Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России
Социальная значимость физической культуры и спорта в
современных условиях развития России
Кандидат педагогических наук, советник председателя
ГКФТ России в отставке, заслуженный работник физической культуры РФ,
заслуженный тренер СССР В.Г. Бауэр
Специфика основной деятельности.
Основными
функциями физкультурно-спортивных организаций являются: физическое воспитание,
физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные тренировки и соревнования.
В систематические занятия физической культурой и спортом вовлечены различные
группы населения - от дошкольников до пенсионеров, от здоровых до инвалидов, от
начинающих до мастеров спорта России международного класса (мсмк).
Наличие системы в обеспечении деятельности.
В
Российской Федерации функционирует 89 органов государственного управления
физической культурой и спортом субъектов федераций. В настоящее время в сфере
физической культуры и спорта действуют 8 министерств, 12 госкомитетов, 53
комитета, 9 департаментов, 7 управлений и отделов с различными названиями, при
этом в отдельных названиях слово "спорт" отсутствует.
Важнейший
аспект функционирования сферы - восстановление вертикали государственного управления.
В настоящее время управление физической культурой и спортом на федеральном
уровне осуществляют Госкомспорт России, ОКР, 90 общероссийских федераций
(союзов, ассоциаций) по видам спорта, функции которых нередко дублируются.
Потребность в специалистах.
Основную
деятельность в рамках учебного расписания образовательных учреждений
осуществляют 124,4 тыс. преподавателей; учебно-тренировочный процесс - 54,5
тыс. штатных тренеров-преподавателей; физкультурно-оздоровительную работу -
23,7 тыс. специалистов; в управленческой деятельности занято 5,5 тыс. чел;
работники спортивных сооружений составляют 19,5 тыс. чел. Всего в сфере
трудятся 241,7 тыс. штатных работников. Лишь 82,1 % из них имеют профессио
нальное образование. Потребность в специалистах постоянно увеличивается. Их
ежегодный выпуск составляет около 10 тыс. чел. В настоящее время различие между
минимальными и максимальными показателями обеспеченности кадрами среди
субъектов федераций составляет 78 раз. Особую тревогу вызывает профессиональный
уровень работников органов управления сферой, который на 10% ниже, чем
работников, осуществляющих физическое воспитание и спортивную подготовку.
Каждый пятый управленец не имеет профессионального образования и тем самым
лишен объективной основы общения с подчиненными на профессиональном языке.
Кадры
готовят 58 учебных заведений, переподготовку - 4 академии и 4 факультета
физической культуры. Научную базу отрасли составляют 3 ВНИИ физической
культуры, 9 аспирантур, 2 лаборатории, 6 докторантур.
Материально-техническая база.
В
условиях современного общества физкультурно-оздоровительная и спортивная
деятельность невозможна без специального материально-технического оснащения;
научно обоснованных методик физического воспитания и спортивной тренировки;
системы подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации; системы
управления и развития международных связей.
С
1991 г. в Российской Федерации, несмотря на общие сокращения спортивной базы,
наблюдается устойчивая тенденция расширения спортивных залов( до 54,3 тыс. ),
крытых плавательных бассейнов (до 1,6 тыс.), стадионов с трибунами на 1,5 тыс.
мест и более (до 2,1 тыс.).
В
настоящее время единовременная пропускная способность спортивных сооружений
составляет 476 тыс. чел., или 34 человека на одно место. Различие между
минимальными и максимальными показателями единовременной пропускной способности
спортивных сооружений субъектов федераций достигает 47 раз.
Наличие
внутренних экономических подсистем. Из общей системы организационных форм и
особенностей хозяйствования в сфере физической культуры и спорта можно выделить
следующие специфические направления: физическое воспитание населения;
физкультурно-оздоровительные услуги; подготовка спортивного резерва в сборную
команду России, его участие в международных соревнованиях; кадровое,
научно-методическое, медико-биологическое, информационное и нормативно-правовое
обеспечение; международные спортивные связи. В каждом направлений действуют
свои экономические механизмы.
Развал
отечественной спортивной индустрии, низкий уровень организации спортивных
зрелищ, досуга и оказания услуг населению, а также отток из страны ведущих
ученых, специалистов и спортсменов приводят к колоссальным экономическим
потерям. Это связано прежде всего с тем, что выезд тренеров и спортсменов не
регулируется. Не разработана правовая основа и механизм выплаты компенсаций
спортивным школам и клубам, участвовавшим в формировании спортивных талантов.
