Социально-педагогические аспекты подготовки будущих менеджеров через довузовские структуры
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Р Е Ф Е Р А Т
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ
МЕНЕДЖЕРОВ ЧЕРЕЗ ДОВУЗОВСКИЕ СТРУКТУРЫ
СИМЧЕНКО ГАЛИНЫ ВИКТОРОВНЫ
Донецк, 1999 г.
Содержание
Введение
......................................................................................................
3
Часть 1.
Теоретические и методологические основы
исследования
процесса подготовки будущих
менеджеров
..................................................................................
8
Часть 2.
Уровни и содержательно-организационные формы
системы
довузовской подготовки ............................................... 10
Часть 3.
Развитие форм и методов профориентации будущих
менеджеров
..................................................................................
12
Заключение
................................................................................................
17
Список
использованной литературы
Введение
Исследование закономерностей формирования, функционирования и развития
персонала, в том числе кадров управления, учет степени его влияния на
осуществление общественного прогресса всегда занимали видное место в
социально-экономической теории. В зарубежной экономической науке давно
доказано, что без человеческого фактора в производстве невозможно создать
какие-либо ценности. "Все хозяйственные операции, - писал Л.Якокка, -
можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукт,
прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из
остальных факторов мало что удастся сделать."
В условиях
становления новых экономических отношений в Украине, одним из решающих
факторов, обеспечивающих этот процесс, важнейшей социальной потребностью
становится подготовка нового типа управленческих работников - руководителей
фирм, предприятий, управляющих, директоров крупных компаний, а также менеджеров
в начальном и среднем звене управления.
Создание
единой системы подготовки таких кадров в стране - важнейшая задача, решение
которой объективно предполагает комплексность, непрерывность,
последовательность, а, значит и поисково-творческую деятельность по развитию
эффективных форм профессиональной ориентации, подготовки управленческих кадров
нового типа. Решение ее, по нашему убеждению, будет значительно эффективнее,
если поиск будущих менеджеров и их экономическая, психологическая и
профессиональная подготовка будет проводиться на основе четкой профессиограммы
менеджера и ее широком использовании в учебно-воспитательном процессе.
Дело
подготовки молодого поколения к труду в новых социальных условиях становится
сегодня приобретает еще большую значимость, а тем более подготовки к труду
управленческому, предъявляющему свои требования к знаниям, профессиональным и
деловым качествам. Складывающемуся рынку крайне нужны менеджеры из числа
молодых людей - энергичных, инициативных, экономически подготовленных,
настроенных на творческий поиск, владеющих навыками эффективного управления
производственными и технологическими процессами, налаживания коммуникативных
связей в коллективе. Профессиональных управленцев начали готовить во многих
вузах, разного рода бизнес-лицеях, школах, однако продуманной, четко отлаженной
системы профессиональной ориентации, отбора, обучения и эффективного
использования менеджеров на рынке труда в Украине еще не создано. Такая работа
должна вестись по многим направлениям и на различных уровнях, где необходимо:
активное включение соответствующих структур в областных, городских и районных
государственных администрациях; усиление этой работы в общеобразовательных
школах, в образовательных структурах нового типа; расширение довузовской
подготовки.
Ход обучения,
практика подготовки студентов показывает, что в учебное заведение
управленческого профиля необходимо принимать студентов предварительно
профессионально ориентированных, проводить качественный отбор в вуз на основе
изучения личности кандидата с помощью различных психологических методик.
Довузовская
подготовка будущих менеджеров, становясь важной составной частью системы
непрерывной профессиональной подготовки кадров управления - одна из тех научных
проблем, внимание к которой должно заметно усилится. Это определяется
следующими обстоятельствами.
1. С
расширением масштабов и усложнением задач окончательного перехода Украины от
административно-распорядительной системы к саморегулированной, цивилизованной
рыночной экономике, эффективного использования накопленного
социально-экономического потенциала, инфраструктуры, перепрофилирования
нерентабельных предприятий, роазвития новых отраслей и производств, проведения
в полном объеме разгосударствления экономики, приватизации, развития всех форм
собственности и повышения в итоге уровня жизни - все более влиятельным
компонентом созидательно-преобразующей деятельности людей становится
субъективный фактор, в первую очередь сознание, новое экономическое мышление и
прфессиональный уровень людей.
