Логико-гносеологические и социальные аспекты компьютерной информатизации
Логико-гносеологические и социальные
аспекты компьютерной информатизации
Чумичева Антонина
Гавриловна
Автореферат диссертации
на соискание ученой степени кандидата философских наук
Краснодар 2006
Работа выполнена в
Краснодарском филиале Ростовского государственного
университета путей сообщения
Общая характеристика
работы
Актуальность темы
диссертационного исследования обусловлена тем, что информатика и компьютерный
интеллект в науке время становятся производительной силой и катализатором
научно-технического прогресса. Ускоренное развитие этой новой и многообещающей
области – важнейший фактор современной общественной жизни. Однако, до создания
по-настоящему мыслящих компьютеров по сравнению с возможностями моделирования
процессов обработки информации в человеческом мозгу еще далеко. Компьютерная
информатика находится на начальном этапе своего развития. Предсказать, каковы
будут ближайшие, а тем более отдаленные результаты ее развития, чрезвычайно
проблематично. Но ясно одно – компьютерная информатика уже многое изменила в
нашей жизни, и обещает радикальные изменения в будущем.
Последние достижения
науки в области компьютеризации предметно свидетельствуют об исключительной
сложности и высокой организованности «компьютерного разума». Тем не менее, при
некотором внешнем функциональном сходстве с нашим разумом он по существу очень
далек от него. Однако и в узком пространстве функционального сходства – при все
большем расширении его – возникают общие логико-когнитивные проблемы.
К сожалению, приходится
констатировать, что единой концепции когнитивно-познавательной возможности
компьютерной информатизации на сегодняшний день не существует. Ведется
широкомасштабный поиск и анализ различных эпистемологических и
социально-экологических аспектов компьютерной информатизации.
Степень научной
разработанности проблемы. За последние годы появилось немало работ, в которых
разными учеными рассматриваются некоторые важные стороны проблемы можно судить
о степени разработанности темы нашего диссертационного исследования. Так
современному состоянию компьютеризации российского общества в сфере школьного
образования посвящены аналитические работы А.Ю. Татаринцевой, В.Ю. Могилевой,
А.О. Прикубавской, Э.Т. Селивановой, Е.Н. Ивановой, Н.Ю. Каргиной, А.А.
Счисленок, В.Н. Алдушенкова, И.М. Горбаченко, И.В. Григорьевой, в которых
показано влияние компьютеризации на образовательный процесс, предложена модель
развития мышления учащихся при переходе их из младших классов в старшие классы.
Кроме того, уточняется понятие «познавательной самостоятельности» и
сформированы критерии для определения уровня сформированности познавательной
самостоятельности у учащейся молодежи.
В научных исследованиях
С.В. Балабай, Е.А. Ковалевой, Л.Н. Стариповой выяснена социологическая
обусловленность повышения эффективности профессиональной подготовки и
воспитания личности посредством внедрения в учебный процесс информационных
технологий, рассмотрен умножающийся эффект информационного образования и дана
его классификация.
В работах В.В. Ратиева и
Н.А. Федотова дано определение информационной культуры, обосновано единство ее
пространственно-временного континиума. Выявлено влияние уровня информационной
культуры на эффективность информационной политики и обеспечение информационной
безопасности общества, обоснована необходимость целенаправленного формирования
информационной культуры.
Вопросы компьютеризации
и информатизации производства и производственных кадров с позиций
онтологического процесса рассматриваются в научных работах М.М. Дербаля, П.Ф.
Некрасова, В.С. Симакова. Ими дано уточнение системы понятий, относящихся к
оценке производственных кадров и кадровых процессов. Исследовать теоретические
обоснование использования компьютерных технологий для обеспечения сложных
систем управления с распределенными параметрами, предназначенными для защиты
окружающей среды. Кроме того проведен анализ участия современной российской
прессы в патриотическом воспитании граждан России в условиях формирования
информационного общества.
