Практические навыки и умения чтения
Практические навыки и умения чтения
Ирина Олеговна Тюрина, кандидат социологических наук,
ведущий научный сотрудник Института социологии Российской академии наук.
Чтение
— одно из важнейших средств получения нужной информации. Развитие
информационных технологий связано с необходимостью получать актуальные
информационные материалы из различных источников, систематизировать их,
определяя ценность для процесса приобретения — передачи знаний, объем которых
постоянно возрастает.
Научиться
читать — значит создать предпосылки для расширения и понимания общего
образования, получить возможность своевременно пополнять свои профессиональные
знания. Все это — необходимые условия развития интеллекта, повышения
конкурентоспособности каждого специалиста.
Вариант
чтения зависит от целей и условий протекания процесса, от сложности содержания
читаемого текста, трудности языка автора, заинтересованности читающего в
получении результата, его индивидуальных особенностей и техники чтения.
Наиболее существенными в этом процессе являются следующие факторы, которые
определяют критерии видов чтения и в конечном итоге — его характер:
предполагаемое
использование полученной информации в дальнейшей деятельности;
установка
читателя на степень полноты и точности понимания читаемого (что вытекает из
первого положения). Формирование определенных умений чтения корригирует с тем
или иным критерием его реализации.
Умение
оценочного, первичного чтения: читающий бегло просматривает тексты разного объема,
чтобы получить общее представление об их содержании в целом (о теме, основных
проблемах, поднимаемых в тексте, и т.д.). Далее он определяет, представляет ли
текст или отдельный его раздел интерес для более детального прочтения, и
проверяет, относится ли данный текст к той конкретной области знаний, в которой
он хочет получить информацию. Итак,первое умение читателя — умение оценить
тематическую направленность текста для определения уровня заинтересованности в
дальнейшей работе с ним.
Умение
просмотрового или поискового чтения: читающий бегло просматривает текст,
стараясь найти определенные данные (формулировки, цифры, определения, факты).
Из общей тематической направленности текста он делает вывод о возможности найти
искомые данные именно в этом тексте. Итак, усилия читателя направлены на то,
чтобы определить, есть ли в тексте информация, представляющая для него интерес.
Отсюда и внутренняя установка на степень полноты понимания (понять в самых
общих чертах, о чем данная работа и можно ли ее использовать в своих целях).
Умение
чтения с общим охватом содержания: читающий бегло прочитывает текст, не пытаясь
заранее прогнозировать его содержание, не занимаясь поиском конкретных данных.
Это может быть чтение для себя, для общего развития, для удовольствия. В таком
процессе не обязательно возникает установка на воспроизведение информации в
будущем. Типичный пример — чтение художественной литературы, чтение специальной
литературы. Читатель знакомится с общим содержанием, выясняя, что именно
говорит автор по тому или иному вопросу. Информация при этом оценивается по
принципу: новое — известное, интересно — неинтересно, важно — неважно и т.д.
Для того чтобы сделать такую оценку, читателю достаточно понять общую линию
содержания, аргументации, доказательств и т.д. Если оценки будут выражены
понятиями «новое», «интересное», «важное», характер чтения изменится на более
серьезный.
Умения
изучающего чтения: читающий максимально полно и точно извлекает из текста
содержащуюся информацию, поскольку полагает, что впоследствии ему придется
воспроизводить или использовать в той или иной форме полученные сведения. Такой
процесс связан с осмыслением, интерпретацией, установкой на длительное
запоминание (всей информации или ее частей) уже в процессе чтения. Обычно
именно так читается учебная литература, справочники, специальные издания.
Для
достижения целей учебной коммуникации необходимо вырабатывать все перечисленные
умения.
Каждый
человек когда-то учился читать. Вопрос в том, какого уровня достигла
компетенция в чтении? Нужно ли и дальше развивать те умения, которые позволяют
стать компетентным специалистом по извлечению актуальной информации из
письменноречевых источников? Если развитие компетенции в чтении необходимо,
следует выполнять упражнения, автоматизирующие навыки, приводящие в действие
механизмы чтения, совершенствующие соответствующие умения.
В
развитии умений чтения как вида речевой деятельности большое внимание уделяется
упражнениям, способствующим формированию понимания читаемого текста на разных
уровнях: на уровне значений и на уровне смыслов.
Смысловое
прогнозирование развивается уже в подготовительных упражнениях:
работа
с перфорированными текстами;
прогнозирование
отсутствующих окончаний слов или фраз поконтексту;
предположение
об общей тематической направленности текстапо названию или первому абзацу;
определение
общего содержания текста после прочтения заключительных фраз или выводов.
Последнее
формируется не только упражнениями, но и всем жизненным опытом читателя, так
как предполагает понимание того, что стоит за текстом, следовательно, связано
не столько с пониманием его содержания, сколько с пониманием позиции автора,
его умозрительного настроения.
