Оказание помощи дошкольникам в формировании их системы самозащиты средствами физического воспитания
Оказание помощи дошкольникам в формировании их системы
самозащиты средствами физического воспитания
А.П.Щербак
Важным
периодом в развитии всех людей является возраст от трёх до восьми лет. В это
время дети входят в общественную жизнь вне семьи и утверждают себя как члены
общества. К моменту окончания этого периода у детей формируются понятия о себе
как о существах социальных, думающих, и они принимают определённые важные
решения о своих личных способностях и о своих личных достоинствах. Их поведение
в будущем всегда так или иначе будет соотноситься с их представлениями о самих
себе (“образе Я”) и о том, какими они должны или хотели бы стать, что
накладывает особую ответственность на всех тех, кто вовлечён в обучение детей в
течение этого периода. Важнейшие задачи для любого педагога, работающего с
дошкольниками:
заложить
предпосылки для успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации ребёнка к
реальным условиям жизни, его интеграции в обществе;
формировать
“самость” ребёнка, некоторую индивидуальность, которая сохраняется при всех
изменениях окружающей среды, поддерживая и воспроизводя собственную структуру.
К
сожалению, такие задачи по гармоническому развитию личности ребёнка, его
благополучному вхождению в социум не ставятся ни одной из существующих
современных программ и методик по физическому развитию дошкольников. Занимая
одно из центральных мест в воспитательно-образовательной работе с
дошкольниками, раздел физического воспитания содержит лишь перечень
двигательных действий, которым следует обучать детей. А ведь основоположник
научной системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт критиковал односторонность
образования, научно обосновывая связь между физическим, умственным и
нравственным воспитанием.
За
последние пять лет на базе дошкольного учреждения Рыбинского педагогического
колледжа были проведены исследования по изучению становления самосознания,
адекватности самооценок, структуры и функции “образа Я” во время выполнения
детьми физических упражнений; наработан практический опыт по оказанию влияния
на общее развитие ребёнка средствами физического воспитания, в частности по
формированию речи, психики, интеллекта, таких анализаторских систем, как
зрительная, слуховая, тактильная, а также (в широком смысле) по формированию
поведения ребёнка, его жизненной позиции. Необходимость и важность данных
наработок подтверждается:
диагностикой
показателей двигательной активности детей;
медицинскими
обследованиями ведущих специалистов города;
ежедневными
наблюдениями за детьми;
отзывами
родителей.
В
настоящей статье будут кратко описаны основные направления и проверенные годами
методы и результаты по оказанию помощи дошкольникам в формировании их
собственной системы самозащиты на занятиях по физическому воспитанию.
Данные
наблюдения позволяют заключить, что, работая в направлении создания комплекса
условий для более успешной социализации ребёнка, физическое воспитание является
сферой становления личности, а также выработки дошкольниками таких видов
социальной самозащиты, как:
физическая
самозащита,
физиологическая
самозащита,
психологическая
самозащита.
Физическая
самозащита
Основное
направление
Физическая
самозащита предполагает наличие у ребёнка хорошо выработанных двигательных
навыков. Данную задачу наиболее полно можно решить, когда занятия по
физическому воспитанию планируются по принципу: от самопроизвольного движения
через самостоятельность к самоутверждению.
Методы
Первоначально
необходимо было более полно удовлетворить врождённую, жизненно необходимую
потребность ребёнка в движении. При решении этого вопроса была проведена
переоценка роли спортивных залов и открытых площадок, которые стали не просто
местом проведения занятий, а развивающей средой.
Оборудование
и обеспечение инвентарём исходило из принципов:
простота
конструкции (ничего лишнего), которая в то же время позволяет достигать
максимально возможного педагогического эффекта;
применение
материала, который обладает такими качествами, как лёгкость, прочность,
гигиеничность, приятность на ощупь, эстетичность;
универсальность
конструкции (в плане возраста, пола, подготовки);
игровая
направленность;
возможность
контролирования воздушной среды, теплового режима и освещённости;
соответствие
спортивного инвентаря физиологическим данным детей.
