Рождение Русского флота в эпоху Петра 1
Школа № среднего ( полного ) образования
Р Е Ф Е Р А Т
по истории
“Эпоха Петра 1: рождение русского флота”
работу выполнил :______________________
__________________
рецензент: _______________
оценка :
ВОРОНЕЖ
1997 г.
ПЛАН
1. Географическое положение России
в конце 17 века .
2. Вступление на престол Петра
1.
3. Первый Азовский поход.
4. “Консилия господ адмиралов . ”
5. Второй Азовский поход.
6. Решение Боярской Думы: “Морским судам быть...”
7. Великое посольство 1697-1698 гг.
8. Экзамен в Воронеже.
9. Начало Северной войны.
10. Гангут и Гренгам , окончание Северной войны.
11. Российский флот к 1725 году.
12. Завершение царствования Петра 1 , его итоги и
значение.
1. Географическое положение России в конце 17
века.
раницы русского государства 18-го века сущесвенно
отличались от современных. Они совпадали лишь на севере, где безлюдные тогда
просторы Заполярья омывали воды морей Ледовитого океана. На западе граница
пролегала по Ладожскому озеру , включала земли , расположенные чуть западнее
Смоленска , и далее тянулась вдоль Днепра.
На южной оконечности страны находилась Астрахань.
От нее пограничная линия тянулась к столице Донского войска— Черкасску ,
расположенному севернее устья Дона , и затем поднималась на северо-запад до
излучины Днепра в районе современного Днепропетровска.
Как видим , Россия в те времена занимала огромные
пространства. Но ее территория была отрезана от морских берегов , от
возможности широкого использования дешевых путей сообщения. Между тем в средние
века и даже в новое время экономически процветали страны ,располагавшие
возможностью связываться с остальным миром морем – Англия , Голландия , Испания
и др. У России такие возможности были крайне ограничены . На востоке ее
границы омывал Тихий океан , но выгод из этого извлечь было нельзя , т.к.
Дальний Восток только начинал осваиваться и экономического значения этот край
не имел. На юге европейской России Астрахань открывала путь в Каспийское море .
Город издавна являлся транзитным пунктом в торговле с восточными странами не
только для России , но и для Западной Европы . Однако Каспийское море не имело
выхода к океанским просторам , оно обеспечивало морские связи с Восточным
Закавказьем , Ираном и отчасти Средней Азией.
Роль единственных морских ворот России в страны
Европы выполнял Архангельск . Но расположение этого города представляло ряд
серьезных неудобств . Во-первых, Архангельск был удален от Москвы на расстояние
, которое в два раза превосходило расстояние от Москвы до побережья Балтийского
моря. К тому же Москва не имела прямого речного пути в Архангельск : товары,
предназначавшиеся на экспорт , к зиме сосредотачивались в Ярославле , оттуда
санным путем доставлялись в Вологду, а затем по Сухоне и Двине в Архангельск.
Во-вторых , путь через Белое море в страны Западной Европы был в два раза
длиннее , чем путь через Балтийское море. Наконец , в-третьих , морской путь
через северные моря таил неизмеримо больше опасностей ,чем путь через
Балтийское море , где кораблям не грозили айсберги , обледенения и суровые
условия плавания .
Россия очень нуждалась в побережьях Черного и
Азовского морей. Но выход к этим морям запирали две турецкие крепости ,
стоявшие в устье Дона и Днепра : Азов и Очаков. Однако в 1687 году царица Софья
решается снарядить армию для похода в Крым , и в этом же году стотысячная армия
под командованием главы правительства князя В.В. Голицына двинулась на юг , но
не дойдя до Крыма вернулась обратно , понеся большие потери от болезней . Два
года спустя в 1689 году Голицын повторил поход , достиг Перекопа , но , не
предприняв активных действий возвратился в Москву . Эти походы подорвали
авторитет Софьи и ослабили ее шансы в борьбе за власть .
В 1689 году Петр смещает Софью с престола и становится
во главе государства . Более всего юного царя влекло морское дело .
Современников и потомков всегда удивляло , как Петр , живя в Преображенском ,
никогда не видев не только моря , но и большого озера , так пристрастился к
морскому делу , что оно оттенило на второй план все прочие увлечения . Есть
версия , что истоки этой страсти у царя , с детства боявшегося воды , связаны
со знакомством с астролябией , а также со старым ботиком , найденным Петром и
Францем Тиммерманом в сарае Н.И. Романова в селе Измайловском . Достоинство
ботика , который Петр в последствии назовет “дедушкой русского флота”, состояло
в том , что паруса на нем были устроены так , что позволяли плавать против
ветра .
Обучение плаванию проходило на Яузе , узенькой
речушке , в берега которой судно то и дело упиралось . Поиски большой воды ,
где в полной мере можно было овладеть искусством управления ботиком , привели
шестнадцатилетнего Петра на просяной пруд , а затем и на Переяславское озеро .
