Тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне в литературе
«Истина заключается в
том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили»
А. Чаковский
Мир не должен
забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы
преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о
войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир - обязанность
всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является
тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Эта тема сложна,
многообразна, не исчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне -
огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма
советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине;
показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли
героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в
жизни страны и их собственной жизни.
Отсюда жанровое
разнообразие произведений о войне, большие эпические произведения, в которых
дается осмысление сложных общественно-политических процессов периода войны в их
связях с прошлым и будущим страны, мировой истории /Романы К.Симонова. В.
Гроссмана, Ю. Бондарева, В. Богомолова и др./; психологическая проза,
раскрывающая основы личности в трагических коллизиях войны /В. Быков, Б. Васильева,
В. Астафьева, В. Распутина и др./; художественно-документальные произведения /
Д.Гранин, К.Воробьев, С.Смирнов и др./; драматургия /пьесы К. Симонова, Б. Корнейчука/; поэзия
/стихи М. Джалиля, М. Луконина, С. Гудзенко/
Независимо от жанра,
все произведения объединены одним - «памятью сердца», страстным желанием
поведать правду о пройденных дорогах войны.
Автобиографическая
повесть - «Это мы, господи!» была написана в 1943 году. Ровно 30 дней находясь
в подполье, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть, писал
К.Воробьев о том, что довелось ему пережить в фашистском плену. Страшные
картины проходят перед глазами читателя: «Стриженые головы, голые ноги и руки лесом
торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук - лагерям
военнопленных, да не дошли, полегли на пути ... и молчаливо и грозно шлют проклятья
убийцам, высунув из-под снега руку, словно завещая - Мстить! Мстить! Мстить!»
Откроем лирическую
повесть В.Астафьева «Пастух и пастушка /Современная пастораль/»
Ее герой,
двадцатилетний лейтенант, убивал фашистов, хоронил товарищей, слышал, как
«трещали кости пехотинцев, утюженные гусеницами танков», одним словом, воевал,
а умер, именно умер, от незначительной раны. Причина? Три
дня любви. Зачерствевшее сердце вдруг оттаяло, запело, заговорило стихами и ...
не смогло находиться среди крови, насилия, смерти.
Своеобразно
разрабатывает тему войны белорусский писатель В.Быков, его произведения
отличает нравственно-психологическая проблематика. Бескомпромиссность нравственных
требований. Основой его сюжетов является ситуация нравственного выбора.
Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения
в их социальной и идеологической обусловленности.
Повесть «Сотников»
Зима 1942 года. Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, раненными,
окружен. Заканчиваются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылаются
двое - Сотников и Рыбак. Они попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников
погибает, Рыбак ценою предательства остается жив. Два типа жизненного
поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки
героизма и предательства - вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти
образы. Рыбак - смелый боец, когда за его спиной стоят свои, оказавшись же один
на один с врагом, он идет сначала на компромисс, потом - на предательство и
убийство товарища.
Анализируя этот
характер В.Быков приходит к выводу, что истоки предательства Рыбака выходят из
детства, когда он шел на, казалось бы, мелкие жизненные уловки.
Сотников - скромный,
незаметный человек, без всяких внешних признаков героя и необыкновенной
личности, простой учитель. Почему же будучи больным и слабым он пошел на
ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они оказались
в руках врага, явилась его болезнь - он не сдержал душивший его кашель и этим
обнаружил себя и Рыбака.
Измученный пытками,
шантажируемый фашистами («Мы все равно их найдем, а тебя запишем в предатели»),
он остается не сломленным. Истоками его мужества, героизма явилась глубокая
убежденность в справедливости той борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший
его. Сотников погибает физически, но не духовно. Перед казнью он видит в толпе
мальчика, встречается с ним и убеждается, что честно выполнил свой долг.
Тема повести В.
Козько «Скудный день» - оборванное войной детство, душевная незаживающая рана.
Место действия - небольшой белорусский городок; время действия - 10 лет
спустя после войны. Основное, что характеризует произведение, - это напряженный
тон повествования, который зависит не сколько от сюжетного развития
событий, сколько от внутреннего пафоса, психологического накала. Этот высокий
трагедийный пафос определяет весь стиль повести.
Колька Летичка /это
имя дано ему в детдоме, своего он не помнит/, маленьким ребенком попал в
концлагерь, где содержались дети доноры, у которых брали кровь для немецких
солдат. Ни матери, ни отца он не помнит. А те нечеловеческие душевные и физические
страдания, которые он испытал, вообще отнимают у него память о прошлом.
И вот через 10
случайно попав на судебное заседание, слушая показания бывших полицейских-карателей,
мальчик вспоминает все, что с ним произошло. Страшное прошлое оживает - и
убивает Кольку Летичку. Но смерть его предопределена теми событиями, которым
уже больше 10 лет. Он обречен: никакие силы не способны восстановить того,
что у него было отнято в детстве.
Крик Кольки,
прозвучавший в зале суда, - это эхо зова о помощи всех детей, насильно
отторгнутых от матерей: «Мама, спаси меня!» - закричал он на весь зал, как
кричал на всю землю в том далеком 1943, как кричали тысячи и тысячи его
сверстников.
Невозможно даже
перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой
Отечественной войне. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова:
«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» Книги о войне тоже похожи на памятник
погибшим. Они решают одну из проблем воспитания - учат молодое поколение любви
к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов
и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы
войны и мира в наши дни. Оружие писателя - вклад в общее дело борьбы за мир.