Поле власти и порнография
Поле власти
и порнография
Прянишников С.
В.
Материалы
доклада на научном семинаре северо-западного филиала РНИИК и ПН.
Северо-западный
НИИ культурного и природного наследия
Санкт-Петербург
2003
Выбор
концептуальных положений П.Бурдье как
методологической основы исследования проблем феномена порнографии в
современном обществе обусловлено тем, что в трудах этого теоретика в качестве
эмпирического материала выступали явления моды, дизайна, искусства, фотографии
в ХХв.
В целом его
труды – это интеграция социологии, социальной антропологии, культурологии и в
определенной степени права.
Этот последний
компонент особенно отчетливо проявляется в гипотезе П.Бурдье о функционировании
в человеческом сообществе неких полей. В данном понятии социолог пытается
объединить человеческий фактор, а конкретнее, действия индивидуумов ,
подчиняющиеся определенным , строго конкретным законам данного поля, не всегда
уловимый духовный контекст, то, что часто в социальных исследованиях называют
духовной атмосферой, а также элементы социальной организации, а подчас и
социальных структур.
Согласно
концепции П.Бурдье, поля чрезвычайно разнообразны. Однако в их совокупности
существует определенная иерархия. Поле власти является господствующим в этой
иерархии. Оно репродуцирует определенные нормы социального контроля и стремится
навязать свои законы иным , подчиненным полям, хотя они все же обладают
достаточной долей автономности. Более того , поле власти способно формировать
новые поля посредством своих нормирующих практик.(1) Здесь теоретические
изыскания П.Бурдье соприкасаются с идеями еще одного видного социального
теоретика М.Фуко. Проблемы власти и порядка он рассматривает в контексте их
взаимоотношений с телом человека. Действительно, личность обладает не только
духовностью, она имеет тело, которое выступает посредником между индивидуальным
и социальным. М.Фуко уделяет особое внимание изучению противоречий между
потребностью удовлетворять человеческие инстинкты и системой социальных
ограничений. И главным здесь является вопрос о механизме взаимодействия
микрополитических регуляций тела и макрополитического надзора за населением
вообще. Хорошо отлаженный, этот механизм путем дисциплинарного воздействия
формирует податливые тела, энергию которых легко направить в необходимое
государству русло.(2 ) При этом речь идет о власти, которая по мнению
М.Фуко начиная с 17 века развивалась в
двух направлениях : как дисциплинарная политика, направленная на человеческое
тело и как регулирующая политика, направленная на население в целом М.Фуко
пишет о зарождении так называемой
биологической власти, « наиважнейшей функцией которой с определенного
момента возможно не стало более умерщвление, но конфискация жизни с начала и до
конца»(3) При этом данная власть - это не обязательно государственный институт
или структура. Это целая сеть разнообразных отношений, которые согласно уже
концепции П.Бурдье, органично входят в поле власти. Оно всегда стремится
дисциплинировать человеческое тело. Методы и направленность дисциплинарного
воздействия разнообразны и во многом историчны . Но одной из наиболее
традиционных властных практик управления человеком является контроль за
сексуальной сферой. В литературной, но достаточно точной форме эту ситуацию отразил
в своей антиутопии «1984» Дж.Оруэлл. Он писал: «Главным врагом была не столько
любовь, сколько эротика – и в браке, и вне его… Партия стремилась убить половой
инстинкт, а раз убить нельзя, то хотя бы извратить и запачкать».
В любой
культуре существуют определенные запреты и предписания, посредством которых
общество унифицирует поведения своих членов. Обычно по типу половой морали
культуры делят на антисексуальные и пермиссивные (терпимые) К числу последних
относятся культуры Индии и Востока, что находило отражение и в искусстве При
этом с глубокой древности в нем преобладали сюжеты единения мужского и женского
начал . Китайские и японские художники обычно изображали любовников одетыми в
причудливые одежды, но это не уменьшало эротического или даже порнографического
содержания живописи. Мужчины и женщины могли быть скрыты даже ширмами, но
половые органы были изображены анатомически точно.
В
дохристианской Европе к различным проявлениям эротизма относились вполне
терпимо, он даже считался элементом богослужения, да и самих богов наделяли
высоким уровнем эротизма (Зевс, Дионис, Пане, Афродита и т.д.). Оргиастические
формы богослужения были распространены в Вавилоне, Армении, Финикии, Кипре и
др. Это явление находило свое отражение и в искусстве фрески и скульптуры в
храмах, и в декорировании домашней утвари.