Исследование
проблемы экономического образования всего населения и прежде всего молодежи,
поиск и реализация качественно иных подходов к ее профессиональной подготовке -
одно из основных условий успешного решения названных задач.
2.
Формирование системы новых общественных ценностей (политических,
идеологических, доховно-культурных, религиозных и др.), что так важно ныне для
нашей страны, возмжно лишь на основе развития социально-экономических устоев.
Однако первенство экономических проблем и связанных с ними задач по
экономическому обучению и профессиональной подготовке молодежи не противоречит
задачам ее культурно-нравственного воспитания, а, наоборот, позволяют ставить и
решать их более качественно. В этой связи необходимо преодолеть абсолютизацию
экономических факторов и прийти к пониманию того, что экономический успех как
общественного производства в целом, так и отдельного предприятия в решающей
мере зависит не только от общеобразовательной профессиональной подготовки
работников, но и от общего уровня их культуры, воспитанности.
Чем раньше в
процесс целенаправленного воспитания будут вовлечены будущие менеджеры, тем
больше шансов на развитие их мыслительно-познавательных, эмоциональных качеств,
которые во многом определяют нестандартность научных, технологических,
организационных решений. Поэтому проблема воспитания молодежи в целом и, в
особенности, ее части, определяющейся в профессиональном управленческом плане,
приобретает в настоящее время чрезвычайную актуальность и является вместе с
гуманизацией образования одной из ведущих стратегий обновления всей
педагогической работы.
3. Особую
значимость проблема довузовского образования приобретает в связи с
совершенствованием всей системы профессиональной подготовки молодежи,
предусматривающей значительное улучшение деятельности вузов, их качественное
обновление. В соответствии с решениями Верховного Совета Украины по высшей
школе, в частности, Законом Украины "Про освіту" высшее образование должно быть
ориентировано на интересы социально-экономического развития, потребности рынка
труда.
Развитие
эффективных форм экономического образования, совершенствования
учебно-воспитательного процесса, отвечающего современным международным
стандартам подготовки менеджеров, формирование высокого уровня их знаний и
профессиональных навыков - эти и другие задачи, стоящие ныне перед вузом
экономико-управленческого профиля будут решаться тем успешнее, чем
целенаправленнее будет проводиться предварительная профессиональная подготовка,
развитие, воспитание в системе довузовской работы, а также осуществляться
качественный отбор в вуз на основе профессиограмм, тестирования, индивидуальных
бесед, использования других методов.
4.
Необходимость исследования условий и путей предварительной подготовки будущих
студентов управленческих факультетов обусловлена тем, что уровень образования
школьников по экономической, предпринимательской проблематике не отвечает нынешним
требованиям, а намеченные меры по базовой экономической подготовке в школе
внедряются в жизнь крайне медленно в силу определенных причин (отсутствие
учителей, учебников, программ и т.д.) Наличие же небольшого числа экономических
классов в общеобразовательных школах, лицеях, колледжах проблему не решают. Еще
хуже обстоит дело с базовым (начальным) образованием по менеджменту. В Украине,
по нашим данным, существует не более 20 учебных и внешкольных заведений (школ,
отделений, факультетов, центров), которые качественно вооружают будущих
студентов управленческих вузов первичными знаниями в области менеджмента
(Киевская академия детского предпринимательства “Деловые дети Украины”,
Кировоградская школа юного менеджера при областном детско-юношеском центре, факультет
довузовской подготовки ДонГАУ и др.). С учетом этих обстоятельств научный
анализ имеющейся практики довузовской работы и поиск рациональных форм
экономико-управленческого образования учащейся молодежи становится важнейшим
требованием к исследованию возможностей создания эффективной системы подготовки
будущих менеджеров.
5.
Довузовская управленческая подготовка выступает актуальной научной проблемой в
едином контакте с профориентационной работой, требования к которой в последние
годы значительно возрастают. На необходимость расширения такой работы давно
нацеливает принявшая конвенцию МОТЮ “О профессиональной ориентации и
профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов”, а аткже
Кабинет министров Украины, одобривший “Конвенцию государственной системы
профессиональной ориентации населения”. К сожалению, такая работа только
начинается и затрагивает пока ученическую молодежь в наименьшей степени.