Практически Петр все время проводил в марсовых и нептуновых потехах – так тогда
называли военные игры и маневры на суше и на Переяславском озере . В
промежутках между сухопутными маневрами Петр устраивал “баталии” на
Переяславском озере . Впрочем , размеры озера не удовлетворяли царя , его
тянуло к настоящему морю , и в 1693 году он отправляется в Архангельск --
единственный торговый порт на Белом море , связывающий Россию со странами
Западной Европы . Здесь царь впервые увидел крупные торговые корабли ,
доставляющие в Россию сукно , галантерею, краски . В их трюмы грузили меха ,
пеньку , черную икру , а на палубы укладывали мачтовый лес . На небольшой яхте
Петр впервые совершил непродолжительное морское путешествие .
В это время в Архангельске окончилась погрузка
нескольких английских и голландских купеческих судов , и они готовились
отправиться в обратный путь . Их провожал настоящий голландский военный корабль
. Царь попросил капитана корабля Иолле Иоллеса взять его с собой в плавание ,
четвертого августа снялись с якоря , но при слабом ветре еле добрались до устья
Двины , где при совершенном безветрии простояли целый день . Царь в это время
оснастку корабля и пересмотрел все закоулки судна . Шестого августа подул южный
ветер , и корабли вышли в море . Время для царя летело так быстро , что он не
заметил , что отъехал от Архангельска более чем на триста верст . У Трех
Островов царь простился с капитаном на своей яхте “Петр”.
Наконец восемнадцатого сентября Петр объявляет о
своем решении покинуть Архангельск . Перед отъездом царь закладывает в городе
сорокапушечный корабль, а другой такой поручает купить в Голландии
амстердамскому бургомистру Николаю Витсену.
По пути домой , на заводе в Олонце , Петр сам отлил
пушки и выточил такелажные блоки для заложенного корабля . В течение Великого
поста в Архангельск было отправлено 1000 самопалов и 2000 пудов пороха .
В самый конец распутицы следующего лета ( 1694 год)
Петр снова спешит в Архангельск и двадцатого мая Спускает на воду “Святой
Павел” – пожалуй первый русский корабль ,получивший
“проездную грамоту “ на право заграничной торговли .
Пребывание русского царя на Белом море – уникальная
страница истории. Скажем о главном. Дождавшись купленного в Голландии торгового
корабля “Святое пророчество” , Петр поднял на нем трехцветный “штандарт царя
московского” и в сопровождении
“Святого Петра” , “Святого Павла” и эскорта из восьми
английских и голландских торговых и военных судов отправился на выход из
Белого моря . Достигнув мыса Св. Нос и пожелав иноземцам счастливого плавания ,
Петр со своей эскадрой вернулся к устью Двины. Правда , до этого Петр совершил
рискованное плавание на Соловки с известным крушением у Пертоминского
монастыря. Плавание с голландцами было для царя “морским ликбезом” . государь
интересовался всем : от подачи пива капитану до уборки парусов . Обучение дало
отличные результаты , тем более , что голландским языком Петр владел в
совершенстве. Несомненно , 1694 год был переломным в истории русского флота .
Царь понял : потешные игрища – лишь начало... В Архангельске он встречал
торговое посольство из Голландии во главе с Николаем Витсеном – владельцем
верфи в Роттердаме. Петр заказал ему построить “образцовую” 32-весельную галеру
с тем , чтобы по прибытии ее в разобранном виде в Архангельск тотчас же
отправить в Москву . По пути на пир , устроенный им для английских и
голландских капитанов , Петр неожиданно прыгнул в реку . Нарядно одетые гости ,
наслышанные о крутом нраве царя , не замедлили последовать за ним . По
преданию, Петр, страдавший водобоязнью , так снял с себя порчу и усугубил
веселье за столом .
В это время назревает план похода на турецкую
крепость Азов. Русское командование преследовало цели : обезопасить южные
границы государства от ежегодных вторжений крымских татар, захватить Азов ,
захваченный турками в 1471 году, и сделать его опорным пунктом борьбы за
черноморское побережье .
План похода был утвержден , оставалось ждать
прибытия “образцовой” галеры , чтобы приступить к строительству флота . Франц
Лефорт писал в июле 1694 года брату в Женеву: ”Меня непременно хотят сделать
адмиралом, я отказываюсь , но их Величество того желают . Это доставит мне
большое содержание и беспримерную честь быть генералом и адмиралом . Мне
поручено командовать всеми судами.”
Но пока доставят “образцовую” галеру , пройдет не
меньше года , поэтому пылкий нрав царя взял верх над осторожностью , и Петр ,
не дождавшись начала строительства , объявляет о выступлении армии в поход .
3. Первый Азовский поход.
В марте 1695 года 150-тысячное войско , из которого
тридцать тысяч должны были штурмовать Азов , двинулось на юг.
