Изучение психологической готовности к материнству
Изучение
психологической готовности к материнству
Изучение
психологической готовности к материнству как фактора развития последующих
взаимоотношений матери и ребенка
Изучение готовности к материнству в последние
годы ведется в разных аспектах: в плане социологических исследований позднего
материнствования и материнствования несовершеннолетних ([11] и др.); при
исследовании факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальными
и психическими аномалиями матерей ([2,с.29,30; 3; 4, с.35-42] и др.); в
филогенетическом аспекте [6]. Исследуются значимые личностные характеристики
будущей матери [1O, с.469-489; 12,с.81,82], разрабатываются опросники,
выявляющие отношения родителей к неродившемуся ребенку [8,с.167-183], изучаются
факторы, влияющие на материнское поведение [9,с.460-463]. Несмотря на слабую
изученность проблемы пренатального развития, предпринимаются попытки
организации пренатального воспитания в русле идеологии психоанализа и
трансперсональной психологии [7, с.21-37].
При всем разнообразии подходов к изучению
"материнствования" (mothering) систематического исследования связи
готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребенка не
проводилось. Поэтому вопрос о ведущих факторах, обеспечивающих эту связь,
остается открытым. Он и стал предметом настоящего исследования.
Предлагаемый подход основывается на концепции
генезиса общения ребенка со взрослым, разработанной М.И. Лисиной (1986), и
исходит из представления о ведущей роли субъектно-ориентированного общения в
психическом развитии младенца. Такого рода общение возможно лишь при отношении
взрослого к ребенку как к субъекту, личности, в противоположность
"объектному" отношению, когда младенец выступает для него
преимущественно как объект ухода (педагогических, медицинских и других
воздействий) [5; 1,с.167-217].
На этом основании мы предположили, что
субъектное отношение к ребенку может оказаться стержневым фактором в структуре
психологической готовности к материнству, проецироваться в стиль материнского
поведения и тем самым обеспечивать наиболее благоприятные условия для
психического развития младенца, важнейшими показателями которого являются
уровень общения ребенка с матерью, особенности становления у него образа себя и
потребности в сопереживании.
В исследовании решались следующие задачи: 1)
разработать методы исследования и определения уровня психологической готовности
к материнству; 2) разработать методы определения типа материнского поведения;
3) сопоставить экспериментальным путем уровни психологической готовности к
материнству, материнского поведения и психического развития младенцев.
Для определения уровня психологической
готовности к материнству использовались рисуночные тесты, специально
разработанная анкета для беременных, индивидуальные беседы. Обследовались 3O
женщин на восьмом-девятом месяце беременности, посещавших женские консультации.
Определение типа материнского поведения
проводилось путем анкетирования тех же матерей в послеродовом периоде, в первые
дни выписки из родильного дома, при достижении ребенком возраста одного и трех
месяцев. Для каждого этапа разрабатаны специальные анкеты с целью выявления
превалирующего (субъектного или объектного) отношения матери к ребенку в разных
сферах взаимодействия. Группа из 11 матерей той же выборки участвовала в серии
экспериментов, направленных на выявление особенностей их взаимоотношений со
своими детьми в возрасте одного и трех месяцев. При этом использовался метод стандартизированного
наблюдения за поведением матери и ребенка в следующих ситуациях: кормление,
пеленание, укладывание спать, при плаче ребенка, во время свободного
бодрствования в ситуации эмоционального общения и игры с использованием
игрушки. Фиксировались характеристики взгляда, действий, эмоциональных, речевых
проявлений и других показателей поведения матери и ребенка.
Для определения показателей психического
развития детей проводились эксперименты по ранее разработанным и описанным
методикам [1,с167-217], предназначенным для выявления уровня общения младенца с
матерью, выраженности его стремления к сопереживанию и характеристик
становления образа себя.
