Две модели мышления

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,08 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Две модели мышления

Две модели мышления

Менеджерская деятельность связана с решением самых разнообразных задач. Современный менеджер постоянно наталкивается на проблемы, с которыми он ранее не встречался. Чтобы справиться с ними, менеджеру бывает недостаточно прежних знаний. Всякий раз ему требуется что-то новое. Для этого нужно мыслить. Мышление, как психический процесс всегда направлено на вскрытие глубинных связей и опосредствований, коренящихся в объективной реальности. Мышлением называют процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между видами и явлениями природы и общества.

Наблюдения показывают, что многочисленные мыслительные операции по осуществлению основных функций менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) совершаются по механизмам двух моделей, которые можно проиллюстрировать примерами:

Пример первый. Малолетний сын одного из сотрудников сказал, что у него в два раза больше сестер, чем братьев. Сестренка мальчика объяснила, что у нее столько же сестер, сколько и братьев. Сколько же детей в семье? Сколько мальчиков и девочек?

Пример второй. Ростовщик выдал купцу довольно значительную ссуду. К назначенному сроку купец должен был погасить ее. Однако дела у него шли неважно и он не смог это сделать. По закону ростовщик мог возбудить против купца судебное дело, и тогда тому грозили бы большие неприятности.

Ростовщик предложил купцу сделку: он погашает весь долг, если купец выдаст за него свою единственную дочь. Купец отказывается. Дочь купца пленила ростовщика, и тот хочет добиться своего. Для совершения сделки ростовщик пригласил купца вместе с дочерью в свой сад.

— Вот два камня — темный и светлый, — сказал ростовщик, поднимая с садовой дорожки два голыша. — Я бросаю их в сумку и пусть дочь попытает счастья. Если она вытянет светлый камень, я аннулирую долг и отказываюсь от ее руки. Если же провидение подаст ей в руку темный камень, то я также аннулирую долг, но она становится моей женой.

— Хорошо, — сказала дочь купца. — Я согласна.

Следует заметить, что она заметила, как ростовщик бросив в сумку два темных камня. Замуж за него она не собиралась, у нее был свой жених.

Победа оказалась на стороне дочери купца. Какие действия она предприняла для этого?

Первая задача решается путем обычного логического рассуждения. Тут возможны самые разнообразные приемы — от простых арифметических операций до проигрывания действий методом проб и ошибок. Совершив несколько таких проб, мы придем к единственно правильному выводу: в семье семеро детей, из них четыре девочки и три мальчика. Данное решение осуществлено аналитическим путем. Иногда эту разновидность мыслительной деятельности называют вертикальной.

В основу решения второй задачи положена другая модель мыслительных действий. Это «креативное» (творческое) мышление. Оно известно еще под назначением «латеральное». Суть этого вида мышления заключается в том, что оно не приводит, как в первом случае, к единственно правильному выводу, предлагает ряд равноценных выводов, из которых один может быть самым предпочтительным. В связи с этим здесь не дается ключевого ответа, каждый читатель должен придти к нему сам.

В менеджерской деятельности, как говорилось, встречаются обе модели мыслительных операций. Первая обычно имеет место в ситуациях с конкретной фактурой, вторая — в ситуациях с различными условиями. Данного вида ситуации превалируют. Тем не менее люди, столкнувшиеся с такими ситуациями, пытаются решить проблему исключительно аналитическим способом. Они приучены действовать именно так, а не иначе. Логика жизни наталкивает их на это. Давайте проверим.

.

Похожие работы на - Две модели мышления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!