Немалый интерес
представляет работа А.В. Поликарпова «Социально-философские аспекты проблемы
информационной безопасности России», в которой он исследует и уточняет понятие
информации, предлагает сравнительно адекватное решение задач информационной
безопасности личности, государства и общества;, характеризует концепцию
информационной безопасности в контексте марковской и немарковской парадигм, рассматривает
информационную безопасность дифференцированного социума в рамках классического
и синергетического подходов; анализирует взаимосвязь личностного,
государственного и общественного уровней информационной безопасности в России;
устанавливается факторы, способствующие укреплению системы информационной
безопасности ключевых инфраструктур России; раскрывает особенности
информационных компонентов стратегии национальной безопасности страны.
Проблемы взаимодействия
институтов госуправления и СМИ в рамках формирования единой информационной
политики в средствах массовой информации России рассматриваются в работах П.А.
Корникова, А.В. Кокосова, В.А. Анникова, Л.А. Гиестакова.
Целостная концепция
компьютерного опосредствования преобразования психологической структуры
научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов, преподавателей
вузов и учащихся профессиональных колледжей представлена в работах Л.Ю.
Бусудиной.
В работах И.А. Крутий,
М.И. Очаповского определены с культурно-антропологических позиций сущностные
признаки адаптации как атрибутивного свойства человека. Установлены
антропологические ограничения в развитии техногенной цивилизации и
специфические особенности информационной культуры.
Онтологические и
гносеологические аспекты, применительно к оценке производственных кадров и
кадровых процессов рассмотрены в работах В.С. Симакова в контексте достижений
компьютеризации и информационных процессов. А в научных трудах А.Ю. Синягина
разработана компьютерная система оценки при аттестации руководителей и
специалистов, реализующая математическую модель, основанную на теории
классификации данных.
Анализ и характеристика
указанных и других источников дают возможность и позволили нам более глубже и
всесторонне исследовать и наметить пути дальнейшего теоретического исследования
компьютерной информатизации социума.
Целью нашего
диссертационного исследования является:
Разработать единую
концепцию логико-когнитивных возможностей компьютерной информатики.
Обратить особое внимание
на философские аспекты компьютерно-графического моделирования социальных
процессов.
Акцентировать внимание
на социально-психологических аспектах компьютеризации, особо выделив вопрос о
человеческой индивидуальности личности и социальном статусе человека в условиях
компьютеризации.
Указанные проблемы
определили основные направления нашего исследования, состоящие в том, чтобы
выявить и показать:
- роль и место
компьютерной информатики в современной системе научного знания, в изучаемых ею
проблемах и основных тенденциях будущего ее развития;
- информационные аспекты
современного этапа развития цивилизации и основные закономерности
поливалентного процесса компьютеризации общества;
- основные виды
информационных ресурсов общества и роль этих ресурсов для дальнейшего
социально-экономического, научно-технического и духовного развития общества;
- эффективность
использования основных средств информационных ресурсов, обусловленных более
глубоким понятием об информационных ресурсов;
- возможности и проблемы
человека в информационном обществе, поиск путей решения этих проблем.
Объект исследования –
компьютерная информатизация как феномен становления и развития информационного
общества.
Предмет исследования –
когнитивистика компьютерной информатизации и ее возможности в решении проблем
социума.
Достижение указанной
цели предполагает решение следующих основных задач:
- выявить и
охарактеризовать существенные составляющие, гносеологические и социальные
проблемы компьютерной графики;
- ставится задача
обобщения и использования соответствующего социально-философского материала,
научно-технических исследований компьютеризации;
- показать влияние
компьютерной графики на политико-правовые, этико-эстетические, экологические,
этико-религиозные основы развития личности и общества.
