Особенности семейной социализации. Роль отца в воспитании ребенка
Курсовая работа на тему:
«Особенности семейной социализации. Роль отца в
воспитании ребенка»
Волгоград
2007
Содержание:
Стр.
Введение ………………………………………………………………..………..3
I. Родители и дети: в
контексте науки и культуры…………………………….5
1.1. Культурно-исторический аспект отношений родителей
к ребёнку……………………………………………………………..6
1.2. Ценности русской культуры и воспитания в семье……..…………9
1.3.
Теоретическое обоснование работы психолога с семьёй….……..14
II. Психологические
аспекты взаимоотношений семьи и ребёнка ………….18
2.1. Роль
матери и отца в воспитании ребёнка ………………………..18
2.1.1.
Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребёнка…..…………………………………………………………….21
2.2. Тип
воспитания отца..……………………………………………….24
2.2.1.
Патриархат.……………….……………………..…………………24
2.2.2.
Проблемы отцовства. ……………………………………………..30
2.2.3.
Воспитание детей в семье без отца……………..………………..33
2.3. Роль
отца в воспитании подростка……………….………….……..36
2.3.1.
Формирование мужественности у мальчиков
старшего дошкольного
возраста………………………………….……..……37
Заключение ……………………………………..……………….……….50
.
Список
использованной литературы…………………………….…..…52
Введение
Наиболее существенным фактором, влияющим на
воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию
о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают
уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической,
эмоциональной и социальной зависимостью от них.
Семья – это малая первичная группа,
которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества
и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность,
психологическую и физическую безопасность и личностный рост.
Отец и мать реализуют различные функции
воспитания, которые обусловлены целым рядом причин исторического и культурного
свойства.
Отец в современной российской семье
выполняет одну из самых яркий ролей в воспитании ребёнка. С одной стороны над
ним довлеют исторические установки прошлого, с другой стороны, отец всё
больше становится полноценным субъектом воспитания.
Целостный образ человека можно
рассматривать как результат воспитательных воздействий как матери, так и отца.
Мы не будем рассматривать в данной работе педагогический потенциал
других членов семьи, а также стороннее воздействие на ребёнка. Остановимся
на типологии отцовства в современной российской семье. Всё чаще, в
психоаналитической работе, связанной с проблемами подростка, психолог ищет
причины во взаимоотношениях отца и ребёнка, имеет ли какие-нибудь
особенности «мужской стиль» в воспитании и как эти особенности могут
учитываться психологом в его работе.
Следовательно, выявление типа воспитания отца
в семье становится задачей психолога.
Целью данной работы являются следующие
задачи:
1 - обобщение теоретических
воззрений на особенности семейной социализации.
2 – выделение типа воспитания отцом
подростка.
Объектом исследования данной работы
является психология семьи и семейного воспитания.
Предметом исследования - стиль семейного
воспитания.
Гипотеза. Можно предположить, что в
воспитании подростка отец чаще всего использует демократический стиль
общения.
В своей работе мы исходим из того, что
роль отца в семейном воспитании исторически недооценивалось и в работе
психолога более детально не рассматривалось.
В современном мире с учётом всё
возрастающей роли отца, психологу для наиболее полной диагностической и
коррекционной работе с подростком необходимо изучить и использовать тип
отцовского воспитания.
В современной российской семье повышается
образовательный уровень отца, который позволяет ему сознательно и на
более высоком уровне вести воспитательную работу с ребёнком. В связи с изменяющимися
юридическими и экономическими отношениями в обществе меняется статус отца в
семье. Хотя доля неполных семей ещё чрезвычайно велика, в полных
семьях уровень ответственности за воспитание детей возрастает с каждым годом.
Следовательно, одним из направлений
работы психолога, работающего в детском саду, в школе, в психологическом
центре является взаимодействие с семьёй для создания оптимальных условий для
развития ребёнка.
