя , и значит они не могут не
видеть в дезертире своего врага, не могут терпеть его существования рядом со
своим. А то, что дезертир из их среды , из их деревни ещё больше усиливает
чувство ненависти к нему. Поэтому отец Андрея, старик Гуськов, догадываясь о
том что сын его где – то здесь рядом, и тот жесток и непреклонен по отношению к
нему, сыну своему. Кто знает , что прозойдёт если отец и сын встретятся лицом к
лицу где – нибудь в тайге? Может быть тихо, деловито, со страшной болью в
сердце и со слезами на глазах отец сам бы вынес исполнил бы смертный приговор
дезертиру , чтобы очистить свою совесть и совесть всего селения Атамановки.
Совесть народа, которому он принадлежит.
«Живи и помни» – поясной поклон нынешнего поколения
всем , кто прошёл и выстоял войну, кто не согнулся и не победил в тылу и на
полях сражений. Повествуя о днях минувших, это произведение Распутина целиком
обращено в день сегодняшний. Оно завёт сегодняшнего читателя жить честно и
прямо. Служить родине самоотверженно , по закону того истинного благородства,
которое в родстве со своим народом неотделённости от него и состоит. А нет
первые же шаги неверные, даже малая твоя ошибка приведёт неизбежно к полному
поражению, трагедии, позору.
Герои Распутина живут как будто бы только сами по
себе, думают ограниченно, не касаясь проблем общечеловеческих, а в то же самое
время они очень даже общечеловечны.
В «Прощании с Матёрой» Распутин ещё больше раскрывает
перед нами, читателями , эту общечеловечность своих героев. «Что должен
чувствовать человек, ради которого жили поколения?», …- спрашивает автор. Он
снова очень просто, житейски и обобщённо ведёт речь о человеке вообще. В новь и
вновь писатель обобщается коренным вопросом жизни и смерти человека, истоком и
целью его существования , его отношение с обществом и природой. Только теперь –
это почти сегодняшний день с его радостными и нелёгкими проблемами, и в центре
внимания писателя – уже не два и не три человека , а судьба целой деревни
которой уготовано встать на перекрёстке противоречивых созидательных забот века
19-го.
Матёра, остров на реке Ангоре должен уйти под воду.
Ниже по Ангоре строят плотину для электростанции. Вода по реке и речкам
поднимется и разольётся, затопит многие земли , в том числе и Матёру. Вся
деревня должна выселится на правый берег Ангары. Вчитываясь в повесть
«Прощание с Матёрой» невольно оглядываешься на события четвертьвековой
давности, когда проблема преобразования природы, самоголика земли для нужд
человека впервые в весь рост стали перед народом, который только – только
залечил сияющие раны и боли войны. Когда народ собрался для нового дерзкого
прыжка в будущее. При решении задач более масштабных люди ведут себя
осмотрительней. Сложность и хрупкость взаимосвязей человека, общества, природы
стало очевидно. Охрана окружающей среды, равновесие в природе экологическое эхо
– это и многое другое поставлено во главу угла в повести «Прощание с Матёрой»
эта попытка взглянуть на созидательную деятельность человека с того берега, так
сказать, берега которому суждено будет стать дном будущего моря. Это не только
допустимое но и закономерная попытка, необходимая для дальнейшего развития и
жизни страны. В повести постоянно звучит голос старухи Дарьи и её подруг. Этот
остров их жизнь прошлое, их земля , их верование , традиции, устой , могилы
предков. «Матёра» – это земля вскормившая поколения селян и обухоженная ими,
политая потом их , благодатная эта земля будущее новых поколений селян – вдруг
стала для духовно выхолощенных «товарищей» вроде Жука – безликой «территории».
Сами же матёрцы стали «граждане затопляемые». Вот и беседуют, размышляют за
чаем старушки как оно там будет на другом берегу. Удобен ли берег тот будет для
домов, погребов, плодородна ли будет земля . С болезнью следят за легко
оторвавшемся от своего родного гнезда Андреем.
В книгу Героя Социалистического Труда В. Г.
Распутина входит повесть «Прощание с Матёрой» , «Пожар» , составившие волнующую
диалогию о трагических судьбах сибирских крестьян, которые испытали в периоды
застоя и гигантомании, ликвидации, «неперспективных» деревень испытывают до сих
пор разрушительные последствия неразумного хозяйствования , хищнического
отношения к природным богатствам и людям.
Одним из самых ярких образов является невидимая фигура
хозяина из повести «Прощание с Матёрой». Хозяин понимает, что прощание с миром
деревни неизбежно. « Кому – то надо начинать последнюю верность , с кого – то
надо начинать». Всё что живёт на свете, имеет один смысл – смысл службы. И
всякая служба имеет «конец». Прозе Распутина свойственна глубокое внутреннее
напряжение при внешней отстранённости автора, что приближает её к языку
библейских притч.
«Прощание с Матёрой» опубликовано в 1976 году в
журнале «наш современник», а затем вышло в однотомнике с другими произведениями
Распутина в издательстве «Молодая гвардия». Повесть «Пожар» опубликованная
журналом « наш современник» в 1989 году удостоено Государственной премии СССР.
В мае 2000 года писателю была вручена премия
Александра Солженицына за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной
жизни , вращённости с русской природой и речью , душевностью и целомудрие в
воскрешение добрых начал.
Использованная
литература:
1.
«Строгая литература» – Б.
Пайкин
2.
«Общность цели» - Н.
Машовец
3.
Валентин Распутин «Повести»
«Молодая гвардия» 1976г.
4.
В. Распутин «Пожар» и
«Прощание с матёрой». «Советский писатель» 1990г.
5.
Н. Тендитник «Очерк жизни
и творчества В. Распутина». Москва «Голос» 1999год……………………………………