Первый московский чудотворец
Первый московский чудотворец
Перевезенцев С. В.
Русская
Православная Церковь празднует память святого митрополита Петра три раза в
году: в день кончины — 21 декабря (3 января по новому стилю), в день
перенесения мощей — 24 августа (6 сентября) и в день общей памяти пяти
Московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена — 5 (18)
октября.
В
конце XIII — начале XIV вв. тяжелые времена были на Руси. После монгольского
нашествия, случившегося в 1237–1240 гг., русские земли попали под тягчайшее иго
Золотой Орды — государства, созданного ханом Батыем. Тысячи и тысячи русских
людей угонялись в монгольское рабство, погибали во время многочисленных
грабительских набегов монголов. Другие, кто оставался жить в родных городах и
селах, платили завоевателям огромную дань, да впридачу к ней — еще полтора
десятков налогов и повинностей.
Не
было мира и между русскими князьями. Они продолжали соперничать за власть,
разоряли собственные земли постоянными междоусобными войнами. Эти междоусобицы
были выгодны правителям Золотой Орды. В те времена сложился такой порядок: ханы
Золотой Орды сами назначали русских князей на престол — давали им ярлык,
специальный документ-разрешение. А чтобы никто из русских князей не стал самым
сильным и не смог соперничать с Ордой, ордынские ханы намеренно стравливали их
в борьбе за власть — давали ярлык то одному, то другому князю.
И
только Русская Церковь сохраняла единство, поддерживая тем самым надежду
русских людей на восстановление мира и единого государства. Именно в эти годы,
в начале XIV столетия во главе Русской Церкви оказался митрополит Петр — первый
московский святой и чудотворец.
Будущий
митрополит родился на Волыни. К сожалению, в древних летописях не сохранилось
мирское имя святителя, т.е. имя, которое он получил при рождении. Неведом нам и
год рождения святого. Но известно, что семья его была богатой — боярской или
купеческой. Еще в детстве он научился писать и читать. Но более всего он хотел
посвятить себя Богу. Поэтому, когда ему исполнилось двенадцать лет, будущий
святой ушел в монастырь, который находился недалеко от места его рождения.
Здесь он продолжил свое обучение и, ко всему, овладел искусством иконописи.
Поначалу отрок был послушником, а когда наступил положенный срок, он постригся
в монашество с именем Петр. Под этим именем святитель и прославился в веках.
Многие
годы провел Петр в этом монастыре. Но однажды, достигнув духовной зрелости, он
решил покинуть обитель и основать новый монастырь. Петр удалился в пустынное
место и вскоре устроил новую Спасо-Преображенскую обитель к северу от города
Львова на реке Рате, левом притоке Западного Буга в Галиции.
В
1305 году Русская Церковь осиротела — скончался тогдашний митрополит Киевский
Максим. И начались споры на Руси. Князь Михаил Ярославич Тверской, который в то
время носил титул великого князя Владимирского, хотел видеть на столе
митрополита своего кандидата — игумена Геронтия. Другой могущественный князь —
Юрий Львович Галицкий — выдвинул в качестве кандидата ратского игумена Петра.
Сам Петр вначале отказывался от высокой чести, но князь, бояре и многие
епископы упросили его согласиться. После этого Петр отправился в дальний путь —
в Константинополь. Такой тогда существовал порядок — русский митрополит
назначался на свой пост константинопольским патриархом.
В
Константинополе патриарх Афанасий с любовью принял Петра и рукоположил его во
митрополиты Русские. На обратном пути Петр посетил и Орду, где получил от хана
Токту специальный ярлык на митрополичий стол.
Подобные
путешествия в те времена продолжались долго. Только летом 1308 года митрополит
Петр торжественно въехал в Киев — официальную резиденцию русских митрополитов.
Однако Киев, разоренный сначала междоусобными войнами русских князей в конце
XII – начале XIII века, а затем и монгольским нашествием в 1240 году, уже не
был столичным градом, и еще митрополит Максим переехал во Владимир — столицу
тогдашней Северо-Восточной Руси. Вот и митрополит Петр уже в 1309 году
перебрался во Владимир.
