Административно-правовое регулирование управления обороной и безопасностью
Оглавление
1 Понятие, содержание и
правовые основы управления обороной.
2. Система и
административно-правовой статус органов военного управления
3Военная
служба и ее административно-правовое регулирование
4.Взаимоотношения
ОВД с органами военного управления
5. Понятие,
содержание и правовые основы управления государственной безопасностью
6.Система и
административно-правовой статус органов государственной безопасности
7. Охрана
государственной границы. Виды охраны, (защиты). Пограничные режимы
8.
Взаимоотношения органов внутренних дел с органами безопасности и пограничной
службы
Нормативные акты
Литература
1 . Понятие, содержание и правовые основы управления обороной
Правовые основы
обороны страны установлены в Конституции РФ. Конституция РФ содержит ряд важных
норм и положений, касающихся обороны. Так, ст. 59 Конституции устанавливает:
"Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской
Федерации"; ч. 2 этой статьи предусматривает несение гражданином РФ
военной службы в соответствии с федеральным законом; п. "м" ст. 71
устанавливает, что в ведении РФ находится оборона; Президент РФ (ст. 87)
является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Дальнейшее развитие
конституционные положения получили в федеральных законах "Об обороне"
от 31 мая 1996 г., "О воинской обязанности и военной службе" от 28
марта 1998 г., "О статусе военнослужащих от 27 мая 1998 г., "О
мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26
февраля 1997 г. и др.
Принципиальное
значение для регулирования вопросов обороны и военного строительства имеет Указ
Президента РФ "О создании Вооруженных Сил Российской Федерации" от 7
мая 1992 г.
Федеральный закон „
Об обороне “ от 31 мая 1996 г. является правовой основой организации
обороны и во многом по-новому трактует вопросы обороны, что очень важно с точки
зрения административного права.
Понятие "оборона"
сформулировано в ст. 1 названного Федерального закона. В этой статье
установлено: "Под обороной понимается система политических,
экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к
вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и
неприкосновенности ее территории".
Законодательство Российской Федерации в области обороны основывается на
Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации
и включает в себя федеральные конституционные законы, федеральные законы,
Федеральный закон об обороне
и законы Российской Федерации в области обороны.
Законы действуют независимо от их объявления приказами и иными правовыми
актами органов управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими
войсками, воинскими формированиями и органами.
В целях обороны
создаются Вооруженные Силы РФ. К обороне привлекаются пограничные, внутренние,
железнодорожные войска, войска Федерального агентства правительственной связи
и информации, войска гражданской обороны.
В целях обороны
устанавливается воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная
обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного
самоуправления и организации независимо от форм собственности, а также
собственников транспортных средств.
Административно-правовые аспекты организации обороны
Российской Федерации.
Организация обороны
включает:
1) прогнозирование и
оценку военной опасности и военной угрозы;
2) разработку
основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской
Федерации;
3) правовое
регулирование в области обороны;
4) строительство, подготовку и
поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их
применения;
5) разработку,
производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами
Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами
вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование
использования радиочастотного спектра;
6) планирование
перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
7) мобилизационную
подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта,
коммуникаций и населения страны;
8) создание запасов
материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
9) планирование и
осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
10) оперативное
оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;
11) обеспечение защиты сведений,
составляющих государственную тайну, в области обороны;
12) развитие науки в интересах обороны;
13) координацию деятельности органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления в области обороны;
14) финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием
средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и
совместной обороны;
16) другие мероприятия в области обороны.
Основу обороны Российской Федерации составляют Вооруженные Силы
Российской Федерации как государственная военная организация. Деятельность
Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется на основании Конституции
Российской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами,
федеральными законами, Федеральным законом об обороне, Федеральным законом о
Вооруженных Силах Российской Федерации и другими законами Российской Федерации
в области обороны, а также соответствующими нормативными правовыми актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации
предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации,
для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской
Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными
договорами Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские
формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с
Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Другие войска, воинские формирования и органы привлекаются к совместной с
Вооруженными Силами Российской Федерации оперативной и мобилизационной
подготовке в целях подготовки к выполнению задач по защите Российской Федерации
от вооруженного нападения.
Привлечение
Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием
вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской
Федерации в соответствии с федеральными законами.
