Шпаргалки по истории Сибири
Художественную
историю Новосибирска принято делить на три периода. Первый — это период
саморегулирования и самоорганизации, когда жизнь художников, по словам
искусствоведа, «протекала без присмотра» — организаций и журналистов. Второй
этап — более организованный, он начинается в 30-е годы (в 1932-м создан Союз
художников) и заканчивается началом 1990-х. И, наконец, третий этап — этап
нынешний. Искусствовед сравнивает его с первым периодом, отмечая, однако, что
сегодня отсутствует та консолидация сил в культуре, какая была свойственна
художественному искусству периода его начала.— Известно, что в период своего
становления художественная жизнь развивалась по двум направлениям — церковному
и светскому. Насколько оба они были представлены в Новониколаевске-Новосибирске?—
Новониколаевск, как известно, был достаточно маленьким городишкой. Но на этой
очень небольшой территории действовало немало церквей. И большинство художников
конца XIX — начала XX века так или иначе имели отношение к иконописи. Одни
художники непосредственно занимались иконописанием, другие начинали с
иконописи, потом оставляли ее, при случае выполняя для церкви частные заказы.
Иконопись того времени, надо заметить, в малой степени была иконописью
рублевского образца.За XVIII-XX века произошло взаимодействие между
реалистической живописью и живописью церковной. Если вам доводилось бывать в
старых церквях — в том же Томске, то там можно увидеть иконы Панкрышева (он
работал и для нашего храма Александра Невского) — прекрасно рисованные,
написанные с чувством объема и пространства. Так вот, в газетах Панкрышев давал
объявления, что его мастерская делает иконы и росписи церквей во всех стилях:
греческом, византийском, «фряжском» и живописно-реалистическом.Говорить о
художниках, как вы называете, светского направления — дело непростое, поскольку
с системными художественными школами в Сибири все складывалось очень сложно.
Первые системные школы появились в Иркутске и Томске в 1910 году. В остальных
же местах их не было. Своих художников было мало, и искусство развивалось
силами приезжих мастеров и ссыльных.— С какого времени мы можем говорить о
сибирских художниках как о более или менее организованном сообществе? Связано
ли это с началом выставочной деятельности?— Переломным, если говорить о
выставках, организованных местными художниками (проезжие выставки бывали здесь
много раньше), безусловно, был 1927 год, когда открылась Первая Всесибирская
выставка живописи, скульптуры, графики и архитектуры. Она многое определила в
художественной жизни края. В Новониколаевске к этому времени была своя
живописная мастерская, которая делала и орнаменты, и картинки, и портреты.
Мастерская была ремесленная, многостаночная, но из нее, например, вышел
живописец Павел Якубовский.В 20-х годах в Новониколаевск переехал Сибревком, и
сюда потянулись люди. Из Омска к нам в те годы переместилась вся редакция
газеты «Советская Сибирь». Большинство выставок этого времени проходило именно
в «Советской Сибири». Там же устраивались встречи с художниками. То есть
постепенно в городе начала накапливаться критическая масса…Подходом к выставке
1927 года можно считать художественную выставку в Иркутске в 1910-м.
Естественно, на всесибирский охват мощностей ни у одного города не хватало. А к
1927-му уже было создано общество художников «Новая Сибирь», имеющее филиалы в
сибирских городах. Выставка 1927-го была всесибирской в полном смысле этого
слова. Свои работы на ней представляли не только художники крупных городов, но
и таких, как Ачинск или Минусинск. Из Минусинска, кстати, вышел Александр Заковряшин…—
Второй период, пожалуй, самый известный…— Это самообман. На вопрос: «Когда был
создан Союз художников?» все, как пионеры, поднимают руку: «В результате
постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года». Но юридически Союз художников
— это общественная организация, которая, как известно, должна возникать в
результате общего собрания и принятия устава. А организационный съезд прошел
только в 1957 году… А между этими двумя ясно обозначенными датами было много
всего интересного.С одной стороны, конечно, создание Союза было для художников
безусловным благом и спасением, поскольку при определении «искусство
принадлежит народу» художник не имел права продавать свои работы. Николай
Грицюк — я был тому свидетелем — на обратной стороне своих картин, когда к нему
приходили иностранцы с кошельками, писал: «Подарено». В противном случае у
покупателя, а в первую очередь у самого художника, возникли бы проблемы. И если
бы не был создан Союз художников при, условно говоря, поддержке государства
(там тоже все сложно), то художники просто вымерли бы.После создания Союза
между художником и государством возник полугласный договор: «Мы вас холим и
лелеем, а вы нас хвалите». И, тем не менее, на первых краевых выставках в
1933–1934 годах выставлялись хорошие картины. Хотя и сценарии таких выставок
писались, и заказы давались. Вы пишете «Ленин в Шушенском» — самую большую
картину, вы — «Побег Сталина из тюрьмы», а вы, так и быть, — натюрморт с
цветами, но чтобы было красиво.Шла своя игра, хотя никто ни во что не играл,
всем все было понятно. Посмотрим картинку Григория Ликмана 37-го года
«Выступления Куйбышева…«. Там все как будто как надо: и Куйбышев, и митинг, и
слушатели. Но, если всмотреться внимательнее, то начинаешь понимать, что
живопись-то — чистой воды пленэр. А пленэр, как известно, предполагает
созерцательность. И эта созерцательность напрочь размывает агитационный сюжет.