Методологической основой
исследования выступает, в первую очередь, принцип диалектической взаимосвязи
явлений общественной реальности и гносеологических аспектов компьютеризации в
процессе становления и развития информационного общества. Междисциплинарный
характер обусловил необходимость использования системного подхода к различным
проявлениям компьютерной ЭВМ в сфере общественных отношений, выработку
целостности интегрального модуля, связанного с применением логико-когнитивных
возможностей компьютерной графики. Кроме того, в разрезе поиска решений
гносеологических и социальных проблем компьютерной графики использовалась
аксиологическая матрица исследования с учетом структуры философского и
научно-технического познания на базе ЭВМ, а также на базе основных категорий
передачи информации при рассмотрении конфигурации вычислительной системы.
Научная новизна
исследования состоит в следующем:
- впервые в нашем
диссертационном исследовании проведен системный анализ понятия
«компьютеризации» как эпистемологического асоциального феномена;
- выявлены новые узловые
аспекты самой природы компьютерного обучения;
- рассмотрен сущностной
характер компьютерного влияния на развитие личности;
- выявлены причины
отставания России в развитии компьютеризации;
- дана оценка
возможностей России встать вровень с передовыми странами по уровню
компьютеризации;
- намечен философский
подход к фундаментальным проблемам классической теории натуральных чисел с
помощью компьютерных технологий, «компьютер и право на предвидение»;
- проведен анализ
факторов, вызывающий быстрый темп совершенствования компьютерной техники;
- дано философское
обоснование проблем моделирования речевых эмоций человека с помощью ЭВМ;
- проанализированы
проблемы информационно-психологической безопасности компьютерной графики;
- рассмотрены
социально-исторические факторы развития информационной культуры России,
определены пути ее перехода к информационному обществу.
Исходя из указанных
пунктов новизны, на защиту выносятся следующие основные тезисы:
Логико-когнитивные
возможности компьютерной графики в настоящее время создают реальные предпосылки
для формирования нового теоретического положения, практически направленного на
резкое ускорение научно-теоретического прогресса, так как социальный заказ
диктует потребность в создании новой информационной техники, для которой
необходима современная техническая база с вложением соответствующих денежных
средств.
В связи с широкой
возможностью применения разнообразных компьютерных технологий актуализируется
вопрос о теоретической необходимости создания модели по защите личности от
негативных воздействий компьютерной информации и обеспечению
информационно-психолонической безопасности личности, а также по расширению
возможностей адаптации человека и овладению им основами информационной
культуры.
Причины отставания России
в вопросах компьютеризации и затрудненность ее выхода из компьютерного кризиса
связаны также с длительным господством догматического мировоззрения,
выдаваемого за единственно истинную научно-методологическую основу
социально-психологического исследования личности. Социальная философия и
социальная психология оказались на периферии научного исследования. А
кибернетика как наука об управлении, связи, переработке и хранении информации
вообще была объявлена вне закона.
Творческое мышление в
условиях компьютеризации общества следует рассмотреть с учетом использования
компьютерной ЭВМ и ее возможностей по формированию оригинального,
нетривиального, творческого мышления личности.
Характерные черты
машинного и естественного языков все более сближаются, образуя ядро семантики
машинного языка.
Компьютер и «право на
предвидение». В конце XX – начало XXI века, в эпоху информационных технологий,
виртуальных реальностей и Интернета теория времени получила неожиданное,
своеобразное, фантастическое продолжение, которое может существенно поколебать
амбициозную претензию современной академической науки на единственное обладание
абсолютной истиной в области креативных и провидческих возможностей
человеческого духа.
Логико-когнитивные и
социальные проблемы в условиях широкомасштабной компьютерной информатизации
социума рассматриваются в контексте органической взаимосвязи с человеческим
капиталом, с его активной жизненной позиций.
Теоретическая и
практическая значимость
Материалы
диссертационной работы, полученные результаты и содержащиеся в ней выводы,
могут быть использованы при написании методической учебной литературы (пособий)
по курсам философии, компьютерной информатике, начертательной геометрии,
математике и др.