Применение
Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач в соответствии с
международными договорами Российской Федерации осуществляется на условиях и в
порядке, оговоренных в этих договорах и установленных законодательством
Российской Федерации.
Часть состава Вооруженных Сил Российской Федерации может входить в
объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии
с международными договорами Российской Федерации.
Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или
вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение
военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и
преследуются по закону.
2.
Система и
административно-правовой статус органов военного управления
Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет
Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными
Силами Российской Федерации.
Непосредственное управление Вооруженными Силами Российской Федерации
осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны
Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации,
являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами
Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в
области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации функции в этой области.
Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами
Российской Федерации. Руководство деятельностью Министерства обороны Российской
Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.
Минобороны России в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им
как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской
Федерации и „ Положением
о Министерстве обороны Российской Федерации “, утверждённым Указом Президента Российской
Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы
Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения,
центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные
подразделения, и иные подразделения.
Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности
подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству,
Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и
экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства.
Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через
органы управления военных округов, иные органы военного управления,
территориальные органы (военные комиссариаты).
Минобороны России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
общественными объединениями и организациями.
Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами
Российской Федерации.
Основными задачами Минобороны России являются:
1) выработка и проведение государственной политики в области обороны;
2) нормативно-правовое регулирование в области обороны;
3) нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и
подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;
4) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам
обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по
выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и
воинских формирований;
5) координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны России
федеральных органов исполнительной власти;
6) организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными
конституционными законами, федеральными законами и международными договорами
Российской Федерации;
7) поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;
8) осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;
Оперативное управление
Вооруженными Силами осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ.
Генеральный
штаб Вооруженных Сил Российской Федерации:
1) разрабатывает
предложения по военной доктрине РФ;
2) разрабатывает
план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует
разработку планов строительства и развития Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
3) разрабатывает с участием федеральных органов
исполнительной власти, в составе которых или при которых имеются другие войска,
воинские формирования и органы, План применения Вооруженных Сил Российской
Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации и
Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории
Российской Федерации в целях обороны;
5) готовит
предложения по численности граждан Российской Федерации, призываемых на
военную службу и военные сборы, с распределением их между Вооруженными Силами
Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;
6) устанавливает
количественные нормы призыва граждан Российской Федерации на военную службу,
военные сборы и призыва по мобилизации от субъектов Российской Федерации,
исходя из общего количества граждан Российской Федерации, подлежащих призыву в
соответствии с указом Президента Российской Федерации;
8) организует и
координирует действия сил и применение средств при выполнении задач
территориальной обороны;
9) координирует оперативную и
мобилизационную подготовку других войск, воинских формирований,
органов и создаваемых на военное время специальных формирований, осуществляет
контроль за состоянием мобилизационной готовности других войск, воинских
формирований, органов создаваемых на военное время специальных формирований;
10) осуществляет разведывательную деятельность в целях
обороны и безопасности;
11) осуществляет текущее и перспективное планирование
обеспечения основными видами вооружения, военной техники и другими
материальными средствами мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской
Федерации, а также накопления и размещения в мирное время запасов этих
обеспечивающих средств;
12) организует
проведение мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности
Вооруженных Сил Российской Федерации;
13) организует
взаимодействие Вооруженных Сил Российской Федерации с другими войсками,
воинскими формированиями и органами;
14) участвует в разработке Плана
гражданской обороны и др.
К органам военного
управления, помимо Министерства обороны РФ и Генерального штаба Вооруженных
Сил РФ, также относятся: военные советы - постоянно действующие органы
управления; органы управления (командование) военных округов, флотов; органы
строевого военного управления: командования объединениями, соединениями, воинскими
частями.
Территориальные органы военного
управления: военные комиссариаты, образуемые Министерством обороны в субъектах
РФ, городах (без районного деления), районах.
3.
