Воспитательная функция госслужбы

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,83 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Воспитательная функция госслужбы

Дальневосточная Академия Государственной Службы

Заочное отделение

Контрольная работа по курсу: "Педагогика". на тему: "Воспитательная функция государственной службы".

Выполнил:

Студент 1-курса,

3-х г.о., 112-ВЗ группы.,

Антипин А. А.

Хабаровск

2000

Содержание

Введение

1. Сущность воспитания

2. Основные методы воспитания и рекомендуемые условия их выполнения

3. Принципы воспитания

Заключение

Список литературы

Введение

"Искусство воспитания, - писал в свое время известный русский педагог
К.Д. Ушинский, - имеет ту особенность, что почти всем оно окажется делом знакомым и понятным, а иным делом легким, - и чем понятнее и легче кажется оно, тем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все знают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умения, то есть навыки; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденных способностей и навыков, необходимо еще и специальные знания …". Для того чтобы успешно осуществлять воспитательную деятельность, руководителю нужно овладеть искусством воспитания.

Все руководители, работающие в каждодневном контакте с другими людьми, должны развивать свое умение обучать и воспитывать. Это прежде всего относится к тем, в чьих отделах есть сотрудники, долго работающие в одной и той же должности. В этих случаях обучение и развитие играют важную роль в возникновении заинтересованности и повышении компетентности.

Почти каждый человек обладает значительным потенциалом для личного и профессионального роста, и по мере удорожания человеческих ресурсов становится все более важно задействовать этот потенциал. Развитие людей – это ключевой элемент управленческой эффективности, который позволяет влиять на моральный климат и поднимать жизненный статус, не затрагивая непосредственно производственные показатели. Этот важный аспект управления обычно недооценивается.

1. Сущность воспитания

Воспитание, особенно в государственной службе имеет дело с развитием вполне определенных личностных качеств человека, обусловленных требованиями предприятия или организации, в которых он работает, нацелено на формирование личности, которая необходима цивилизованному обществу.
Известно, что человек не рождается личностью, а становиться ею общаясь с другими. Только в общение, в деятельности раскрываются заложенные в нем природой свойства, которые вне общения остаются "вещью в себе".

Из теории воспитания известно, что развитие и формирование личности связано с проблемой соотношения природных и социальных свойств человека. По этому поводу известны ряд точек зрения, крайними из которых являются взгляды на воспитание как на развертывание инстинктов и импульсов
(американский педагог Джон Дьюи, 1859 – 1952) и как на чистую "доску", которая ведет свое начало со времен французских философов – материалистов
18 века. Эти крайние точки зрения на проблему воспитания оказались довольно стойкими и дошли до наших дней, хотя очевидна их одногранность.

Согласно идеям современных антропологов развитие человека зависит от комплексного воздействия на него природных и социальных факторов: наследственности, географической среды, социального окружения и общественной деятельности. Ведущее место здесь занимают социальные факторы, среди которых выделяются макросреда и микросреда.

Макросреда – это общество в целом. Человек трудиться и общается с людьми, которые находятся в свойственных этому обществу отношениях, на которых осуществляет свое действие вполне определенная идеология, мораль, право, общественные организации, литература и искусство. Все это оказывает влияние на человека, все воспитывает. Микросреда – представляет собой коллектив и различные неформальные группы, в которых человек непосредственно исполняет свои обязанности, воздействие которого безгранично.

Природно-географическая среда (климат, география) также воспитывает человека, сказывается на качествах людей, влияют на их характер.
Наследственность порождает у людей определенные задатки (например, к музыке, математике, различным аспектам деятельности). Все это выдвигает необходимость учитывать способности работников и их пригодность к различным аспектам трудовой деятельности. Однако ни географическая среда, ни наследственность не могут сравниться по силе воздействия с трудовым коллективом и руководителем.

Воспитание в широком смысле слова понимается как социальное формирование личности и коллектива, которое осуществляется всем укладом нашей жизни, то есть под влиянием макросреды. В этом плане воспитание исследуется целым рядом наук – философией, социологией, этикой, правовыми науками и т.д. педагогика рассматривает в основном узкое целенаправленное воздействие воспитателя на объекты воспитания (личность и коллектив), которое может быть прямым или опосредованным.

При прямом воздействии объектом воспитания является личность воспитуемого, а предметом – ее качества. В этом случае воспитание избирает цель и средства воздействия и непосредственно побуждает личность
(коллектив) к необходимым определенным действиям и поведению. При опосредованном (непрямом) воздействии объектом также является личность или коллектив, однако средства и приемы воспитания в этом случае направлены не на сами объекты, а на среду, главным образом социальную, преобразуя которую изменяется воспитуемый.