Походы на Крым предпринимались не раз , но все они
заканчивались неудачно : русской рати приходилось двигаться по безлюдной и
безводной степи , и она , подвергаясь постоянным нападениям татарской конницы ,
достигала Крыма столь обессиленной , что не рисковала вступить на полуостров и
ни с чем возвращалась домой .
На этот раз было решено нанести удар не по Крымским
татарам ,находившимся в вассальной зависимости от Османской империи , а по
Азову .Новое стратегическое направление имело ряд преимуществ по сравнению со
старым , нацеленным непосредственно на Крым. Главное из них состояло в том ,
что войска получали возможность двигаться не по “ голодной” степи, а по реке
Дон , вдоль которой стояли поселения донских казаков. Отпала необходимость в
колоссальном обозе, доставлявшем не только продовольствие , но и воду.
Войско на судах дошло до Царицына , оттуда пошло
пешком до казачьего города Паншина на Дону . Этот переход был очень труден ,
потому что люди были изнурены продолжительной греблей , а тут , за недостатком
лошадей , им пришлось тащить на себе пушки , амуницию и провиант . В Паншине
Петра ожидала новая невзгода : подрядчики не приготовили нужного количества
провианта и лодок . Однако , после трехдневных хлопот войско поплыло вниз по
Дону и в конце июня подступило к Азову .
Вновь прибывшее войско установило батареи и в
первых числах июля началась осада .Город непрерывно обстреливался . Петр собственноручно
начинял бомбы, заряжал пушки и мортиры, о чем сам написал в своей книжке
:” Начал служить бомбардиром с первого Азовского похода”. Из-за отсутствия у
русских флота турки постоянно получали подкрепление с моря , а наши войска
нуждались даже в съестных припасах . Поводе продовольствие подвезти было нельзя
, т.к. турки с обеих сторон Дона построили две крепкие каланчи , между которыми
была протянута цепь. Было необходимо овладеть каланчами , чтобы восстановить
сообщение со складами . В армии объявили , что солдаты , добровольно идущие на
штурм этих башен , получат по десять рублей каждый . Охотники нашлись и одну
каланчу взяли . Теперь плавание по Дону стало свободным . Вскоре осажденные
отомстили за эту потерю : на сторону турок перешел голландский матрос Яков
Янсен . Он рассказал о слабых местах русской армии , и сообщил , что осаждающие
спят днем во время зноя , а ночью бодрствуют. Турки тихо подобрались к русскому
лагерю . На вопрос часового :” Кто идет?” отвечал один из астраханских раскольников
, находившихся в Азове , что идут казаки . Турки стремительно ворвались в
лагерь и учинили жестокую резню. Подоспевшие на помощь войска отбили атаку , но
неприятелю удалось увезти с собой девять пушек и испортить остальные осадные
орудия . Зато гарнизон второй каланчи , опасаясь нападения , оставил башню со
всеми пушками и бежал в Азов . Петр обрадовался и решил , что раз путь по Дону
совершенно свободен , то и сам Азов долго не продержится . Но надежды царя не
сбылись : турки отстреливались с еще большей яростью , осада и подкопы
результатов не давали , войска таяли .
“Здесь мы работаем без отдыха – пишет царь –но, слава
Богу , все здоровы и марсовым плугом и в городе , и на стенах , и во рву все
испахано и засеяно железом . Теперь ожидаем хорошего урожая , помощи Божией во
славу Его святого имени . “
Но несмотря на все надежды и ожидания Петра поход
1695 года окончился ничем . Два штурма не удались и в конце сентября было
решено отступить от Азова , оставив сильные гарнизоны в каланчах.
4.“ Консилия господ адмиралов .”
Возвратившись из-под Азова , Петр созывает совет ,
на котором присутствовали Шереметьев ,Гордон, Зотов, Репнин, Лефорт ,
Головин и конечно же “шутейный” государь и шеф грозного Преображенского приказа
“костолом” Федор Романовский . Также здесь были Яков Брюс с картами и ,
наконец, Александр Меньшиков .
Флот решили строить в Преображенском : 22 галеры по
образцу голландскому , 4 брандера , 3 фрегата и 2 галеаса и везти их для сборки
в Воронеж ; на ближних к Воронежу плотбищах – Козлове , Добром , Сокольске
сделать 1300 сплавных стругов для войска , 300 лодок и 100 плотов ; в Воронеже
учинить Адмиралтейство и цейхгауз заложить 2 корабля и дома для работных людей
рубить непрестанно .
Неудача под Азовом обнаружила привлекательную черту
характера Петра 1 – он умел извлекать уроки и не расхолаживался , а напротив ,
доискивался до причин неуспеха и с удесятеренной энергией исправлял допущенные
промахи , поэтому царь не упал духом и стал готовиться ко второму походу .