В
начале XIV века ярлык на великое княжение Владимирское между собой боролись
князья Михаил Тверской и Юрий Московский. "При сих князьях, — писал о
Михаиле и Юрии еще в 1307 году псковский писец Диомид в приписке к
изготовленному им Евангелию, — сеялось и разрасталось усобицами; погибала жизнь
наша, в княжеских крамолах века сокращались люди". И митрополит Петр
оказался в самом центре этих "крамол", этой борьбы, ведь каждому
князю была важна поддержка главы Русской Церкви.
Прибыв
на Русь, Петр столкнулся с жесткой оппозицией со стороны великого князя Михаила
Тверского, ибо князь, видимо, не смог простить митрополиту поражения своего
ставленника игумена Геронтия. Дело дошло до абсурда: Михаил Ярославич обвинил
митрополита Петра в церковном преступлении — в симонии (продаже церковных
должностей). На стороне митрополита выступили московские князья. В итоге,
церковный собор, состоявшийся в Переяславле, оправдал иерарха.
Сам
святитель поначалу старался не вмешиваться в княжеские распри, стремясь,
наоборот, примирить русских князей. Известно, что в 1311 году ему удалось
предотвратить войну между Тверью и Москвой. В том году умер нижегородский князь
Михаил Андреевич, двоюродный брат Юрия Московского. Узнав о его смерти, Юрий
тут же занял Нижний Новгород, что, естественно, вызвало негодование в Твери.
Тверской князь Михаил Ярославич отправил к Нижнему Новгороду войско, чтобы
силой выдворить из города москвичей. Но митрополит Петр отказался благословить
тверской поход. Тверское войско три дня простояло во Владимире, но, так и не
решившись двинуться дальше, вернулось домой. В 1315 году святитель сместил
лояльных тверскому князю епископов Твери и Сарая.
И
все же князья далеко не всегда слушались наставлений святителя. В 1317 году
началась новая война между Тверью и Москвой. В результате войны, в 1318 году
Михаил Тверской мученически погиб в Орде и был позднее канонизирован как
святой. А Юрия Московского, в отместку за отца, в 1324 году убил сын Михаила,
тверской князь Дмитрий Михайлович. В свою очередь, через год Дмитрий Михайлович
был казнен за это преступление по приказу ордынского хана.
И
после этой войны тверичи не хотели принимать у себя митрополита Петра. Зато
самые теплые, сердечные отношения установились у святителя с новым московским
князем Иваном Даниловичем Калитой. Митрополит Петр часто бывал в Москве,
беседовал с московским правителем. И в итоге решил окончательно поселиться
здесь.
В
1326 году митрополит Петр перенес резиденцию митрополита из Владимира в Москву.
А 4 августа 1325 года по инициативе митрополита в Москве был заложен каменный
храм во имя Успения Божией Матери — Успенский собор. По преданию митрополит
Петр сказал Ивану Калите: "А если меня послушаешь и храм Пресвятой
Богородицы воздвигнешь в своем граде, и сам прославишься больше других князей,
и сыновья и внуки твои, и город твой славен будет по всей Руси, и святые будут
жить в нем, и прославится Бог в нем, и кости мои здесь положены будут".
Позднее, уже в конце XV в. Успенский собор будет выстроен заново и станет
главным собором всего Русского государства.
Собор
во имя Пресвятой Богородицы был построен в Москве неслучайно. По замыслу
митрополита Петра и князя Ивана Даниловича, Москва становилась духовной
преемницей двух русских столиц — Киева и Владимира. Первый храм, выстроенный
Владимиром Святым в Киеве в IX веке, был также посвящен Богоматери (знаменитая
Десятинная церковь). Успенский собор являлся главным собором и другой бывшей
русской столицы — города Владимира. Но через прославление Богоматери Москва
наследовала и более глубокие религиозно-мистические связи. Ниточка тянулась к
Византии: под хранительством Пречистой находился Константинополь.
Таким
образом, устанавливая и поддерживая в Москве особое почитание Божией Матери,
митрополит Петр и князь Иван Данилович отдавали княжество под водительство и
покровительство Пречистой и подчеркивали особую расположенность Господа к
Московской Руси. Московский князь при полной поддержке Православной Церкви
изначально стремился превратить Москву в наследницу и носительницу духовной
миссии русского народа на земле, в хранительницу истинной православной веры.