Поэтому требуется изучение различных направлений и уровней профориентационной
работы, и прежде всего в системе довузовской подготовки с конкретной
ориентацией и отбором в вуз в строгом соответствии с паспортом профессии и
моделью выпускника - будущего экономиста-менеджера.
Следовательно,
необходимость теоретического и эмпирического анализа проблем формирования и
развития системы довузовской подготовки будущих менеджеров вызвана как
потребностями повышения роли человеческого фактора в проведении глубоких
социально-экономических преобразований в стране, так и необходимость создания и
всестороннего развития кадрового управленческого потенциала рыночной экономики.
Часть 1. Теоретические и методологические основы исследования процесса
подготовки будущих менеджеров
Эффективность
обучения в значительной мере зависит от всей совокупности методов преподавания
и воспитания, дидактики, которая составляет теорию работы преподавателя,
своеобразную меодику (технологию) обучения.
Характерными
особенностями дидактики в подготовке менеджеров являются:
содержание
понятия “субъект” и “объект” преподавания и воспитания;
содержание
понятия “довузовская подготовка менеджеров”;
определение
уровней и содержательно-организационных форм системы довузовской подготовки.
Довузовская
подготовка менеджеров в общем виде есть одна из новых форм подготовительной
работы, которая обеспечивает достижение оптимального уровня
общеобразовательных, экономических социально-психологических и управленческих
знаний личности, развитие интересов, потребностей и наклонностей ее
деятельности в сфере менеджмента.
В силу своей
многоплановости, сложности, специфичности довузовская подготовка требует
системного подхода, всестороннего социально-экономического обоснования, высокой
организации в ее создании и развитии. Довузовская подготовка будущих менеджеров
сможет играть позитивную роль при условии максимального использования
преимуществ складывающихся новых экономических отношений, рынка труда, а также
достаточно высокого интеллектуального, творческого потенциала молодежи,
положительных в целом традиций системы образования, механизма взаимодействия средней
и высшей школы.
Высокий
образовательный и первичный профессиональный уровень, достигаемый в системе
довузовской подготовки, сознательный выбор профессии менеджера,
адаптированность к ней дает возможность молодежи повысить свою
конкурентоспособность, мобильность на рынке труда, уменьшить риск стать
безработным, добиться успеха в сфере общественного производства, частного
предпринимательства и услуг.
1. Раскрыть теоретические и
методологические подходы к исследованию проблемы первичного обучения и
профессиональной подготовки будущих менеджеров.
2. Дать анализ количественных и
качественных показателей существующей довузовской практики работы с молодежью
по формированию кадрового потенциала рыночных реформ.
3. Выявить и раскрыть основные
направления и методику исследования системы довузовского обучения и воспитания
будущих управленцев.
4. Раскрыть условия и предпосылки
создания системы довузовской подготовки, содержательно-организационные формы ее
функционирования.
5. Определить роль, место и
эффективность довузовского обучения в непрерывной системе подготовки
менеджеров.
6. Раскрыть основные направления и пути
совершенствования управления системой довузовской подготовки.
7. Разработать практические рекомендации
по профессиональной ориентации, отбору, адаптации и развитию управленческих
задатков в процессе начального экономико-управленческого образования и
воспитания.
Часть 2. Уровни и содержательно-организационные
формы системы довузовской подготовки
Подбор учебных дисциплин
должен соответствовать тем основным представлениям о деятельности менеджера, на
которые идет ориентация при отборе слушателей на факультете. Кроме того, он
должен способствовать созданию определенной деловой и творческой атмосферы, где
наряду с совершенствованием и приобретением новых знаний и навыков, должно
утвердиться решение о правильно сделанном жизненном выборе. Накопленный нами
опыт позволил выделить основные составляющие этого процесса. Во-первых, это
четкое выяснение и даже вплоть до схематизирования (поскольку схема всегда
позволяет представить процесс более наглядно и целостно) об основных гранях профессии.
Во-вторых, рациональная организация предметных направлений и осуществление
связей между предметами.
