Личность и социальный институт: проблема социализации
Личность и социальный институт: проблема социализации
Вся проблема социализации личности может быть выражена как отношение между личностью и социальными институтами общества.
Какой бы аспект социализации мы ни взяли, всюду мы сталкиваемся с необходимостью вхождения личности в систему социальных институциональных
отношений. Например, получение высшего образования сопряжено с такими институциональными формами деятельности, как подача заявления, прохождение
экзаменов и конкурсного отбора, обучение вузовским дисциплинам, подготовка дипломной работы и т.п. Все это - предусмотренные обществом формы отношений в
сфере высшего образования. По такой же логике развиваются социальные отношения в других областях человеческой деятельности: в труде, спорте, искусстве, на
военной службе, в политике и т.д.
В социальной философии личность описывается как субъект социализации, которому присуще такое фундаментальное качество, как
"спонтанность". Именно так характеризуется личность в трудах американского мыслителя Толкотта Парсонса. Для его теории социального действия
личность есть самый непосредственный уровень общественной жизни. Понятие спонтанности весьма продуктивно для описания процессов социализации личности в обществе.
Личность не формируется автоматически, ее нельзя запрограммировать на схематическое поведение. Обладая волей, интеллектом, интуицией, эмоциями и
чувствами, свободой и подсознанием, личность осуществляет спонтанное, подчас неожиданное приспособление к социальной среде. Спонтанность личности есть
выражение принципиальной непроницаемости и автономности ее внутреннего мира. Личностная мотивация ее социального поведения кроется в глубинах
индивидуальности, а не в формах институционального общения.
Важное значение в социальной философии имеют понятия, описывающие отношение личности к
обществу. Первое такое понятие выражено термином "экстернализация". Личность экстернализирует себя в обществе, т.е. открывает себя для общества,
активно включается в его динамику.
Другое понятие - "интернализация", что означает перевод объективных структур
социального мира в субъективное личностное состояние. В книге Питера Бергера и Томаса Лукмана "Социальное конструирование реальности" процесс
интернализации характеризуется как феномен первичной социализации. Усваивая социальные значения, учась понимать других людей, расшифровывая внутренний мир
других людей, человек обретает способность жить в обществе. Эта стадия социализации важна именно в силу своей первичности - здесь складывается общий
социальный облик личности. Это происходит в детстве, когда индивид превращается в члена общества. Далее происходит уже вторичная социализация - каждое новое
вхождение индивида в различные сферы объективного мира общества.
Интернализация, определяющая характер первичной социализации, позволяет нам узнать и понять
объективные свойства социального мира. Здесь мы учимся понимать мир социальных значений, нам становится известно, что действия людей в обществе не
произвольны, а вписаны в систему значений. Постепенно мы постигаем значения игры, дружбы, взаимопомощи, коллектива, соперничества, лидерства и т.п.
Сталкиваясь с иной значимостью, мы интегрируем ее в уже усвоенную систему социальных значений. Первичная социализация дает нам фундаментальный социальный
опыт. Здесь мы не выбираем свое окружение - оно навязано нам волею судьбы. Осваивая свой первичный социальный мир (прежде всего родителей, вообще близких
людей), мы идентифицируем себя с этим миром первичной социализации. Для ребенка его мир - это вообще единственный мир, кроме которого нет ничего другого.
Первичная социализация личности рано или поздно завершается. Ее результат - способность
личности усвоить понятие обобщенного другого. Вообще другой - это образ общества в сознании личности. Как только мы усвоили принципиальное различие
между собственным Я и внешним миром, мы становимся способными выделять различные по качеству области социального мира. С этого момента социализация
становится вторичной - перед индивидом открывается вся широта социальных отношений. Вот здесь и наступает черед социальных институтов. Любой акт
вторичной социализации сопряжен с необходимостью включения в сферу влияния социального института. Миры вторичной социализации совсем не похожи на мир
первичной социализации ребенка в семье - они полны условностей, норм, правил, ограничений, искусственных ситуаций и т.д. Не случайно здесь личность опирается
на такое социальное знание, которое на языке науки называется "специфически - ролевым".
Каждый социальный институт стимулирует присущее только ему специфически - ролевое
знание. Поэтому, например, работник театра может иногда не понимать работника науки, ибо у них свой собственный комплекс специфически-ролевого знания. Когда
мы читаем интервью политика или спортсмена, мы очень многое узнаем о специфически-ролевых значениях их сфер институциональной деятельности.
На протяжении всей своей жизни личность переживает несколько относительно обособленных периодов социализации. Социализация - процесс не монотонный, а
качественно дифференцированный. Любое вхождение личности в социум - это каждый раз обретение качественно нового социального опыта, усвоение иного
специфически-ролевого знания, понимание специфики особого вида отношений и т.п. Из каждого такого этапа социализации личность выходит, обретая принципиально
новую для себя социальную определенность. Особенно важны изменения, происходящие в сознании личности. Объективно личность входит в новое социальное
поле, субъективно же она усваивает новый взгляд на мир. Например, она обнаруживает, что на новом месте работы не принято приходить в офис без
галстука. Усвоение новой нормы поведения - это не просто внешнее изменение, происходящее с индивидом, но и внутренняя трансформация сознания, новый взгляд
на свою идентичность, новое понимание своей сущности. В личности происходит своеобразное смещение социального восприятия. Часто это происходит в форме
внутреннего конфликта. Например, молодой человек, став отцом, еще некоторое время не может привыкнуть к своей новой социальной роли, отвыкнуть от
восприятия себя "праздным гулякой". В личностном самосознании всегда существует иерархия сфер социального самооценивания.
С другой стороны, личностный процесс социализации, каким бы он ни был индивидуализированным, происходит в более широком контексте специфической
социальной структуры. Индивид всегда встречает определенную институционализированную программу поведения, некоторый социально-структурный
порядок. Сможет личность "вписаться" в порядок институционализации - социализация будет "успешной". Во всяком случае, личность всегда
стремится устранить асимметрию между своим поведением и социальным порядком. Бывают ситуации, когда личность не только соответствует социальному порядку, но
и сама существенно влияет на него, меняет структуру институционального мира. Например, новый руководитель предприятия может ввести общее требование ко всем
работ- никам каждый месяц отчитываться, что они сделали для улучшения психологического климата коллектива.
Итак, между структурой социального мира и структурой личности всегда происходит
процесс взаимного приспособления. Со стороны личности - это социализация, т.е. объективное и субъективное вхождение в социум, привыкание к определенному структурному
порядку. Со стороны общества это - институционализация отношений, конституирование системы норм, регулятивов и принципов, с которыми личности
будут согласовывать свое индивидуальное поведение. Личность и общество взаимно обуславливают свое бытие.