Роль международных организаций в решении либерийского конфликта
Роль международных организаций в решении либерийского
конфликта
Лармена Элиза Армена (Либерия)
В
Африке по-прежнему сохраняются этнические, расовые и национальные проблемы.
Катастрофической остается и экономическая ситуация во многих странах
континента. Экономический хаос и социальные бедствия - питательная среда для
вспышек насилия. В 1990-е годы африканский регион охватила очередная волна
межэтнических конфликтов. Борьба за власть и политические амбиции заставляют
как правительственные круги, так и их оппозиционеров пускать в ход оружие.
Гражданская
война в Либерии началась с захвата территории страны бандформированием, так
называемой группой “Национальный патриотический фронт Либерии” (НПФЛ). Это
группа базировалась на территории Кот д'Ивуара. Ее члены, главным образом,
состоят из представителей этнических групп гио и мано. Они начали с захвата
территории Нимба, что расположена в северной части Либерии. Руководитель этой
группы Чарлз Таилора неоднократно заявлял, что он намерен в составе НПФЛ
захватить власть в стране и отобрать ее у президента Самуэля Доу.
Предпринятые
вооруженными силами и правоохранительными органами страны контрмеры не имели
заметных успехов и лишь обострили военное противостояние. В результате конфликт
превратился в межэтническую войну, и группа НПФЛ захватила большую часть
территории страны, кроме столицы Монровии. В июле 1990 г. имел место один из
самых кровавых в истории страны прецедентов - этническая чистка. Около 600
человек из этнических групп гио и мано были убиты в лютеранской церкви в
Монровии.
Возникший
конфликт, переросший в настоящую войну в Либерии, привлекает внимание международных
организаций, которые имеют цель прекратить военные столкновения. Первая попытка
урегулирования конфликта была предпринята экономическим сообществом
западноафриканских государств (ЭКОВАС). Под [c.175] эгидой этой организации
было сформирована посредническая комиссия (НПК), которая разработала и приняла
программу ЭКОВАС по прекращению огня между воюющими сторонами. НПК сформировала
миротворческие силы, получившие название ЭКОМОГ, основная задача которых -
разоружение военных формирований конфликтующих группировок и прекращение огня.
Группа ЭКОМОГ создана военнослужащих войск Ганы, Того, Нигерии, Гамбии,
Сьерра-Леоне и Гвинеи численностью около 4000 человек.
В
1992 г. был назначен специальный представитель Генерального секретаря ООН в
Либерии. Им стал Гордон Сомерс, который начал с того, что провел серию
переговоров с лидерами регионов Либерии. К решению нелегких проблем подключился
Совет Безопасности ООН. С его помощью и на основе его решений были введены
международные санкции на продажу оружия воюющим в Либерии сторонам.
В
соответствии с резолюцией 856 Совета Безопасности от 10 августа 1993 г. для
работы с группой ЭКОМОГ и экономическим сообществом западноафриканских
государств ЭКОВАС была учреждена Миссия наблюдателей Организации Объединенных
наций в Либерии (МНООНЛ). Их совместными усилиями 23 июля 1993 г. между
воюющими сторонами Либерии было подписано мирное соглашение в Котону. В рамках
данного соглашения были достигнуты предварительные результаты, и это побудило
Совет Безопасности в соответствии с его резолюцией № 911 от 21 апреля 1994 г.
продлить мандат МНООНЛ до 22 октября 1994 г. При этом была достигнута
договоренность, что деятельность миссии будет прикрашена в декабре 1994 г.
С
16 по 26 августа 1994 г. в Либерии находился специальный представитель ООН
Лахдар Ибрагим. На него возлагалась задача в определении возможных мер,
выработке дальнейших конкретных шагов со стороны ООН по урегулированию и
содействию мирного процесса. Вскоре после этого председатель ЭКОВАС президент
Ганы Джерри Роллингс созвал 7 сентября в Акосомбо (Гана) встречу представителей
заинтересованных сторон для обсуждения задержек в осуществлении мирного
процесса. Это встреча завершилась подписанием 12 сентября в Акосомбо
соглашения, дополнявшего мирное соглашение, подписанное в Котону.
Заключение
соглашения в Акосомбо совпало с эскалацией боевых действий в Либерии, и 9
сентября были задержаны 43 невооруженных военных наблюдателей ООН и 6
сотрудников неправительственных организаций. К 18 сентября все были либо
освобождены, либо каким-то иным образом оказались в безопасном положении. В
сентябре 1994 г. после срыва соглашения о прекращении огня и ввиду
невозможности гарантировать безопасность невооруженных военных наблюдателей
Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали ограничил проведение военных операций
МНООНЛ районом большой Монровии и сократил численность военного контингента
миссии с санкционированного уровня в 368 наблюдателей до приблизительно 90.