Таким образом, чтобы
реализовать оба требования, упорядочим наши представления о профессии менеджера,
используя схему И.И.Винокурова (1994, с.6), а затем, рассуждая о назначении и
сути основных учебных курсов, определим их необходимость для теоретической
подготовки будущих руководителей.
Схематично, деятельность
менеджера можно отобразить с.о.:
Волевой человек Пользователь
руководитель, организатор информацией
Менеджер
Душа коллектива Знаток Интеллектуал
и
производства культурный
человек
|
Согласно указанным
направлениям и ведется подготовка менеджеров.
Первое направление
включает группу предметов, которые знакомят с основами экономики: основы
рыночной экономики, введение в микро- и макроэкономику, основы экономических
знаний, основы бухгалтерского учета и аудита, основы экономики фирмы
международная система бухучета и аудита, основы маркетинга, начала менеджмента,
основы рекламы.
Второе направление
заключается в обучении будущих менеджеров приемам получения и использования
информации. Сюда отнесем такие предметы как: персональный компьютер и
документирование управленческой деятельности, стенография.
Третья группа предметов
объединяет введения в специальности производственного и непроизводственного
менеджмента, менеджмента внешнеэкономической деятельности предприятий,
административного и природоохранного менеджмента, маркетинга, финансов и
кредита.
Четвертое направление
учебной деятельности факультета должен сформировать так называемый культурный
пласт менеджера. Поэтому среди предметов этого цикла - иностранный язык,
украинский, основы государства и права, введение в культурологию.
Пятый цикл предметов
должен помочь менеджеру в создании своего личного имиджа. Поэтому к нему
относятся такие предметы, как основы ораторского мастерства, основы
психологических знаний, общение и этикет, общая физическая подготовка.
Часть 3. Развитие форм и методов профориентации
будущих менеджеров
Специфика
профессиональной ориентации к менеджменту определяется уже особенностями самой
профессии. Ведь не существует менеджера вообще, он работает в конкретной сфере
по организации производства, оказанию услуг, организации досуга и быта и т.д.
Поэтому школьники, выбирающие профессию менеджера, берут на себя задачу не
только изучать деятельность по управлению определенной сферой хозяйственной
жизни, но и, прежде всего, - все, связанное с выполнением функций
руководителя, организатора, работника, ставящего цели перед коллективом и
обеспечивающего их достижение, мотивирующего эффективную работу других и
контролирующего ее.
Специфика
профориентации в стенах вуза состоит также и в том, что к нам приходят
абитуриенты, в общих чертах определившиеся с будущей специальностью (будущий
врач не идет готовиться к поступлению в экономическом вузе, а будущий строитель
в медицинском). Не останавливаясь подробно на хрестоматийных задачах
профессиональной ориентации, отметим, что концептуально задача довузовской
подготовки заключается не в отборе самых лучших абитуриентов в число студентов,
а в создании адекватных условий для раскрытия творческого потенциала и талантов
каждой личности. То есть важным является не столько соответствие школьника,
пришедшего в довузовскую подготовку требованиям профессиограммы менеджера или
юриста, сколько его способность к обучению по предлагаемым программам, а также
степень заинтересованности в дальнейшей учебе в выбранном вузе.
Некоторые
исследователи оценивают такую работу как создание мотивационной среды и
предупреждают об опасности получения учащимися неадекватного впечатления о
вузе, если в процессе мотивирования умалчивается о недостатках качества
преподавания или организации учебного процесса.
Преподаватели
и сотрудники факультета решают следующие задачи: выявление и развитие
специальных качеств и склонностей для работы в управленческой сфере;
организация учебно-воспитательного процесса для получения первичных знаний и
практических навыков в сфере менеджмента и маркетинга; обеспечение целевой
подготовки наиболее одаренных детей для поступления в академию на льготных
условиях.
Первым этапом
знакомства с будущими слушателями становится собеседование. Однако если в
производственной или коммерческой фирме собеседование используется как
инструмент отбора персонала, помогающее в значительной мере оценить такие
важные качества претендента как компетентность, предприимчивость,
самоорганизованность, личностные параметры, потенциальную полезность для фирмы,
то собеседование в системе довузовской подготовки имеет целью выявить основные
психические характеристики личности и спрогнозировать их динамику к появлению
лидерских качеств или наоборот.