То есть, что сделал Ликман: он просто сказал »тю-тю-тю«. И при этом картина
была принята, похвалена и хорошо оплачена. И это «тю-тю-тю» было на протяжении
всей истории…Хотя бывали и смелые решения. Возьмем того же Николая Грицюка. К
нему в мастерскую ходили, как в академию — и свои, и приезжие. А что на стенках
у него было? Сплошная абстракция! Начиная с 58-го года, эта декоративная
веточка у него начала распускаться, и зацвела пышным цветом, особенно в
последние годы (а умер он в 1976-м). Уже не было никаких «домиков», хотя
написал он их миллион. Диву даешься, насколько это была Богом созданная для
живописи натура. Хотя, опять же: у нас — Днепрогэс, у нас — Новокузнецкий КМК,
а у него — «домики».Сейчас есть немало людей, которые говорят, что в те времена
ничего хорошего в искусстве не было. А работы Грицюка! И жил он не совсем
бедно. И работы его выставлялись, и в каталогах воспроизводились, и закупали их
у него охотно, и в члены выставкома он был включен. И хотя официальная
установка при отборе работ на зональные выставки была строго прописана, и в
каталоге, и по всем документам она проходила как «Зональная художественная
тематическая выставка «Сибирь социалистическая», реально на выставку отбирались
картины, отражающие всю полноту художественной жизни того периода. И к
однозначным выводам можно прийти, только имея для этого определенное намерение.
А объективно для этого никаких оснований нет.— Каких художников того периода вы
назвали бы среди самых интересных?— Ну, это все равно, что спрашивать, если вас
отправят на Марс, какую вы книжку с собой возьмете? А взять можно только одну…—
Вы можете взять несколько…— У нас были интересные книжные графики. В 60–80-е
годы наше Западно-Сибирское книжное издательство выпускало прекрасные детские
книжки. И все наши самые смелые художники — Ефим Аврутис, Эдуард Гороховский,
Спартак Калачев кинулись туда. Книжная графика представлялась и на выставках.
Большинство художников, к сожалению, уехали из города: Аврутис — в Москву,
Гороховский умер в Германии… Так что, если бы не уезжали и не умирали, то
называть имена было бы много легче.В скульптуре у нас было два безусловных
столпа: Вячеслав Телешев и Валерия Семенова. Телешев — очень грамотный, умелый
мастер. Он мог бы создать свою школу, если бы было, где ее создавать. Но в
1963-м, когда Телешев к нам приехал, здесь была пустыня. Валерия Семенова была
человеком, способным к импровизации. Приведу один пример. Привел я как-то к ней
в мастерскую студентов. Она лепила этюд, работала в глине, сняла со станка,
понесла ставить на полку сушить и… выпустила из рук: плюмс — лепешка. Ну,
Валерия Елизаровна волосы рвать на себе не стала. Попили мы с ней чайку, встала
она, походила вокруг и говорит: «А ты знаешь, тут что-то есть». И стала
рассматривать эту лепешку как пластическую форму, с которой можно работать.
Телешев бы этого никогда не сделал — другая натура. Он — не хуже, он —
другой…Из живописцев у нас были братья Василий и Иван Титковы. Их портрет тоже
одной краской не напишешь. Иван Васильевич не только картины, но и рассказы
писал. Был он на редкость трудолюбив. Во всем, что им сделано, особых взлетов,
на мой взгляд, нет, но есть некий средний приличный уровень.Из
художников-монументалистов — Александр Чернобровцев и Владимир Сокол. Владимир
Сокол, в частности, сделал много панно и мозаик (из сохранившегося — мозаичные
панно на здании издательства «Советская Сибирь», панно, посвященное строителям
Новосибирской ГЭС, и 18-метровое деревянное панно «Богатство Сибири» в фойе
Дома ученых Академгородка. — Прим. «ВН»). У меня составлена картотека панно и
мозаик, выполненных нашими художниками. В городе их были сотни! Скажи об этом
сегодняшнему новосибирцу — не поверит.— Куда же они все делись?— Практически
ничего не сохранилось. Сгорели деревянные панно в здании Речного вокзала. Нет
панно из графита в ресторане гостиницы «Новосибирск». Из ресторана «Золотая
долина» в Академгородке панно «Охота» тоже исчезло неизвестно куда. Деревянное
панно, когда-то украшавшее интерьер кафе «Сказка», просто взяли и вынесли на
помойку…Список можно продолжать до бесконечности. Ничего не осталось, например,
из произведений скульптора Бориса Ермишина — был такой, кроме «Головы скорбящей
матери», которая является элементом композиции «Монумент Славы» Александра
Чернобровцева. Не сохранилась, а была неплохая коллекция живописи, которая
хранилась на худграфе пединститута. Где эти картины? Все очень просто:
комендантша их при случае снесла в подвал, а там прорвало трубу с горячей
водой. Вся живопись на этом и кончилась. Таких историй можно приводить
множество. Все они на одно лицо. Беден наш город. А бедность наша — результат
того, что хозяин — мот, транжир и разгильдяй…— А позитивные какие-то примеры
находок, для вас неожиданных, не припомните?— Позитивность в том, что мы есть и
мы работаем. Хотя мы знаем негатив лучше тех, кто к этому не причастен…На
вопрос журналистов: «Как вы оцениваете настоящий период художественной жизни
города?» Павел Муратов ответил: «В полном соответствии с Древним Римом, где
главным лозунгом было: «Хлеба и зрелищ». И вместо подробного разговора о
текущем моменте предложил просто прийти на открытие X региональной выставки.—
Что мы там увидим?— Пеструю скатерть…