Две модели мышления
Две модели
мышления
Менеджерская
деятельность связана с решением самых разнообразных задач. Современный менеджер
постоянно наталкивается на проблемы, с которыми он ранее не встречался. Чтобы
справиться с ними, менеджеру бывает недостаточно прежних знаний. Всякий раз ему
требуется что-то новое. Для этого нужно мыслить. Мышление, как психический
процесс всегда направлено на вскрытие глубинных связей и опосредствований,
коренящихся в объективной реальности. Мышлением называют процесс отражения в
сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между видами и
явлениями природы и общества.
Наблюдения
показывают, что многочисленные мыслительные операции по осуществлению основных
функций менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль)
совершаются по механизмам двух моделей, которые можно проиллюстрировать
примерами:
Пример
первый. Малолетний сын одного из сотрудников сказал, что у него в два раза
больше сестер, чем братьев. Сестренка мальчика объяснила, что у нее столько же
сестер, сколько и братьев. Сколько же детей в семье? Сколько мальчиков и
девочек?
Пример
второй. Ростовщик выдал купцу довольно значительную ссуду. К назначенному сроку
купец должен был погасить ее. Однако дела у него шли неважно и он не смог это
сделать. По закону ростовщик мог возбудить против купца судебное дело, и тогда
тому грозили бы большие неприятности.
Ростовщик
предложил купцу сделку: он погашает весь долг, если купец выдаст за него свою
единственную дочь. Купец отказывается. Дочь купца пленила ростовщика, и тот
хочет добиться своего. Для совершения сделки ростовщик пригласил купца вместе с
дочерью в свой сад.
— Вот два
камня — темный и светлый, — сказал ростовщик, поднимая с садовой дорожки два
голыша. — Я бросаю их в сумку и пусть дочь попытает счастья. Если она вытянет
светлый камень, я аннулирую долг и отказываюсь от ее руки. Если же провидение
подаст ей в руку темный камень, то я также аннулирую долг, но она становится
моей женой.
— Хорошо, —
сказала дочь купца. — Я согласна.
Следует
заметить, что она заметила, как ростовщик бросив в сумку два темных камня.
Замуж за него она не собиралась, у нее был свой жених.
Победа
оказалась на стороне дочери купца. Какие действия она предприняла для этого?
Первая задача
решается путем обычного логического рассуждения. Тут возможны самые
разнообразные приемы — от простых арифметических операций до проигрывания
действий методом проб и ошибок. Совершив несколько таких проб, мы придем к
единственно правильному выводу: в семье семеро детей, из них четыре девочки и
три мальчика. Данное решение осуществлено аналитическим путем. Иногда эту
разновидность мыслительной деятельности называют вертикальной.
В основу
решения второй задачи положена другая модель мыслительных действий. Это
«креативное» (творческое) мышление. Оно известно еще под назначением
«латеральное». Суть этого вида мышления заключается в том, что оно не приводит,
как в первом случае, к единственно правильному выводу, предлагает ряд
равноценных выводов, из которых один может быть самым предпочтительным. В связи
с этим здесь не дается ключевого ответа, каждый читатель должен придти к нему
сам.
В
менеджерской деятельности, как говорилось, встречаются обе модели мыслительных
операций. Первая обычно имеет место в ситуациях с конкретной фактурой, вторая —
в ситуациях с различными условиями. Данного вида ситуации превалируют. Тем не
менее люди, столкнувшиеся с такими ситуациями, пытаются решить проблему
исключительно аналитическим способом. Они приучены действовать именно так, а не
иначе. Логика жизни наталкивает их на это. Давайте проверим.
.
Похожие работы на - Две модели мышления
|