Базой флота решено было сделать Воронеж по
нескольким причинам :
- в 1694 году Петр приезжал в Воронеж и пришел в
восторг от обилия вековых лесов , годных для
постройки кораблей ;
- вблизи находилась липецкая железная руда ;
- река Воронеж впадала в Дон и во время половодья
обладала достаточной судоходностью , а местное население , благодаря отправке
“донских отпусков” , уже имело опыт в строительстве речных судов .
Тридцатого ноября Петр пишет Апраксину : “ По
возвращении от не взятия Азова с консилии господ адмиралов указано мне к
будущей войне делать галер , для чего удобно мню , быть
шхип-тиммерманам всех от Вас сюды...” Между тем Архангельск дождался груза
из Голландии . В январе 1696 года подводы с галерой прибыли в Преображенское .
Историк флота прошлого века Сергей Елагин писал : “ Положения консилии начали
исполняться . Преображенское обратилось в верфь , на ней к концу февраля были
срублены члены 22 галер по образцу , доставленному из Архангельска , 4
брандеров . Галеры были длиной 38 шириной 9 метров , с двумя мачтами и числом
весел от 28 до 36 . Первыми строителями флота были солдаты Семеновского и
Преображенского полков , а также нанятые купцом Гартманом голландцы . Главным
сервайером был знаток “каторжного” дела Ф. Тиммерман. Тихон Стернев отвечал за
поставки леса и “имание” людей . А. Кревет – толмач Посольского приказа –
улаживал с иноземцами поставки по парусной и такелажной части –дела тонкого и
мало кому понятного из-за обилия иностранных терминов .
Ранней весной 1696 года началось драматическое
шествие 27 судов из Москвы в Воронеж . В конце февраля Петр приезжает в Воронеж
и остается в городе до начала мая . Он лично работал над постройкой кораблей ,
занимался их оснащением и комплектованием экипажей . Жил царь в доме подьячего
Игната Моторина . Работы велись на правом берегу реки , около Успенского
монастыря Воронежская верфь как бы раздваивалась . В конце марта в Воронеж
приехал воевода А. С. Шеин , назначенный главнокомандующим . Фактически же всем
руководил сам Петр . В течение апреля в Воронеж стягивались русские войска ,
прибывали иностранцы : инженеры-кораблестроители и офицеры . Основную часть
работных людей на верфи в Воронеже составляли драгуны , стрельцы , казаки и
солдаты из городов Белгородского разряда – всего около 27000 человек . Второе
апреля 1696 года считают днем рождения русского флота : на воду были спущены
галеры “Принципиум” , “Святой Марк” и “Святой Матвей”. 26 апреля спущен на
воду многопушечный галеас “Апостол Петр” .
5. Второй Азовский поход .
И вот наконец флот готов . Весь флот состоял из трех
караванов, возглавляемых тремя флагманами под общим руководством
генерал-адмирала Лефорта на голландской галере . Для вице-адмирала Лима и
шаутбенахта Лозера флагманскими стали корабли “Святой Петр” и “Святой Павел” .
Петровскую галеру называли просто “Его Величество” или “Кумандера” . Третьего
мая Петр , покидая Воронеж , пишет дьяку Андрею Винниусу в Москву : “Сегодня с
осьмью галерами в путь свой пошли , где я от господина адмирала учинен есмь
командором “ . Остальные караваны уходили по мере готовности , ведя достройку
на ходу . В пути Петр лихорадочно сочинял “Указ по галерам о порядке морской
службы” – первый российский военно-морской устав . Вот одна из его статей :
“Под великим запрещением должны друг друга не оставлять и всячески о том радеть
. Понеже пока в корабле доски плотно стоят меж себя , тогда всю вселенную могут
объехать и никакого шторма не бояться .”
Пятнадцатого мая Петру салютовал Черкасск – казачья
столица . Казаки , встретившие караван , преподнесли сюрприз : три десятка
лодок уже сделали попытку взять на абордаж турецкие суда , да борта у тех
оказались слишком высокими ...
Известие о первой стычке казаков с турками было
хорошим подарком Петру – гетман левобережной Украины Иван Мазепа заслуживал
всякого одобрения . Вся морская эпопея 1696 года , положившая начало русскому
флоту , выглядела следующим образом...
Хотя два других каравана были еще в пути , Петр
решил один из полков Гордона посадить на галеры и двигаться к устью Дона вслед
за 40 казачьими лодками во главе с войсковым атаманом Фролом Миняевым : на
каждой лодке было по 20 бойцов . Когда из-за мелей галеры встали на якорь в
самых протоках , Петр на казачьей лодке отправился в разведку на азовское
взморье и увидел 13 судов неприятеля , стоявшие на якорях . Дальнейшие действия
Петра остаются непонятными : все галеры спешно поднимаются вверх по протокам и
Дону к Новосергиевску – укрепленной базе русского флота выше Азова . Видимо ,
Петр решил дождаться подхода двух других караванов , поскольку 9 русских галер
против 13 кораблей турок оказались бы в слишком невыгодном положении.
