Роль человеческого фактора в развитии биосферы
Роль человеческого фактора в развитии биосферы
Центральной
темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в
своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности
биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль
исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее
перехода в ноосферу.
Одной
из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то,
что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по
своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это
единство обусловлено прежде всего функциональной неразрывностью окружающей
среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик.
Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние
биосферы сказывается не только на среде жизни но и на образе мысли.
Но
не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь.
Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на
окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в последнее
время заметно активизировались планетарные геологические силы. “...мы все больше
и ярче видим в действии окружающие нас геологические силы. Это совпало, едва ли
случайно, с проникновением в научное сознание убеждения о геологическом
значении Homo sapiens, с выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и
является одной из форм ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего с
уточнением естественной научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое
вещество играет основную роль” . Так, в последнее время резко меняется
отражение живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции
переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть
эволюция видов сама превратилась в геологический процесс, так как в процессе
эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал: “Эволюция видов
переходит в эволюцию биосферы” .
Здесь
естественно напрашивается вывод о том, что геологической силой является
собственно вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная мысль социального
человечества. В “Философских мыслях натуралиста” Вернадский писал: “Мы как раз
переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние
тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого
вещества — цивилизованного человечества — на изменение биосферы. Под влиянием
научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в
ноосферу” .
Мы
являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения биосферы. Причем
перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредством
организованного труда вряд ли является стихийным процессом. Корни этого лежат в
самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного
процесса эволюции. “Человек... составляет неизбежное проявление большого
природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух
миллиардов лет” .
Отсюда,
кстати, можно заключить что высказывания о самоистреблении человечества, о
крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований. Было бы по меньшей
мере странно, если бы научная мысль – порождение естественного геологического
процесса противоречила бы самому процессу. Мы стоим на пороге революционных
изменений в окружающей среде: биосфера посредством переработки научной мыслью
переходит в новое эволюционное состояние – ноосферу.
Заселяя
все уголки нашей планеты, опираясь на государственно организованную научную
мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогенную
силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частей
биосферы. Причем вместе с расширением области жительства, человечество начинает
представлять себя все более сплоченную массу, так как развивающие средства
связи – средства передачи мысли окутывают весь Земной шар. “Этот процесс –
полного заселения биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли,
неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с
возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на
планете” .
При
этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и должен
мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности,
семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и
все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области
жизни — в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно,
закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее
функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно
изменяет. Похоже, что впервые мы находимся в условиях единого геологического
исторического процесса, охватившего одновременно всю планету. XX век характерен
тем, что любые происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с
каждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества только
усиливается и углубляется. “Увеличение вселенскости, спаянности всех
человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие годы
чуть не ежегодно” .
Результат
всех вышеперечисленных изменений в биосфере планеты дал повод французскому
геологу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в настоящий момент быстро
геологически переходит в новое состояние – в ноосферу, то есть такое состояние
в котором человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новую
мощную геологическую силу. Это совпало, видимо не случайно, с тем моментом
когда человек заселил всю планету, все человечество экономически объединилось в
единое целое и научная мысль всего человечества слилась воедино, благодаря
успехам в технике связи. Таким образом:
Человек,
как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое
вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее
пространстве-времени;
Человек
во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;
Прорыв
научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни.
Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем
прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление.
Вернадский
неоднократно отмечал, что “цивилизация “культурного человечества” — поскольку
она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в
биосфере,— не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое
природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся
организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с
этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь
сравнимой мере не было” .
Многое
из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня.
Современны и понятны нам его мысли о целостности, неделимости цивилизации, о
единстве биосферы и человечества. Переломный момент в истории человечества, о
чем сегодня говорят ученые, политики, публицисты, был увиден Вернадским.
Вернадский
видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и
историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода
по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации.
Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы,
производство средств массового уничтожения — все это должно иметь преходящее
значение. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности
биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы
мыслить и действовать, в биосферном – планетном аспекте.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ecocommunity.ru/