Военная
служба и ее административно-правовое регулирование
Военная
служба - особый вид федеральной государственной службы,
исполняемой гражданами:
- в Вооруженных
Силах Российской Федерации,
-
в пограничных войсках,
-
во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации,
-
в железнодорожных войсках Российской Федерации,
-
войсках Федерального агентства правительственной связи и информации,
-
войсках гражданской обороны,
-
в воинских формированиях специального
строительства,
-
службе внешней разведки Российской Федерации,
-
органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации,
-
федеральном органе правительственной связи и информации,
-
федеральных органах государственной охраны,
-
федеральном органе
обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти
Российской Федерации,
-
воинских подразделениях
Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий,
-
создаваемых на военное время специальных формированиях.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон „О воинской обязанности и военной службе“ от 28
марта 1998 года N 53-ФЗ, другие федеральные законы и нормативные правовые акты
Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и
статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Фундаментальное значение для всей
организации управления в области обороны имеет Федеральный закон "О
воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г.
Воинская обязанность
граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную
подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной
службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение
военных сборов в период пребывания в запасе.
В период
мобилизации, военного положения и в военное время воинская обязанность граждан
определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами,
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также
предусматривает:
·
призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в
военное время;
·
прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного
положения и в военное время;
·
военное обучение в период военного положения и в военное время.
Граждане
освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям,
предусмотренным данным Федеральным законом.
Граждане вправе
исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного
поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным
законом.
Исполнение
гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции
органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения
местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм
и форм собственности и их должностные лица.
Граждане проходят военную службу по
призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Граждане, проходящие
военную службу, являются военнослужащими и имеют статус,
устанавливаемый Федеральным законом „О статусе военнослужащих“ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ.
Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных
государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих,
установленных устанавливаемый
Федеральным законом „О статусе военнослужащих“, федеральными
конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное
время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в
условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются
федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами РФ.
Порядок прохождения военной службы определяется настоящим Федеральным
законом, другими федеральными законами, „Положением о порядке прохождения военной службы “, утверждённым Указом Президента РФ
от 16 сентября 1999 года N 1237 и иными нормативными правовыми актами
РФ.
„ Положение о порядке прохождения военной службы “ определяет порядок
прохождения гражданами Российской Федерации военной службы по призыву и в
добровольном порядке (по контракту) в Вооруженных Силах Российской Федерации,
других войсках, воинских формированиях и органах, предусмотренных Федеральным
законом "О воинской обязанности и военной
службе" в мирное время, порядок заключения контракта о
прохождении военной службы и прекращения его действия, а также другие вопросы,
которые в соответствии с федеральными законами относятся к сфере его
регулирования.
Особенности прохождения военной службы в период проведения мобилизации,
при введении чрезвычайного положения, военного положения и в военное время
определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами РФ .
Особенности поступления на военную службу отдельных категорий граждан РФ
и прохождения военной службы отдельными категориями военнослужащих
устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
В соответствии с „ Положением о Министерстве внутренних дел Российской
Федерации “ от 18 июля 1996 года N 1039 МВД:
-
организует разработку и
осуществляет комплекс мер по выполнению мобилизационных заданий и мероприятий
гражданской обороны, повышению устойчивости работы органов внутренних дел и
внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных
ситуаций в мирное время;
-
участвует в организации
территориальной обороны Российской Федерации, организует совместные действия с
Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками и воинскими
формированиями по осуществлению обороны Российской Федерации;
-
осуществляет подготовку
предложений о составе, численности и структуре внутренних войск, о дислокации и
передислокации внутренних войск и представляет их в установленном порядке
Президенту Российской Федерации; производит в установленном порядке
согласование с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации
размещения основных видов вооружения, подлежащих ограничению (контролю) в
соответствии с международными договорами Российской Федерации;
В соответствии с законом „Об обороне“ внутренние
войска и органы внутренних дел:
1)
участвуют в разработке
Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных
государственных программ вооружения, развития оборонного промышленного
комплекса и оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях
обороны;
2)
участвуют совместно с
Вооруженными Силами Российской Федерации в отражении агрессии против Российской
Федерации в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской
Федерации;
3)
организуют подготовку к
совместным действиям с Вооруженными Силами Российской Федерации в целях
обороны;
4)
участвуют в подготовке
граждан РФ к военной службе;
5)
обеспечивают осуществление
мероприятий по оперативному оборудованию территории Российской Федерации и по
подготовке коммуникаций в целях обороны;
6)
осуществляют
взаимодействие с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации по
вопросам организации обороны и предоставляют ему информацию, необходимую для
организации обороны;
7)
привлекаются к совместной
с Вооруженными Силами Российской Федерации оперативной и мобилизационной
подготовке;
В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" органы
внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:
-
направлять в двухнедельный
срок по запросам военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих
воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о
гражданах, состоящих на воинском учете;
-
производить розыск и при
наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от
воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения
военной службы или военных сборов;
-
направлять в двухнедельный
срок в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет,
сведения о случаях выявления граждан, не состоящих, но обязанных состоять на
воинском учете, а также сведения о лицах, получивших гражданство Российской
Федерации и подлежащих постановке на воинский учет.
Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в
двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или
прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять
на воинском учете, либо о направлении уголовных дел в суд.
5.
Понятие,
содержание и правовые основы управления государственной безопасностью
Безопасность как
один из фундаментальных устоев общества и государства зиждется на прочных
правовых основах: Конституции РФ, федеральных законах, нормативных правовых
актах, издаваемых самими органами безопасности. В ч. 5 ст. 13 Конституции
Российской Федерации говорится о безопасности государства; в п. "м"
ст. 71 - об отнесении к ведению Российской Федерации безопасности; в п.
"д" ст. 114 подчеркнуто, что Правительство Российской Федерации
осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности. В п.
"ж" ст. 83 Конституции сказано, что Президент Российской Федерации
формирует и возглавляет Совет Безопасности.
Современное понятие
безопасности сложилось не сразу. Законодательно-правовое оформление указанной
сферы управления претерпело за последние годы существенные изменения.
Так, 5 марта 1992 г.
был принят Закон "О безопасности". Однако данный Закон в условиях
углубления реформ и возрастания роли правоохранительной, административно-политической
функции государства оказался недостаточным. Претерпевала существенные
изменения и система органов безопасности. Поэтому 26 июля 2002 года этот закон
был принят в новой редакции.
Этот Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности,
общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции,
устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения
безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
Понятие "безопасность"
в конституционно-правовом и административно-правовом аспектах имеет сложный,
широкий и дифференцированный смысл.
В широком смысле безопасность
— это состояние защищенности жизненно важных интересов личности: её прав и
свобод; общества: его материальных (экономических) и духовных ценностей;
государства: его конституционного строя, суверенитета и территориальной
целостности.
Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение
которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного
развития личности, общества и государства.
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство,
осуществляющее функции в этой области через органы законодательной,
исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим
законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории
Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее
пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Граждане, общественные и иные организации и объединения являются
субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в
обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской
Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации,
нормативными актами органов государственной власти и управления краев,
областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их
компетенции в данной сфере.
Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам,
общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в
обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в
области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического,
организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным
интересам личности, общества и государства.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов
безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм,
регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления
деятельности органов государственной власти и управления в данной области,
формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм
контроля и надзора за их деятельностью.
Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность;
соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению
безопасности; интеграция с международными системами безопасности.
Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция
РФ, Закон РФ„О безопасности“ от 5 марта 1992 года N 2446-1, законы и другие
нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области
безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе РФ
и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей,
автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в
данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные
Российской Федерацией.
В обеспечении безопасности участвуют в
той или иной степени все органы государственной власти: Президент РФ,
Федеральное Собрание, Правительство РФ, ведущие федеральные министерства и иные
федеральные органы исполнительной власти - в первую очередь Федеральная служба
безопасности (ФСБ) и Служба внешней разведки.
При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод
граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Граждане,
общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения
по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность.
По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные
законодательством сроки. Должностные лица, превысившие свои полномочия в
процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в
соответствии с законодательством.
6. Система и административно-правовой статус органов государственной
безопасности
Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и
судебной властей, государственные, общественные и иные организации и
объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в
соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере
безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных
законом Российской Федерации, не допускается.
Основными функциями системы безопасности являются: выявление и
прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов
безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их
предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности сил и
средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения
безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования
объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения
чрезвычайной ситуации; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за
пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и
соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.
Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности
осуществляет Президент Российской Федерации.
Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы,
федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки,
обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной
властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную
противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние
войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности,
энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения
безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы,
органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения
безопасности, действующие на основании законодательства.
Органы федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения
безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий
обеспечивают безопасность личности, общества и государства.