Обработка анкетных данных производилась путем
начисления баллов по заранее разработанным шкалам с целью оценки уровня
психологической готовности к материнству и реализации материнского поведения в
количественном выражении. Показатели изучаемых в экспериментах проявлений
матери и ребенка также баллировались по специальным шкалам. Это позволило
использовать метод ранговых корреляций Г.Спирмена для установления наличия (или
отсутствия) связи между уровнем готов ности к материнству, особенностями
материнского поведения на разных этапах после рождения ребенка по анкетным
данным и реальному поведению в ситуациях наблюдения и эксперимента, а также
исследуемых показателей развития ребенка.
На данной стадии исследования получены
следующие результаты.
Выделены основные составляющие структуры
психологической готовности к материнству: особенности переживания женщиной
беременности; ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем; ранний
детский опыт будущей матери (наличие или отсутствие привязанности к матери,
стиль родительского воспитания, игровые предпочтения и пр.). Все три
составляющие оказались связанными между собой (Rs1 = O,379 при p < О,O5; Rs2
= O,352 при p < О,O5; Rs3 = O,4O3 при p < О,O5). Разные варианты
сочетания элементов этих составляющих в совокупности определили уровень
психологической готовности к материнству.
По этому признаку обследованнаяи выборка
разделилась на три группы: в первую группу - с самым низким уровнем готовности
к материнству - вошли женщины, получившие от 17 до 28 баллов (они составили 23%
от всей выборки); во вторую - женщины, набравшие от 3O до 38 баллов (5O%); в
третью - женщины, набравшие от 4O до 48 баллов (27%).
Качественный анализ анкетных данных выявил
следующие характерные признаки разных групп будущих матерей:
- женщины первой группы чаще отмечали наличие
колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в
период беременности, скупо и формально отвечали на вопросы, касавшиеся их
отношения к неродившемуся ребенку, преимущественно ориентировались на
соблюдение жесткого режима. Они также чаще указывали на отсутствие в детстве
привязанности к матери и строгое отношение родителей, редко отдавали
предпочтение играм с куклами;
- женщины третьей группы чаще не испытывали
колебаний в принятии решения иметь ребенка, отмечали преобладание положительных
ощущений и переживаний в период беременности, охотно и развернуто отвечали на
вопросы, касавшиеся их отношения к неродившемуся ребенку, преимущественно
ориентировались на соблюдение мягкого режима. Все они имели в детстве
привязанность к матери, отмечали ласковое отношение родителей, чаще отдавали предпочтение
играм с куклами;
- ответы во второй группе были частично
сходны с ответами в первой группе и частично с ответами в третьей группе.
Далее показатели психологической готовности к
материнству сопоставлялись с данными анкетирования матерей в послеродовом
периоде, в первые дни после выписки из родильного дома, при достижении ребенком
возраста в один месяц. Оказалось, что уровень психологической готовности к
материнству коррелирует с оценками материнского поведения на всех обследованных
этапах (Rs1 = O,855 при p < О,O1; Rs2 = O,415 при p < О,O5; Rs3 = O,329
при p < О,O5).
Это означает, что, во-первых, анкета,
разработанная для определения уровня готовности женщины к материнству,
позволяет прогнозировать ее последующее материнское поведение; во-вторых,
выделенные три уровня готовности к материнству соответствуют разным типам
материнского поведения, устойчиво сохраняющимся на исследованных этапах.
Данные экспериментального исследования
свидетельсвуют о том, что уровень готовности к материнству коррелирует с
наблюдаемым взаимодействием матери с ребенком трехмесячного возраста (Rs =
O,71O при p < О,O5). На этом этапе сохраняется соответствие трех качественно
различных типов материнского поведения трем уровням готовности к материнству.
Видно, что показатели материнского поведения
в третьей группе почти во всех ситуациях выше, чем в первой и второй группах,
показатели во второй группе выше показателей в первой группе. Особенно яркие
различия в показателях материнского поведения. Показатели материнского поведения
в трех группах (в условных баллах, в среднем по группе). Матери третьей группы
на высоком уровне общаются и играют, гораздо хуже это удается матерям второй
группы, а матери первой группы в ситуации общения оказываются наименее
компетентными и почти совсем не умеют играть с младенцем. Количественные
различия в показателях материнского поведения отражаются в следующих
качественных особенностях.
