Педагогика молитвы
ПЕДАГОГИКА
МОЛИТВЫ
Еще с ленинских декретов Церковь
у нас отделена от школы, а школа от Церкви. Однако Церковь не отделена от детей
-современных мальчишек и девчонок., для которых она - не только храм, свеча
или пасхальные куличи, но - жизненный принцип бытия. Постановлением Священного
Синода Украинской Православной Церкви практически при всех приходах УПЦ действуют
воскресные школы для детей. Сегодня рассказ об одной из них.
Древняя
традиция
"Будьте, как дети", - сказал Христос
Своим ученикам, указывая на цельность, простоту и ясность детской души, лишенной
всякого эгоизма, лукавства и порочной страстности. В другом месте Евангелия
Спаситель запрещает препятствовать детям приходить к Нему, поскольку "таковых
есть Царствие Божие" (Лк. 18,16).
С древнейших времен эта евангельская
заповедь определила участие ребёнка в жизни Церкви с момента его рождения и
даже в материнской утробе. Само Евангелие повествует о том, как "взыграл во
чреве" будущий Креститель Иоанн Предтеча во время встречи его матери, праведной
Елисаветы, с Девой Марией. А описание жития преподобного Сергия Радонежского
раскрывает чудесный эпизод прославления им Троицы также в утробе матери во время
Божественной Литургии, как бы знаменуя, что он через созданную Троицкую обитель
возглавит духовное возрождение всей Руси, изнывающей в неволе монголо-татарского
ига.
В православной традиции наших
предков было активное хождение в храм Божий будущих матерей, а затем воцерковление
детей с первых дней их жизни, дабы привить их к Лозе Истинной и Вечной. В храме
маленький человек получал первые понятия о добре и зле, о святости и греховности.
В 6-7 лет отрок или отроковица впервые участвовали в Таинстве Исповеди, так
как в церковной практике принято, что в этом возрасте совершается переход от
невинного младенчества к отрочеству, когда ребенок вступает в период самоанализа
и должен уже нести ответственность, прежде всего перед Богом, за свои поступки,
мысли и чувства. Таинство исповеди благодатным воздействием снимало первый груз
греха с души ребёнка, и он, ещё не обременённый греховными тяготами взрослого
человека, получал опытное знание борьбы со злом в самом себе. Так начинался
непростой путь к христианскому совершенству и святости.
Становится понятным, что без этих
условий церковности и христианской педагогики невозможно было бы явление миру
великих светильников Православия, таких как преподобные Антоний и Феодосий Печерские,
Сергий Радонежский или Серафим Саровский. И как знать, явились ли бы миру и
наши славянские гении - от автора "Повести временных лет" до талантов серебряного
века, если бы не соприкосновение их душ с православной верой?
В Кирилловском
храме
Как-то непроизвольно думалось
об этом в одно из воскресений в Кирилловском приходе, что на старинной киевской
Лукьяновке. Здесь древние стены храма XII в. во имя святителя Кирилла Александрийского
(известного больше как "Кирилловская церковь") вобрали в себя молитвы наших
предков со времен Киевской Руси, видели запустение татаро-монгольского нашествия,
польской шляхты и кровавого безбожного периода ХХ-го столетия. Иронией судьбы
- а верующие скажут: по промыслу Божьему - с 1992 года этот приход оказался
на территории самой большой на Украине психиатрической лечебницы,
в народе именуемой "кирилловка", где за закрытыми дверями больничных отделений
(среди них и детское) томится более двух тысяч изолированных от общества людей.
И что удивительно, дети Кирилловского прихода наравне со взрослыми опекают этих
несчастных: проводят для них в актовом зале больницы пасхальные и рождественские
концерты, помогают выпекать, а потом и разносить пасхальные куличи и крашенки
(более 2-х тысяч!) по палатам, чтобы никто из больных не остался обделенным.
Здесь творятся дела милосердия: раздаётся одежда и пища, бесплатные лекарства
для неимущих, ежедневно в Кирилловской церкви кормится до 100 нищих и больных.
Многие ребята с родителями выезжают на сельскохозяйственные работы (приход арендует
несколько гектаров земли в Барышевском районе). На приходе дети посещают занятия
Воскресной школы, с неведомыми общеобразовательной программе предметами Закона
Божьего, литургики, катехизиса и иконографии; отсюда совершают паломничества
по святым местам.
Здесь у них происходит встреча
с Богом. Здесь обретают они духовные силы, которые со временем должны будут
отдать обществу.
Детские
литургии
Обретаются силы эти прежде всего
на богослужениях, где вековые православные обряды вобрали в себя и красоту греко-византийского
искусства, и богословскую мысль Православной Руси, и немеркнущее слово Евангелия.
Однако двух- и трехчасовое безучастное
выстаивание на службах не под силу подчас и взрослому: опыт богослужений приходит
не сразу и требует немалых практических навыков. Попадая на службу со взрослыми,
дети, особенно маленькие, начинают томиться, бегать по храму, шуметь. Поэтому
настоятель прихода протоиерей Федор Шеремета, посоветовавшись с духовенством,
решил проводить особые службы - "детские" литургии.
Они несколько короче за счёт допустимых
сокращений, но главной особенностью этих служб является то, что дети выполняют
на них различные послушания: мальчики в стихарях прислуживают священникам в
алтаре, зажигают лампады и свечи, читают церковнославянские тексты, Апостола
- всё это своего рода искусство. На клиросе также дети - Кирилловский детский
хор известен в Киеве. Для детей произносится и соответствующая проповедь; исповедь
также имеет целенаправленный характер. После службы - чаепитие, а затем занятия
в воскресной школе.
Не удивительно, что многие родители
привозят сюда детей с разных районов города, понимая, что здесь - особые условия
для воспитания, здесь детская душа получает нечто большее, чем общеобразовательные
знания.
- Что особенно нравится тебе на
приходе? - спросили мы у 12-летнего пономаря Георгия Курбанова.
- Здесь надёжно, - ответил мальчик
после небольшой паузы. - Другие отношения. Настоящие.
Резюме
Как видим, в наши дни православные
родители, свободные от бдительного ока безбожного режима, могут безбоязненно
исполнять евангельскую заповедь: "Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте
им, ибо таковых есть Царствие Божие…"
Но ведь и "возбранять" можно по-разному,
например, вдалбливая на уроках марксистское понятие о том, что "религия есть
опиум для народа", и философствуя о демократической свободе совести, включая
свободу и на все, что разрушает человека. Пока еще преградой между Православной
Церковью и школой стоит и полюбившаяся нашим чиновникам "многоконфессиональность",
и конституционное отделение Церкви от государства, и несовершенный Закон о свободе
совести, и подогреваемый политиками раскол, и унаследованная общественная атеистическая
индифферентность к религии вообще и к Православию в частности.
Список
литературы
Герук
Сергей. "Педагогика молитвы"