Органы федеральной службы безопасности представляют собой единую
централизованную систему, в которую входят: Федеральная служба безопасности
Российской Федерации; управления (отделы) Федеральной службы безопасности
Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации
(территориальные органы безопасности); управления (отделы) Федеральной службы
безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации,
войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы
безопасности в войсках).
Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках
находятся в прямом подчинении Федеральной службе безопасности Российской
Федерации.
Правовую основу деятельности органов федеральной службы безопасности
составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон „ Об органах
федеральной службы безопасности“ от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ, другие
федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов
государственной власти. Деятельность органов федеральной службы безопасности
осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской
Федерации.
Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по
следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с
преступностью.
Структура и организация деятельности
Федеральной службы безопасности Российской Федерации определяются Положением о
Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента
Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 (в редакции Указа Президента
Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 870).
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России)
является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий
осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности
Российской Федерации, защиты и охраны государственной границы Российской
Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной
экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных
ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и
непосредственно реализующим основные направления деятельности органов
федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской
Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность
федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами
руководит деятельностью ФСБ России, утверждает Положение о Федеральной службе
безопасности Российской Федерации и структуру органов федеральной службы
безопасности.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует
деятельность ФСБ России в части, касающейся взаимодействия ФСБ России с
федеральными органами исполнительной власти.
Деятельность ФСБ России осуществляется на основе принципов законности,
централизации управления органами федеральной службы безопасности и
пограничными войсками, уважения и соблюдения прав и свобод человека и
гражданина, гуманизма, уважения суверенитета, территориальной целостности
государств и нерушимости их границ, мирного разрешения пограничных споров,
взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств,
конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.
Одно из самых заметных мест в составе президентской Администрации
занимает Совет безопасности, — постоянно действующий консультационный
орган, возглавляемый президентом страны.
Совет безопасности
Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим
подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно
важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних
угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения
безопасности.
Президент РФ формирует и возглавляет
Совет безопасности РФ.
Основные
задачи Совета безопасности:
- разработка
основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация
подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;
- совершенствование системы обеспечения
безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо
созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности общества и государства
и др.
К его основным функциям относится контроль за
реализацией органами исполнительной власти федерального уровня и субъектов
федерации государственной стратегии в области внутренней, внешней и военной
политики, рассмотрение вопросов
внутренней, внешней и военной политики РФ в области обеспечения безопасности
личности, общества и государства, обороноспособности страны,
военно-технического сотрудничества, решения стратегических проблем
государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и иных
видов безопасности, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятия мер по их
предотвращению и преодолению их последствий и др.
7.
Охрана
государственной границы. Виды охраны, (защиты). Пограничные режимы
Правовые основы статуса государственной
границы и ее охраны, вопросы, связанные с пограничным режимом, полномочия
пограничных войск и другие аспекты охраны государственной границы РФ определены
в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской
Федерации" (в ред. от 30.12.2001 N 196-ФЗ).
Основные положения данного Закона
следующие.
Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по
этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной
территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то
есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской
Федерации.
Государственной границей Российской Федерации является граница,
закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами
государства.
Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей
Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными
государствами на Государственной границе, а также регулировании правоотношений
в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях
международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется
принципами:
- обеспечения безопасности Российской Федерации и международной
безопасности;
- взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными
государствами;
- взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств
и нерушимости государственных границ;
-
мирного разрешения
пограничных вопросов.
Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности,
общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной
территории и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в
соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской
Федерации.
Охрана
государственной границы является неотъемлемой составной частью государственной
системы обеспечения безопасности Российской Федерации и заключается в
осуществлении политических, правовых, экономических, военных, оперативных,
организационных, технических, экологических, санитарных и иных мер по:
- недопущению
противоправного изменения прохождения государственной границы;
- обеспечению
соблюдения юридическими и физическими лицами режима государственной границы,
пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу;
- защите на государственной границе
иных жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и
внутренних угроз.
Эффективность охраны границы зависит от умелого использования
юридического инструментария, закрепления надежного режима охраны границы,
выделения для этого необходимого количества средств, создания специальных служб
(пограничной, таможенной, карантинной, ПВО и др.), успешно взаимодействующих
между собой и другими государствами, муниципальными службами.
