Заместительная жертва в "Одиссее" и "Энеиде"
Заместительная жертва в "Одиссее" и
"Энеиде"
А.Л.
Баркова
Безусловно,
классическим примером заместительной жертвы являются спутники Одиссея. (Сходным
образом можно интерпретировать гибель дружины Гунтера в "Песни о
Нибелунгах", поскольку во время сражения во дворце Этцеля Гунтер уцелевает
(его смерть от руки сестры вынесена за пределы битвы).) Это персонаж групповой:
во время столкновения с лестригонами Одиссей бросает одиннадцать кораблей,
спасаясь сам на двенадцатом (Х), а при встрече со Скиллой гибнут все остальные
спутники (XII). Далее, этот тип героя - пассивный: нередко он погибает
случайно; такова смерть не только спутников как единого целого, но и Эльпенора
перед спуском Одиссея в Аид (Х). Заметим, что все странствия Одиссея имеют
инициатический характер, так что смерть спутников может быть соотнесена как с
гибелью некоторых посвящаемых во время обряда [Пропп. 1996. С. 89], так и с
ритуальным жертвоприношением, долженствующим заменить посвящаемого. Особенно
это относится к Эльпенору, так как в его случае нисхождение в мир смерти
выражено эксплицитно.
Несмотря
на цитатность "Энеиды" по отношению к "Одиссее", катабасис
в ней развернут совершенно иначе. Мотива жертвы перед нисхождением в
преисподнюю нет; смерть Анхиза нельзя считать таковой, поскольку эта кончина
является мотивацией катабасиса: Эней спускается к умершему отцу. Подробнее этот
эпизод мы разберем ниже.
Любопытно,
что и другой "цитатный" герой выглядит у Вергилия отличным от его
гомеровского прототипа. Речь идет о Палланте. В поединке против Турна он
бессилен - его копье едва задевает врага, и Турн поражает его первым же ударом
(X, 474 и след.). Следовательно, Паллант, в отличие от Патрокла, "младший
герой" не сильного, а слабого типа. Отметим мотивацию отсутствия Энея во
время этого боя - он уехал искать союзников (ср. отъезд богатырей в русской
былине). Чрезвычайно редкий случай: со слабым "младшим героем" связана
триада мотивов, которая, как мы показали, формирует образ сильного
"младшего героя". Это, вероятно, объясняется тем, что
"Энеида" - эпос авторский, в котором многие традиционные схемы
предстают переосмысленными. Паллант - типичный ложный герой, стремящийся
совершить подвиг, но не способный на него.
*
* *
Возвращаясь
к теме заместительной жертвы, обратимся к первой части "Беовульфа"
(бой с чудовищем Гренделем и его матерью). Собственно бой предварен гибелью
спящего Эскхере в зубах Гренделя (740-746). Вот что писал об этом эпизоде А.
Лорд: "У Беовульфа... есть сходство в ряде деталей с сюжетной схемой
Ахилла и Патрокла. Есть основание полагать, что Эскхере выступает в роли
Патрокла, т.е. близкого друга героя, который гибнет до встречи самого героя с врагом.
Действительно, если смерть Эскхере не интерпретировать таким образом, ее вообще
трудно понять, так как Беовульф явно присутствует при гибели Эскхере и не
делает ничего, чтобы его спасти (курсив мой. - А.Б.)... Мифологические герои
этого типа могут гибнуть "посредством замены", то есть символически,
когда вместо них гибнет кто-то другой, или претерпевая "почти
смерть", то есть едва избежав гибели. Это, видимо, относится и к
Беовульфу, который, подобно Ахиллу, еще до эпизода с драконом дважды или даже
трижды переживает смерть. Прежде всего, само его путешествие в страну Хродгара
- это поездка в иной мир; замена в смерти происходит, когда вместо него умирает
Эскхере; затем он едва не гибнет в бою с матерью Гренделя, напоминающем бой
Ахилла с рекой" [Лорд. С. 226]. Итак, с Эскхере связан мотив
заместительной жертвы, причем важно отметить, что он персонаж настолько
пассивный, что его трудно назвать даже "младшим героем" слабого типа
- Эскхере не проявляет себя как герой, он просто гибнет.
Однако
мы не можем согласиться с точкой зрения А. Лорда, равно как и П.А. Гринцера
[Гринцер. С. 31-233], которые полагают, что Патрокл является заместительной
жертвой при Ахилле: во-первых, в тексте "Илиады" Ахиллу гибель не
грозит, а во-вторых, герой, имеющий черты заместительной жертвы - это
сравнительно пассивный персонаж (забегая вперед, отметим, что пассивное
принятие смерти - отличительная черта не только слабого "младшего
героя" в роли заместительной жертвы, но и сверхсильного героя-помощника.),
смерть которого случайна (Эльпенор падает с крыши, Эскхере убит во сне). Ничего
общего с дерзостным Патроклом, готового взять Трою наперекор пророчествам, эти
герои не имеют.