Гетеры
способствовали развитию утонченного эротизма, а искусство в свою очередь
избирало гетер главными своими объектами. Несмотря на крайнюю вульгарность и
жестокость сексуального бытия того времени, формы его отражения средствами
искусства были достаточно утонченны и имели неоспоримую художественную
ценность. И следует заметить, что в данной ситуации поле власти в понимании
репродуцирования государственных инициатив развивалось в одном направлении с полем
религии. В связи с этим господствующее поле терпимо воспринимало существование
поля откровенной сексуальности.
Все греческие
классические писатели отдавали дань порнографии. Эврипид в « Электре» и Софокл
« в « Царе Эдипе» описывают инцест, пьесы Аристофана, особенно «Лягушки»
изобилуют откровенностями и грубостями. Жестким эротизмом было наполнено и
изобразительное искусство Обожествление прекрасного сильного мужского тела как
основного объекта искусства Древней Греции и Рима сочеталось с широким распространением
сексуальной перверсии – гомосексуализма. Классическими примерами римской
откровенно эротической литературы являются « Наука любить» Овидия и «
Сатирикон» Петрония.
Христианская
религия, ставшая господствующей в Европе после распада античной культуры, в
своем стремлении к безграничной власти над телами и душами людей обрушилась на
самое доступное из человеческих влечений – на сексуальное. Плоть и дух человека
были однозначно и безапелляционно противопоставлены друг другу. Приведем для
примера строки Апостола Павла из Первого послания к коринфянам.
«Разве вы не
знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа,
чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что
совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: «два будут
одна плоть». … А о чем вы писали мне, то хорошо человеку не касаться женщины».
В христианской морали сексуальное сношение по своей природе считалось нечистым.
Блаженный Августин определил сексуальный акт как нечто совершенно
отвратительное, как тяжкий грех. Каждый ребенок зачатый таким образом рождался
во грехе и только Христос был зачат без отвратительного секса, так что
единственная возможность обрести Христа в своей душе и искупить грех
заключалась в воздержании. Это была своего рода антисексуальная революция. В
эпоху европейского средневековья в поле власти, куда прочно входили институты
церкви, священнослужители и христианские моральные нормы, из всех возможных
грехов самыми тяжкими считались сексуальные, т.е. проявления природного
влечения. Совершенно нормальные люди оказались под гнетом вины за то, что они
нормальны и здоровы. Фридрих Ницше писал: «Христианство поднесло Эроту чашу с
ядом – но он не умер, а только выродился в порок»
Однако наряду с
церковным аскетизмом в средневековом обществе легально существовала
карнавальная культура. Продолжая традиции древних оргиастических праздников,
средневековый карнавал допускал и демонстрацию обнаженного тела, и переодевания
мужчин в женскую одежду, и открытое выражение эротики Поле повседневной жизни
включало в себя смесь элементов поля аскетизма и карнавала. Пересечение этих
двух полей создавало условия базу для расцвета искусства. Возрождение вновь
открыло красоту и эротики обнаженного тела. Эротика наполняет и литературу . В
это время в Европе распространяется книгопечатание. И первым печатным
произведением эротического жанра становится « Декамерон» Бокаччо,
опубликованный в 1371 в Венеции. Печатная форма этого произведения
способствовала его значительно более широкому распространению., нежели более
ранних эротических сочинений, существовавших в рукописном виде. Вообще
технический прогресс играет отнюдь не последнюю роль в регулировании процессов
как эротизации, так и деэротизации общества.
Дальнейшее
развития поля власти в период становления буржуазного общества вело к тому, что
человек рассматривался преимущественно как «хомо экономикус», который реализует
себя в труде и деловом общении. На смену христианскому аскетизму пришла
буржуазная мораль самоограничения. Весьма символичным в этом контексте является
названий ведущей книги М.Вебера « Протестантская этика и дух капитализма».
Известный российский сексолог И.С.Кон отмечал, что « буржуазная культура нового
времени разрушила структуру, одним полюсом которой была аскеза, а другим -
карнавал»(.4)
Именно в период
оформления капиталистического поля власти происходит искусственный процесс
обособления полей функционирования эротики и порнографии . И хотя совершенно
очевидно, что сравнивать эротику и порнографию – то же самое, что сравнивать
широкое и горячее, все же придется пользоваться традиционной лексикой. В
привычной вербальной форме эротика - это , прежде всего, сексуальные чувства,
фантазии и переживания, , а также то, что их вызывает. В отличии от порнографии
трактует сексуальность облагороженной, очеловеченной. Такую формулировку
предлагает Полный сексологический словарь, изданный в Москве в 1999г. Термин
«порнография», означающий непристойное,,вульгарно-натуралистическое изображение
или словесное описание полового акта,. имеющее целью половое возбуждение,
возник в 18 в.. В это время во Франции появилась книга Ретиф де ла Брестонна «
Порнограф или размышление порядочного человека об истинной безнравственности
проституции.». В этом сочинении затрагивались вопросы, считавшиеся в то время
неприличными, и потому название книги стало нарицательным. К порнографии стали
относить литературные публикации и изображения, предназначенные для возбуждения
людей. Множества литературных произведений( в том числе и таких авторов как
Петроний, Сенека, Рабле) , а также многие классические живописные работы были
запрещены, В дальнейшем многие произведения, ранее считавшиеся
порнографическими, стали относиться к эротическим, например, « Декамерон»
Бокаччо, картины Ф.Буше и др.
В XIX в. активность поборников официальной
нравственности возрастала прямо пропорционально падению уровня действительной
нравственности общества Активно преследовалась так называемая порнографическая
литература. . В Англии первый парламентский акт, запрещавший порнографические публикации
появился в 1824. В 1877г. в Лондоне были оштрафованы и приговорены к заключению
депутаты парламента за публикацию памфлета о контроле за рождаемость.
В поле власти,
стремившемся регулировать поле сексуальности, в ХIX в. входила и церковь. Ватикан
активизировал начатую еще конце XVI в., практику издания так называемого Индекса – списка запрещенных
книг эротического содержания. Ныне в Индексе содержится более четырех тысяч
книг, не рекомендуемых ни в одном переводе для прочтения католиками. В их число,
в частности , входят романы О.Бальзака, Э. Золя, А.Моравио и т.д. (6)
В начале 20-х
гг. ХХ в. под эгидой Лиги Наций была созвана международная конференция «
Подавление распространения и оборота непристойных публикаций». Но ее участники
не смогли прийти к единому мнению относительно определения « непристойности» в
литературе. Еще в больший тупик поборников нравственности повергала бурно
развивавшаяся в конце XIX- начале XX вв. фотография . Как и любая отрасль искусства, она не могла не
отражать специфику окружающего сексуального мира. Так появились фотоснимки с
эротическими сюжетами, которые в большинстве своем стали расцениваться как
порнографические.
В данной
ситуации особый интерес представляет расширение поля власти, в функции которого
входило преследование данного вида изобразительного творчества, за счет
представителей традиционных направлений искусства в первой половине ХХ в. И в
этом контексте важны рассуждения В.Ходасевича. Он совершенно справедливо
считал, что установить момент превращения изображения эротического сюжета в
сюжет порнографический невозможно. Однако, по мнению В. Ходасевича, « основной
признак порнографии можно обнаружить исследуя характерные примеры, которыми она
пользуется для достижения своей цели.» Если истинное искусство по мнению
В.Ходасевича, пользуясь образами действительности, уводит от него, то
порнография – напротив, « неживое или словесное изображение стремится в
наибольшей степени приблизить к реальности.» Это положение становилось особенно
острым с появлением фотографии, затем кино с характерной для них натуральностью
действия. Тот же В.Ходасевич указывал, что порнография как антихудожественное
явление якобы ищет как раз того, отчего бежит подлинное искусство, а именно
реальности и документальности. Именно это обстоятельство, по мнению не только
Ходасевича, но большого количества деятелей искусства в первой половине ХХ в. ,
и определяло порнографический характер произведения. Именно это вызвало
необходимость в экспертизе художественной продукции на предмет ее порнографичности.
Однако иные
тенденции развития искусства, сексуальная революция 60-80-х гг. ХХ., появления
видео, Интернета и компьютерной графики явно вывели представителей
художественной элиты из поля власти, энергия которого направлена преследование
порнографии и насильственное разделение социально –правовых полей эротического
и порнографического искусства. Сегодня во многих странах сексуальное влечение и
плотские радости перестали восприниматься как нечто аморальное, и деятели
искусства и культуры оказались наиболее чувствительны к этим новым веяниями,
находя в сексе источник творческого вдохновения. Однако властные поля меняются
менее активно. Перманентное присутствие в законодательстве многих стран статей,
карающих за незаконное производство и распространение порнографии,
свидетельствует о том, что полю власти небезразлично как развивается эта сфера
массовой культуры. Однако, не ужесточая правовое преследование порнографии и не
смягчая его, оно продолжает и сегодня придерживаться тактики КУЛЬТУРНОГО
ЛИЦЕМЕРИЯ.
Список
литературы
Бурдье П.
Социология политики.М.1993.,
Бурдье П.
Начала. М.1994.
Foucault M. The History of Sexuality.Vol.1-3.
Cambridge University press,1991-1992.
Кон И.С.
Введение в Сексологию. М.,1999.С.88.
Словарь по
сексологии и сексопатологии.( с пояснениями и приложениями) Под ред
А.Бова.С.214-215.
Хайд. М.
История порнографииМ,,1997.С.160-161.
Ходасевич В.О
порнографии// Эрос. Россия – серебряный век. М.,1992.с.294-301.