Между тем казаки , оставшиеся в засаде в камышовых
зарослях, продолжали наблюдение за действиями неприятеля . Девятнадцатого мая
атаман Миняев , обнаружив турецкий десант , направлявшийся с кораблей к Азову ,
решил напасть на 13 тумбасов со снарядами и продовольствием и на прикрывавшие
их
11 вооруженных ушколов . Натиск 40 казачьих лодок был
столь внезапен , что почти все тумбасы были захвачены в абордажном бою .
Перегрузив припасы и пленных на один из тумбасов 9 других сожгли . Турки в
панике бежали . три тумбаса все же прорвались к Азову , а ушколы к кораблям .
Турки начали поспешно сниматься с якорей . Два корабля не успели поднять паруса
и казаки напали на них . Один из кораблей турки затопили сами , другой был
захвачен и сожжен казаками .
Это была единственная морская баталия в Азовской
кампании , и она была проведена с казачьих лодок . Значит , первой победой на
море русский флот обязан казакам . Поэтому , вероятно , Петр в донесении
“кесарю” не смог не слукавить :”И того же дня (19 мая ) мы , холопи твои , в
малых судах , а казаки в лодках ударили на неприятеля , те вышеописанные суда
разбили , из которых 9 сожгли , одно взяли ... с моря , май 31 дня . Петр .“ В
тот же день, к вечеру , казачьи лодки с захваченным снаряжением и пленными
приплыли в Новосергиевск и были встречены салютом . Через неделю салют
повторился по случаю прибытия к войскам генералиссимуса А. Шеина и
генерал-адмирала Франца Лефорта . Первый российский адмирал задержался не по
своей воле : рана , полученная в прошлой кампании привела к тяжелой болезни .
Корабли , не мешкая , по протокам Каланча и Кутерьма , наконец, вышли в море .
Это случилось 27 мая 1696 года .
На беду разыгрался шторм . Уровень воды
стремительно поднимался , и палатки с солдатами штурмового полка , высаженного
на острова , стало затапливать . Солдаты пересели на лодки , но шквальный ветер
разметал их , выкидывая целые суда на илистый , поросший камышом берег . Однако
, корабли отстояли на якорях без происшествий . На следующий день “великая
непогода” продолжалась .
Второго июня 1696 года к флоту присоединился отряд
вице-адмирала Георга Лима с семью галерами . Десять дней спустя показалась
галера шаутбенахта Карла Лозера и четыре брандера. Теперь весь флот ,
расположенный поперек залива , преграждал путь с моря к осажденному Азову , над
которым уже давно клубился дым боя .
Четырнадцатого июля турецкий флот стал на якорь на
виду у русского флота . Молчаливое противостояние продолжалось две недели , но
двадцать восьмого июня турки рискнули высадить десант в помощь окруженному
Азову . Наши галеры тут же стали сниматься с якорей , чтобы сорвать высадку и
ударить по кораблям . Турки , видя это , поспешно поставили паруса и ушли в
море . В следующие дни , как отмечал историк Елагин , “флот наш оставался в
наблюдательном положении до взятия Азова войсками.”
Тем временем русские войска храбро сражались под
стенами Азова . Генерал Гордон начал осуществлять рискованный план :он составил
проект вала , превышающего крепостные стены , наметил выходы для вылазок ,
раскаты для батарей так , чтобы появилась возможность стрелять по каменному
замку . Двадцать третьего июня приступили к гигантской работе . Пятнадцать
тысяч человек работали ночью , и каждое утро вал видимо разрастался .Но
солдатам не нравились изнурительные осадные работы. Два полка малороссийских и
донских казаков под командованием атамана Лизогуба начали штурм . Им удалось
ворваться в Азов , но без поддержки остальных войск казаки не выдержали ,
отступили и засели в бастионе .
Турки быстро опомнились от неожиданного натиска и
всеми силами ударили по казакам , укрывшимся на валу в бастионе . Гордон со
своими гренадерами поспешил на помощь , и после шестичасового боя атаку турок
удалось отбить .Царь поблагодарил казаков за храбрость и приказал готовиться к
штурму . Но девятнадцатого июля из Азова вышел старый турок , махая шапкой ,
чтобы русские прекратили пальбу . Условия сдачи, по которым турки уступали Азов
со всеми орудиями и снарядами , если им будет предоставлена свобода и гарантия
, что они смогут выйти из города в полном вооружении с женами и детьми , были
приняты и девятнадцатого июля флот вошел в устье дона и с пушечным салютом
встал на якорь у стен поверженной крепости . Неделю спустя Петр проводил вновь
заболевшего Лефорта водным путем в Москву и вышел с флотом в северную часть
залива для осмотра мыса Таганрог . Выбрав место для будущей крепости , Петр
приказал флоту стать на якорь у вновь приобретенного берега . Утром флот
возвратился в Азов . Историк Елагин писал : “Кампания кончилась . Без громкой
славы , скромно , но вполне , флот выполнил свое назначение – дать возможность
не только покорить крепость , но приобрести край и кончить войну , искупив
таким образом значительные издержки и почти нечеловеческие усилия ,
употребленные на его постройку .”