Итак,
чтобы хорошо понимать читаемый текст, необходимы:
определенный
уровень речевых умений вообще и в данном виде речевой деятельности в частности;
определенный
уровень техники чтения;
наличие
конкретной мыслительной задачи, коммуникативной цели в процессе чтения;
соотнесение
собственных возможностей с уровнем трудности текста по форме и содержанию;
знание
предмета, о котором идет речь в тексте, наличие собственного опыта в данной
области; знание отдельных (опорных) слов, терминов, профессионализмов, слов,
заимствованных из других языков, и т.д. помогает быстрее и точнее понять текст.
При отсутствии перечисленных знаний даже многократное прочтение текста не
поможет его понять;
степень
умственного развития читающего, общее развитие, словарный запас, наличие
навыков языковой догадки, умение пользоваться словарями и справочниками.
Решив
зафиксировать содержание какой-либо книги, следует выбирать тип письменной
фиксации — выписки, тезисы, реферат, аннотацию.
1.
Выписки. Умение делать выписки — основа работы над любой книгой. Выписки могут
быть сделаны из конкретной части текста, содержать сокращения или обходиться
без них. Выписки делают из «чужих» книг, статей, текстов и из собственных,
ранее созданных текстов, при подготовке к устному выступлению для этой цели
используют письменные материалы, данные эксперимента и т.д. Выписки из чужих
материалов снабжают точными ссылками на источник информации, помещая их в
скобках или в конце текста. Выписки полезно делать лишь тогда, когда книга
прочитана до конца. Это позволит ранжировать их, отбирая более ценные. Выписать
можно определение, статистические данные, цитату и т.д.
2.
Тезисы в записи — это положения, вбирающие в себя сущность значительной части
текста, то, что доказывает или опровергает автор, то, в чем он стремится
добиться большей убедительности (определенная форма вывода, к которому он
приходит). Тезис — это доказываемое или опровергаемое положение, обобщающее
содержание источника информации. Основные тезисы разделяют: на принципиально
важные положения, обобщающие содержание источника (в своей совокупности они
иногда носят характер главных выводов), и простые — главные мысли, входящие
иногда как составная часть в конспект или реферат и не имеющие специфических
особенностей основных тезисов. К каждому основному тезису может быть составлено
несколько простых, раскрывающих и разъясняющих его. Записи, включающие и простые,
и основные тезисы, называются сложными тезисами (их можно сравнить со сложным
планом, состоящим из пунктов и подпунктов).
3.
Реферат — краткая, «обогащенная» запись идей, содержащихся в одном или
нескольких первоисточниках. Рефераты готовят для дальнейшего использования,
например, ученые создают авторефераты тех научных произведений, которые
впоследствии будут обсуждаться широкой научной общественностью (диссертаций,
статей, научных отчетов и т.д.).Лаконичное изложение в реферате мыслей автора
первоисточника не допускает описания собственной позиции автора реферата по
рассматриваемому вопросу. Он может лишь выразить согласие или несогласие с
положениями первоисточника, обобщить их в резюме, разъяснить отдельные
использованные в первоисточнике термины. В реферате однородные факты
группируются в обобщениях, цифровые данные систематизируются. Все это
отражается в композиции текста реферата в предельном лаконизме, простоте
инормативности языковых средств (исключения составляют фразеологизмы, образные
выражения, сравнения).
4.
Аннотация — крайне сжатый справочный текст, включающий основные данные о
книге.Аннотация, при некоторой схожести с рефератом, значительно отличается от
него. Назначение реферата — замена подлинника кратким и обобщающим его
вариантом, тем не менее достаточно полно отражающим его содержание. Аннотация
сообщает о наличии некоторых сведений, информативного материала из конкретной
области знаний и в то же время дает краткую оценку этого материала, объясняя,
кому и для чего он может быть полезен.Научившись делать выписки, составлять
тезисы, рефераты и аннотации, можно переходить к исполнению более сложных типов
письменноречевых произведений — продуцированию собственных текстов с целью их
дальнейшего использования в той или иной сфере речевой коммуникации.
Приведем
несколько практических советов:
если
вы делаете записи, выписки, располагайте их на листе, карточке или в файле так,
чтобы одна единица информации помещалась полностью на одной странице;
помечайте
свои записи каким-либо символом, общепринятым или собственным. Так, среди
индивидуальных символов, помогающих некоторым авторам, встречается: □ —
точка зрения, ∑ — объединить, ? — проверить;
оставляйте
в записях на бумаге широкие поля, что позволит позже дополнить их, внести
коррективы;
датируйте
важные выписки из периодических изданий, электронных версий текстов, из других
материалов. Это позволит проследить развитие определенных идей;
учитывая
коммуникативную направленность записей, возможность их использования в устных
выступлениях, дискуссиях, на семинарских занятиях, делайте собственные
комментарии к текстам, т.е. сопровождайте выписки записями, содержащими
собственную точку зрения.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/