В
середине ноября Бутрос Гали направил в этот район миссию высокого уровня во
главе с помощником Генерального секретаря ООН по политическим вопросам. Цель
этой миссии - вдохнуть жизнь в мирный процесс. Вскоре после этого председатель
ЭКОВАС провел с либерийскими сторонами и заинтересованными группами
дополнительные консультации, в результате чего [c.176] 21 декабря 1994 г. в
Аккре было подписано еще одно соглашение о прекращении огня, которое в начале
февраля 1995 г. было опять нарушено. Затем в Либерию был направлен новый
представитель ООН Антони Ньякьи (Объединенная Республика Танзания).
В
резолюции № 972 от 13 января 1995 г. Совет Безопасности выразил глубокую
озабоченность в связи с положением в Либерии. Г-н Антони Ньякьи выразил надежду
на то, что в целях согласования политики членов ЭКОВАС в отношении Либерии, в
частности, осуществления эмбарго на поставки оружия, введенного в соответствии
с резолюцией № 788 Совета Безопасности, будет созвана встреча на высшем уровне
государств ЭКОВАС.
11
марта 1995 г. Президент Ганы Роллингс и Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали
договорились на встрече в Копенгагене, что в случае согласия главы нигерийского
государства, встреча Комитета девяти ЭКОВАС на высшем уровне состоится в
Абудже.
13
апреля 1995 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 985, продлив мандат
МНООНЛ до 30 июня 1995 г. После всесторонних консультаций между председателем
ЭКОВАС и главами заподноафриканских государств, а также после нескольких
контактов между председателем в Абудже была проведена третья встреча глав
государств и правительств стран, входящих в Комитет девяти ЭКОВАС по Либерии.
Во встрече приняли участие главы государств Гамбии, Ганы, Кот д'Ивуара,
Либерии, Мали, Нигерии, Сьерра-Леоне, Того, Буркина-Фасо, Бенина Сенегала и
Гвинея. На ней также присутствовали специальный представитель по Либерии Антони
Ньякьи, а также видный деятель организации африканского единства, занимающийся
Либерией, Канаан Банана и специальный посланник Соединенных Штатов Америки по
Либерии Дейн Смит.
Со
стороны Либерии во встречи участие приняли делегации от вооруженных сил Либерии
(ВСЛ); сил обороны лоффы (СОЛ); национально-патриотического фронта Либерии
(НПФЛ), а также два крыла объединенного движения Либерии за демократию (УЛИМО),
возглавляемые Алхаджи Кромой (УЛИМО-К) и генералом Рузвельтом Джонсоном
(УЛИМО-Д).
По
приглашению правительства Нигерии для консультаций с нигерийскими официальными
лицами 2 июня 1995 г. в Абуджу прибыл лидер НПФЛ Чарльз Тэйлор, единственный из
лидеров либерийских группировок, кто не принимал участия во встрече государств
ЭКОВАС на высшем уровне.
28-29
июля 1995 г. состоялась восемнадцатая встреча государств ЭКОВАС на высшем
уровне. Во встреч приняли участие главы государств Бенина, Ганы, Гвинеи, Кот
д'Ивуара , Либерии и Нигерии.
19
августа 1995 г. лидеры либерийских группировок договорились прекратить военные
действия и в течение года провести выборы.
Однако
в течение первых нескольких месяцев 1996 г. года ситуация вокруг мирного
процесса в Либерии продолжала ухудшаться. Усилились постоянные столкновения
между различными группировками. 1 марта 1996 г. ЭКОМОГ ушла из Тубманбурга
после затяжных боев между ее военнослужашими и войсками УЛИМО. [c.177]
9
апреля 1995 г. Совет Безопасности ООН выступил c заявлением, в котором
выражалась глубокая обеспокоенность по поводу вспышки боевых действий в
Монровии и быстрого ухудшения положения по всей стране.
28
апреля 1995 г. после короткой передышки в конфликте была попытка созвать
заседание Государственного совета. Но она была сорвана вследствие вспышки
боевых действий между УЛИМО и НПФЛ вблизи резиденции Президента.
В
результате боевых действий в Либерии погибло более 150 тыс. человек и почти 1
млн. человек оказались вынуждеными покинуть свою страну и расположиться в
соседних странах. Неурегулированность конфликтной ситуации в Либерии остается.
Роль международных организаций, предпринявших усилия по прекращению военных
действий в Либерии, значительна и велика, но, к сожалению, не столь эффективна,
как это ожидалось и как на это рассчитывали в Либерии и в самих международных
организациях. [
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.humanities.edu.ru/