Кутузов - народный полководец
Кутузов – народный полководец
Нет в русской
литературе другого произведения, где были бы с такой убедительностью и силой,
как в романе “Война и мир”, переданы мощь и величие русского народа. Всем
содержанием романа-эпопеи Лев Николаевич Толстой показал, что именно народ,
поднявшийся на борьбу за независимость, изгнал французов и обеспечил победу.
Единство Кутузова с народом объясняется тем “народным чувством, которое он
носил в себе во всей чистоте и силе его”. Благодаря этому душевному качеству,
Кутузов и является “представителем народной войны”.
Впервые Толстой показывает Кутузова в военной
кампании 1805-1807 г.г. на смотре в Браунау. Русский полководец не захотел
смотреть парадную форму солдат, а стал осматривать полк в том состоянии, в
каком он находился, указывая австрийскому генералу на разбитую солдатскую
обувь, с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не
видеть, как это плохо. Л.Н.Толстой контрастно изображает смотр в Браунау и
смотр под Ольмюцем. Солдаты в серых шинелях и разбитой обуви и “щегольски
вычищенные и убранные войска”, “нарядная кавалерия”, солдаты со свежевыбритыми
и вымытыми лицами и до последней возможности блеска вычищенной амуницией. “На
этом контрасте Толстой умело показывает насколько различны интересы Кутузова и
Александра и их отношение к солдатам, а следовательно и к народу. Если Кутузов
“прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по несколько ласковых слов
офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам, то император
Александр, проезжая на лошади, лишь останавливался иногда, чтобы
поприветствовать какой-либо полк. Если у Кутузова смотр проходил просто,
естественно, по-домашнему, полководец разговаривал с солдатами, то в Ольмюце
“массы войска”, “надсаживая свои груди”, “присоединялись к реву всей той линии,
которую уже проезжал государь. “То есть это не та сыновья любовь солдат к
Кутузову, а дикий восторг толпы, “массы людей”. И вот на этом контрасте Толстой
особенно ярко показывает единение Кутузова с армией, отеческое отношение к
солдатам и боевым командирам, естественность и простота русского полководца.
В Бородинском сражении проявилось величие Кутузова,
которое заключалось в том, что он руководил духом армии: “Долголетним военным
опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек,
борящихся со смертью нельзя одному человеку и знал, что решают участь сражения
не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, а та
неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил
ею, насколько это было в его власти”.
Л.Н.Толстой показывает насколько русский дух в этой
народной войне превосходит холодную расчетливость иноземных военачальников. Так
Кутузов посылает принца Витембургского “принять командование первой армией”, но
то, не доезжая до армии, просит еще войска, и тут же полководец отзывает его и
посылает русского-Дохтурова, зная, что он будет стоять за Родину насмерть.
Писатель показывает, что благородный Барклай де Толли, видя все обстоятельства,
решил, что сражение было проиграно, в то время как русские солдаты стояли
насмерть и сдерживали натиск французов. Нет, Барклай де Толли не плохой
полководец, но в нем нет русского духа. А Кутузову близок народ и этот народный
дух, и полководец отдает приказ о наступлении, хотя армия в таком состоянии
наступать не могла. Но этот приказ исходил “не из хитрых соображений, а из
чувства, которое лежало в душе каждого русского человека”, и, услышав этот
приказ “измученные и колеблющиеся люди утешились и ободрились”.
Но
Толстой-художник часто противоречит Толстому-философу, так как Кутузов
руководит по настоящему сражением, проявляя свою волю. Толстой-философ отрицает
активную роль полководца в том или ином сражении, но даже в словах Болконского:
“Он ничего не придумает, ничего не предпримет... но он все выслушает, все
запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего
вредного не позволит”. Признание активной роли Кутузова. С одной стороны у
Толстого Кутузов не делал “никаких распоряжений”, а с другой стороны
“соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему”, “отдавал приказания”,
то есть все-таки руководил ходом сражения. В этом и заключаются противоречия
Толстого, как художника, и как философа.
В романе-эпопее “Война и мир” истинным носителем
добра, красоты и правды у Толстого является народ, а следовательно и народный
полководец Кутузов. Велик Кутузов, ибо “нет величия там, где нет простоты,
добра и правды”.