Экологические и правовые
аспекты, рассмотренные в диссертационной работе, могут учитываться при
дальнейшей разработке соответствующих научных проблем. Диссертационный материал
может использоваться при преподавании философии, информатики, экологии и
инженерных графических дисциплин.
Апробация
диссертационной работы
Основные положения и
результаты диссертационного исследования были апробированы в выступлениях на
научных конференциях, отражены в статьях сборников научных трудов, в
методологических разработках, при чтении лекций и при проведении практических
занятий на компьютерных графических программах. При преподавании (25 лет)
разных инженерных дисциплин автор использовал философские основополагающие
положения при подведении итогов лекционных и практических занятий, в результате
чего значительно повысился интерес к преподаваемым техническим инженерным
дисциплинам.
Объем и структура работы
Структура и объем работы
определились задачами и целью исследования: диссертация состоит из введения,
двух глав (в первой – два параграфа, во второй – три параграфа), заключение и
списка использованной литературы, насчитывающего 162 наименования, из них 6 на
иностранном языке, а также использованы законы, указы и постановления
Правительства РФ (двенадцать наименований), имеющих непосредственное отношение
к информатизационным процессам.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована
актуальность темы, определена степень разработанности проблема, сформированы
цель и задачи исследования, его новизна, обозначены теоретико-методологические
основы диссертации, сформулированы положения, выносимые на защиту, выявлена
теоретическая и практическая значимость работы, ее апробация.
В первой главе
«Логико-когнитивные возможности компьютерной информатизации», содержащей два
параграфа, исследуются сущность и история развития компьютерной информатизации
социума, рассматриваются проблемы логико-когнитивных возможностей
компьютеризации как творческое достижение человечества в совершенствовании
общества.
В первом параграфе
«Компьютерная информатизация социума в контексте рационального мышления» рассматривается
проблема внедрения и осмысления процесса компьютеризации во многие сферы жизни
социума, а для этого необходимы не поверхностные, а глубинные, научно
обоснованные и истинные знания, отражающие широкий спектр реальной жизни
общества. Подчеркивается, что процесс компьютеризации плодотворно может
осуществляться лишь в контексте целостного мыслительного, логико-когнитивного
процесса. Именно мышление является высшей формой человеческого познания. Оно
представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого
отражения и преобразования человеком действительности. В ходе исследований
творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или
препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. И в этом плане
значительная роль принадлежит компьютеризации как важнейшему фактору в
контексте рационального мышления.
Так при помощи
компьютера быстро можно продемонстрировать, например, то, как элементы мышления
в восприятии и элементы восприятия в мышлении взаимно дополняют друг друга; они
превращают человеческое познание в единый процесс, который ведет неразрывно от
элементарно приобретения сенсорной информации к самым обобщенным теоретическим
идеям. При этом автор подчеркивает, что роль компьютера нельзя ни
преувеличивать, но также нельзя его и недооценивать. Сам по себе компьютер
«понимает» только цифры. Общаться с ним на языке цифр – занятие
малопривлекательное. Надо было этот язык перевести на что-то более понятное.
Для этого служат программы, называемые операционными системами (ОС).
С этих позиций надо
помнить и не надеяться, что наступит время, когда все возьмет на себя машина,
да и такая жизнь была бы неинтересной. Не бояться трудностей, смело идти им
навстречу – вот, что возвышает человека. Труд, связанный с творческим познанием
мира и ответственностью за жизнь и красоту Земли, никогда не будет отдан
машине. Это тот труд, который позволит человеку всегда оставаться Человеком. В
реальной жизни человека уже наработаны методы и формы научного познания мира. С
философской точки зрения в структуре научного познания различают два уровня
познания: эмпирический и теоретический.
