Транспортная система (Восточного Казахстана)
Введение
Транспорт является важным
элементом в развитии экономики области. Его деятельность неразрывно связана с
изменением объёмов выпущенной промышленной и сельскохозяйственной продукции,
товарооборота потребительских товаров.
На диаграмме представлена
динамика индекса физического объёма произведённой продукции и индекса объёма
перевозок грузов:
В
Восточном Казахстане транспортный комплекс представлен такими видами
транспорта, как автомобильный, железнодорожный, городской электрический,
воздушный и внутренний водный. Основным перевозчиком, как грузов, так и
пассажиров является автомобильный транспорт. В таблицах представлено
распределение объёмов грузовых и пассажирских перевозок предприятий и физических
лиц по видам транспорта, согласно данным за 9 месяцев 2000 года:
|
тыс. тонн
|
удельный вес
к итогу, %
|
Перевезено грузов всего,
в том числе
|
128143.0
|
100.00
|
Автомобильным
|
110275.9
|
86.05
|
Железнодорожным
|
17798.6
|
13.9
|
Внутренним водным
|
68.4
|
0.05
|
Авиационным
|
0.1
|
-
|
|
тыс. пассажиров
|
удельный вес
к итогу, %
|
Перевезено пассажиров всего,
в том числе:
|
303338.1
|
100.00
|
Автомобильным
|
292109.9
|
96.3
|
Электрическим
|
9818.0
|
3.24
|
Железнодорожным
|
1362.3
|
0.45
|
Авиационным
|
43.2
|
0.01
|
Внутренним
водным
|
4.7
|
-
|
Объёмы
перевозок грузов
всеми перевозчиками по видам транспорта в динамике выглядят следующим образом:
Как
видно из графика, автоперевозки, авиаперевозки и железнодорожные перевозки
грузов стабильны по своим ежегодным объёмам. Речной грузовой транспорт общего
пользования области, с банкротством Восточно-Казахстанского речного
пароходства, официально в прошлом году был представлен лишь паромными переправами.
В текущем году
грузоперевозки на всех видах транспорта увеличились. По данным за 9 месяцев
2000 года объёмы перевозок грузов автотранспортом возросли по сравнению с
аналогичным периодом 1999 года на 25.7%,
железнодорожным – на 20.4%, авиационным – в 4
раза, внутренним водным - в 17.5 раз.
Объём пассажирских
перевозок
до начала текущего года в целом ежегодно уменьшался. Сокращался пассажиропоток
на железнодорожном и городском электрическом транспорте, не работал в 1999 году
пассажирский речной флот. Вместе с тем увеличивается ежегодный объём перевозок
пассажиров автомобильным транспортом, приостановилось в 1999 году сокращение
авиаперевозок. В таблице представлены объёмы перевезённых пассажиров всеми видами
транспорта, принадлежащего предприятиям и физическим лицам за период с 1996 по
1999 гг.:
|
1996 г.
|
1997 г.
|
1998 г.
|
1999 г.
|
Автомобильный, млн. пассажиров
|
334.3
|
310.3
|
316.2
|
320.3
|
Городской электрический, млн. пассажиров
|
24.7
|
20.4
|
16.9
|
11.1
|
Железнодорожный, млн. пассажиров
|
1.7
|
1.8
|
1.5
|
1.2
|
83.0
|
58.0
|
39.3
|
43.0
|
Внутренний водный, тыс. пассажиров
|
143.8
|
32.0
|
15.4
|
-
|
В текущем году наметился
рост пассажироперевозок на всех видах транспорта кроме железнодорожного.
Внутренний водный пассажирский транспорт после процедуры банкротства ВК речного
пароходства передан в управление вновь созданному ТОО «Иртыштранс». За 9
месяцев текущего года относительно января-сентября 1999 г. автобусами и
легковыми автомобилями перевезено пассажиров на 20% больше, трамваями – на 27.8%, самолётами – на 38%, поездами - меньше на 3.6%; объём перевозок речным транспортом составил 4.7 тыс.
пассажиров.
