Сущность, функция и структура эзотерической психологии
Сущность,
функция и структура эзотерической психологии
Обычный человек
осознает себя как индивидуальное существо ("я"), пребывающее в мире
("не-я") и взаимодействующее с ним ("я" «
"не-я"). Для него это несомненный, тривиальный онтологический и
гносеологический факт, который он и переживает как таковой. Соответственно, его
психология – как познавательная, так и преобразовательная – это психология
индивидуального существа. Именно такова обычная, житейская психология.
Современная психологическая наука – это в основе своей разновидность житейской
психологии, специализирующейся на познавании сущности психического.
Вместе с тем
имеет место и менее тривиальный онтологический факт, заключающийся в том, что
человек и мир, психическое и физическое, сознательное и бессознательное,
"я" и "не-я" представляют собой целостность . Физически
человек слит с миром. Психическое есть также свойство целостности. Взаимодействие
человека с миром есть частный случай целостности человека и мира.
Однако
психологически человек находится в состоянии отчуждения от целого. Здесь мы не
будем останавливаться на причинах создавшегося положения. Скажем только, что
психическая расщепленность на "я" и "не-я"
("шизопсихия") может быть преодолена и человек может пережить
целостность. Онтологический факт может стать психологическим.
Факт
целостности человека и мира был открыт древними мудрецами и популяризирован
основателями религий. Они пережили целостность и зафиксировали ее в виде
знания. С тех пор этот психологический факт стал гносеологическим. Эта
целостность в религиях получила различные названия: в христианстве
"бог", в индуизме "брахмо", в буддизме "шунья", в
даосизме "дао" и т.д. Она была мифологизирована, а в некоторых
случаях и персонифицирована, и превратилась в предмет веры. В религиях также
лейтмотивом звучит мысль об отпадении человека от целого, а эзотерическая цель
религий заключается в восстановлении целостности.
Знание о
целостности человека и мира было и остается непонятным большинству людей, не
имевших осознанного переживания целостности; оно остается непонятным в том
числе и верующим. По этой причине оно было названо тайным
("оккультным"), внутренним ("эзотерическим"), доступным узкому
кругу так называемых посвященных.
В настоящее
время научная психология подошла вплотную к открытию и теоретическому
изображению психического аспекта целостности человека и мира, и не исключено,
что в будущем людям представится возможность понимать целостность чисто
умозрительно, без ее переживания. В этом случае эзотерическое знание станет
экзотерическим, общедоступным.
Но как бы ни
развивалось знание о целостности, оно ни в коей мере не может заменить
непосредственного переживания целостности. Поэтому наряду с познавательной
психологией существовала и существует разновидность преобразовательной 61
психологии, функцией которой является не теоретизирование, а указание путей к
достижению переживания целостности. Это функция так называемой эзотерической психологии.
В ней есть и теоретические выкладки, однако они имеют прикладное, даже условное
значение.
Целостность
человека и мира не тождественна ни сумме человека и мира, ни взаимодействию
человека и мира, – она есть нечто большее, а точнее иное. Взаимодействие
человека и мира представляет собой актуальный (проявленный) аспект их
целостности; существует также и виртуальный (непроявленный) аспект. Этот
последний аспект бесструктурен, о нем можно сказать, что он представляет собой
поле возможностей. Прагматический смысл переживания целостности состоит в том,
что этим самым возрастает способность человека трансформировать возможное в
действительное.
Переживание
целостности, фиксируемое в эзотерической традиции формулой "ТЫ – ТО",
достигается вследствие освобождения психики от переживания частностей,
фиксируемых формулой "НЕ ТО". Поэтому движение к переживанию
целостности можно представить в виде развития способности произвольно
освобождать психику от переживания так называемых внутренних и внешних
процессов или, условно говоря, в виде освобождения от себя и от мира, от
"я" и "не-я". В эзотерической психологии есть три
направления преобразования психики: мистика, магия и йога. Они образуют
структуру эзотерической психологии.
Освобождение
человека от переживания внутренних процессов составляет суть мистики.
Освобождение от переживания внешних процессов составляет суть магии.
Освобождение от того и другого составляет суть йоги. Условно говоря, для
мистика внутренний мир имеет нулевое значение, для мага нулевое значение имеет
внешний мир, для йогина – и внутренний и внешний, и в этом смысле для него
внутреннее и внешнее тождественны.
Отсутствие
переживания внешних или внутренних процессов не означает отсутствия их
восприятия или интроспекции, а также торможения или остановки деятельности
двигательной и интеллектуальной функции. То есть речь идет не о трансовых
состояниях. В то же время будучи в сознании, человек принципиально не способен
вообще освободиться от переживания. ("Скажи мне, что ты переживаешь, и я
скажу, кто ты".) Поэтому освобождение от переживания всей совокупности
воспринимаемых и рефлексируемых процессов ("частностей") при
сохранении сознания приводит к переживанию целостности. Что касается транса, то
технология его достижения иная: освобождение от восприятия и рефлексии при
сохранении сознания.
Мистика
характеризуется принципом пассивности ("тамас") и методом созерцания,
нижним уровнем которого является медитация. Магия – принципом активности
("раджас") и методом трансмутации, нижним уровнем которого является
операция. Йога – принципом нейтральности ("саттва") и методом
интеграции, нижним уровнем которого является гармонизация.
Мистика, магия
и йога являются необходимыми компонентами пути к переживанию целостности
("закон трех"). Ограничиться мистикой – значит завязнуть в фатализме,
стать рабом мира. Ограничиться магией – значит завязнуть в волюнтаризме, стать
тираном мира. Что касается йоги, то она невозможна без мистических и магических
достижений, ибо тогда нечего интегрировать в смысле взаимодополняющего
эзотерического опыта, а значит нет и йоги. Как говорят оккультисты, йога – это
"и мистика, и магия", и в то же время "ни мистика, ни
магия". Уравновешивание и интеграция бинера мистики и магии и
есть йога ("пятый аркан"). Йога может также пониматься как
освобождение от мистики и магии и выход на более широкий масштаб интеграции
("метатерический") целостного и индивидуального психического опыта.
Достаточно
развитые мистические и магические учения имеют выраженный интегральный
характер. Так, в развитой мистике имплицитно, в скрытой форме присутствуют
магические и йогический компоненты. Для йоги интеграция, так сказать,
аутентична. В связи с этим развитые йогические учения характеризуются
интеграцией эзотерической и житейской психологии ("Йога есть осознанная
жизнь, а жизнь есть неосознанная йога".).
Список
литературы
А.В.Чистяков
(Владимирский). Сущность, функция и структура эзотерической психологии