Во
второй части "Беовульфа" (бой с драконом) в роли группового ложного
героя оказывается струсившая дружина Беовульфа. Подобное поведение дружины - не
редкость в мировом эпосе. Для примера укажем дружину Ер-Саина в казахском
сказании, устремившуюся в бегство при виде врага. Кстати, в этой песни находим
и одиночного ложного героя: в бой с калмыками вступают чудесно выросшие сыновья
Ер-Саина, и один из них во время штурма калмыцких укреплений падает вместе с
конем в ров, но Кобланды вытаскивает его из потока вражьей крови. Все остальные
богатыри, включая и Ер-Саина, перескочили ров благополучно. Параллели с былиной
об Илье и Калине очевидны. Сын богатыря является "младшим героем"
слабого типа.
*
* *
В
"Похищении Быка из Куальнге" на помощь израненному Кухулину приходят
несколько отрядов из Улада. Первым из них предводительствует Фолломайн, сына
Конхобара. Хотя в этом отряде трижды пятьдесят юношей, отряд действует как
единый персонаж - поражает втрое больше врагов и гибнет. Когда Кухулин приходит
в себя, он узнает о гибели юношей и сожалеет о ней (С. 215-216).
Аналогичен
групповой образ отрядов Финтана, Менда и возниц - вступив в битву после боя
Кухулина с Фер Диадом, они так же одолевают втрое больше противников и гибнут
все, за исключением предводителей (С. 280-282). Мы видим образ, аналогичный
спутникам Одиссея - групповой "младший герой", являющийся заместительной
жертвой (хотя последнее эксплицитно не выражено). Впрочем, здесь есть
существенное отличие: ирландские отряды являются еще и групповым ложным героем
- они пытаются задержать войска Коннахта, как это делал Кухулин. (Последнее
относится и к центральному сказанию в монгольской "Гэсэриаде" -
гибели оживлению богатырей Гесэра, павших в войне с шарайголами. Войско Гесэра
здесь предстает групповым "младшим героем" слабого типа - несмотря на
то, что каждый из тридцати богатырей в своем последнем бою истребляет врагов
тысячами и десятками тысяч.)
Последний
"младший герой", гибель которого ведет за собой общее наступление
Улада, - это Суалтайм, "земной" отец Кухулина. Мы снова (ср. былину
(Аст. I № 33), где в роли "младшего героя" оказывается Самсон -
крестный отец Ильи Муромца. Также нам это встречалось и в "Энеиде")
видим, что отец (пусть номинальный) выступает по отношению к сыну как
"младший герой". Гибель его тоже своеобразна: когда Катбад отвечает
отказом на призыв Суалтайма придти на помощь Кухулину, то щит Суалтайма падает
из его рук и краем отрубает ему голову, мертвая голова повторяет призыв - и
Конхобар приказывает войскам выступать (С. 289-291).
*
* *
Не
только отец может играть роль заместительной жертвы при сыне, но и наоборот.
Так, в нартском эпосе осетин существует несколько версий сказания, как в
отместку были убиты сыновья Сырдона - в этом случае пассивные сыновья
оказываются заместительной жертвой. Сходный эпизод обнаруживается и в
эддических сказаниях о богах: когда асы собираются казнить Локи, они убивают
одного из его сыновей и связывают отца кишками сына [Старшая Эдда. М., Л. 1963.
С. 60]. О сходстве образов Локи и Сырдона написано чрезвычайно много (См.,
например: [Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. С. 173-175];
[Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990].
*
* *
Рассматривая
якутские олонхо, мы находим большое количество интересующих нас примеров.
Поскольку в нашем распоряжении есть фундаментальный свод сюжетов Н.В.
Емельянова, то представляется целесообразным не анализировать каждое олонхо по
отдельности, а представить результаты общего анализа.
Однако
перед этим следует сделать одну существенную оговорку. Хотя спасение одного
богатыря другим является одним из основных сюжетных ходов олонхо, нам подчас
трудно определить, к какому типу героя относить спасенного: то ли это слабый
"младший герой", которого выручает главный, то ли это главный герой,
на помощь которому вовремя прибывает герой-помощник. Другая особенность
спасения якутского героя: за его гибелью всегда следует воскрешение - либо другим
богатырем, либо небесными шаманками. Поэтому сюжетно нет разницы, отправился
богатырь на помощь сражающемуся герою или вступил в бой после его смерти - это
совершенно не влияет на счастливый финал. Такое снятие противопоставления жизни
и смерти возможно и в рамках текста (временная смерть индийского Лакшманы), и в
рамках традиции (судьба былинного Ермака, который у одних сказителей гибнет, а
у других - нет) (Об отсутствии противопоставления Живой/Мертвый в
мифологическом мышлении см.: [Леви-Брюль. 1994. С. 243, 267-275]; [Байбурин.
1993. С. 39] и др.).