Итак, мы убедились, что роль отца в
воспитании уникальна. Ф. Махов автор одной из немногих книг по
воспитанию, где рассматривается и роль отца («Кого мы растим?»), что отец
(а слово это одного корня с отечеством, отчизной) – корень семьи,
непререкаемый авторитет. Самым действенным средством всегда было слово
отца, его укоряющий взгляд, а надо – и отцовский ремень. Но так было
в старой патриархальной семье. Сейчас отец совершенно новое лицо. На
утрату лидерского положения отец ответил снижением чувства
ответственности за семью и детей, что совершенно логично. Он не чувствует
себя опорой семьи, меньше работает дома, стал более раздражительным,
импульсивным, говоря научно у него повысился уровень невратизма (что
всегда считалось «привилегией» женщины); зато у него вырос интерес к своей
внешности, также к развлечениям какие может дать досуг (чаще всего в
ущерб культурному развитию и самообразованию). Такого человека трудно
называть добрым, старым словом «батя», он скорее папаша, а то и
«папашка», который утратив законодательную роль в семье решил вознаградить
себя хоть какими-нибудь удобствами.
К психологу родители обращаются с
самыми разными вопросами.
Консультирование психолога родителей,
обращающихся по поводу проблем воспитания детей должно начинаться с
выяснения родительской позиции по отношению к ребёнку. Очень важна здесь не
толь позиция матери, но и тип отца в воспитании. С помощью
индивидуальных бесед, а также тестов и опросников, психолог может
достаточно достоверно выявить позицию родителей в отношении воспитания
ребёнка.
Следующим этапом в работе психолога
является обработка и анализ полученных данных, который доводится до
сведения родителей. Психолог совместно с ними вырабатывает тактику
необходимой коррекционной работы по устранению имеющихся проблем. В
процессе коррекционной работы важно регулярно проводить мониторинг по
вышеуказанным опросникам с целью выявления положительной динамики. Важным
фактором в семейной психотерапии является всемерное вовлечение отца в
сотрудничестве с психологом.
Точка зрения на положение отца в
семье, по-видимому должна соответствовать условиям меняющегося общества.
Судя по тому, что мы сейчас знаем, оптимальное влияние на ребёнка оказывает
не авторитарный отец, но отец, уверенный в себе и в своём положении, знающий
и умелый, заботящийся о ребёнке, не стесняющийся проявлений своей любви к жене
и к детям, в то же время способный в нужный момент взять на себя
принятия ответственных решений.
Проявив к отцу уважение мы знаем, что
уважение – залог его влияния в семье и подойдём к нему как к
равноправному участнику педагогической дискуссии, который обладает
собственной точкой зрения и вносит свой абсолютно незаменимый оттенок
в игру взаимодействующих сил формирующих растущего человека.
Список использованной литературы
1) Али Акбар Фурутан Отцы, Матери, Дети.
«Прогресс», М., 1992.
2) Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания /
Б.Г. Ананьев - СПб., 2000.
3) Асеев А.Г. Психология личности. М. : Из-во
Моск. Ун-та. 1990.
4) Дональдсон М. Мыслительная деятельность
детей. М.: Педагогика, 1985.
5) Егорова М. С. Психология индивидуальных
различий / М.С. Егорова - М.,
1997
6) Ежеквартальный научно-практический
журнал «Семейная психология и семейная терапия № 2». М.: 1999.
7) Клюева Н.В. Психолог и семья:
диагностика, консультации, тренинг. Ярославль 2002.
8) Кочубей Б. И. Мужчина и ребёнок.
Издательство «Знание», М., 1990.
9) Кон И.С. Ведение в сексологию / И.С. Кон -
М., 1988.
10) Кон И.С. Пол и идентификация //
Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрей-тера и
В.Я. Романова. - М., 2000.
11) Красовский А.С. Будущий муж и отец/ А.С.
Красовский - Минск, 1986.
12) Л. Тархова Мальчик, Мужчина, Отец.
Издательство «Знание», М., 1992.
14) Реан А.А. Практическая психодиагностика
личности. Учебное пособие. Изд-во С-Петербург 2001.
15)Витек К. Проблемы супружеского
благополучия. – М., 1988. 16)Владин В. Капустин Д.
Гармония семейных отношений. – Алма – Ата, 1991.
17)Володин В.С., Володина О.И. Основы
супружеской гармонии. – Воронеж, 1989.