Творчество Бухар Жырау
«Министерство образование РК»
Выполнил: Русанов.И.А.
Проверила:Абдулдаева Э.Н.
«Аксукент 2001»
Наиболее ярким представителем казахской поэ-
зии ХVIII
века был Бухар - жырау Калкаманов
(1668-1781).
Сведений о его биографии сохранилось
мало. Отец его
Калкаман был одним из походным
войнов-батыров в
далёкое беспокойное время. Судя
по содержанию
сохранившихся произведений Бухар
жырау в юности
и молодости отличался от своих
сверстников
замечательными качествами, склоно-
стью к
импровизации. Он был одним из приблежён-
ных хана Тауке
(1680-1718), которыё многое сделал
для укрепления
Казахского ханства.
В своей многолетней жизни Бухару-жырау при-
тий и перемен в
жизни казахского народа. Вместе с
ним он был
свидетелем феодальной раздробленнос-
ти,
межплеменных междоусобиц, познал власть
казахских ханов,
султанов, их политику и др.
Основные темы в произведениях Бухара-жырау
неустроенность
жизни народа, сложность взаимо-
отношений ханской
власти с народом, межродовые
распри, призыв
к единению сил для укрепления
ханства и борьбы с
иноземными захватчиками, вос-
певание отважных
батыров ( «Пожелание», «Ах,
времечко, ты,
время», «Перед падением»,«Абылай»,
«Сверкающий
красками цветок», «Гибнет высокая
гора»,
«Оплакивание хана Аблая» и др.).
Ах, времечко, ты время,
Туманы - как зимовище.
На всем – тень подозрения!
Вокруг телки – заморыши!-
Дождись, попробуй, помощи!
Не сваты, а прислужники.
Не сваты, а двурушники.
О, время, что замешано,
На лести и подачках!..
Век злобы и наживы…
Время мчится – во «вчера»,
Так о чём же говоришь?
Стало быть, пришла пора.
Бухар –жырау был под воздействием идиологов
ханской ставки,
которые пропагандировали идею
преданности
ханской власти, поэтому как предста-
витиль своего
времени, верил в «хорошего хана».
Певцы феодальной
знати персонировали свои чая-
ния сильной
ханской власти в образе Аблай-хана.
В образе Аблая Бухар пытался создать образ
Щедрого и
справедливого хана. Отражая семиднев-
ную битву казахов
с войском Галдан-Церена, поэт с
удовольствием
повествует о победе казахских дру-
жин, а хана Аблая
называет духом и знаменем этой
победы. Он видит в
Аблае символ мощи, ума, добро-
ты и человечности.
Такой способ изображения характерен и для
русского фольклора
эпохи феодализма.«Свообразие
художественной
системы фольклора эпохи в целом
заключается в том,
что царь как носитель идеи гос-
идеализированном
образе «хорошего царя» (Иван IV, Петр I ), который
оказывается защитником на-
рода и его
союзником в борьбе с врагами»
Надо
отметить,что Бухар-жырау не всегда восх-
валял Аблая. Были
времена, когда он в лицо гово-
рил грозному хану
правду о его недостатках, ошибо-
чных решениях,
напоминал ему, что он выходец из
неимущих.
Бухар верно истолковывает значения добросо-
седских отношений
с Россией, подвергает критике
попытку Аблая
вести с Россией войну:
Ты, с русским воюя, Аблай,
Вражды к степям родным не вызывай,
С народом не живи ты во вражде.
(Перевод
Вл. Цыбина.)
Бухар - жырау разделяет стремление казахов жить с Россией в мире и
призывает хана не проти-
вится воле
собственного народа.
Бухар-жырау внес весомый вклад в развитии
традиционной
дидактической поэзии казахов. В ряде произведений этого рода («Что луне
после сол-
нца?». «Прежнему
врагу не быть другом», он затра-
гивает вопросы
этики, единства.
ка к жизни, его
оптимизм и веру в грядущее, тягу к
знаниям,
стремления узнать тайны вселенной.