Физкультурное движение в России - наиболее массовое проявление двигательной
активности: учебными занятиями охвачено 23 млн. учащихся и студентов;
оздоровительной физической культурой - 12,3 млн представителей различных слоев
населения; организованным спортом в системе спортивных школ - более 2 млн чел.;
организацию подготовки юношеских и юниорских сборных команд России и их участие
более чем в 150 международных соревнованиях обеспечивают общероссийские
федерации по видам спорта, а финансирует - Госкомспорт России.
Что
представляет собой сфера физической культуры и спорта. Занятия физической
культурой и спортом положительно воздействуют на укрепление здоровья, повышение
уровня физического развития, физической подготовленности и спортивного
мастерства, выполняют такие важные функции, как: образовательная и
познавательная, духовно-нравственная, социально-биологичес кая адаптация,
снижение социальной напряженности, профилактика заболеваемости, правонарушений,
борьба с наркоманией, отвлечение подростков от улицы и вредных привычек.
Экономический эффект от реализации этих функций значительно превосходит прямые
затраты. Для системной оценки состояния развития массового спорта и спорта
высших достижений в сопоставлении с негативными явлениями в обществе по итогам
года методом регрессионного анализа автором определена зависимость удельных (
на один процент населения) уровней заболеваемости и преступности от показателей
развития физической культуры и спорта и подготовки спортивного резерва, которая
наглядно показывает, что уровень заболеваемости падает с возрастанием уровня
развития физической культуры и спорта, а уровень преступности снижается с
возрастанием уровня подготовки спортивного резерва и развития массового спорта.
В
связи с этим еще больше увеличивается значение ФКиС, особенно в снижении
преступности и социальном поведении, а также в профилактике заболеваемости.
В
то же время различия в минимальных и максимальных показателях между субъектами
федераций весьма велики: в развитии массового спорта - в 16 раз; подготовке
спортивного резерва - в 15 раз; заболеваемости - в 7 раз; преступности - в 10
раз. Отсюда следует, что расширение масштабов развития физкультурно-
оздоровительной работы и подготовки спортивного резерва становится социально
необходимым. Экономический эффект очевиден. Его можно прокомментировать
примером. Так, в начальной школе коррекции Тульской СДЮШОР учащиеся с
нарушением осанки и плоскостопием через три года занятий становятся нормально
развитыми. А в финансовом отношении это выразилось в выплате зарплаты тренеру
за этот период менее 2 тыс. рублей за одного учащегося. В Анжеро-Судженской
СДЮШОР за четыре года занятий ни один из состоящих на учете в детской комнате
милиции не имел повторного привода. Кроме того, возрастает роль спорта в
сплочении различных групп населения вокруг общероссийской идеи. Спортсмены
пропагандируют традиции и символы России, ее особый дух и демократические
преобразования.
Масштаб
сферы деятельности отрасли "физическая культура и спорт" в структуре
органов государственного управления превышает масштаб отдельных отраслей
социальной сферы страны. В связи с масштабностью и специфичностью деятельности,
многообразием форм управления, наличием различных источников финансирования
назрела необходимость выделения сферы ФКиС в самостоятельную отрасль с
соответствующим разделом в бюджетной классификации в пределах ныне выделяемых
на эти цели госбюджетных средств, что могло бы придать большую значимость и
самостоятельность в решении поставленных перед отраслью задач.
Насколько
обременительна сфера ФКиС для общества? Фактическое финансирование физической
культуры и спорта в 1999 г. по разделу "Здравоохранение", строке
"Физическая культура и спорт", составило 5 782 млн руб. По разделу
" Образование" - 5 474 млн руб., пофонду социального страхования -
265 млн руб., иным источникам финансирования - 1 544 млн руб., а финансирование
ГКФТ России из федерального бюджета - 407 млн руб. В целом финансирование
составило 13 482 млн руб., или 92 руб. на душу населения России.
Размер
выделения средств на физическую культуру и спорт в субъектах федераций
различался в 116 раз на физкультурно- оздоровительную работу и в 94 раза - на
содержание спортивных школ. И как следствие различие в результативности работы
по развитию массового спорта и спорта высших достижений между субъектами
федерации составило соответственно 20 и 48 раз.