Таким образом,
«непосредственная связь ученого, исследователя с объектом познания – это
эмпирический уровень познания. Отличие от обыденного познания, где понятие
«непосредственно» употребляется в соответственном смысле слова, т.е. в смысле
отсутствия между субъектом и объектом познания каких-либо промежуточных,
опосредствующих элементов, в научном познании это понятие обретает более
усложненный смысл»[1]
.
«Приборы, инструменты,
механизмы можно рассматривать как искусственные органы чувств, расширяющие
познавательные возможности естественных органов чувств. Формулы, графики, схемы
– это своеобразные узловые точки познания, его ступени, разрабатываемые и
формируемые человеческим разумом. Они есть формы, способы реализации разума в
исторически складывающемся пути познания»[2]
.
Во втором параграфе
первой главы «Семиотическое поле компьютерной информатизации, ее символический
характер» показано, что наряду с языком эмоций и чувств как одно из необходимых
условий полноценного развития духовной жизни и творческих способностей
человека, все большую значимость приобретает семиотическое поле компьютерной
информатизации. При этом подчеркивается, что эмоциально-чувственное восприятие
мира предшествует появлению речи и с возникновением языка оно не исчезает и не
изолируется от него, а накладывается и отражается в языковой системе. В целом
значение любого слова отражает сразу несколько аспектов. Первый аспект –
денотативный (Д) отражается в словарях, второй аспект – коннотативный (К),
который не представлен в словарях, а мы его ощущаем интуитивно, третий аспект –
фонетический (Ф), представляющий собой эмоциональное восприятие слова и,
наконец, четвертый аспект – стилистический (С), употребляемый в строго
официальной обстановке и дома, в кругу близких, говорящих на разных языках.
С помощью указанных
четырех аспектов на компьютере можно, например, описывать национальные,
региональные картины мира в разные эпохи и в разных социальных системах. Сама
форма классификации и алгоритм работы с ней универсальны. Например, система
эмоциональных связей может широко использоваться при решении проблем
преемственности поколений, нравственного и эстетического воспитания молодежи.
Ведь достаточно провести несколько экспериментов, чтобы компьютер определил
точки расхождения во взглядах поколений, причем не по отдельным понятиям, а по
целым группам, комплексам. Появляется возможность создания эмоциональных банков
поколений, а также построение индивидуальных моделей восприятия и речевого
поведения.
Кроме того, на базе
описываемой классификации ученными разрабатывается универсальная семантическая
программа (с учетом всех четырех аспектов значения, а не только
коннотативного), где компьютер уже сейчас обнаруживает удивительное понимание
естественной речи. Все это позволяет утверждать, что возможности современной
компьютеризации гораздо шире и значительнее, чем нам представлялось ранее.
Во второй главе
диссертации «Информатизация и компьютерно-графическое моделирование социальных
процессов» разрабатываются вопросы, касающиеся социально-психологических
аспектов компьютерной информатизации, рассматриваются проблемы моделирования и
прогнозирования образовательно-воспитательного процесса, а также показана роль
и значение компьютерной информатизации в формировании и осмыслении современной
картины мира.
В первом параграфе
«Социально-психологические аспекты компьютерной информатизации» автор проводит
анализ современного состояния информационно-компьютерной сферы общества,
оказывающей огромное влияние на состояние психики людей, стереотипы их
поведения в обществе и личной жизни, на их моральные нормы, критерии поведения
и духовные ценности. Это стало очевидным и заметным особенно в современной
России, в период перехода от тоталитарного к демократически-правовому
государству. В информационно-компьютерной сфере общества появились хаотические
процессы. В обществе возникла новая глобальная проблема –
информационно-психологическая безопасность, которая должна стать предметом
особого внимания не только психологов, но и со стороны властных структур
общества. Защищенность граждан и отдельных их групп, социальных слоев, а также
населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий
должно быть под пристальным наблюдением ученых всего мира, а также предметом
серьезного внимания со стороны управленческих органов государства.
