Почему дети не любят читать?
Почему дети
не любят читать?…
Будучи в свое
время инженером - технологом и проработав на этом поприще достаточно долгое
время, я наработала опыт для написания определенного рода технологий. А самое
главное - появились понятия значимости тех или иных "параметров" в
этой самой технологии для получения определенных результатов.
Связующим
звеном между инженером - технологом и школой стали собственные дети. Вот тогда
заинтересовалась техникой чтения детей в школе. Начались наблюдения, анализ и
тестирование на компьютере. Как инженера меня интересовали технические
параметры чтения. Пришло понимание и в итоге вывод - проверка техники чтения в
школе - это проблема. В этой проблеме наметились три основных направления:
1) Дети
читающие по слогам в течении 1,5 - 2 лет.
2) Дети ,
читающие ниже определенных норм, которые есть каждой школе с 1-го по 3-й класс
(интересно кто и как их просчитывал).
3) Дети,
читающие с очень высокой "скоростью" чтения (иначе не назвать).
Конкретно по
первому направлению можно сказать, что это не вина родителей и не вина ребенка,
и уж совершенно не зависит от того сколько количественно прочитывает этот
ребенок страниц. И не нужно писать в дневнике каждый раз одно и туже фразу:
"Ваш ребенок читает мало" Хочется выразить основную мысль этой
проблемы:
1) Никогда
плохое качество не переходило в хорошее количество.
2) Слоговое
чтение нарушает физиологическую очередность:
Подумай, а
потом скажи…
Посмотри а
потом скажи…
3) Из
разговоров с учителями некоторых школ выяснилась следующая позиция: нужно
ждать, когда ребенок сам перейдет от слогового чтения в нормальное, пусть даже
на это уйдет год, полтора, два…
Только не
понятно почему же не хватает терпения к русскому языку.
Хочется, чтобы
все таки была грамотность именно сейчас, а не через год, полтора или два. И
снова хочется выразить мысль по этому поводу:
А кто-нибудь,
когда-нибудь "замерял" усвоение прочитанного методом слогового
чтения?
Пик этой
проблемы - полный абсурд…
Пытаемся в
школе слоговое чтение превратить (именно превратить) в беглое.
Проверяем
технику чтения, замеряем количество слов в минуту.
По опыту работы
со слоговым чтением его границы естественного понимания 20 - 25 сл./мин. Но
ребенок в школе делает эти границы до "ненормального" шире (40, 50,
60 сл./мин). Благодаря постоянным замерам слогового чтения.
Если нижняя
граница слогового чтения 20 - 25 сл./мин, а ребенок выдает слогами 50 - 80
сл./мин то разница этих границ 30 - 35 сл./мин, развивает у ребенка форму
инерции так называемую "болтовню", которая не нарабатывает усвоение.
Поэтому переход на нормальное чтение невозможен. Так кто же в этом виновен? И
не рано ли зачислять ребенка в "неспособные"?
В заключение
можно сказать следующее: в нашей негосударственной школе разработана и с
успехом используется вот уже в течение пяти лет методика, в результате работы
по которой ребенок может перейти к разговорному чтению в течении 20 - 30 минут,
а следующее 5 - 10 уроков он только должен привыкнуть этому новому чтению и
наработать усвоение. И только после этого будет нарабатываться грамотность
русского языка. Вопрос только в том, сколько времени на это уйдет. Ведь в школе
предпочитают 2 года подождать, когда же будет хорошее чтение. Единственное
пожелание не включать секундомер и не толкать детей на беговую дорожку. По
законам природы давайте соблюдать очередность: сначала уверенно ходим, а потом
бежим.
По второму
направлению одни вопросы, вопросы… Откуда такие номы для чтения - 60, 80, 120,
160… сл./мин?
И как можно в
присутствии завуча школы что-то "выдать" (очень, очень быстро и с
выражением). А кто-нибудь из учителей и завучей пробовал "выдавать"
эти нормы, когда внутри все дрожит.
В некоторых
школах идет поощрение учеников, которые "выдают" (очень, очень много
слов). По поводу конкретно этих детей мысль следующая: усваивают ли они эту
скорость.
Вероятнее всего
они даже "не включают" усвоение (не успевают). Неоднократное
тестирование доказывает это. Все это напоминает поезд, который летит без
тормозов.
В заключение
хочется задать вопросы: Зачем все это? Зачем эти забеги на короткие дистанции?
Зачем эти секундомеры? Зачем эти очереди перед кабинетом завуча? Зачем? Почему
психологи в школе не видят во всем этом проблемы? И очень обыденный вопрос:
Почему наши дети не любят читать?…
Герасимова Вера
Поликарповна
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.edu.nsu.ru/