Соединение
интересов государства и его территориальных образований выражается в
приоритетном финансировании сферы ФКиС субъектами федераций (83,5 %) .
Средства, выделенные из федерального бюджета, составили 5,2 % от cредств на
здравоохранение. Следовательно на лечение, приобретение лекарств и
медикаментозных средств направлено 95 руб., а на профилактику заболеваний
средствами физической культуры и спорта - 5 руб.
В
прошедшем олимпийском цикле российскими спортсменами завоевано 106 олимпийских
медалей различного достоинства, из них 18 - по 5 видам спорта на зимней
Олимпиаде в Нагано, 8 - по 24 видам спорта на играх Олимпиады в Сиднее. По
расчетным данным, расходы на одну завоеванную российскими спортсменами медаль
различного достоинства составили примерно 127 млн руб. в год. При этом доля
расходов на виды спорта, по которым медали не завоеваны, составила 23 % от
общих расходов. Расходы на содержание спортивных школ по футболу, баскетболу,
настольному теннису, конькобежному спорту составили примерно 1 118 млн руб. в
год. Вместе с тем предложенные приоритеты в финансировании видов спорта в
зависимости от результатов участия в прошедшей Олимпиаде энтузиазма у
чиновников Госкомспор та России не вызвали.
Состояние
и пути дальнейшего развития массового спорта и подготовки спортивного резерва и
России. При всей сложности социально-экономической ситуации в стране благодаря
усилиям местных органов власти в целом увеличились число спортивных школ,
контингент занимающихся, тренерских кадров, высококвалифицированных
спортсменов. Вместе с тем в силу определенных причин Россия превратилась в
самого крупного донора международного спорта и щедро делится своим уникальным
опытом и квалифицированными кадрами. С помощью наших ученых и практиков во
многих странах мира воспроизводится созданная и впервые реализованная в нашей
стране современная система научно-методического и медико-биологического
обеспечения.
В
современных условиях возросла роль спортивных школ в решении таких социальных
проблем, как наркомания, беспризорность, преступность, а главное - сохранение и
укрепление здоровья генофонда. Указанные проблемы могут быть решены благодаря
накопленному опыту работы по организации массовой физкультурно-оз доровительной
работы и подготовки полноценного пополнения резерва в сборную команду России в
Тульской, Тверской, Кемеровской, Тюменской, Московской, Ростовской областях, в
Москве, Санкт-Петербурге, республиках Саха (Якутия) и Башкирия. Обобщенный в
последние годы передовой отечественный опыт подтверждает, что российский спорт
остается конкурентоспособным на международной спортивной арене. Имеются
авторитетнейшие научные школы и академии с большими традициями, передовой
технологией спортивной подготовки. Надо только умело распорядиться этим
богатством, сохранить и внедрить все положительное, что накоплено, выходить на
новый виток развития массового спорта и спорта высших достижений.
В
последнее время все чаще приходится слышать, что в России спорт массовый и
спорт высших достижений вошли в противоречие. Фактически в спорте высших
достижений задействова но от 0,5 до 5,0 % занимающихся, и баланса между
развитием общедоступного массового спорта и подготовкой резерва для элитного
спорта не будет никогда. В то же время одинаково эффективно оба направления
развиваются в Республике Чувашия, Волгоградской, Мурманской, Ростовской
областях.
Отечественная
наука и практика подготовки резерва в сборную команду страны показали, что рост
спортивных результатов определяется не общей численностью занимающихся, а
числом спортсменов, задействованных в спорте высших достижений, качеством
спортивного отбора и профессиональной подготовкой. Уровень эффективности
деятельности спортивных школ по подготовке спортсменов высокого класса зависит
от того, насколько правильно используется научно обоснованная система отбора.
Это подтверждается результатами выступления российских спортсменов в Сиднее.
Так, по отдельным видам спорта команды заняли призовые места, в то время как во
внутрироссийском рейтинге эти виды находятся за пределами первой десятки.
Согласно
теории распределения показателей, необходимых для достижения высоких
результатов, достаточно 5 - 6% занимающихся. Необходимый контингент
занимающихся в спортивных школах почти в два раза превосходит эту расчетную
величину. Однако в процессе подготовки тренерами не всегда учитываются
индивидуальные различия в физической, технической, психологической
подготовленности, морфологических особенностях спортсменов, которые должны быть
в поле зрения каждого тренера.