Три года спустя Петр 1 проводил до Керченского
пролива российского посла Украинцева для заключения мира с турками . Впервые в
истории флота военный корабль России “Крепость” с послом на борту вышел в
Черное море и направился в Стамбул .
Последствия Азовской победы отозвались по всей
России . Осенью 1696 года в Москве состоялась пышная “триумфания”
в честь взятия турецкой крепости . У триумфальной арки
наряженный гением стихотворец приветствовал первого российского адмирала и
идущего следом Петра 1 :
-- Генерал-адмирал , морских всех сил глава ,
пришел , узрел , победил прегордого врага ...
6. Решение Боярской Думы : “Морским судам быть...”
На двадцатое октября ( по старому стилю ) было
назначено заседание Боярской Думы , к которому Петр подготовил записку с
названием :”статьи удобные , которые принадлежат к взятой крепости или фартеции
турок Азова.” Собранная в Преображенском Дума выслушала историческое
предложение Петра 1 : “... воевать морем , понеже зело близко и удобно
многократ паче , нежели сухим путем . К сему же потребен есть флот или караван
морской , в сорок или вяще судов состоящий , о чем надобно положить не испустя
времени : сколько каких судов и со много ли дворов и торгов и где делать ?”
Дума приняла “Статьи удобные...” . Приведу более пространный отрывок из этого
документа , чем широко известное троесловие : “октябрь , в двадцатый день
приговорено :
Морским судам быть , а скольким , о том справитца о
числе крестьянских дворов , что за духовными изо всяких чинов людьми , о том
выписать и доложить не замолчав . “
Азовская победа привела ко многим переменам в
России . Возросло и национальное самосознание русского народа , надо было
позаботиться о символах державы и флота . Победа под Азовом подвигла Петра на
учреждение высшего ордена страны – Андрея Первозванного . Первыми кавалерами
ордена стали : преемник Лефорта на адмиральском поприще Ф. Головин и гетман
Иван Мазепа за храбрые действия казаков . Учреждение ордена привело к появлению
главной гордости русского флота – Андреевского флага . Кроме того , Петр
посылает за границу 35 молодых людей, 23 из которых носили княжеский титул ,
для обучения морскому делу . Позже, в декабре 1696 года Петру приходит мысль
снарядить за границу посольство , поручив ему заботу об организации коалиции
европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей . Посольство ,
кроме того , должно было нанять за рубежом специалистов на русскую службу ,
закупить оружие , а также пристроить для обучения новую партию дворян .
7. Великое посольство 1697 - 1698 годов .
И вот , наконец , назначен день отъезда . Поручив
управление страной князю Ромодановскому и боярину Тихону Стершневу, посольство
выехало второго марта 1697 года из Москвы . Посольство назвали “великим” из-за
его многочисленности . Его возглавляли три посла : Лефорт , Головин и Возницын
. В числе волонтеров находился Петр Михайлов – под такой фамилией значился царь
. Посольство сопровождал многочисленный обслуживающий персонал : священники ,
лекари , переводчики , хлебники . В месте с солдатами охраны общая численность
составляла 250 человек , а обоз насчитывал 1000 саней .
Посольство направилось в Голландию . Путь туда
пролегал через Курляндию , Бранденбург , Германию . Повсюду в их честь
устраивали торжественные приемы , а Петру иногда не удавалось сохранить
инкогнито .
В начале августа 1697 года посольство прибыло в центр
кораблестроения Голландии – город Саардам . У царя была неделя времени , за
которую он успел купить инструменты у одной вдовы, обрядиться в голландское
платье , осмотреть бумажные и лесопильные предприятия и даже поработать
топором .
Шестнадцатого августа 1697 года состоялся въезд
посольства в Амстердам , где было достигнуто соглашение о том , что волонтеры
будут работать на верфи Ост-Индской компании . Конец августа и начало сентября
прошли в освоении премудростей кораблестроения . Девятого сентября был заложен
фрегат “Петр и Павел” , который в середине ноября был спущен на воду . В
выданном царю аттестате корабельным мастером Полем было засвидетельствовано :
“Петр Михайлов , находившийся в свите великого московского посольства ... был
прилежным и разумным плотником ... ; кроме того под моим надзором корабельную
архитектуру и черчение планов его благородие изучил так основательно , что
может , сколько мы сами разумеем в том и другом упражняться .”