Процесс воспитания выглядит как система педагогических воздействий руководителя на личность, а также на различные звенья коллектива (группы, комиссии, подразделения и т.п.), которое отражает в их изменении поведения.
Если воздействия принимаются, то формируются положительные качества, если нет, то вместо них могут сформироваться отрицательные. Сам руководитель не в силах заставить своих подчиненных воспринять его идеи вопреки их желаниям. Эта закономерность, открытая известным психологом С.Л.
Рубинштейном помогает понять многие стороны воспитания. "…Общественные требования, - отмечал С.Л. Рубинштейн, - не проецирует механически в человека; эффект этих внешних воздействий, общественных в том числе, зависят от внутренних условий, от той "почвы", на которую эти воздействия падают. Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную нравственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей при наблюдении последствий человеческих поступков – того, как наши поступки сказываются на других людях и поступки других людей на нас самих. Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направить. А этом – главное".

Если воспитательное воздействие руководителя оказывается без опоры на внутреннюю переработку воспитуемого, то создается почва для порождения решительного протеста. Пользы от такого воздействия, естественно, мало, а вред большой: формальное соблюдение человеком устоявшихся в обществе норм поведения, то есть внешнее приспособление к ним, не может формировать у него подлинного устремления к достижению поставленных целей. Нужна искренняя внутренняя переработка воздействия. Руководитель, если он действительно хочет воспитать у подчиненного необходимые качества, должен находить у подчиненных внутренний отклик на свои действия, иначе на поверхность выйдет фальшь.

В практической воспитательной деятельности руководитель может воспользоваться целой серией педагогический воздействий (или методов).

2. Основные методы воспитания и рекомендуемые условия их выполнения.

Все методы можно подразделить на две категории:
1). Методы, оценивающие деятельность подчиненных:
- поощрения
- порицания
2). Методы, побуждающие к выполнению вполне определенных действий:
- убеждения
- побуждения

Метод убеждения. В мировой практике воспитания убеждение – главный метод воспитания. Сущность убеждения заключается в воздействии словом и делом на сознание воспитуемого (исполнителя), обеспечивая воспитание у людей морально-политических качеств. Убеждать – значит разъяснять. Успех этого метода в управлении зависит от ряда условий, которые государственный служащий должен соблюдать:
. убеждение предполагает разъяснение и доказательство по вопросам поведения;
. эффективность убеждения зависит от личной убежденности управленца в том, чем он убеждает своих подчиненных, иначе легко разгадывается фальшь в словах наставника;
. успех убеждения зависит от умения и навыков вести беседу, т.е. руководитель обязан уметь формулировать свои мысли, владеть техникой речи, вызвать к себе интерес своих подчиненных;
. при убеждении следует активизировать деятельность объекта воздействия, т.е. показывать исполнителю его положительные стороны или ошибочность его поведения, ставить человека в такие условия, где бы он мог проявить свои возможности, вызывать у членов коллектива, где он работает положительное о нем мнение и т.д.

Метод побуждения. С точки зрения педагогики побуждение как метод воспитания заключается в том, что человек (исполнитель) нацеливается к деятельности, желательной коллективу, ставящий личность в одобренные обществом рамки поведения. Формами побуждения могут быть различные приемы межличностного взаимодействия руководителя и подчиненного, к примеру – приказ. В этом случае приказ выступает как средство управления и организации деятельности подчиненных, как средство осуществления взаимодействия между рабочими группами и подразделениями.

Метод поощрения. В практической деятельности руководителю всегда приходиться оценивать деятельность подчиненных , для чего и используются методы поощрения и порицания. Педагогически правильное применение поощрение положительно сказывается на поведении исполнителя и способствует, в дальнейшем, сплочению коллектива. Поощрение, как неотъемлемый элемент воспитания, выступает в различных формах: от одобрительного взгляда и искреннего рукопожатия до премии и награды.

Каждый исполнитель хочет. Чтобы его труд был оценен по достоинству.
Если он вложил в трудовой процесс много физических сил, знаний и упорства, то ожидает за это положительной оценки – отсюда и необходимость метода поощрения. Такая оценка становиться стимулом поведения лишь при соблюдении ряда педагогических требований:
. тот, кто поощряется должен четко понимать, за что он поощряется, и коллектив, в котором он работает, должен представлять в чем его заслуги;
. нельзя превращать поощрения в "плату" за работу, за соблюдение обычных норм поведения;
. поощрение должно быть своевременным, его нельзя откладывать;
. поощрение должно быть гласным.

Метод порицания. Порицание – это реакция руководителя на нежелательную деятельность и поведение исполнителя. Она помогает оформиться крепкому характеру исполнителя, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю. Основными формами порицания подчиненных выступают: неодобрительный отзыв о работе и предоставление работы, в которой они могли бы проявить себя. Рекомендуемые требования при вынесении порицания:
. порицание должно выноситься только за конкретную деятельность, проступок;
. при определении меры порицания следует принимать во внимание специфику совершенного нежелательного действия и характер человека, то есть осуществлять индивидуальный подход;
. нельзя порицать людей в состоянии раздражения;
. порицание должно быть своевременным и обязательно приводиться в исполнение;
. за поступок одного человека нельзя порицать весь коллектив.