Политическая охрана преследует цель не допустить незаконного пересечения
границы людьми, транспортными средствами; задача экономической охраны —
предотвращение незаконного перемещения через границу предметов, продукции
духовного творчества, а санитарная охрана нужна, чтобы через границу ни в ту,
ни в другую сторону не распространялись инфекции, опасные для людей, фауны и
флоры.
Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в
рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и
соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и
государства.
Режим охраны границы состоит из следующих элементов:
1) режима границы;
2) пограничного режима;
3) режима в пунктах пропуска через границу;
4) особых полномочий пограничных войск, войск ПВО и Военно-морского
флота.
Режим Государственной границы, включает в себя правила:
а) её содержания, которыми регулируется порядок сохранения и поддержания
в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования
и содержания пограничных просек;
б) пересечения границы лицами и транспортными средствами. На суше оно
осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного
сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами или
решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться
время пересечения границы, порядок следования от границы до пункта пропуска
через нее и в обратном направлении.
Мирный проход через территориальные воды РФ иностранных не военных судов
и военных кораблей разрешен по установленным морским коридорам; воздушные суда
пересекают границу и следуют вглубь страны по специально выделенным воздушным
коридорам пролета;
в) пропуска лиц, транспортных средств, товаров, животных в специально
установленных пунктах. Этими правилами предусматриваются проверки законности
пересечения (пограничный, таможенный, санитарный контроль), а также выдача
разрешений на пересечение;
г) ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности, которая не
должна создавать помехи содержанию границы;
д) разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима государственной
границы.
Лица, воздушные суда, не военные морские, речные суда и военные корабли,
другие транспортные средства, пересекшие границу в нарушение установленных
правил, признаются нарушителями государственной границы.
С учетом взаимных интересов Российской Федерации и сопредельных
государств отдельные правила режима Государственной границы могут не
устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.
Пограничный режим - режим
пограничной зоны, территориальных вод Российской Федерации, а также её
внутренних вод, имеющих выход к государственной границе. Он служит
исключительно интересам создания необходимых условий для охраны государственной
границы.
Пограничный режим
включает правила:
- определения пограничной зоны;
- въезда (прохода),
временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной
зоне;
- хозяйственной,
промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических,
культурных и других мероприятий в пограничной зоне;
- учета и содержания
российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов
(средств) и судов (средств) передвижения по льду, их плавания и передвижения
по льду в территориальных и внутренних водах Российской Федерации, российской
части вод пограничных рек, озер и иных водоемов;
- ведения промысловой,
исследовательской, изыскательской и иной деятельности в территориальных и
внутренних водах Российской Федерации российской части вод пограничных рек,
озер и иных водоемов.
Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое
ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в
порядке, предусмотренных законом.
Режим в пунктах пропуска, регулируется транспортными министерствами и
ведомствами Российской Федерации, актами, согласованными с Пограничными
войсками и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Рассматриваемый режим включает правила:
а) устанавливающие порядок въезда (выезда) лиц, транспортных средств,
ввоза (вывоза) товаров и животных в пунктах пропуска;
б) регулирующие пребывание в пунктах пропуска через государственную
границу лиц и транспортных средств.
в) устанавливающие правила захода, пребывания иностранных судов в портах
(на рейдах) РФ, сообщения судов с берегом, схода членов экипажа на берег,
посещения судов.
Санитарная охрана границы состоит из медико-санитарной, ветеринарной и
фитосанитарной. Соответствующие органы осуществляют досмотры, наблюдение за
здоровьем людей, животных, растений, пересекающих границу, проводят
бактериологические исследования.
Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия
правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те или иные из
указанных правил действуют, устанавливаются решениями органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по согласованию со старшими должностными
лицами органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации на
территориях субъектов Российской Федерации и подлежат опубликованию.
8.
Взаимоотношения
органов внутренних дел с органами безопасности и пограничной службы
При взаимодействии органов внутренних
дел с органами безопасности и пограничной службы Министерство внутренних
дел Российской Федерации:
- участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой,
охране государственной границы Российской Федерации, обеспечению безопасности
Российской Федерации, безопасности представительств иностранных государств на
территории Российской Федерации.