Митрополит
Петр прожил в Москве совсем недолго. По преданию, святитель предвидел свою
смерть. Вот как об этом рассказывается в Степенной книге царского родословия,
написанной в середине XVI века: "Некогда случилось христолюбивому великому
князю Ивану Даниловичу по какой-то причине проезжать верхом близ реки
Неглинной, где находится ныне монастырь, именуемый Высоким, в нем же есть и
церковь во имя чудотворца Петра (здесь имеется в виду Высокопетровский
монастырь в Москве, построенный при внуке Ивана Калиты, князе Дмитрии Ивановиче
Донском. — Авт.). Внезапно увидел великий князь на том месте высокую и огромную
гору, верх же той горы был весь покрыт снегом. Он же узрел видение это, и
удивился ему, и показал рукою вельможам, бывшим с ним и все недоумевали о
необычайной горе. И вдруг видят они: снег, лежавший на вершине горы, вскоре
стал невидим. После этого долго всматривались они, и огромная и высокая гора
также сделалась невидимой. Обо всем этой рассказано было великим князем
святителю Божию Петру…"
Митрополит
истолковал это видение так: "Высокая гора — ты, князь, а снег — я,
смиренный, который скоро должен отойти из сей жизни в жизнь вечную…"
Святитель
Петр заранее распорядился установить в строящемся соборе гробницу, а в самый
день кончины передал москвичам мешок с деньгами для того, чтобы окончить
строительство церкви. В последний же час, святой призвал к себе московского
тысяцкого Протасия Вельяминова, управлявшего городом (князь Иван Данилович был
в то время в отъезде), и сказал ему: "…Вот, чадо, я отхожу от жития сего,
сыну же моему возлюбленному, князю Иоанну, и его потомству на век оставляю мир
и благоволение Божие".
В
ночь с 20 на 21 декабря 1326 года он скончался. Услышав о преставлении
святителя, князь Иван Данилович поспешил возвратиться в город. Святителя
похоронили в строящемся Успенском соборе, а Иван Данилович Калита сильно
горевал и печалился, ибо потерял не только духовного наставника, но и верного
друга.
Уже
во время погребения митрополита Петр явил людям свидетельство своей святости.
Некий человек, одержимый неверием, в мыслях своих стал поносить умершего
митрополита. И вдруг увидел святителя сидящем на одре и благословляющим на обе
стороны народ во все время, пока его несли к гробнице. А спустя несколько дней
у гробницы исцелилось несколько болящих. Князь Иван Данилович повелел записать
свидетельства о чудесах и начать почитать митрополита Петра как святого. А в
1339 году святость русского митрополита подтвердил специальной грамотой
константинопольский патриарх Иоанн XIV.
Так
Москва обрела своего первого святого — угодника Божиего и небесного
покровителя. Мощи святителя Петра, хранящиеся в Успенском соборе Московского
Кремля, до сей поры являются одной из главных русских святынь.
А
люди того времени, увидев, что Москве утверждается святость, постепенно начали
верить и в особую Божию избранность Московского княжества. И эта вера сыграла
важную роль в том, что сама Москва смогла со временем исполнить возложенную на
нее миссию спасения Руси от ордынского владычества.
От
святителя Петра сохранилось три послания. Первое к священникам с увещанием
достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно
заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с
целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в
монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в
монастырские школы. Во втором послании Святитель призывает священников быть
истинными пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении себя
христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр
снова дает наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян
увещает исполнять заповеди Христовы.
Первое
перенесение мощей святителя Петра состоялось 1 июля 1472 года. Связано оно было
с началом строительства нового Успенского собора во время правления великого
князя Ивана III Васильевича. Стены нового храма поначалу возводились вокруг старого,
и когда эти стены поднялись в рост человека, прежнюю церковь разобрали
полностью до основания. Тогда же из старого собора были перенесены мощи
святителей Киприана, Фотия и Ионы (29 мая) и святого Петра, чудотворца
Московского (1 июля). На время работ на месте алтаря строящегося храма была
возведена деревянная церковь во имя Успения Божией Матери, которая и стала
временным пристанищем для святых мощей.
Окончание
же строительства нового Успенского собора в 1479 году вылилось в грандиозный
праздник. На весь город и на все монастыри и церкви от имени великого князя
раздали щедрую милостыню. А 24 августа 1479 года, при огромном стечении народа,
в новый Успенский собор перенесли мощи святителя Петра. Тогда же решено было
объявить этот день церковным праздником. Через несколько дней перенесли мощи и
других московских святителей.
И
до сего дня мощи святого Петра, чудотворца Московского являются важнейшей
святыней Русской Православной Церкви.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru