Государственные органы по защите населения, объектов природной среды в чрезвычайных ситуациях
Содержание
Стр.
1.
Государственная политика в области гражданской обороны…….…..2
2.
Цели и основные задачи государственной политики в области
гражданской
обороны на современном этапе……………………………....3
3.
Основные принципы государственной политики в области
гражданской
обороны…………………………………………………….…..4
4.
Основные положения по ведению гражданской обороны в сов-
ременных
условиях…………………………………………………………...5
Список
используемой литературы……………………………………....8
Тема: Государственные органы по защите населения, объектов природной среды в
чрезвычайных ситуациях.
1.Государственная политика в области
гражданской обороны.
Основными
направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:
·
создание законодательной и нормативно-правовой
базы в сфере защиты, безопасности и жизнеобеспечения населения в условиях
вооруженных конф-ликтов, проведения аварийно-спасательных и других неотложных
работ в оча-гах поражения, обучения населения, подготовки руководящего состава
органов управления и сил гражданской обороны;
·
разработка нормативных правовых основ по введению в
системе граж-данской обороны Республики Беларусь различного рода служб
гражданской обороны, по их профессиональной деятельности;
·
разработка и реализация комплекса мероприятий по
созданию мобильной и эффективной группировки сил гражданской обороны,
включающей профес-сиональные подразделения и гражданские формирования;
·
разработка нормативной правовой базы деятельности
сил гражданской обороны, предусматривающей оптимальное их количество,
численность, по-вышение уровня готовности, а также дополнительные моральные и материаль-ные
стимулы для личного состава;
·
реконструкция систем оповещения и связи, повышение
готовности сети наблюдения и лабораторного контроля;
·
разработка комплекса мероприятий по созданию
организационных, технических и нормативных основ решения задач жизнеобеспечения
пост-радавшего населения;
·
принятие эффективных мер по сохранению имеющегося фонда
защит-ных сооружений, поддержанию их в готовности к использованию по основно-му
предназначению;
·
проведение градостроительных,
инженерно-технических, экономичес-ких и иных мероприятий в рамках
инвестиционной политики государства с учетом интересов обеспечения защиты
населения и территорий;
·
активное сотрудничество с зарубежными странами,
общественными объ-единениями в области гражданской обороны. Всемирное
содействие формиро-ванию системы коллективной безопасности Союза России и Беларуси,
стран СНГ, в том числе созданию единой системы гражданской обороны. [4 стр.247]
2. Цели и основные задачи государственной
политики в области гражданской обороны на современном этапе.
Мероприятия
гражданской обороны должны соответствовать совре-менной стратегической
обстановке.
Главные
цели государственной политики в области гражданской оборо-ны:
·
создание условий для предотвращения или
максимального снижения поражения населения от воздействия современных средств
поражения и вторичных факторов, возникающих при разрушении потенциально опасных
объектов;
·
обеспечение устойчивого функционирования экономики
страны в лю-бых условиях;
·
своевременное проведение аварийно-спасательных и
других неотлож-ных работ, оказание помощи пострадавшему населению;
·
жизнеобеспечение пострадавших, а также населения,
оказавшегося в зоне поражения по установленным нормативам. [1стр.213]
Для
достижения этих целей предусматривается решение основных задач:
·
обучение населения способам защиты в условиях
чрезвычайных ситуа-циях;
·
организация постоянного наблюдения и контроля на
всей территории страны за уровнем зараженности (загрязненности) окружающей
среды, продук-тов питания и воды радиоактивными, отравляющими веществами и
бакте-риальными средствами;
·
оперативное доведение до органов управления и населения
страны сигналов оповещения и информации о возникающих угрозах, порядке и пра-вилах
поведения в сложившейся обстановке;
·
ведение радиационной, химической и неспецифической
биологической разведки, дозиметрического контроля облучения населения на зараженных
(загрязненных) территориях;
·
обеспечение укрытия населения страны в защитных
сооружениях;
·
поведение населения в нестандартных ситуациях;
·
накопление расчетного количества средств
индивидуальной защиты, хранения и организация их выдачи при возникновении угроз
для населения, проживающего в зонах возможного поражения, заражения
(загрязнения);
·
оказание своевременной первой медицинской помощи
пострадавшим;
·
подготовка и проведение в случае необходимости эвакуационных
мероп-риятий из районов, в которых возникает реальная опасность массового
пораже-ния населения;
·
создание системы жизнеобеспечения пострадавшего
населения;
·
создание необходимой группировки сил, их
техническое оснащение и подготовка для оперативного проведения
аварийно-спасательных и других не-отложных работ в очагах поражения;
·
создание устойчивой системы управления
мероприятиями гражданской обороны;
·
осуществление комплексной маскировки неактивными
средствами объектов в целях защиты от высокоточного оружия;
·
подготовка и осуществление комплекса научно-методологических,
организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение
устойчивого функционирования экономики и ее отдельных объектов;
·
подготовка и переподготовка руководящего состава гражданской
обо-роны, ее органов управления и сил;
·
проведение активной политики по сотрудничеству с
зарубежными стра-нами в области гражданской обороны. [4 стр.251]
3. Основные принципы государственной политики
в области гражданской обороны.
В
основе реализации государственной политики в области гражданской обороны лежат
основные принципы:
·
реализация мероприятий гражданской обороны, в
части, касающейся защиты населения и объектов хозяйствования, является
обязательной функ-цией Правительства Республики Беларусь, республиканских
органов госу-дарственного управления. Местных исполнительных и распорядительных
орга-нов, организаций и граждан в соответствии с законодательством Республики
Беларусь;
·
разумная достаточность объемов и сроков планируемых
и реализуемых мероприятий гражданской обороны, их оперативно-стратегическая и экономи-ческая
обоснованность;
·
организация руководством мероприятий гражданской
обороны на всех уровнях государственного управления, а также в областях,
районах, городах и организациях на принципах единоначалия;
·
сочетание территориально-производственного
принципа, принципа цент-рализма в управлении мероприятиями гражданской обороны
с обязательным активным участием и инициативой местных исполнительных и распоря-дительных
органов, организаций, общественных объединений и граждан в осуществлении этих
мероприятий;
·
сочетание заблаговременной подготовки и
осуществления ряда мероприятий (оперативное и мобилизационное планирование,
обучение насе-ления, подготовка сил и руководящего состава, создание резерва и
системы управления и др.) в мирное время с созданием предпосылок для быстрого
раз-вертывания и наращивания сил и средств гражданской обороны в условиях
чрезвычайных ситуациях;
·
соответствие характера и объема мероприятий,
способов и методов их реализации стратегическим, оперативным и физико-географическим
особен-ностям каждой области, района или города;
·
соответствие организационного построения
гражданской обороны требо-ваниям военного времени;
·
рациональное сочетание мероприятий гражданской
обороны с хозяйс-твенными, социальными и оборонными мероприятиями. Возможность
исполь-зования сил, средств, сооружений и имущества гражданской обороны при
ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени, а также в интересах экономики
и обслуживания населения. [4 стр.252]
4. Основные положения по ведению гражданской
обороны в современных условиях.
В мирное
время система гражданской обороны Республики Беларусь обеспечивает готовность
органов управления, сил и средств гражданской обороны на уровне, гарантирующем
выполнение возложенных на нее задач в военное время. При этом, силы и средства
гражданской обороны в мирное время привлекаются в объеме задач, определенных
законодательством, для ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций природного
и техноген-ного характера или вызванных актами терроризма.