Матери первой группы в режимные моменты
разговаривают с ребенком мало, не комментируют его и собственные действия, не
используют "бэби-ток" (особо интонированную "детскую речь")
и редко употребляют ласковые слова. Часто затрудняются в определении причины
плача ребенка, не выражают ему сочувствия, иногда даже поддразнивают; при
пеленании редко учитывают движения ребенка; практикуют кормление из бутылочки
не на руках, а в кроватке; при укладывании спать редко напевают или укачивают.
В ситуации специально организованного общения с ребенком используют ласковую
интонацию, но не употребляют ласковых обращений, содержание обращений
формальное, касается преимущественно режимных моментов: "наелся?",
"не выспался?" и т.п. Они обычно не замечают инициативных проявлений
ребенка или игнорируют их, не приурочивают свое поведение к поведению ребенка,
не повторяют за ним звуков, не побуждают к улыбкам. Во время игры с младенцем
не стремятся заинтересовать его игрушкой и сами не проявляют интереса, часто
просто молча показывают ее и отстраненно наблюдают за ребенком.
Совершенно иное поведение в третьей группе:
при выполнении режимных моментов матери много разговаривают с ребенком,
комментируют все действия, активно используя "бэби-ток", употребляют
ласковые обращения, стремятся поймать его взгляд. Чутко реагируют на плач
ребенка, точно определяют его причину, стараются успокоить малыша, выражая
сочувствие. При пеленании приноравливаются к движениям младенца; при кормлении
поощряют ласковыми словами, из бутылочки кормят всегда на руках; при
укладывании нередко напевают колыбельную, укачивают. В специально
организованном общении адресуются к ребенку с оживленной мимикой, улыбками,
ласковыми словами, используют "бэби-ток", содержание обращений обычно
имеет личностную направленность: "ты мой дорогой!", как ты хорошо
разговариваешь!" и т.п. Они высоко чувствительны к инициативным проявлениям
ребенка, поощряют их, повторяют за ним все звуки, побуждают к улыбкам и
вокализациям, приурочивают свои воздействия к поведению ребенка. Во время игры
стараются использовать самую занимательную игрушку, привлекают внимание к ней
словами, выразительной мимикой, демонстрируя все ее качества, побуждают ребенка
к рассматриванию, при этом стремятся поймать взгляд малыша и разделить с ним
впечатления, сами увлечены игрой.
Матери второй группы ведут себя по-разному: в
режимные моменты они иногда вступают в общение с ребенком, изредка комментируя
действия, разговаривают с ласковой интонацией, но сдержанно,
"бэби-ток"используют редко. Чутко реагируют на плач, но не выражают
сочувствия младенцу и, как матери первой группы, иногда поддразнивают его. При
пеленании не всегда учитывают движения младенца; при кормлении из бутылочки
иногда ребенка берут на руки, но иногда бутылочку подкладывают в кроватку; при
укладывании изредка укачивают малыша. В ситуации общения используют
"бэби-ток", называют ребенка ласковыми словами, но не всегда
откликаются на его инициативу, почти никогда не стараются приурочить свои
воздействия к поведению малыша, редко поощряют его действия, не повторяют за
ним звуков, нечасто побуждают к улыбкам и вокализациям. В игре пытаются вызвать
интерес к игрушке словами, но демонстрируют ее однообразно, редко стремятся
поймать взгляд ребенка и разделить с ним впечатление, склонны наблюдать за
малышом со стороны, не включаясь в игру.
В целом можно заключить, что по показателям
готовности к материнству, по данным анкетирования и реально наблюдаемому
поведению у матерей третьей группы превалирует субъектное отношение к ребенку,
у матерей первой группы - объектное отношение, а у матерей второй группы
отмечается смешанное, или промежуточное, отношение.
Данные об особенностях психического развития
детей в три месяца показали корреляционную зависимость как от типа материнского
поведения, так и от уровня психологической готовности к материнству.
Соответствующие коэффициенты корреляции представлены в таблице.
