Психосемантический анализ мотивационных детерминант благотворительной активности человека
Психосемантический анализ мотивационных детерминант
благотворительной активности человека
О. В. Татаренко
Представлено
исследование мотивационных детерминант благотворительной активности в рамках
психосемантического подхода (с позиций анализа содержания субъективных систем
значений). Предложен уровневый подход к анализу проявлений благотворительной
активности человека. Обозначены тенденции к связи проявлений благотворительной
активности с возрастом респондентов, их личностным и социальным
функционированием. Обозначены общие рекомендации к планированию
благотворительных стратегий, основанные на выявленных мотивационных
детерминантах благотворительной активности человека.
Исследовательский
интерес к пониманию мотивов благотворительной деятельности человека явно или
подспудно проявляют многие гуманитарные науки, в том числе и психология, хотя
её интерес, в частности, экспериментальный, в нашей стране весьма скуден.
Однако можем ли мы говорить о повышении эффективности благотворительных акций и
стратегий без учета экспериментально выявленных и обоснованных психологических
мотивов благотворительной активности человека? Мы полагаем, нет.
В
качестве основной гипотезы исследования выступает предположение о том, что
уровень проявления благотворительной активности человека обуславливается
спецификой содержания субъективной системы значений, определяющей внешние
(социальные) и внутренние (личностные) мотивационные детерминанты. Внешние
(социальные) мотивационные детерминанты раскрываются посредством значений
понятий, связанных с социальным функционированием: Достижение успеха, Общение с
людьми, Меценат, Личная независимость, Власть, Признание окружающими, Моё
материальное благополучие, Выгода. Внутренние мотивационные детерминанты
раскрываются посредством понятий, связанных с личностным функционированием: Моё
прошлое, Подающий милостыню, Благотворитель, Я, Моя семья, Мой отец, Моя мать,
Мои друзья.
Констатирующий
эксперимент, целью которого являлось выявление мотивационных детерминант
благотворительной деятельности человека, проводился с 2004 по 2005 год на
случайной выборке из 250 человек. Возрастной состав респондентов - от 14 до 88
лет, причем нижняя граница возраста была определена нами с момента достижения
дееспособности (юридический критерий). Начиная с этого возраста, человек на
законных основаниях может сам зарабатывать материальные средства. К сожалению,
мы не обнаружили исследовательские работы, раскрывающие отношения детей разного
возраста к материальным средствам, а именно осознания ценности денег, что
позволило бы нам, в свою очередь, опереться на психологический критерий при
определении нижней возрастной границы выборки.
На
этапе пилотажного исследования с использованием «Методики предельных смыслов»,
предложенной Д. А. Леонтьевым, были определены понятия, которые оценивались
респондентами по шкалам в бланке методики основного эксперимента: блок «Образ
Я» (Я, Личная независимость, Признание окружающими, Достижение успеха); блок
«Базовые потребности» - Моё увлечение; блок «Актуальные потребности в
настоящем» - Моё настоящее; блок «Отношение к прошлому» - Моё прошлое; блок
«Отношение к будущему» - Моё будущее; блок «отношение к людям, занимающимся благотворительностью»
-
Благотворитель; блок «Образ мецената» - Меценат; блок «Образ людей, подающих
милостыню» -Подающий милостыню; блок «Значимость для респондентов родственных и
дружеских отношений как показатель способности к близости с людьми» - Моя семья,
Моя мать, Мой отец, Мои друзья, Общение с людьми; блок «Потребность в
материальном благополучии как условие благотворительной активности»
-
Моё материальное благополучие; блок «Источники стресса» - Неприятности,
Неудача, Болезнь, Угроза; блок «Непосредственные мотивы благотворительной
деятельности», обозначенные на этапе пилотажного исследования понятия Жалость,
Выгода, Власть, Просьба о помощи [2].
К
бланку опросного листа основной методики «Психосемантическая диагностика
скрытой мотивации» прилагалась анкета, в которой каждому респонденту
предлагалось отнести себя к одной из групп, различающихся по критерию уровня
проявления благотворительной активности [3].
Следовательно,
нами были выделены четыре группы респондентов:
1)
испытывающие потребность в оказании материальной помощи людям и делающие это
(«хочу оказывать помощь и делаю это» - 117 человек, 46,8%) - высокий уровень
проявления благотворительной активности;
2)
испытывающие потребность в оказании материальной помощи людям, но не делающие
этого («хочу оказывать помощь, но не делаю это» - 80 человек, 32%) - низкий
уровень проявления благотворительной активности;
3)
респонденты, не испытывающие потребности в оказании материальной помощи
нуждающимся и не делающие этого («не хочу оказывать помощь и не делаю это» - 30
человек, 12%) - отсутствие проявления благотворительной активности;
4)
респонденты, не испытывающие указанной потребности, но оказывающими
материальную помощь людям, выражающим в этом необходимость («не хочу оказывать
помощь, но делаю это» - 23 человека, 9,2%) - средний уровень благотворительной
активности.
Используемая
нами методика «Психосемантической диагностики скрытой мотивации» предполагает
двухступенчатую схему анализа и интерпретации полученных данных: по
классическим факторам, выделенным Ч. Осгудом - Ценности, Силы, Активности и по
результатам дендрограмм, полученных в процессе кластеризации данных [3].
В
таблицах представлены доминирующие понятия по трем факторам в различных группах
респондентов (в скобках - общий балл понятия из семи возможных).
Таблица
1 - Сопоставительная таблица доминирующих понятий по факторам Оценка, Сила,
Активность у респондентов с высоким уровнем проявления благотворительной
активности (первая группа)
Фактор Оценка
Похожие работы на - Психосемантический анализ мотивационных детерминант благотворительной активности человека
|