- оказывает содействие органам и войскам Федеральной пограничной службы
Российской Федерации в проведении мероприятий по защите Государственной
границы, борьбе с нелегальной деятельностью через нее, розыске лиц, нарушивших
режим Государственной границы, в выяснении и проверке обстоятельств
правонарушений граждан, задержанных в административном или уголовно -
процессуальном порядке;
- информирует органы и войска Федеральной пограничной службы Российской
Федерации о состоянии правопорядка в приграничных районах Российской Федерации,
выявленных противоправных действиях, преступных группах и лицах, имеющих
противоправные устремления в отношении Государственной границы и органов и
войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
- обеспечивает участие внутренних войск Министерства внутренних дел
Российской Федерации в защите Государственной границы в случаях и порядке,
предусмотренных Законом "О
Государственной границе Российской Федерации";
- обеспечивает участие органов внутренних дел в контроле за соблюдением
пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
- обеспечивает по представлениям органов и войск Федеральной пограничной
службы Российской Федерации временное ограничение или воспрещение доступа
граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной
границы во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении
вооруженных вторжений на территорию РФ или воспрепятствовании незаконным
массовым пересечениям Государственной границы;
- обеспечивает общественный порядок при проведении на Государственной
границе и в пограничных районах Российской Федерации массовых мероприятий
федерального или международного характера;
- обеспечивает правопорядок в приграничных районах при возникновении
чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения;
- участвует в правовом воспитании населения приграничных районов
Российской Федерации, профилактике совместно с органами и войсками Федеральной
пограничной службы Российской Федерации правонарушений на Государственной
границе и в пунктах пропуска через нее.
- выделяет пограничным войскам федеральной службы безопасности сил и
средств для участия в пограничных поисках и операциях в порядке, определяемом
совместными решениями министра внутренних дел Российской Федерации и Директора
Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Органы внутренних дел и органы федеральной службы безопасности в
соответствии с законодательством РФ совместно и во взаимодействии осуществляют
оперативно - розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и
раскрытию террористической деятельности, организованной преступности,
коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и
других преступлений, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и
раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп,
отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное
изменение конституционного строя РФ.
Федеральная служба безопасности обеспечивает во взаимодействии с органами
внутренних дел Российской Федерации безопасность представительств иностранных
государств на территории Российской Федерации.
Нормативные акты
1.
Конституция РФ.
2.
Федеральный закон „ Об обороне “ от 31 мая 1996 г. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ).
3.
Федеральный
закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ).
4.
Федеральный
закон "О статусе военнослужащих от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ).
5.
Федеральный закон „ Об
органах федеральной службы безопасности“ от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ (в ред.
Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ).
6.
Федеральный закон „ О
Внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации“ от 6
февраля 1997 года N 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ).
7.
Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 года N 2446-1 (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ).
8.
Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1
апреля 1993 г. (в ред.
Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ).
9.
Указ Президента РФ от 16
августа 2004 г. N 1082. „ Положение о Министерстве обороны Российской
Федерации “.
10.
Указ Президента РФ от 16
сентября 1999 года N 1237„Положение
о порядке прохождения военной службы “(в ред. Указа Президента РФ от 17.04.2003 N 444).
11.
Указ Президента Российской
Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 (в редакции Указа Президента Российской
Федерации от 11 июля 2004 года N 870). „ Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации
“.
12.
Указ Президента Российской
Федерации „ Об утверждении Положения об управлениях (отделах) Федеральной
службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах
безопасности в войсках) “ от 7 февраля 2000 года N 318.
13.
Указ Президента от 18 июля
1996 г. N 1039 „ Положение о Министерстве внутренних дел РФ “( ред. Указа
Президента РФ от 17.04.2003 N 444).
1.
Алехин А.П., Кармолицкий
А.А., Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: ЗЕРЦАЛО, ТЕИС, 1996
2.
Бахрах Д.Н.
Административное право. Учебник для вузов. — М.: БЕК, 2000.
3.
Габричидзе Б. Н.,
Чернявский А. Г. Административное право. — М.: Проспект, 2004.
4.
Махинин В. И. Основы
управления в органах безопасности. — М., 2001.
5.
Сумин А. А. Комментарий к
Федеральному закону „ Об органах федеральной службы безопасности“. — М.,
2001.