Итак,
вместо гибели "младшего героя" мы видим то, что П.А. Гринцер назвал
"едва-не-смерть" (относя сюда и гибель с последующим воскрешением), а
мотив приобретает вид "спасение младшего героя старшим" или
"спасение главного героя героем-помощником". Спасение это в олонхо
бывает двояким: либо герой нуждается в помощи во время боя, либо его надо
вызволять из темницы Нижнего Мира, в последнем случае часто - мертвого.
Представляет определенный интерес показать, кто именно спасает героя, поскольку
в подавляющем большинстве случаев это различные родственники.
В
целом "спасение слабого младшего героя главным" в якутском олонхо
выглядит следующим образом. Далее анализируются следующие олонхо: № 3 "Сын
лошади Дыырай Бёгё", № 4 "Сын лошади Дыырай Бэргэн", № 5
"Сын лошади Дыырай Богатырь", № 13 "Кыыс Туйгун", № 15
"Кылааннаах Кыыс Туйгун богатырка", № 20 "Эр Соготох", № 24
"Эрэйдээх-Буруйдаах Эр Соготох", № 29 "Кёгюл Бёгё", № 30
"Илэ Хара и Ала Хара", № 32 "Ёлюю Юёдюлбэ богатырь", № 33
"Басымньы Баатыр и Эрбэхтэй Бэргэн", № 36 "Тёбёт Мэник", №
38 "Эрбехчин Мэргэн", № 39 "Кюн Мёнгюрюен старик и Кюн Тэйгэл
старуха", № 44 "Джуларытта Дохсун", № 46 "Сююлэлджин Боотур",
№ 49 "Кюрэстээни Бэргэн", № 50 Тамаллаайы Бэргэн", № 51"Кёнтёстей
Бёгё", № 53 "Молуо Даадар", № 54 "Эрэбил Бэргэн", № 55
"Бэрриэт Бэргэн", № 57 "Уол Туралыма богатырь", № 59
"Айыы Дугуйдаах", № 60 "Юёлэн Хардааччы", № 61
"Богатыри Тюмэн Тююрэй и Киндили Хаадыат", № 62 "Алаатыыр Ала
Туйгун", № 64 "Джуларыттар Бэргэн", № 66 "Нюргун Боотур
Стремительный", № 67 "Нюргун Боотур Стремительный", № 68
"Нюргун Боотур Стремительный", № 69 "Нюргун Боотур", № 70
"Кыыс Нюргустай Куо", № 75 "Мюлджюёт Бёгё".
Специфический
для олонхо сюжет - богатырь молит главного героя защитить его от преследования
чудища-абаасы, обещая в награду отдать сестру в жены (№ 3, с. 23; № 4, с. 33; №
5, с.36; № 20, с.97; № 30, с. 131; № 33, с. 136; № 38, с. 152-154; № 44, с.
167-170; № 49, с. 189, 190; № 50, с.199; № 51, с.203; № 53, с.212; № 55, с.219-220;
№59, с.229-231; №60, с. 236; № 61, с. 237; № 64, с. 250). С подобным мы не
встречались: герой сам ставит себя в положение "младшего", признавая
свою беспомощность. Такого героя не стоит называть ложным, поскольку он сам
сознаётся в своей неспособности одолеть врага. Несколько особняком стоят те
случаи, когда главный герой спасает брата будущей жены из темницы Нижнего Мира
(№ 36, 149; № 67, 268).
Также
и богатырка - невеста главного героя - может признавать свою неспособность
освободить героиню (№ 57, с. 223).
Возможна
и обратная ситуация: невеста спасает жениха (№ 39, с. 157; № 46, с. 181) или
сестра-богатырка спасает брата (№ 13, с. 66; № 15, с. 69).
Часто
в роли ложного героя оказывается старший родич: отец (№ 24, с. 112; № 29, с.
129; № 39, с. 157) или брат (№ 30, с. 130; № 54, с. 217). Случай спасения отцом
сына - единичен (№ 31, с. 134).
В
других олонхо главный герой спасает из Нижнего Мира неродного богатыря (№ 4,
с.35; № 32, с. 135; № 49, с. 189; № 51, с. 203; № 53, с. 214; № 59, с.230; №
62, с.240; № 75, с. 293); иногда главный герой спасает слабых героев в бою (№
53, с. 212-213). Мы акцентируем внимание на том, в какой именно ситуации
главный герой спасает "младшего", поскольку, как будет видно в
дальнейшем, спасение из Нижнего мира - это самостоятельный мотив, который может
накладываться на мотив "Едва-не-гибель младшего героя".
Вереница
слабых младших героев предстает в разных вариантах олонхо "Нюргун Боотур
Стремительный", сюжет которого сводится к тому, что богатырь разъезжает по
свету, спасая и родных и чужих (№ 66, с. 262-263; № 68, с.269; № 69, с. 271).
То же мы видим и в олонхо о богатырках-защитницах (№ 70, с. 272).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта ttp://mith.ru