Способности и
склонности к управленческой деятельности выявляются также с помощью системы
психологических и образовательных тестов. В отличие от собеседования,
результаты тестов не отражают перспективу развития способностей и склонностей
ребенка, но позволяют определить его “стартовый” потенциал. Прежде всего,
диагностируются такие характеристики личности как мотивированность,
направленность, а также динамические психические качества (внимание, память,
мышление, речь). Умения и навыки слушателей довузовской подготовки оцениваются
по трем компонентам: по результатам индивидуального тестирования, по
результатам самооценки слушателя, по результатам характеристики классных
руководителей. Каждый год результаты тестов подтверждают незначительные
расхождения между общей оценкой, сделанной на факультете и в
общеобразовательной школе; и значительные отклонения (в сторону увеличения)
между названными оценками и самооценкой учащегося. Первое расхождение
объясняется неравномерностью уровня преподавания и неравнозначностью требований
в современных школах. Второе - неадекватным восприятием собственной личности и
собственных возможностей, что прежде всего связано с возрастом и недостаточной
опытностью школьников.
Далее следует
работа, направленная на развитие определенных групп качеств:
профессионально-деловых, административно-организаторских,
социально-психологических, моральных. Этому способствует особым образом
организованная программа подготовки, которая, помимо общеобразовательных и
экономических дисциплин включает практический менеджмент, участие в
научно-исследовательской деятельности, настоящем бизнесе.
Практический
менеджмент (“Ролевая практика”) базируется на имитационной модели поведения
менеджера, формально выраженной в перечне ролей, предлагаемых учащемуся для
исполнения в течение определенного времени. При этом его задача участника
“Ролевой практики” состоит в том, чтобы познакомиться, “примерить” на себя и
выбрать роль, психологически наиболее комфортную и перспективную. Это дает
возможность приобрести определенный социально-психологический статус, который
потом надолго закрепляется за личностью и определяет ее дальнейшие поступки. В
ходе освоения различных менеджерских ролей (менеджер по науке, менеджер по
культуре, администратор по этике и культуре поведения, менеджер-координатор
бизнес-практики)и т.д. Будущие студенты управленческого вуза учатся завоевывать
внимание аудитории, исполнять посильные задания по организации вечеров,
деловых встреч, конкурсов, экскурсий, овладевают первичными навыками
профессиональной управленческой деятельности.
В дальнейшем,
во время учебы в академии, приобретенный социально-психологический статус, как
правило, усваивается и закрепляется, а студент, прошедший ролевую практику на
довузовском этапе, затрачивает значительно меньше усилий для его поддержания,
что позволяет направить активность на профессиональную подготовку.
На факультете
также созданы благоприятные условия для привлечения слушателей к процессу
научного поиска. Эффективными формами этой работы являются подготовка рефератов
и участие во Всеукраинском бизнес-турнире “Экономическая эрудиция”, а также в
конкурсах-защитах научно-исследовательских работ, которые проводятся в рамках
Малой академии наук школьников. Под руководством преподавателей слушатели
готовят работы по экономике, маркетингу, менеджменту, где не только глубоко
анализируют общетеоретические положения, но представляют опыт практической
деятельности фирм и предприятий.
Конкурсы,
турниры, конференции по экономике, менеджменту, другим дисциплинам вуза
дополняются выставками творческих работ слушателей, выпусками факультетской
газеты, праздничными вечерами и концертами. Решение этих вопросов организации
работы на факультете способствует развитию у будущих студентов творческого
мышления, желания заниматься научной работой, стимулирует активность
научно-познавательной и практической деятельности.
Освоение
перечисленных видов работ требует значительных эмоциональных и интеллектуальных
затрат, что ведет к резкому увеличению психологической нагрузки на школьников.
Поэтому тренировка и развитие таких качеств как стрессоустойчивость, эмоциональная
устойчивость могут и должны обеспечиваться в процессе воспитания юных
менеджеров. Программы экономических и управленческих дисциплин, предлагаемых на
факультете, предполагают обязательное проигрывание и анализ проблемных ситуаций
в процессе деловых игр, а также психологическую коррекцию личности с установкой
на приобретение стереотипов управленческого поведения.