3. Принципы воспитания

Воспитательная деятельность государственного служащего организуется на основе вполне определенных педагогических принципов, отражающих и закрепляющих в правилах общий подход, позицию руководителя по отношению к процессу воспитания подчиненных, его деятельность по формированию у них определенных качеств. Рассматриваемые принципы имеют своей объективной основой закономерные связи и отношения воспитательного процесса, что отражается в целой системе:
1) Воспитание подчиненных в процессе деятельности.
2) Воспитание в коллективе и через коллектив.
3) Индивидуальный подход к воспитуемым.
4) Сочетание высокой требовательности к людям с уважением их личного достоинства и заботой о них.
5) Опора на положительное в процессе воспитания.

Принцип воспитания в процессе деятельности можно правильно понять и осуществить, если рассматривать его требования в тесной связи с реализацией требований других принципов, как органическую часть всего процесса воспитания. Полезно всегда помнить высказывание А.С. Макаренко о том, что труд без идущего рядом образования не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом.

Известно, что только в коллективе в сложных и многообразных отношениях его членов возможно подлинное всестороннее развитие личности, ее дарований и способностей, нравственных качеств, физических сил. Коллектив оказывая воспитывающее влияние на своих членов, отвечает за их действия, защищает их права и предъявляет к каждому из них определенные требования.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив предполагает воспитательное воздействие силой коллектива на всех его членов, для чего необходимо правильно его организовать, сплотить, привить всем членам чувство ответственности за общие интересы подразделения, развить у них принципиальность в отношениях друг с другом, не допускающую ложного товарищества и элементов круговой поруки.

Воспитание, рассчитывающее на успех требует постоянного учета индивидуальных особенностей подчиненных. Индивидуальный подход в процессе воспитания, как и в обучении, состоит в том, чтобы на основе знания индивидуальных особенностей личности работника и специфика их проявления в той или иной конкретной обстановке применять такие средства общественного и индивидуального воздействия на него, которые дают наибольший воспитательный эффект. Индивидуальный подход к подчиненным, обеспечивая гибкость и действенность методов их воспитания, имеет большое значение и его реализация позволяет руководителю установить правильные взаимоотношения с работниками, завоевать их доверие.

Процесс формирования у работников высоких профессиональных качеств может успешно проходить при условии высокой требовательности воспитателей к воспитуемым. "Если кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой формуле определить сущность моего педагогического опыта, - говорил А.С. Макаренко,
- я бы ответил: "как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему"". Требовательность и уважение – это две стороны единого процесса, т.к. кто не уважает человека, не может предъявлять к нему высоких требований. Уважение человека связано с верой в его возможности, его силы и способности. Требовательность идет к достижению целей воспитания лишь в сочетании с заботой о людях и только в этом случае воспитание будет перерастать в самовоспитание, сознательную работу над собой.

В процессе воспитания, особенно преодоления отрицательных черт характера, большое значение имеет опора на положительные качества работников, что дает, как правило, хорошие результаты. Оптимистический подход к человеку вызывает у него доверие и уважение к руководителю, веру в возможность избавится от своих недостатков, создает перспективу. Этот принцип означает поощрение всего достойного не только в отдельном человеке, но и в коллективе, через воспитание на положительном примере, на передовом опыте.

Успех воспитания часто во многом зависит от того, насколько в коллективе осуществляется единство воспитательных воздействий со стороны всех руководителей смежных подразделений. Если допускаются противоречия, непоследовательность в требованиях, приказах, распоряжениях, то это ведет к подрыву авторитета руководителей, мешает установлению человеческих взаимоотношений в коллективе, тормозит весь процесс воспитания. Единство и согласованность воспитательных действий достигается путем формирования у всех руководителей единых взглядов по вопросам воспитания, дисциплинарной практики, организации взаимоотношений.

Заключение

Таким образом, рассмотрев основные понятия, методы и принципы, системы воспитания хотелось бы отметить значимость данного вопроса для руководителя любого ранга, ведь развитие людей – это ключевой момент управленческой эффективности. Но не менее важно, чтобы руководитель, несущий знания и опыт, постоянно повышал свою компетентность как воспитатель.

Список литературы

1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., 1991.

2. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. управление персоналом. – М.,

1998.

3. Ладанов И.Д. практический менеджмент. – М., 1992.

4. Лихачев Б. Курс лекций. – М., 1996. – Разд.1

5. Макаров С.Ф. Менеджер за работой. – М., 1989.



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!