Но царю было мало одной практики , ему хотелось освоить
теорию . Для этого он решает отправиться в Англию , куда прибыл в январе 1698
года . Там Петр работал на верфях , осматривал Лондонские предприятия , побывал
в Оксфордском университете , несколько раз съездил в Гринвичскую обсерваторию и
на монетный двор .
Так одна из задач посольства была выполнена :
волонтеры постигли азы кораблестроения . Большие трудности пришлось преодолеть
при закупке оружия и найме специалистов . Тем не менее удалось приобрести 10000
ружей , 5000 мушкетов , 3200 штыков , корабельные припасы и прочее. На русскую
службу были наняты 350 матросов , а также боцманы , шлюзные мастера и т.д.
Но главная задача посольства не была выполнена :
Голландия отказалась вступить в войну с Турцией на стороне России .
Впрочем , у Петра теплилась надежда склонить к
продолжению войны Венецию , но тревожные вести из Москвы разрушили все его
планы . Царю пришлось возвратиться в Россию .
8.
Экзамен в Воронеже .
К весне 1699 года из-за границы возвратились все
волонтеры . Они прибыли в Воронеж , где их назначили на корабли , готовящиеся к
Керченскому походу . В конце апреля Петр приказывает К. Крюйсу произвести на
корабле “экзерциции , сколько на якоре стоя , то исполнить можно”. Стольники в
присутствии царя демонстрируют неплохие навыки и сноровку . Что касается умения
управлять кораблем и командовать экипажем , то здесь ученики показывают свою
полную несостоятельность .
В начале июня 1699 года германский резидент
Гвариент доносил своему императору из Москвы : “из числа 72 дворян , посланных
для обучения в Италию и Германию только четверо выдержали экзамен , сделанный
самим государем в Воронеже . Остальным 68 представлено или вторично отправиться
в чужие края и оставаться там до приобретения нужных сведений , на свой счет,
или возвратить выданные на поездку деньги.”
Среди выдержавших экзамен были Ф. Урусов , князь А.
Голицын , Ф. Плещеев . Другим же наука не далась .
Практика учения молодежи существовала и в
последующие годы. Князь Иван Львов жил за рубежом и был обязан наблюдать за
русскими . В своем письме от 1711[i]
года он просил не посылать больше навигаторов в Англию , т.к. пользы от них
было мало :”...для того , чтобы и старые научились там больше пить и деньги
тратить . Не могу их оплатить , а ныне хотят уже в тюрьмы сажать за долги “.
Надо было готовить кадры в своем Отечестве ...
9. Начало Северной войны .
Международная ситуация все больше осложнялась
. И вот наступило то , чего все ждали : Россия вступила в войну со Швецией .
Нужно сказать , что начало этой войны было неудачным для русских . Катастрофа
под Нарвой в 1700 году заставила шведов думать , что Россия слаба и не может
оказать достойного сопротивления . Но они заблуждались : поражение не сломило
Петра , наоборот , он начал готовиться к войне с еще большим рвением .
Шведский флот начал вторжение . Первые битвы
русских кораблей с неприятелем произошли на озерах . В августе 1702 года 30
русских кораблей под командованием Александра Меньшикова нанесли на Ладожском
озере поражение шведской эскадре , состоящей из 9 крупных судов . Два шведских
корабля были сожжены , один потоплен , два захвачены в жестокой абордажной
схватке . За эту победу офицеры получили золотые медали с цепями , а солдаты
золотые награды поменьше и без цепей .
Это поражение не остановило шведов . На Чудском
озере появилась крупная шведская эскадра . В 1704 году произошло сражение , в
ходе которого русскими кораблями было захвачено 13 неприятельских судов , а
избегшую этой участи яхту “Каролус” взорвали сами шведы .
В 1702 году Петр 1 взял Нотебург ( Шлиссельбург ) ,
а в 1703 году Ниеншанц—крепость в устье Невы , что позволило русским выйти
сначала в реку Неву , а затем в Финский залив .
Первая победа русского флота в Балтийском море была
одержана в устье Невы . На следующий день после взятия Ниеншанца Петр 1
внезапно атаковал подошедшие на помощь осажденной крепости с грузом
продовольствия и десантом шведские суда “Гедан” и “Астрильд” . Оба корабля были
взяты на абордаж при непосредственном участии царя и А. Меньшикова.
Через несколько дней на острове Янни-Сари было
заложено основание Санкт-Петербурга . С моря новая крепость была защищена
трехъярусными батареями , возведенными у острова Котлин .
Первые русские суда Балтийского флота строились на
Олонецкой верфи ( Лодейное поле ) , на которой Петром в 1703 году было
заложено 7 фрегатов , 6 шняв , 7 галер , 13 полугалер , 1 галиот и 13 бригантин
.
Создание мощного российского флота послужило
началом овладения всем морем . В 1710 году при участии морских сил были
освобождены Выборг , Рига , о. Эзель , Ревель .В 1713 году со взятием
Гельсингфорса шведы были окончательно выбиты из Финского залива .
