О нефтяном вопросе в чеченской войне
О нефтяном вопросе в чеченской войне
Сергей Пронин
В
прессе частенько поднимается тема о том, что независимость Чечне не была
предоставлена исключительно потому, что Кремль не хотел потерять имеющиеся там
нефтяные ресурсы. В связи с этим, было бы неплохо прояснить, что представляет
собой чеченская нефть.
Наряду
с Азербайджаном, Чечня - одна из старейших нефтяных провинций бывшего СССР.
Начало промышленной добычи нефти в Чечне было положено в 1893 году. Накопленная
добыча с начала разработки чеченских месторождений превысила 420 млн тонн.
Перед
началом Великой Отечественной войны добыча нефти в Чечне составляла 4 млн твг
(тонн в год), однако в ходе военных действий нефтяная инфраструктура была полностью
разрушена. После войны добыча была восстановлена и с конца 50-х годов, с
открытием новых высокопродуктивных залежей, устойчиво росла, достигнув
максимума на уровне 21,3 млн твг в 1971 году.
Затем,
по мере выработки месторождений, добыча снизилась к 1980 году до 7 млн твг, а к
1990 - до 4 млн твг, т.е. фактически до уровня начала 40-х годов. При этом
степень разведанности запасов по республике составила 80%, доказанные запасы -
50 млн тонн, вероятные - 100 млн тонн.
В
Чечне была создана мощная нефтеперерабатывающая промышленность. В Грозном
функционировали 3 НПЗ суммарной мощностью 19 млн твг (завод им. Шерипова,
Грозненский, и Новогрозненский им. Анисимова), на которых производилось до 6%
бензина и до 90% авиационных масел от общего объёма выработки в СССР. Был
построен Грозненский химкомбинат (основной продукт - полиэтилен высокого
давления), кроме того, прямогонным бензином с Грозненской группы НПЗ по
трубопроводу обеспечивался крупнейший в СССР производитель полиэтилена низкого
давления - Буденновское ПО "Ставропольполимер", одно из важнейших
промышленных предприятий Ставропольского края. Работал один из ключевых
институтов в области нефтепереработки и нефтехимии - ГрозНИИ, в котором,
например, были созданы советские технологии каталитического крекинга.
Кроме
того, Грозный был важным узлом транспортировки нефти, где объединялись потоки
местной, западно-сибирской, тенгизской (Казахстан) и азербайджанской нефтей, с
последующей прокачкой в Туапсе и Новороссийск (через Тихорецк). Объём прокачки
нефти составил в 1990 году 58 млн тонн.
До
1994 года производственные показатели нефтяного комплекса Чечни (объединённого
в ГУП "ЮНКО") стабильно снижались (переработка упала трёхкратно),
сфера реализации нефти и нефтепродуктов полностью криминализировалась. После
начала известных всем событий, добыча нефти резко упала до уровня менее 1 млн
твг, переработка была остановлена ввиду прекращения поставок из Западной
Сибири. Периодические попытки возобновить прокачку по маршруту Баку-Тихорецк
успеха не имели ввиду исчезновения большей части сырья в пути по понятным
причинам. Получили широкое распространение извлечение и переработка нефти
кустарными способами, о чём в целом достаточно информации в различных
источниках. В 1997 году "ЮНКО" указом А.Масхадова была расформирована.
К
настоящему времени транспортная инфраструктура Чечни является невостребованной.
Потоки Западно-Сибирской нефти, прокачиваются до Тихорецка по другим
магистральным нефтепроводам "Транснефти", тенгизская нефть - по
системе Каспийского трубопроводного консорциума (Тенгиз-Новороссийск), объёмы
ГНКАР (Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики) - по
сооружённому "Транснефтью" трубопроводу в обход Чечни. АМОК
(Азербайджанская международная операционная компания, реализующая проект АЧГ
(месторождения Азери-Чираг-Гюнешли) после ввода трубопровода Баку-Джейхан имеет
двукратный запас мощностей по транспортировке.
В
связи с падением внутреннего спроса на нефтепродукты, уже в середине 90-х стали
невостребованы и нефтеперерабатывающие мощности, которые к настоящему времени
практически полностью разрушены. Обеспечение Северного Кавказа нефтепродуктами
осуществляется в основном из ресурсов Волгоградского НПЗ (который был, кстати,
одним из основных поставщиков топлива федеральным силам в период военных
действий), а также Самарской группы, Краснодарских заводов и Астраханского ГПЗ.
Сейчас прорабатывается вопрос строительства в Грозном небольшого НПЗ мощностью
1 млн твг.
Грозненский
химкомбинат не подлежит восстановлению.
Добыча
нефти "Грознефтегаза", контрольный пакет которого принадлежит
"Роснефти", в настоящее составляет около 2 млн твг, то есть менее
0,5% от объёма общероссийской добычи и увеличение не прогнозируется. Реализация
нефти в 2005 году составила $720 млн. Исходя из средней налоговой нагрузки на
нефтяные компании, российский бюджет получил с этой суммы порядка $350 млн.
Финансирование Чечни за счёт федерального бюджета составляет $1 млрд ежегодно.
То есть, все разговоры о том, что Россия цепляется за чеченскую нефть
несостоятельны. Естественно, в рамках ограниченной группы людей это серьёзный
бизнес, однако даже в самом крайнем случае такие вопросы решаются стрельбой в
узком кругу, а никак не войнами.
Периодически
в прессе появлялись мнения о том, что война в Чечне связана с нефтью Каспия (в
первую очередь - азербайджанской нефтью), выбором маршрута её транспортировки и
лоббированием проекта Баку-Джейхан. Однако же, единственный реально действующий
проект сейчас - АЧГ. Эти месторождения были открыты ещё советскими геологами.
Хотя объём добычи там немаленький - более 23 млн твг, но это далеко не
Персидский залив. Баку-Джейхан же - в первую очередь проект политический,
призванный направить потоки углеводородов, минуя территорию России. Скорее
всего, он был бы реализован вне зависимости от ситуации в Чечне.
Список литературы
[1] Журнал "Международная информация
нефтяной индустрии", # 1, 1995 г. "Чеченская республика: нефтяной
ракурс".
[2]
В.Павлов - "Нефтяная трагедия Чечни".
[3]
Александр Якуба, ИА "Росбалт" - "Рамзан хочет нефти..."
[4]
Собственная информация.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ngfr.ru