Количественный и качественный анализ
исследуемых особенностей психического развития детей показал, что младенцы
третьей группы обнаружили самый высокий уровень общения с матерью. Они более
инициативны, лучше владеют экспрессивно-мимическими средствами общения, чем
младенцы первой и второй группы; все умеют развивать коммуникативную ситуацию;
проявляют выраженный интерес к общению, быстро и с удовольствием включаются в
него, не прекращают контакта по своей инициативе и активно протестуют, когда
его прекращает мать. Вторая группа младенцев имеет более низкий уровень общения
с матерью, чем третья. Они менее инициативны, но имеют высокие показатели
компонентов комплекса оживления, демонстрируя преимущественно ответное
поведение; слабее умеют развивать коммуникативную ситуацию; нередко сами
прекращают общение. Младенцы первой группы достаточно инициативны, но имеют
самые низкие показатели компонентов комплекса оживления; не у всех отмечается
умение развивать коммуникативную ситуацию; часто наблюдаются отвлечения.
У детей третьей группы ярче, чем у второй,
выражено стремление к сопереживанию с матерью в радующей ситуации, тогда как у
младенцев первой группы оно не отмечалось вовсе. Показатели становления образа
себя также обнаружились раньше и ярче у детей третьей группы, чем первой и
второй; младенцы первой группы проявили наименее выраженные характеристики
образа себя.
Итак, проведенное исследование выявило связь
между уровнем психологической готовности женщины к материнству, ее реальным
материнским поведением и особенностями психического развития ребенка в три
месяца. При этом подтвердилась исходная гипотеза о субъект-объектном отношении
матери к ребенку как основном факторе в структуре психологической готовности к
материнству, определяющем дальнейшее материнское поведение и тем самым влияющем
на особенности психического развития ребенка.
На основании проведенного исследования можно
сделать вывод о структуре психологической готовности к материнству. Ее
основными составляющими являются переживания женщиной беременности, ориентации
на стратегию воспитания и ее ранний детский опыт. Стержневым фактором,
спроецированным на все три составляющие готовности к материнству, является
двухполюсное континуальное субъект-объектное отношение к ребенку, которое
определяет тип материнского поведения в первые три месяца после рождения
младенца и особенности его психического развития.
Список
литературы
1. Авдеева
Н.Н., Мещерякова С.Ю. Особенности психической активности ребенка первого года
жизни // Мозг и поведение младенца / Под ред. О.С. Адрианова. М.: Институт
психологии РАН, 1993.
2. Брутман
В.И., Северный А.А.Нежеланная беременность как фактор риска психической
патологии будущего ребенка // Актуальные вопросы детской психоневрологии:
Материалы республиканской конференции. Томск, 1992.
3. Брутман
В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.С.Некоторые результаты социологического и
психологического обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных
детей// Вопросы психологии. 1994. N 5.
4. Копыл О.А.,
Бас Л.Л., Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов и условий
психологического риска для будущего развития ребенка file://Синапс
.
1993. N 4.
5. Лисина М.И.
Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
6. Филиппова
Г.Е.Образ мира и мотивационные основы материнства // Проблемы изучения и
развития личности дошкольника. Пермь. 1995.
7. Шмурак Ю.И.
Пренатальная общность // Человек. 1993.
8. Condon J. The Assessment of Antenatal Emotional
Attachment: Development of the Questionaire Instrument // Brit. J. Med.
Psychol. 1993. Vol. 66. No. 2.
9. Klous M., Jerauld R., et al. Maternal Attach ment:
Importance of the First Post-partum Days // New Engl. J. Medicine. 1972. Vol.
286. No. 9.
10. Slade P., MacPherson S., et al. Expectation,
Experiences, and Satisfaction with Labour // Brit. J. Clin. Psychol. 1993. Vol.
32. No. 4.
11. The Different Faces of Motherhood. N.Y., L.,1988.
12. Wijma K., Wijma B. Changes in Anxiety during
Pregnancy and after Delivery // Reprod. Life: Proceedings of the 1Oth
International Congress... Carnforth,
1992.
13. Мещерякова
С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к
материнству.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.fpo.ru/