К летней кампании 1714 года русский флот насчитывал
15 линкоров , вооруженных 42-74 пушками каждый , 5 фрегатов с18-32 пушками и 99
галер . Указом Петра 1 от 16 ноября 1705 года на кораблях были впервые
организованы полки морской пехоты .
10. Гангут и Гренгам , окончание Северной войны .
В июне 1714 года русский флот под командованием
Ф.М. Апраксина , двигавшийся с продовольствием к м. Або , был блокирован у м.
Гангут шведской эскадрой адмирала Вантранга . Соотношение сил практически не
оставляло сомнений в исходе поединка – у русских почти не было шансов . Однако
было решено вступить в сражение . Русские применили тактическую хитрость: они
сделали вид , что собираются перетащить свой флот по бревнам на другую сторону
мыса . Шведы это увидели и Вантранг приказал части своих кораблей отойти на
другую сторону мыса Гангут . Благодаря решительным действиям русских моряков
отряд адмирала Эреншельда : фрегат “Элефант” , 6 галер и 3 шхербота , после
ожесточенного боя был пленен . Адмирал Вантранг возвратился к своему королю ни
с чем .
Это сражение справедливо считают первой крупной
победой молодого русского флота .
Четвертого июня 1719 года в сражении со шведами в
Эзельском проливе русским флотом под командованием капитана второго ранга Н.А.
Сенявина была одержана первая победа без абордажа , с использованием одних
орудий .
В июне 1720 года русский гребной флот под
командованием М. Голицына заманил шведские корабли в шхеры у м. Гренгам . В
ходе решительной абордажной атаки русские пленили 4 фрегата с 104 пушками 400
моряками . Эта победа ускорила подписание Ништадского мира 1721 года ,
положившего конец Северной войне.
11. Российский флот к 1725 году .
К концу первой четверти 18 века Россия стала одной
из сильнейших морских держав. Тринадцатого января 1720 года Петром 1 был издан
первый морской устав :” Море . Но тогда , чего ради тому не исполниться , и нас
сие бремя , воля вышнего Правителя возложить изволила : оное оставляем
непостижимым судьбам его . И понеже сие дело необходимо нужное есть государству
, того ради сей Воинский Морской устав учинили , дабы всякой знал свою
должность и неведеньем никто не отговаривался .”
Издание в России в 1720 году Морского Устава как бы
подвело определенный итог морской истории страны : в самые сжатые сроки на
Балтике был создан сильный военно-морской флот . Петр использовал все лучшее ,
что было в западном кораблестроении . Но он прежде всего учитывал особенности
русского театра войны и мореплавания у берегов Отечества . От европейских
флотов флот Петра отличался прежде всего тем , что вначале он состоял в
основном из гребных судов , различных по размерам и вооружению . Петр исходил
из того , что такие суда просты в постройке , относительно легко управляемы ,
хорошо используются для поддержки сухопутной армии . Только после победы под
Полтавой в России началось интенсивное строительство линкоров . Только они
могли обеспечить России господство в Балтийском море .
К 1725 году русский флот на Балтике был одним из
сильнейших флотов . Он имел 48 линкоров и фрегатов , 787 галер и других судов .
Общая численность команд достигла 28000 человек . С 1716 года на флоте
появились гардемарины – выпускники открытой в 1700 году “Школы математических и
навигационных наук” . Впервые за всю историю страны многие “незаметные
государству мужи” получили возможность выдвинуться на видные посты . Это такие
люди как А.Д. Меньшиков , Ф.Я. Лефорт –адмирал , близкий друг царя , А.С. Шеин
–первый генералиссимус , Ф.М. Головин – адмирал , М.М. Голицын – адмирал . Все
они добились почета не только из-за происхождения – этих людей возвысил их ум
.
В 1719 году простой крестьянин Ефим Никонов изобрел
первую деревянную подводную лодку – “потаенное судно”. Правительство
заинтересовалось этой идеей , и после успешных испытаний лодки в 1722 году
изобретателю было пожаловано поместье с несколькими десятками крестьян .
12. Завершение царствования Петра 1 , его итоги и
значение .
Заслуга Петра в том , что он не ограничился
созерцанием того , как зародившиеся до него процессы продолжали автоматически
развиваться . Он властно вторгался во все сферы жизни страны и отдал свой
незаурядный талант ускорению развития всех начал , возникших до него . Петр как
бы подстегивал события . Трудно и , пожалуй , невозможно обнаружить такие
области истории России первой четверти 18 века , в которые не вторгался Петр и
не оказывал на них своего влияния : военное дело , дипломатия , экономическое и
социальное развитие , наука , просвещение , флот , быт , государственное
устройство – вот далеко не полный перечень дел , которыми он навсегда прославил
свое имя ...
[i]