Кроме
того, силы гражданской обороны по решению Правительства Рес-публики Беларусь
могут принимать участие в операциях по поддержанию мира, проводимых по решению
Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами
Республики Беларусь, для решения сле-дующих задач:
- обеспечение
доставки гуманитарных грузов;
- оказание
медицинской помощи и эвакуация гражданского населения из зон конфликтов;
- создание
условий для его жизнеобеспечения. [2 стр.157]
В целях
обеспечения постоянной готовности гражданской обороны заблаговременно
осуществляются следующие мероприятия:
·
разработка соответствующих разделов
мобилизационного плана госу-дарства, накопление резерва материально-технических
средств гражданской обороны;
·
создание и поддержание в постоянной готовности
единой информа-ционно-управляющей системы;
·
строительство защитных сооружений на объектах
повышенной опас-ности, являющихся наиболее вероятными целями, и находящихся в
зоне возмо-жного поражения (перечень объектов повышенной опасности утверждается
Правительством Республики Беларусь);
·
создание мобильного резерва средств индивидуальной
защиты в объе-мах, необходимых для обеспечения сил гражданской обороны и
населения, проживающего в зонах возможного заражения (загрязнения) при разрушении
химических и радиационно опасных объектов;
·
разработка научно-методологических основ по
повышению устойчивос-ти работы объектов экономики страны в условиях военного
времени;
·
разработка комплекса мероприятий по созданию
организационных, тех-нических и нормативных основ по жизнеобеспечению
пострадавшего населе-ния, накопление в этих целях необходимых ресурсов (воды,
продовольствия, одежды, медпрепаратов, источников энергоснабжения и др.) и обеспечение
их защиты и сохранности;
·
оснащение, подготовка и поддержание в готовности
организаций, неза-висимо от их ведомственной принадлежности, входящих в систему
наблю-дения и лабораторного контроля;
·
организация обучения населения, подготовка сил и
органов управления для действий в условиях военного времени;
·
накопление резервов медицинского имущества,
создание специальных медицинских формирований гражданской обороны;
·
создание республиканских, областных, городских,
районных и объек-товых служб гражданской обороны в соответствии с рекомендацией
специаль-но уполномоченного республиканского органа государственного управления
гражданской обороны.
В
угрожаемый период и с началом войны (вооруженных конфликтов) система
гражданской обороны переводится на военное положение в соот-ветствии с
оперативными планами в целом на территории страны или в от-дельных ее
местностях. [3 стр.117]
При
этом осуществляются следующие мероприятия:
·
приведение в готовность сил, органов и систем
управления гражданской обороны;
·
развертывание сил гражданской обороны по штатам
военного времени;
·
реализация мероприятий гражданской обороны в
соответствии с планом мобилизационного задания (расчетного года) экономики
страны (в случае его задействования);
·
массовое строительство и приспособление защитных
сооружений;
·
эвакуация населения из районов боевых действий, из
местностей вблизи объектов повышенной опасности, из районов, где развертываются
военные действия;
·
организация выдачи средств индивидуальной защиты
населению в соот-ветствии с планами гражданской обороны;
·
приведение в готовность системы жизнеобеспечения
пострадавшего на-селения, задействование ее в районах, подвергшихся нападению;
·
организация и проведение своевременных
аварийно-спасательных и дру-гих неотложных работ в очагах поражения;
·
доведение до населения, проживающего в потенциально
опасных райо-нах, информации об обстановке и порядке действий по сигналам
гражданской обороны;
·
проведение на предприятиях экономики и объектах
жизнеобеспечения населения комплекса практических мероприятий, направленных на
повыше-ние устойчивости их работ в условиях военного времени;
·
реализация мер по комплексной маскировке
неактивными средствами объектов экономики повышенной опасности;
·
восстановление необходимых коммунальных служб и
объектов комму-нально-энергетического хозяйства. [4 cтр.254]
Список используемой литературы:
1.
Антоненков А.И., Гапанович С.Е. Безопасность
жизнедеятельности:
Учеб-но-практ.
пособие/ Под общ. ред. И.Я.Гапановича. - Мн.: БГЭУ, 2001;
2.
Безопасность жизнедеятельности: Учебник/ Под
общ.ред. проф.Э.А.
Арустамова,
3-е изд., перераб. И доп., М.: Издательский дом «Дашков и К», 2001;
3.
Дорожко С.В. Защита населения и объектов в чрезвычайных
ситуациях. Учебное пособие. В 3-х частях. Ч.1 Чрезвычайные ситуации и их
предупреждение/ С.В.Дорожко, В.Т.Пустовит. 2-е изд., испр. и доп. – Мн. УП
«Технопринт», 2005;
4.
Круглов В.А., Бабовоз С.П., Пилипчук В.К. и др. Защита
населения и
хозяйственных объектов
в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безо-пасность. Учебное издание. – Мн., 2003.