В диссертации
отличается, что одним из основных факторов информационно-компьютерного
воздействия на психику человека является политический фактор. Разрушение
прежней командно-административной системы и формирование новой
государственности и гражданского общества является основной тенденцией порождения
факторов психологического воздействия на общество. Изменение политической
обстановки в мире и положение в ней России, тенденция к формированию гегемонии
США и усиленная информационная экспансия этого государства и других западных
стран с целью распространения своего мировоззрения, идеалов, политических и
духовных ценностей – есть также один из ключевых моментов психологического
воздействия не только на нашу страну. Кроме того, в диссертации пристальное
внимание уделено анализу как социально-экономическим, так и технологическим
факторам, оказывающих высокоэффективное воздействие на психику человека.
Поэтому в работе сосредоточено большое внимание на рассмотрении
технологических, энергетических, так и экологических факторов
информационно-психологической безопасности, так как именно они представляют
собой совершенно новый социальный феномен, недостаточно изученный на
философско-психологическом уровне. Именно, исходя из анализа этих факторов,
автор делает выводы и предлагает проблемы обеспечения информационно-психологической
безопасности личности, общества и государства на современном этапе развития
России. Только комплексный подход позволяет более рационально решить задачи,
касающиеся информационно-психологической безопасности и комфортности условий
для людей, труд которых связан с компьютерами.
Во втором параграфе
«Информатизация и компьютерная графика в свете моделирования и прогнозирования
образовательно-воспитательного процесса» рассматривается проблема
информатизации и компьютерной графики применительно к «Национальному проекту
образования» в России, который является концептуальной основой для
реформирования и дальнейшего развития системы образования в России на период до
2025 года.
Стратегические цели
философии образования российского общества, определенные в надпроекте состоят в
следующем:
- преодоление
социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества
жизни народа и национальной безопасности;
- восстановление статус
России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры,
науки, высоких технологий и экономики;
- преодоление глубокого
кризиса и переход России на путь цивилизованного и устойчивого развития.
Достижение этих целей
требует качественно нового уровня развития интеллектуального, духовного,
технологического и экономического потенциала России. Обеспечение достижения
этого уровня и является главной стратегической целью развития российской
системы образования на период до 2025 года.
Национальный проект
доктрины образования в Российской Федерации определяет новые задачи, которые в
своей основе имеют ценностные ориентации системы образования на ближайшие
деятельности:
- фундаментализация
образования, направления на повышение его качества;
- опережающий характер
всей системы образования;
- доступность системы
образования за счет совершенствования методов дистанционного обучения и
самообразования на основе перспективных информационных и телекоммуникационных
технологий;
- доля специалистов с
высшим образованием должна составлять не менее 20-25% от общей численности
занятого населения. Фундаментализация образования, ориентация на будущее, на
опережающее образование, рациональная организация развития и обеспечения
комплексных программ информационного обеспечения в интересах дальнейшего
научно-технического, социально-экономического и духовного развития России –
ключевые идеи, обладающие высоким когнитивным потенциалом в современных
условиях.
В третьем параграфе
второй главы «Компьютерная информатизация и ее роль в формировании и осмыслении
современной картины мира» отличается, что в конце XX века человечество вступило
в эпоху информационных технологий, виртуальных реальностей и Интернета
построения информационного общества. Информация стала важнейшим фактором
экономического роста, а уровень развития информационной деятельности и степень
вовлеченности и влияния ее на глобальную информационную инфраструктуру
превратились в важнейшее условие конкурентоспособности страны в мировой
экономике. Австралийский экономист К.Кларк еще в 40-е годы говорил о
наступлении общества информации и услуг, общества с новыми технологическими и
экономическими возможностями Американский экономики Ф.Мяхлук выдвинул
предположение о наступлении информационной экономики и превращении информации в
важней товара в конце 50-х годов. В конце 60-х годов Д.Белл фиксировал
превращение индустриального общества в информационное.