Автомобильный
транспорт области
по своей принадлежности подразделяется на три категории: автомобили
транспортных предприятий общего пользования, нетранспортных предприятий и организаций
и автомобили индивидуальных владельцев. В виду износа и малой степени
обновления автомобильный парк области ежегодно сокращается. В 1999 году отмечен
его рост, но только за счёт увеличения числа легковых автомобилей частных
владельцев. На диаграмме представлен в динамике автомобильный парк области:
По
принадлежности автотранспортные средства подразделяются следующим образом
(данные по состоянию на 1.01.2000 г.):
вид автотранспортных средств
|
всего, ед.
|
принадлежащие предприятиям
|
в том числе:
|
принадлежащие индивидуальным владельцам
|
нетранспортным
|
автотранспортным
|
Всего
|
128436
|
18759
|
15952
|
2807
|
109667
|
Грузовые автомобили
|
19768
|
9422
|
7954
|
1468
|
10346
|
Пассажирские автобусы
|
3614
|
2487
|
1385
|
1102
|
1127
|
Легковые автомобили
|
101015
|
2905
|
2668
|
237
|
98110
|
Специальные легковые и грузовые автомобили
|
4039
|
3945
|
3945
|
-
|
94
|
Из таблицы следует, что основными владельцами
автотранспортных средств в области являются физические лица. На их долю
приходится основная часть перевозимых автотранспортом грузов и пассажиров. Так,
по данным за 9 месяцев текущего года объём перевезённых физическими лицами
грузов составил 68% всех автотранспортных грузоперевозок, пассажиров частными
автобусами легковыми автомобилями - 82% всех автомобильных пассажироперевозок.
По сравнению с девятью месяцами 1999 года объёмы перевозок собственников
автотранспортных средств изменились следующим образом:
|
грузы,
в % к аналогичному периоду
прошлого года
|
пассажиры,
в % к аналогичному периоду
прошлого года
|
Транспортные предприятия
|
182.3
|
90.0
|
Нетранспортные предприятия
|
124.0
|
-
|
Физические лица
|
125.4
|
129.4
|
Приведённые данные свидетельствуют о росте
объёмов перевозок грузов всех перевозчиков области, а также перераспределении
автомобильных пассажироперевозок в пользу транспортной деятельности физических
лиц.
Эксплуатационная
длина железных дорог в области составляет 1466.8 км., плотность
железнодорожных путей – 5.2 км. на 1000 м2 территории, что
соответствует среднереспубликанскому показателю.
Железная дорога является основным
магистральным перевозчиком грузов. Средняя дальность перевозки одной тонны
груза превышает аналогичный показатель автомобильного транспорта в 10 раз.
По сравнению с 1998 годом в 1999 году
железнодорожным транспортом отправлен аналогичный объём грузов, пассажиров – на
20%
меньше. Уменьшение пассажироперевозок вызвано отменой ряда пассажирских поездов
формирования стран СНГ и переключением части пассажиропотока на
автотранспорт. Немалую роль сыграла разница в тарифах на пассажирские перевозки
казахстанских и российских железнодорожников, приведшая к тому, что пассажирам
стало выгоднее приобретать билеты для проезда по территории Российской
Федерации в её приграничных городах.
Что
касается грузоперевозок, то их объём отражает ситуацию, сложившуюся в
экономике, а именно рост объёмов промышленной продукции и товарооборота.
Основные
эксплуатационные показатели работы железнодорожного транспорта в 1998-1999 гг.
представлены в таблице:
|
1998 г.
|
1999 г.
|
1999 г.
в % к 1998 г.
|
2
|
3
|
4
|
Среднесуточная погрузка
вагонов
|
359
|
357
|
99.4
|
Среднесуточная выгрузка
вагонов
|
373
|
334
|
89.5
|
Оборот вагона, сутки
|
2.5
|
2.6
|
104.5
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Простой вагона под одной
грузовой операцией, час
|
24.9
|
23.5
|
94.4
|
Средний вес (брутто)
грузового поезда, тонн
|
2447.5
|
2548.5
|
104.1
|
Поездо-километры, млн.
|
3.8
|
3.2
|
84.2
|
Поездо-часы на участке,
тыс.
|
106.3
|
84.5
|
82.4
|
Участковая скорость, км\ч
|
35.5
|
38.2
|
107.6
|
Производительность вагона,
ткм
|
5867
|
5158
|
88.0
|
Статическая нагрузка, тонн
|
63.3
|
64.8
|
102.4
|
Данные
работы железной дороги свидетельствуют о сокращении дальности перевозок и
увеличении эксплуатационной нагрузки на подвижной состав.
По
сравнению с 1998 годом сократилось количество отправленных и проследовавших
поездов: грузовых отправлено на 4.2% меньше, проследовало – на 15%; пассажирских
соответственно на 15.7% и 31.7%.
Снизилась точность отправки по расписанию грузовых и пассажирских
поездов:
За 9 месяцев текущего года
объём грузовых перевозок железнодорожным транспортом составил 17.8 млн. тонн,
пассажиров – 1.4 млн. человек, что к аналогичному периоду 1999 года составляет
соответственно 120.4 и 96.4%.
Водные судоходные пути области составляют 1081 км или четвёртую
часть всех внутренних судоходных путей республики, в том числе 377 км –
искусственные пути (каналы) и 704 км – судоходные реки. Водные трассы с
гарантированными глубинами насчитывают 71% путей. Общая длина механизированных грузовых и грузопассажирских
причалов составляет 290 погонных метров.