Для
реализации индивидуального подхода в спортивной тренировке тренеру необходимо
располагать такими критериями, как состояние здоровья, уровни биологической
зрелости, физического развития, технической, тактической, психической,
теоретической подготовленности, а также медико-биологическими, морфологическими
, физиологическими характеристиками занимающихся, темпами роста показателей и
их исходным уровнем.
К
сожалению, приходится констатировать, что результаты научных исследований в
области спорта продолжают оставаться невостребованными в реальных условиях
подготовки спортсменов.
К
главным достижениям российского спорта следует отнести то, что на местах сумели
сохранить школы высшего спортивного мастерства и спортивные интернаты,
преобразованные в 1989 г. в училища олимпийского резерва, которые являются
основным источником пополнения сборной команды России.
После
распада СССР в российском спорте обострилась проблема централизованной
подготовки спортсменов.
Наилучшим
образом эта проблема разрешается в УОР, где каждый четвертый учащийся -
кандидат в сборную команду России, а из числа участников международных
соревнований каждый третий становится призером первенств мира или Европы.
При
всех достоинствах УОР у них имеются свои проблемы. Сложность в обучении
спортсменов состоит в том, что учащиеся должны повышать свое спортивное
мастерство и качественно осваивать, знания, умения и навыки будущей профессии.
Большинство
учащихся УОР тренируются два раза в день, шесть дней в неделю, параллельно с
этим пять академических часов в день посвящается приобретению
общеобразовательных знаний. Решение этих задач осуществляется с единой целевой
установкой на подготовку высококвалифицированных спортсменов и специалистов
спорта. В связи с этим на основе анализа бюджета времени учащихся московского
УОР №1 его педагогическим коллективом были разработаны меры по рационализации
тренировочного времени, учебы, организации быта и отдыха детей.
25-летний
опыт работы этого училища позволил обеспечить преподавателей современным
комплексом учебно-методических материалов. Сегодня используются различные формы
организации учебных занятий: очно-заочная - для всех учащихся и для наиболее
перспективных спортсменов; заочная - для кандидатов в сборную команду России,
обучающихся по индивидуальному графику. Имеется комплекс учебно-методических
материалов (лекционный, дидактически-методический , программа самоконтроля
знаний для учащихся). Методические разработки для самостоятельной учебной
деятельности учащихся (тематические планы, рекомендации по написанию
контрольных работ, учебные задания и учебные материалы). Контроль знаний
включает в себя компьютерные программы текущего, рубежного и итогового
контроля. Тестовые программы для определения уровня знаний учащихся позволяют
оценить качественные и количественные критерии, отражают сдвиги за оцениваемый
период.
Таким
образом, процесс построения многолетней подготовки спортсменов - единая
педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов
и организационных форм подготовки, реализуемых в условиях УОР. Этот опыт вполне
можно рекомендовать для широкого использования.
Организационные
просчеты в развитии детско-юношеского спорта. С помощью факторного
регрессионного анализа материальной обеспеченности физкультуры и спорта
выявлено, что наибольшее влияние на результативность подготовки резерва сборной
команды России оказывает финансовое и кадровое (специалисты, задействованные в
спорте высших достижений) обеспечение, а на развитие массового спорта -
кадровое и материально-техническое. Эти данные могут служить ориентиром при
составлении программ развития массового спорта и спорта высших достижений. А
пока культивирование видов спорта осуществля ется без экономических
обоснований, эффективности и целесообразности расходования средств. И как
следствие - материальные затраты на подготовку спортсменов на уровне мсмк
различаются до 96 раз, причем в видах спорта, по которым российские спортсмены
завоевали олимпийские медали, - до 73 раз, а в видах, по которым медалей не
завоевали, - 1023 раза (!).
Виды
спорта развиваются без учета потребности в контингенте спортсменов для
пополнения сборных команд страны. В результате этого количество спортсменов,
задействованных в спорте высших достижений, по борьбе вольной и греко-римской,
лыжным гонкам, футболу составляет от 500 до 350 стартовых составов сборной
команды, в этих видах прослеживается "перепроизводство" спортсменов
высокого класса, в то время как по бобслею, санному спорту, фигурному катанию,
хоккею на траве, гребле академической, горнолыжному спорту таких спортсменов в
десять раз меньше.
Таблица
1
Сборная команда России
Похожие работы на - Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России
|