Создав
уютные помещения и площадки, оснастив их современным эстетически
привлекательным оборудованием и инвентарём, мы подтолкнули дошкольника к
самопроизвольному движению, совершаемому им по собственной воле, без
принуждения. Дети в свободной форме овладевают всеми основными видами движений,
контролируя их и обучаясь оберегать себя.
Занятия
по физическому воспитанию решили организовать так, чтобы на них шли мощные
процессы “само”: самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения.
Всю систему физкультурных занятий направили на то, чтобы дети научились
самостоятельно и осознанно заниматься физическими упражнениями и
совершенствовать свои двигательные навыки.
Можно
проследить последовательность накопления от возраста к возрасту двигательного
опыта детей на некоторых примерах применения методов проводимой с ними работы:
на
первоначальной стадии в возрасте 3-4 лет создаём условия для того, чтобы
доставить ребёнку максимум удовольствия от движения, в то же время приучаем к
самостоятельному использованию спортивного инвентаря и оборудования, к его
уборке, к переодеванию в спортивную форму;
на
последующих этапах дошкольникам предлагается самостоятельно показать какое-либо
спортивное упражнение по типу игры “Затейники”, “Охотники и обезьяны” и т.п.;
далее
детям даётся возможность классифицировать и различать такие виды упражнений,
как общеразвивающие, акробатические, танцевальные;
в
старшем возрасте дошкольники, усвоив понятие “мышца”, подбирают какое-либо
конкретное упражнение на определённую группу мышц или, наоборот, должны
определить по упражнению тренируемые мышцы;
в
подготовительной к школе группе дети обучаются самостоятельно выполнять
комплексы гимнастических упражнений из различных исходных положений.
Параллельно
с обучением двигательным навыкам ребятам даём определённый объём знаний для
выполнения движения, на котором базируется осознанность занятия физическими
упражнениями. Исследования по оценке эффективности механического и осознанного
усвоения движений проводились в течение последних пяти лет в дошкольных
учреждениях г.Ульяновска. Вывод, к которому пришли ученые содержится в отчёте
кафедры дошкольной педагогики Ульяновского пединститута: “Сочетание знаний и
умений значительно повышает результативность двигательной деятельности детей,
повышает интерес к ней, расширяет границы самостоятельности.”4 Помимо
осознанного усвоения техники выполнения физических упражнений целесообразно
разрабатывать цикл тематических занятий для переноса элементов разученного в
другие двигательные действия, в схожие игровые ситуации и в повседневную жизнь.
Примером
такого цикла может стать серия тематических занятий для четырёхлетних детей,
основанная на наблюдениях, обсуждениях и анализе поведения домашних животных,
понимании необходимости умения быть выносливыми, ловкими, сильными и быстрыми.
С детьми шестилетнего возраста проводится работа по их приобщению к традициям
большого спорта. Лейтмотивом стали Олимпийские игры как идеал, сочетающий совершенство,
единство физической силы, духовной красоты и творческих достижений. Знакомясь с
играми разных времён и народов, в основе которых лежат активные действия,
дошкольник совершенствуют различные физические качества, необходимые для
собственной системы самозащиты.
Результаты
За
последние четыре года проведена работа по выявлению (дважды в год) двигательных
навыков у 150 детей, посещающих наш детский сад (с четырёх до семи лет).
Запротоколировано 4000 нормативов физического развития. В таблице 1 проведено
сравнение между средними показателями физической подготовленности семилеток (Р1
), при достижении которых считается удовлетворительной двигательная
деятельность детей, и средними показателями наших выпускников (Р2 ).
Таблица
1
Некоторые
показатели физической подготовленности семилеток
Показатели
Похожие работы на - Оказание помощи дошкольникам в формировании их системы самозащиты средствами физического воспитания
|