С наступление
информационного общества начинается новый этап не только научно-технической, но
и социальной революции. Меняется вся система информационных коммуникаций. А в
качестве средства для хранения, переработки и передачи информации
научно-технический прогресс предложил обществу компьютер
(электронно-вычислительную машину - ЭВМ). С каждым новым поколением ЭВМ
увеличивалось быстродействие и надежность их работы при уменьшении стоимости и
размеров, совершенствовались устройства ввода и вывода информации. С помощью
таких информационных компьютерных систем в фермерских хозяйствах, например,
собираются сведения о пахотной земле, даются нужные ориентиры об урожае и
ведется видеозапись сравнения со стандартными образцами.
В Южной и Северной
Дакоте компьютерные программы анализируют производительность и прибыльность
домашних животных, осуществляют контроль за клиентами, уход и питание домашних
птиц и скота. А вот в Израиле каждая корова на ферме находится под электронным
контролем. На правой задней ноге у нее, пониже колена, крепится электронное
устройство, которое переучет данные о ее питание, лактации и стельности и
другие данные. Что же касается сегодняшней России, то она значительно отстает в
вопросе использования компьютерных технологий в сельском хозяйстве.
Безусловно, география
применения и использования компьютеризации будет охватывать и прописать во все
сферы социума. Сегодняшним этапом развития компьютерной техники является
виртуальная реальность. Киберпрогнозирование институциональных форм является
характерной особенностью виртуального взаимодействия – виртуальных сообществ,
виртуальных корпораций, виртуальных развлечений, виртуальных преступлений,
виртуального отпущения грехов и покаяния в содеянном в виртуальных проповедях.
Столь интенсивное в последние годы использование технологий виртуальной
реальности с необходимостью приводит социальных философов к идее использования
понятия виртуальности для объяснения и осмысления современной картины мира.
В заключении диссертации
подводятся итоги исследования, делаются выводы, намечаются перспективы
дальнейшего изучения проблемы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:
Чумичева А.Г.
Информационное свойство компьютерной графики как фактор активизации
человеческой деятельности. Приложение, опубликованных материалов международной
научной конференции (Краснодар, 21-24 сентября 2005 г.) к региональному
научному журналу «Культурная жизнь Юга России». Краснодар, Изд-во КГУКИ, 2005.
– с. 329-335.
Чумичева А.Г.
Методологическая интерпретация информационных аспектов в реализации
образовательного процесса и формирования творческого потенциала личности.
Методология и методы культурологического знания и исследования.// Материалы региональной
научно-практической конференции (Краснодар, ноябрь 2005 г.). Краснодар, Изд-во
КГАУ, 2006. – с. 31-41.
Чумичева А.Г.
Информатизация и компьютерно-графическое моделирование как методы анализа
социокультурного процесса. Методология и методы культурологического знания и
исследования.//Материалы региональной научно-практической конференции
(Краснодар, ноябрь 2005 г.). Краснодар, Изд-во КГАУ, 2006. – с. 98-105.
Чумичева А.Г. Философия
и компьютерная графика. Учебно-методическое пособие. Кропоткин, ОАО,
полиграфобъединение, 2006. – с. 1-100.
Чумичева А.Г. Философия
естественного и компьютерного языка. Учебно-методическое пособие. Кропоткин,
ОАО, полиграфобъединение, 2006. – с. 1-85.
Особенности
информационной культуры современного российского об-ва. Сборник материалов
региональной научно-практической конференции. Краснодар, КГАУ, 2006. – с. 1-7.
Список литературы
Для подготовки данной
работы были использованы материалы с сайта http://www.kubsu.ru
[1]
Òîëïûêèí Â.Å.
Îñíîâû
ôèëîñîôèè. Ì.,
2003. Ñ. 324
[2]
Òîëïûêèí Â.Å.
Îñíîâû
ôèëîñîôèè. Ì.,
2003. Ñ. 105