Приведем
некоторые утверждения, применяемые обучаемыми в их учебной практике.
1. “Прежде
чем дать эмоциональную оценку событию, я должен реально оценить его причины и
следствия”.
2. “Я привык
наблюдать за собой и всегда знаю, когда необходимо расслабиться”.
3. “Я умею
рационально использовать свое время. В моем распорядке есть место и для отдыха,
и для работы”.
4. “Я понимаю
радость неудачи”.
Можно
поспорить, что данные схемы утверждения, предполагая выработку навыков
самоконтроля, иногда могут выступать в условиях неразвитого эмоционального и
морального сознания как негативный фактор. Однако овладение любой профессией
сопровождается усвоением определенного набора аксиом; и чем оно успешнее, тем
успешнее практическая деятельность. Специфика профессии менеджера состоит в
умении реализовывать управленческие ситуации с целью повышения прибылей
организации, интересы которой он представляет. И эффективность его работы будет
тем выше, а личное удовлетворение от работы тем полнее, чем большее количество
стереотипов управленческого поведения в нем заложено и успешно реализуется в
процессе профессиональной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость
коренного реформирования образования в соответствии с новыми экономическими
отношениями актуализирует необходимость практических исследований в области
подготовки специалистов для той или иной профессиональной сферы деятельности.
Одним из таких исследований является анализ системы довузовской подготовки, как
этапа в становлении личности школьника и адаптации к будущей профессии. В этой
связи становится необходимой разработка социально-педагогического аспекта
подготовки будущих управленцев, с учетом того, что практика довузовской
подготовки опережает теорию.
Важным
является также вопрос определения методологии довузовского образования, в
особенности довузовской подготовки будущих управленцев, что в известной степени
делает данное исследование оригинальным. В настоящей работе сделана попытка
теоретического обоснования концепции довузовского образования, а также
определения дальнейших его перспектив через развитие новых форм и методов
профориентационной работы со школьниками.
В скором
времени, ощутимые преимущества перед конкурентами будут иметь те учебные
заведения, которые сейчас вложат или уже вложили необходимые средства в
создание подготовительных структур, которые помогут не только правильно
определить наиболее подходящую сферу деятельности, но и адаптировать будущих
студентов к требованиям и программам подготовки специалистов. А также те,
которые в отборе студентов будут использовать теорию управления персоналом,
элементами которой являются кадровый менеджмент и маркетинг образования.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Борисова Е.М.,
Логинова Г.П., Мдивани М.О. Диагностика управленческих способностей./ Вопросы
психологии. - № 2. - 1997. - С.112-121.
2. Бурега В.В., Костина Л.Н.,
Можаровский В.А., Симченко Г.В. Факультет довузовской подготовки: становление,
развитие, перспективы. - Донецк: ДонГАУ, 1998 - 40 с.
3. Гамаюнов В.Г., Можаровский В.А.
Дидактика и формирование менеджера. / Материалы международной научной
коференции. 30-31 октября 1997 года. - Донецк, 1997. - С. 126-127.
4. Донецька державна академія управління. Факультет
довузівської підготовки. Концепція та програма діяльності факультету. -
Донецьк, 1994.
5. Конева Е., Кукушкин В., Плаксина О.
Абитуриент и профессиональная ориентация. // Высшее образование в России. - №4.
- 1996. - С. 47-51
6. Концепція профорієнтації учнівської
молоді.//
Психолого-педагогічні новини. - Липень-серпень, 1994 р. - С. 5, 7.
7. Можаровский В.А. Система подготовки
будущих менеджеров в довузовских формах подготовки / Материалы международной
научной коференции. 30-31 октября 1997 года. - Донецк, 1997. - С. 132-133.
8. Можаровский В.А., Бурега В.В.
Некоторые социально-педагогические аспекті довузовской подготовки будущих
менеджеров. / Материалы международной научной коференции. 30-31 октября 1997
года. - Донецк, 1997. - С. 134-135.
9. Практическая
психология для менеджеров. - М.: “Филин”, 1996. - 368 с.
10.Розанов В.В. Психология управления. -
М.: “Бизнес-Школа “Интел-Синтез”, 1997. - С. 97-109
11.Якокка Л. Карьера менеджера. - Минск,
1996.