Грузовой
парк речного транспорта состоит из 37 действующих судов общей грузоподъёмностью
37.2 тыс. тонн, в том числе 33 сухогруза и 4 наливных судна. Около 84% всех судов имеют грузоподъёмность 1000¸1500 тонн.
Возрастная характеристика речного транспорта следующая: 3 судна – 1970-1977 гг.
постройки, 34 судна – 1980 и более поздних годов. За 1999 год количество судов,
находящихся в эксплуатации сократилось на треть. Водными путями перевозятся в
большинстве своём сухие грузы, основную часть которых (97%) составляют минерально-строительные грузы.
Пассажирский действующий парк судов транспорта общего пользования функционирует
в виде паромных переправ.
Отсутствие
инвестиций во внутренний водный транспорт исключает его развитие и делает его
убыточным. За 1999 год по сравнению с 1998 годом перевозки грузов водным путём
сократились в 5 раз, расходы от перевозок превысили доходы в 1.3 раза. За 9
месяцев текущего года объём перевезённых грузов речным транспортом возрос в
17.5 раз по сравнению с январём-сентябрём 1999 года. Эти данные свидетельствуют
о начале восстановления судоходного движения в области, но по своим объёмам они
далеко отстают от показателей прошлых лет.
Авиационный
транспорт
области представлен двумя авиакомпаниями: ОАО «Авиакомпания «Иртыш Авиа»» и ОАО
«Семейавиа». В 1999 году ими перевезено 43 тыс. пассажиров и 54 тонны грузов.
Доля усть-каменогорских авиаторов в общем объёме перевезённых пассажиров и
грузов составила соответственно 58 и 64%,
семипалатинских – 42 и 36%.
Междугородние регулярные авиаперевозки
составляют 94% объёма перевозок пассажиров, междугородние специальные – 6%. Воздушное
сообщение с городами республики насчитывает 99.3% всех пассажироперевозок, городами
дальнего зарубежья – 0.5%, республик СНГ – 0.2%. Регулярность полётов составляет
88.9%.
С
1999 года на воздушных линиях отмечается рост объёма перевозок пассажиров, с
начала текущего года начал увеличиваться и объём перевозок грузов. Увеличению
перевозок способствовало введение новых рейсов, рост в 2.5 раза объёмов перевозимой
почты и заключение договоров на перевозку других грузов. В январе-сентябре текущего
года авиаторами области перевезено 43.2 тыс. пассажиров и 148.7 тонн грузов,
что составляет соответственно 138% и в 4 раза больше
объёма перевозок аналогичного периода прошлого года.
Несмотря на увеличение перевозок, коэффициент
использования пассажировместимости самолётов составляет 63.4%, использование
предельного грузооборота насчитывает 66.3%. То есть авиационная техника
используется не на полную мощность.
Трамвайное
сообщение – неотъемлемая часть транспортной системы областного центра.
Городской электрический транспорт составляет 3.2% всего объёма пассажироперевозок области. Протяжённость
эксплуатационного пути насчитывает 30 км.. Парк трамваев остаётся неизменным с
1997 года: в 1995-1996 гг. он составлял 55 вагонов, с 1997 г. – 53. До 2000
года объём пассажироперевозок городского электрического транспорта ежегодно
снижался. Привязанность маршрутов к проложенным линиям являлось основной
причиной перераспределения пассажиропотоков в пользу автотранспорта. В последнее
время стабильность стоимости проезда на трамваях с одновременным повышением цен
на билеты на городском автотранспорте привело к тому, что на городском электрическом
транспорте начал отмечаться рост объёмов перевозок пассажиров. На сегодняшний
день трамвайное сообщение – самый доступный вид общественного транспорта. За 9
месяцев текущего года им перевезено 9.8 млн. пассажиров, что на 27.8% больше, чем за январь-сентябрь 1999 года.
Заключение
С 1990
года в период реформирования экономики грузо и пассажироперевозки ежегодно
сокращались. По своим объёмам перевозок грузов и пассажиров в 1999 году
транспорт области соответствовал уровню 1993 года.
Данные работы транспорта за 9 месяцев
текущего года свидетельствуют о стабильной работе транспортной системы области,
наметился рост её основных показателей. Стабилизация экономической ситуации,
развитие частного предпринимательства в отрасли позволяет наращивать объёмы
перевозок. Для совершенствования транспортной системы перед транспортными
предприятиями области стоит задача обеспечения конкурентоспособности транспортных
коридоров, привлечение инвестиций, совершенствование сети путей сообщения.